Экологический проект "Берегите птиц"
проект (средняя группа)

Мунтян Елена Николаевна

Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей.

 Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги дошкольного учреждения проводят совместно с родителями досуги, праздники, выставки художественного творчества детей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_beregite_ptits.docx40.79 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Берегите птиц»

Тип проекта: исследовательский.

Вид проекта: групповой.

Продолжительность: 1 февраля – 28 февраля (краткосрочный).

Возраст воспитанников: 4 года.

Участники: воспитатель, дети и родители группы.

Актуальность:

      Очень часто дети задают вопрос: «Почему осенью одни птицы улетают в теплые края, а другие остаются зимовать?» ,«Что у одних хватает сил долететь, а у других нет?» Эти вопросы возникают, потому что  у детей     недостаточный уровень знаний о том, какие бывают птицы, чем они питаются, как живут, как выводят потомство и какую роль играют люди в жизни пернатых. Поэтому тема «Берегите птиц» актуальна для развития личности  ребенка,  и мы развиваем эту тему  в таких направлениях как «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«Экологическое воспитание» – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». С.Н.Николаева.

     Содержание экологического воспитания включает два направления:

-   экологические знания детей,

- отношение к предметам и явлениям окружающей действительности.

   Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе.

    Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей.

    Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников. Педагоги дошкольного учреждения проводят совместно с родителями досуги, праздники, выставки художественного творчества детей и родителей.

Цель проекта: расширение и обогащение знаний  детей о зимующих птицах

Задачи:

  • Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц
  • Воспитывать желание    помогать птицам в    трудное для них время

Проблемный вопрос « Кто такие зимующие птицы?»

Этапы проекта:

  1. Подготовительный этап:
  • Определение уровня знаний детей о зимующих птицах;
  • определение темы проекта, задач, стратегий и механизмов;
  • подбор необходимой литературы по данной теме.
  1. Основной этап:

1-2 неделя. Задача: Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли

                                   человека в жизни зимующих птиц.

2-3 неделя. Задача: Пополнить развивающую среду по теме проекта.

          3-4 неделя. Задача: Воспитывать желание помогать птицам в трудное  

                                             для них время.

  1. Заключительный этап:
  • Викторина «Кто больше знает о птицах?»

Планируемый продукт проекта: создание альбома о зимующих птицах, кормушки для птиц (взаимодействие  с родителями)

  1. Этап выхода на новую проектную деятельность –  весенний  проект «Перелетные птицы»

Задачи проекта: Расширить знания детей о зимующих птицах

Реализация образовательных областей:

«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»

 Познавательное развитие:

Наблюдение за зимующими птицами (экологическое развитие)

Задачи:

  1. закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
  2. воспитывать желание помогать птицам в трудное для них время;
  3. закрепить знания детей о том, что в зимний период некоторые  птицы выводят потомство  

ФЭМП

Дидактические игры математического содержания

Задачи:

  1. Закрепить знания количественного и порядкового счета;
  2. Закрепить знания дней недели.

         

 Речевое развитие:

Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц;

Задачи:

           1.    Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц,

Чтение художественной литературы и стихов

Задачи:

  1. Развивать речевое внимание, память, логическое и творческое  

       мышление;

  1. Учить отвечать на вопросы воспитателя полным ответом;
  2. Воспитывать нравственные качества детей, сопереживание, желание

        прийти на помощь.

Отгадывание загадок про зимующих птиц;

Задачи:

  1.  Учить детей отгадывать название птиц по внешним признакам и  по  образному сравнению.
  2.  Закрепить знания детей о зимующих птицах в дидактической игре.

Художественно-эстетическое развитие

Задачи

  1. Учить детей в лепке, аппликации и рисовании передавать строение птиц: туловище, голова, лапы, хвост;
  2.  Учить детей в лепке, аппликации и рисовании передавать  позу птиц: стоит, летит, клюет.

