Экологический проект "Берегите птиц"
проект (средняя группа)
Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей.
Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги дошкольного учреждения проводят совместно с родителями досуги, праздники, выставки художественного творчества детей и родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_beregite_ptits.docx | 40.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект «Берегите птиц»
Тип проекта: исследовательский.
Вид проекта: групповой.
Продолжительность: 1 февраля – 28 февраля (краткосрочный).
Возраст воспитанников: 4 года.
Участники: воспитатель, дети и родители группы.
Актуальность:
Очень часто дети задают вопрос: «Почему осенью одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать?» ,«Что у одних хватает сил долететь, а у других нет?» Эти вопросы возникают, потому что у детей недостаточный уровень знаний о том, какие бывают птицы, чем они питаются, как живут, как выводят потомство и какую роль играют люди в жизни пернатых. Поэтому тема «Берегите птиц» актуальна для развития личности ребенка, и мы развиваем эту тему в таких направлениях как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Экологическое воспитание» – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н.Николаева.
Содержание экологического воспитания включает два направления:
- экологические знания детей,
- отношение к предметам и явлениям окружающей действительности.
Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе.
Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей.
Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги дошкольного учреждения проводят совместно с родителями досуги, праздники, выставки художественного творчества детей и родителей.
Цель проекта: расширение и обогащение знаний детей о зимующих птицах
Задачи:
- Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц
- Воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время
Проблемный вопрос « Кто такие зимующие птицы?»
Этапы проекта:
- Подготовительный этап:
- Определение уровня знаний детей о зимующих птицах;
- определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов;
- подбор необходимой литературы по данной теме.
- Основной этап:
1-2 неделя. Задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли
человека в жизни зимующих птиц.
2-3 неделя. Задача: Пополнить развивающую среду по теме проекта.
3-4 неделя. Задача: Воспитывать желание помогать птицам в трудное
для них время.
- Заключительный этап:
- Викторина «Кто больше знает о птицах?»
Планируемый продукт проекта: создание альбома о зимующих птицах, кормушки для птиц (взаимодействие с родителями)
- Этап выхода на новую проектную деятельность – весенний проект «Перелетные птицы»
Задачи проекта: Расширить знания детей о зимующих птицах
Реализация образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Познавательное развитие:
Наблюдение за зимующими птицами (экологическое развитие)
Задачи:
- закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
- воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
- закрепить знания детей о том, что в зимний период некоторые птицы выводят потомство
ФЭМП
Дидактические игры математического содержания
Задачи:
- Закрепить знания количественного и порядкового счета;
- Закрепить знания дней недели.
Речевое развитие:
Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц;
Задачи:
1. Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц,
Чтение художественной литературы и стихов
Задачи:
- Развивать речевое внимание, память, логическое и творческое
мышление;
- Учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
- Воспитывать нравственные качества детей, сопереживание, желание
прийти на помощь.
Отгадывание загадок про зимующих птиц;
Задачи:
- Учить детей отгадывать название птиц по внешним признакам и по образному сравнению.
- Закрепить знания детей о зимующих птицах в дидактической игре.
Художественно-эстетическое развитие
Задачи
- Учить детей в лепке, аппликации и рисовании передавать строение птиц: туловище, голова, лапы, хвост;
- Учить детей в лепке, аппликации и рисовании передавать позу птиц: стоит, летит, клюет.
Лепка: «Снегири и синички на кормушке»
Аппликация: «Веселый воробей»
Рисование: «Снегирь на ветке рябины»
Музыкально-художественное развитие:
Слушание записи с голосами птиц
Социально-коммуникативное развитие
Совместное творчество родителей и детей;
Изготовление кормушек для птиц;
Трудовая деятельность
Труд в природе – подготовка корма для птиц, кормление птиц
Ожидаемые результаты в конце проекта
У детей
- Сформированы элементарные представления о зимующих птицах.
- Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
- Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
- Развит интерес к чтению художественной литературы по данной теме
- Развит интерес к математическому счету
У родителей
- Повысился уровень экологической воспитанности
- Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.
- Привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.
Перспективы проекта: В дальнейшем планируем разработать весенний проект
«Перелётные птицы».
