День русской кухни во второй младшей группе
план-конспект занятия (младшая группа)
ООД «Русская кухня» во 2 младшей группе
Цель: формирование эмоционально положительного отношения к русской традиционной кухне.
Задачи:
- конкретизировать первоначальные представления о традиционной русской посуде (миска, горшок, чугунок, ложка, самовар), домашней утвари (ухват) и их назначении;
- стимулировать проявления положительного эмоций при обыгрывании потешек.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_den_russkoy_kuhni.docx | 19.36 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД «Русская кухня» во 2 младшей группе
Цель: формирование эмоционально положительного отношения к русской традиционной кухне.
Задачи:
- конкретизировать первоначальные представления о традиционной русской посуде (миска, горшок, чугунок, ложка, самовар), домашней утвари (ухват) и их назначении;
- стимулировать проявления положительного эмоций при обыгрывании потешек.
Оборудование: самовар, посуда (глиняная, деревянная): миска, тарелка, ложка, ковш, ухват, чугун, Н. п.игра «Посуда»
Ход:
Воспитатель обыгрывает с детьми потешку.
Воспитатель:
Ай, качи-качи-качи!
Глянь-баранки, калачи!
С пылу с жару из печи,
Все румяны, горячи.
Налетели тут грачи,
Подхватили калачи
Нам остались бараночки.
А вот и самовар-батюшка. Сейчас мы с вами посмотрим, как устроен.
Показ старинных самоваров на картинке и настоящего.
Пока самовар закипал, с детьми играли в разные игры. Давайте и мы с вами поиграем.
Пальчиковая игра «Сорока»
Сорока – белобока
Кашу варила
На порог скакала,
Гостей созывала.
Гости услыхали,
Быть обещали.
Гости – на двор,
Кашу - на стол.
Этому дала в мисочке,
Этому на тарелочке,
Этому на ложечке,
Этому поскребышки…
А этому ничего не дала!
Зачем дров не рубил,
Воды не носил?..
Я воду носила, гостей из ковша поила
Этому дала, этому дала..,
А тебе не дам.
Сорока много каши наварила. А в чем она кашу варила?
Дети: в горшке, в кастрюле.
Воспитатель: - Верно в горшочке – вот в таком глиняном (показ горшочка), а еще можно кашу варить в чугунке (показ). В них варили не только кашу, но и щи, молоко в печке томили, овощи парили, а чтобы было удобно горшок и чугунок в печку ставить, подхватывали его ухватом (показ).
А в чем же, ребята, сорока кашей гостей угощала, в чем раздавала. Этому дала в мисочке-глиняной или деревянной (показ миски и рассказ о ней). Этому на тарелочке (показ и рассказ). Этому на ложечке (показ и рассказ). Гостей из чего поила? (из ковша).
Такая, дети, была в старину посуда, а для чего она была нужна? (есть, гостей угощать).
Вы такие молодцы. Я для вас приготовила еще одну игру настольную. У меня разбилась посуда, а черепки все перепутались, помогите мне их собрать.
Игра «Посуда». Детям даются разрезанные на части карточки с изображением горшка, ложки, самовара, миски, ковша, кружки. Они должны собрать по одному предмету на выбор.
Звучит р.н.песня «Светит месяц»
Молодцы, дети, помогли посуду собрать, спасибо вам.
А мы продолжаем. Богата и щедра земля наша. На щедрой земле и люди живут щедрые. Русский человек издавна славился своим хлебосольством. Зайдите к нему на часок – из-за стола не выберетесь! Все вкусно, все сытно, а главное – полезно.
Как вы думаете какой продукт был самым главным, самым почитаемым на Руси? Без него не обходился ни один праздник?
Дети: Хлеб!
Воспитатель: Правильно, хлеб – всему голова! К хлебу в старину относились свято, бережно, ведь он доставался тяжелым трудом. Хлеб можно было брать только чистыми руками. По праздникам пекли особый хлеб – каравай. Дорогих гостей хлебом с солью встречали.
Вот он – хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой.
Воспитатель: Теперь отгадайте мою загадку.
Сдобный, пышный ароматный,
У него румяный бок.
Называется, ребята, это чудо… (пирожок).
Воспитатель: Верно! Ни один русский праздник не обходился без пирогов. А какие пироги пекут, с какой начинкой?
Начинок у пирогов много с капустой, луком, яйцами, яблоками, малинкой, рыбой, курицей. И называются они по-разному: расстегаи, кулебяки, рябники, левашники, курники. В каких русских сказках часто упоминаются пироги или изделия из теста? («Колобок», «Маша и медведь», «Гуси-лебеди», «Царевна - Лягушка», «Петушок и меленка», «Крылатый, мохнатый да масляный», «Морозко», «Пойди туда – не знаю куда, принеси то, не знаю что» и другие.)
Воспитатель:Ну-ка ребятки отгадайте-ка ещё загадку
Сладким мёдом поливаем
Или сыром посыпаем.