Лепка:   «Снегири и синички на кормушке»

Аппликация: «Веселый воробей»

Рисование:  «Снегирь на ветке рябины»

 

Музыкально-художественное развитие:

Слушание записи с голосами птиц

Социально-коммуникативное развитие

Совместное творчество родителей и детей;

Изготовление кормушек для птиц;

Трудовая деятельность

Труд в природе – подготовка корма для птиц, кормление птиц

Ожидаемые результаты в конце проекта

У детей

  • Сформированы элементарные представления о зимующих птицах.
  • Сформированы представления о правильных способах взаимодействия с объектами природы.
  • Развит интерес к наблюдению за объектами и явлениями природы.
  • Развит интерес к чтению художественной литературы по данной теме
  • Развит интерес к математическому счету

У родителей

  • Повысился уровень экологической воспитанности
  • Проводят с детьми наблюдения в природе и пресекают попытки жестокого обращения с объектами природы.
  • Привлекают детей к совместному труду в природе, заботе о птицах.

Перспективы проекта: В дальнейшем планируем разработать весенний проект

«Перелётные птицы».

Планирование этапов проекта

Этапы проекта

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Деятельность родителей

1.Организационный

Подбор  дидактических игр и художественной литературы

Д/и «Кто как голос подает?»

Рекомендации родителям по прочтению художественной литературы о зимующих птицах

Определение уровня знаний детей о зимующих птицах

Д/и «Угадай по описанию?»

Консультация для родителей

«Трудно птицам зимовать – птицам нужно помогать»

Подбор дидактических игр математического содержания

Д/и «Один - много»

Рекомендации родителям по повторению название зимних месяцев, дней недели        

Оформление уголка книги

(подбор книг о птицах)

Раскрашивание силуэтов птиц

Консультация для родителей, как и из чего можно изготовить кормушки

Оформление информации для родителей «Птицы наши друзья»

Рассматривание картинок с изображением зимующих птиц

Приобщить родителей к подбору художественной литературы (энциклопедии, сказки, рассказы, стихи, загадки ) по данной тематике в книжный уголок группы

2. Реализация проекта

Чтение худ.лит-ры

В.Звягиной     «Воробей»,

Т.Евдошенко «Берегите птиц»

З.А. Александровой «Новая столовая»

Ю.Никонова «Зимний гости»

Л.Воронкова «Птичьи кормушки»

А.Яшин «Покормите Птиц»

О.Григорьева «Синица»

В.Сухомлинский «Как синичка меня будит»

Заучивание стихотворения наизусть 

Н.Рубцов «Воробей»

  • Составление описательного рассказа об одной из зимующих птиц;
  • отгадывание загадок про зимующих птиц;
  • д/и «Один-Много», «Я знаю 5 названий птиц», «На кормушке» «Назови ласково», «Кто как голос подает?», «Большой – маленький», «Сосчитай птиц», «Угадай по описанию», «Чье это?». и др.

Чтение художественной лит-ры

В. Бианки «Сова», «Лесные домишки,

И.Тургенев «Воробей»,

А.Барков «Голоса леса», И.Поленов «Синичкины кладовки»

  • Беседа «Что ты знаешь о птицах?»
  • Оформление плаката «Зимующие птицы»
  • Наблюдение за поведением птиц во время кормления;
  • Ведение дневника наблюдений прилета птиц к кормушке
  • Проведение вместе с детьми наблюдений в природе за птицами. Каких птиц вы видите зимой у своего дома?
  • Привлечение детей к совместному труду в природе, заботе о птицах
  • Подготовка корма для кормления птиц

  • Использование дидактических игр на закрепление порядкового и количественного счета;
  • Использование стихотворения З.Александровой «Новая столовая» как дидактический материал  для закрепления знаний о днях недели.
  • Повторение количественного «Сколько птиц к кормушке прилетело?»

и порядкового счета

«Какой по счету воробей?»

  • Повторение дней недели

На прогулке с детьми подсчет увиденных зимующих птиц

Организация игровой деятельности,

подвижных игр: «Совушка-сова», «Вороны и воробьи», «Птицы в гнездышках»

Рисование

«Снегири на ветке рябины»

Понаблюдать за птицами

«Кто чем питается?»

Организация прослушивания записи с голосами птиц:

«Птички»   муз.Т.Ломовой,

«Воробей» муз.Ветлина

  • Лепка

Снегирь и синичка на кормушке»

  • Аппликация «Веселый воробей»

Организация совместной исследовательской работы родителей и детей «Мои наблюдения в лесу за птицами».