Планирование этапов проекта
Этапы проекта | Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Деятельность родителей |
1.Организационный | |||
Подбор дидактических игр и художественной литературы | Д/и «Кто как голос подает?» | Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах | |
Определение уровня знаний детей о зимующих птицах | Д/и «Угадай по описанию?» | Консультация для родителей «Трудно птицам зимовать – птицам нужно помогать» | |
Подбор дидактических игр математического содержания | Д/и «Один - много» | Рекомендации родителям по повторению название зимних месяцев, дней недели | |
Оформление уголка книги (подбор книг о птицах) | Раскрашивание силуэтов птиц | Консультация для родителей, как и из чего можно изготовить кормушки | |
Оформление информации для родителей «Птицы наши друзья» | Рассматривание картинок с изображением зимующих птиц | Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки ) по данной тематике в книжный уголок группы | |
2. Реализация проекта | |||
Чтение худ.лит-ры В.Звягиной «Воробей», Т.Евдошенко «Берегите птиц» З.А. Александровой «Новая столовая» Ю.Никонова «Зимний гости» Л.Воронкова «Птичьи кормушки» А.Яшин «Покормите Птиц» О.Григорьева «Синица» В.Сухомлинский «Как синичка меня будит» Заучивание стихотворения наизусть Н.Рубцов «Воробей» |
| Чтение художественной лит-ры В. Бианки «Сова», «Лесные домишки, И.Тургенев «Воробей», А.Барков «Голоса леса», И.Поленов «Синичкины кладовки» | |
|
|
| |
|
и порядкового счета «Какой по счету воробей?»
| На прогулке с детьми подсчет увиденных зимующих птиц | |
Организация игровой деятельности, подвижных игр: «Совушка-сова», «Вороны и воробьи», «Птицы в гнездышках» | Рисование «Снегири на ветке рябины» | Понаблюдать за птицами «Кто чем питается?» | |
Организация прослушивания записи с голосами птиц: «Птички» муз.Т.Ломовой, «Воробей» муз.Ветлина |
Снегирь и синичка на кормушке»
| Организация совместной исследовательской работы родителей и детей «Мои наблюдения в лесу за птицами». Понаблюдать за птицами в лесу, в городе. | |
3. Заключительный этап | |||
Подготовка вопросов к викторине «Кто больше знает о птицах?» | д/и «Четвертый лишний» | Закрепление знаний детей в правильном составлении описательного рассказа о птицах | |
Подготовка вопросов к викторине «Кто больше знает о птицах?» | Задание определить по частям птицы что это за птица? (Чей клюв, чья грудка? ) | Закрепление знаний детей о внешнем виде, строении и образе жизни зимующих птиц | |
Подготовка вопросов к викторине «Кто больше знает о птицах?» | Задание найти на картинке зимующих птиц и сосчитать их | Закрепление знаний детей о днях неделях и зимних месяцах | |
Подготовка к оформлению альбома о зимующих птицах, конкурс кормушек | Выставка детских работ «Мир птиц глазами детей» | Изготовление кормушек | |
Оформление презентации проекта | Выставка совместного творчества родителей и детей | Изготовление поделок из бросового материала на тему «Мы любим птиц» | |
4. Этап выхода на новую тему проекта | Тема нового проекта: Весенний проект «Перелетные птицы» Цель нового проекта: расширить и обогатить знания детей о перелетных птицах |
Литература:
- Грехова Л.И., В союзе с природой. М.,1999 г.
- Журнал «Юный натуралист» - 1994. - №2, 11; 1995, - №2; 1996 -№3,4,11; 1997, - №2
- Журнал «Обруч» - 2011.- №2
- Зверева-Андреевская Е.Г., Монтазери О.Н., Игошина М.А., «Окружающий мир» изд-во «ЮВЕНТА», 2006г.
- Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. , «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» , Москва изд-во«АРКТИ», 2005г.
- Молодова Л.П. «Экологические праздники для детей» М.,1999 г.
- Николаева С.Н. Программа «Юный эколог» // Дошкольное воспитание, 1994, № 9. – С. 51-53.
- Николаева С.Н. Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание, 2000, № 5. – С. 36.
- Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры. Старинная группа // Дошкольное воспитание, 1996, № 6. – С. 36.
- Парамонова Л.А, Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Истоки»
- Рогачев С. Концепция дошкольного воспитания / / Дошкольное воспитание, 1989, № 5. – С. 10.
- Рыжова Н.А. Я и природа. – М., 1996.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. – М., 2000. – С. 110-155.
- Рыжова Н.А. «Наш дом - природа», «Я и природа» М.1996.
- Рыжова Н.А. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание, 1998, № 7. – С. 26-34.
- Рыжова Н.А. «О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» // Дошкольное воспитание, 2001, № 6.
- Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.
- «Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о жизни птиц).
- Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.
- Электронный ресурс: http://festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект: «Птицы»
Цель:Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.Задачи:1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.2.Уточнить и систематизировать...
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Птицы нашего края" (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия в помощь воспитателям...
Экологический проект "Птицы"
Экологический проект "Птицы" - информациолнно-практико-ориентированный, среднесрочный. Разработан и реализован в подготовительной к школе группе.Участниками являются дети, педагоги, родители....
Этапы разработки и проведения экологического проекта "Птицы"
Суть проекта заключается в том, чтобы во время прогулок по территории сада и в повседневной жизни дети получа...
Экологический проект "Птицы на кормушке".
Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, ...
Экологический проект "Птицы наши друзья"
Цель: Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста....
Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе
Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....