Будут с маслицем вкусны
Аппетитные... (блины)
Воспитатель:Верно, блины на Руси любили. Ели блины с маслом, сметаной, медом, вареньем, ягодами, икрой – всего не перечислишь. На какой праздник специально пекут блины?
Дети: На Масленицу.
Воспитатель: Правильно! Этот праздник посвящен проводам зимы, встрече весны, тепла, солнца, блины были символами солнышка. Блинам песни посвящали и игры. В одну из них предлагаю поиграть.
(Дети стоят по кругу и передают друг другу мяч, проговаривая слова. На ком мяч остановится тот выходит в круг. Когда соберётся 3-4 ребёнка. Включается музыка и все танцуют. Дети оставшиеся в круге хлопают)
Раз, два, три, четыре, пять –
Будем блин передавать.
Кто блин возьмёт
Танцевать пойдёт.
Воспитатель: Про кого на Руси говорили: кормилица, матушка? (Про корову). Послушайте стихотворение:
Белая водица
Всем нам пригодится.
Из водицы белой
Все, что хочешь делай:
Сливки, простоквашу,
Масло в нашу кашу,
Творожок на пирожок.
Кушай, миленький дружок!
Л. Уланова
Воспитатель: Да, ребята, из молока делали творог, масло, сметану, ряженку. Молоко добавляли в каши, супы, тесто. Ни одна семья не могла прожить без коровы. Молоко до сих пор уважают, да в каши добавляют.
Воспитатель: Каша - любимая еда русского народа. Каши варили всевозможные: из ячменя, гречки, манки, пшена. Были в старину еще и рыбные каши: лососевая, осетровая. Варили каши и из овощей. А вы какую кашу любите?
Воспитатель: Попробуйте угадать какая это крупа и как называется каша.
(Дети перебирают и обследуют крупу) (Или смотрят картинки)
Воспитатель: В старину люди в основном жили в деревнях. Каждая семья имела свой огород, который давал к столу свежие овощи.
Воспитатель: А как русские люди сохраняли свой урожай?
Дети: Они сушили, солили, квасили и мариновали запасенные овощи.
Воспитатель: Какие овощи у нас растут на огородах вы узнаете, если отгадаете мои загадки.
Расту в земле на грядке я,
Красная, длинная, сладкая.
(Морковь)
Лоскуток на лоскутке –
Зеленые заплатки,
Целый день на животе
Нежится на грядке.
(Капуста)
Сильно плачут все вокруг,
Если мама чистит …
(Лук)
Вверху зелено,
Внизу красно.
В землю вросло.
(Свекла)
На грядке длинный и зеленый,
А в кадке – желтый и соленый.
(Огурец)
Кругла да гладка,
Откусишь – сладка,
Засела крепко
В землю … (репка)
Воспитатель: Какими словами часто заканчиваются русские народные сказки? («И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало»).
Воспитатель: Что же пили наши предки? (Мед, пиво, квас, кисель, компот).
Воспитатель: Распространенным напитком на Руси был кисель. «Где кисель, там и присел» - гласит русская пословица. Очень любили русские люди квас. Готовили его из хлеба, клубники, клюквы, черной смородины, вишни, яблок, груш, свеклы и шиповника.
Существовали сотни самых различных рецептов медовых напитков: хмельной мед, мед-липец, мед крепкий, мед клюквенный, мед вишневый.
Вот Вам морса кувшин,
Желаю вырасти на целый аршин.
Воспитатель угощает детей клюквенным морсом.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с Вами узнали о некоторых особенностях, посуде и блюдах русской национальной кухни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД с элементами русского фольклора во второй младшей группе: «К нам в гости заинька пришел».
Конспет непосредственно образовательной деятельности по развитию речи с элементами русского фольклора для детей второй младшей группы....
Литературный досуг «Путешествие по русским сказкам». Во второй младшей группе
Закрепить знание детей прочитанных ранее русских народных сказок («Теремок», «Заюшкина избушка», «Колобок»).Проверить запоминание детьми содержания сказок, отдельных фраз, песенок героев сказок.Продол...
Конспект ООД по развитию речи с элементами русского фольклора во второй младшей группе на тему: «Едем в гости к бабушке, на вкусные оладушки»
Развитие речи у детей через приобщение к русскому народному фольклору.- познакомить детей с элементами русского народного быта, а также со словами – историзмами: изба, горница, чугунок, ухват, с...
Конспект занятия по развитию речи "В мир русских народных сказок" (вторая младшая группа)
Цель:1. Закрепить знания детей о русских народных сказках.Задачи:1. Закрепить названия ранее прочитанных русских народных сказок.2....
Информационно - творческий проект «Папин день», посвященный празднику «День защитника Отечества» во второй младшей группе
Дети второй младшей группы ещё не имеют представления о стране, армии, государственных праздниках, таких как «День защитника Отечества». Участие детей в проекте «Папин день» по...
Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе
Конспекты занятий в "Русской избе" во второй младшей группе...