Понаблюдать за птицами в лесу,

в городе.

3. Заключительный этап

Подготовка вопросов к викторине

«Кто больше знает о птицах?»

д/и «Четвертый лишний»

 Закрепление знаний детей в правильном  составлении описательного рассказа о птицах

Подготовка вопросов к викторине

    «Кто больше знает о птицах?»

Задание определить по частям  птицы

 что это за птица?

(Чей клюв, чья грудка? )

Закрепление знаний детей о внешнем виде, строении и образе жизни зимующих птиц

Подготовка вопросов к викторине

«Кто больше знает о птицах?»

Задание найти на картинке зимующих птиц и сосчитать их

Закрепление знаний детей о днях неделях и зимних месяцах

Подготовка к  оформлению альбома о зимующих птицах, конкурс кормушек

Выставка детских работ

«Мир птиц глазами детей»

Изготовление кормушек

Оформление презентации проекта

Выставка совместного творчества родителей и детей

Изготовление поделок из бросового материала на тему «Мы любим птиц»

4. Этап выхода на новую тему проекта

Тема нового проекта: Весенний проект «Перелетные птицы»

Цель нового проекта:  расширить и обогатить знания детей о перелетных птицах

Литература:

  1. Грехова Л.И.,  В союзе с природой. М.,1999 г.
  2. Журнал «Юный натуралист» - 1994. - №2, 11; 1995, - №2; 1996 -№3,4,11; 1997, - №2
  3. Журнал «Обруч» - 2011.- №2
  4. Зверева-Андреевская Е.Г., Монтазери О.Н., Игошина  М.А., «Окружающий мир» изд-во  «ЮВЕНТА», 2006г.
  5. Киселева Л.С., Данилина Т.А., Лагода Т.С., Зуйкова М.Б. , «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения» , Москва  изд-во«АРКТИ», 2005г.
  6. Молодова Л.П. «Экологические праздники для детей» М.,1999 г.
  7.  Николаева С.Н. Программа «Юный эколог» // Дошкольное воспитание, 1994, № 9. – С. 51-53.
  8.  Николаева С.Н.  Совместная деятельность взрослого и детей // Дошкольное воспитание, 2000, № 5. – С. 36.
  9. Николаева С.Н. Формирование начал экологической культуры. Старинная группа  //  Дошкольное воспитание, 1996, № 6. – С. 36.
  10. Парамонова Л.А, Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования  «Истоки»
  11.  Рогачев  С.  Концепция дошкольного воспитания / / Дошкольное воспитание, 1989, № 5. – С. 10.
  12.  Рыжова  Н.А. Я и природа. –  М., 1996.
  13.  Рыжова Н.А.  Экологическое образование в дошкольных учреждениях: теория и практика. – М., 2000. – С. 110-155.
  14.  Рыжова Н.А. «Наш дом  - природа», «Я и природа» М.1996.
  15.  Рыжова Н.А.  Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание, 1998, № 7. – С. 26-34.
  16.  Рыжова Н.А. «О проекте «Стратегии экологического образования в Российской Федерации» // Дошкольное воспитание, 2001, № 6.
  17. Шорыгина Т.А. «Птицы. Какие они?» М.,2003 г.
  18.  «Мы» программа экологического образования детей (справочник интересные факты о жизни птиц).
  19.  Чернякова В.Н. «Экологическая работа в ДОУ», творческий центр «Сфера» 2008г.
  20. Электронный ресурс: http://festival.1september.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект: «Птицы»

Цель:Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.Задачи:1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.2.Уточнить и систематизировать...

Экологический проект "Птицы"

Экологический проект "Птицы" - информациолнно-практико-ориентированный, среднесрочный. Разработан и реализован в подготовительной к школе группе.Участниками являются дети, педагоги, родители....

Этапы разработки и проведения экологического проекта "Птицы"

Суть проекта заключается в том, чтобы во время прогулок по территории сада и в повседневной жизни дети получа...

Экологический проект "Птицы на кормушке".

Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, ...

Экологический проект "Птицы наши друзья"

Цель: Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста....

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....