Проект «Народы России» для детей старшего дошкольного возраста
проект (подготовительная группа)
Проявление интереса к жизни, сказкам, играм, традициям, народному творчеству народов России и возможность отразить свои впечатления в продуктивной деятельности – это начало осознанного отношения к своей Родине, ее красоте и богатству, к себе как гражданину своей страны. Гордость и ответственность, знание и уважение культуры и традиций – проявления патриотических чувств, любви к Родине. Цель проекта: воспитание патриотических чувств детей посредством знакомства с народами, населяющими Россию.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_narody_rossii.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект
Паспорт педагогического проекта
Наименование проекта | «Народы России» |
Автор проекта | Таирова Эльвира Касимовна, воспитатель МБДОУ№58 «Белочка» г.о. Мытищи |
Вид проекта | познавательно-патриотический, творческий |
Адресация проекта | Дети подготовительной группы, педагоги, родители воспитанников |
Актуальность проекта | Мир постоянно меняется в силу различных политических, экономических, культурных процессов. И всё чаще мы говорим от том, что нужно культивировать чувство патриотизма, сохранять традиции и чаще чтить предков. Патриотизм – любовь к Родине. С чего начинается Родина? С чего начинается любовь к Родине, к родному краю? Любовь к Родине в дошкольном возрасте подобна ростку, тонкому и нежному, и необходимо создать условия для его роста. Какие это условия? Это знакомство с историей России, символикой, достопримечательностями России и родного края, с народами, которые населяют Россию. Проявление интереса к жизни, сказкам, играм, традициям, народному творчеству народов России и возможность отразить свои впечатления в продуктивной деятельности – это начало осознанного отношения к своей Родине, ее красоте и богатству, к себе как гражданину своей страны. Гордость и ответственность, знание и уважение культуры и традиций – проявления патриотических чувств, любви к Родине. |
Проблемная ситуация | На территории проживают многие народы. У них свой язык, культура и традиции. Как они могут быть народом одной страны и жить дружно. |
Проблемные вопросы: | - С чего начинается Родина? - Какие народы проживают на территории России? - Чем народы России похожи и в чем отличие? |
Цель проекта | воспитание патриотических чувств детей посредством знакомства с народами, населяющими Россию |
Задачи проекта | Для детей: Образовательные: - углублять и уточнять представления о Родине — России, ее государственных символах, праздниках; - закреплять и расширять представления о столице России – Москве; - знакомить с многообразием народов, проживающих на территории России, их культурой и традициями, воспитывать уважительное отношение; Развивающие: - развивать чувство гордости за достижения отдельных россиян и России в целом; - развивать умения рассуждать, сопоставлять, делать выводы; - развивать творческие способности дошкольников в различных видах деятельности; - развивать речь детей, обогащать словарный запас новыми словами и понятиями; - развивать творческие способности детей, закреплять умения отражать полученные впечатления в рисунках и творческих работах. Воспитательные: - воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за Родину; - воспитывать уважение к представителям народов России, их культуре и традициям. Для родителей: -повышать педагогическую культуру родителей в вопросах воспитания патриотизма. - привлечь родителей к поиску информации для детей о народах России, их творчестве, культуре и традициях; - привлечь родителей к формированию предметно-пространственной среды, сбору; - привлечь к участию в совместных творческих работах с детьми Для педагогов: - формировать проектную культуру; - делиться опытом работы по проектной деятельности с педагогами; - создать развивающую предметно-пространственную среду, направленную на развитие эмоционально-ценностного отношения детей к нашей многонациональной стране; - организовать консультации для; - подготовить и провести открытую образовательную деятельность «Вместе мы – Россия»; - подготовить мультимедийную презентацию – отчет по проекту. |
Сроки реализации | Долгосрочный (сентябрь 2022 – май 2023) |
Этапы Реализации | 1 этап: подготовительный (сентябрь 2022) - постановка цели проекта исходя из интересов и запросов детей и родителей; - организация взаимодействия со специалистами; - подбор методической, научно-популярной, детской и художественной литературы, иллюстрированный материал по тематике; - оформление картотек «Подвижные игры народов России», «Сказки народов России» - разработка плана реализации совместной с родителями, специалистами проектной деятельности, консультативные встречи с родителями – представителями разных национальностей. 2 этап: практический (октябрь 2022г. – май 2023г.) Работа с детьми, родителями, педагогами согласно планированию. 3 этап: заключительный (май 2023г.) - анализ проделанной работы - представление опыта работы - публикацию в СМИ. |
Продукт проекта | Открытая организованная деятельность «Вместе мы – Россия» https://25597.maam.ru/maps/news/362038.html Выставка творческих работ «Богатство народов России» Мультимедийная презентация проекта Плакат «Орнаменты народов России» Лэп-бук «Татарстан» |
Предполагаемый результат | - пополнение и приобретение детьми знаний о Родине, ее истории, о народах, проживающих на территории России, их культуре и традициях; - приобретение детьми навыков социального общения со сверстниками других национальностей, проявление внимания и уважения; - овладение исследовательскими навыками сравнивать, наблюдать, анализировать, задавать вопросы, анализировать; - итоговым результатом является активное участие детей в выставках, конкурсах, спортивно-патриотических мероприятиях, других видах деятельности. Родители: - проявляют живой интерес к данной теме и находят совместно с детьми информацию, ранее не знакомую им и интересную и для ребенка, и для себя; - участвуют в совместной творческой деятельности; - повышают свой культуру в области патриотического воспитания. Педагоги: - формируют проектную культуру и педагогические компетенции в целом, транслируют свой опыт |
Практическая значимость | Проект позволит не просто дать детям информацию о России как о многонациональном государстве. Дети получат возможность углубиться в культуру и традиции разного народы с позиции представителя этого народа. Реализация данного проекта повысит знания у родителей по толерантному воспитанию своих детей. Педагогам транслируют опыт реализации данной проектной деятельности на образовательных сайтах |
Новизна | обновление содержания совместной воспитательно-образовательной деятельности педагогов и семьи в соответствии с условиями современной социокультурной среды. |
Методы исследования | - Получение познавательной информации с использованием Интернет-ресурсов. - Словесные: беседа, рассказ, объяснение - Наглядные: наблюдение, иллюстрации, демонстрации, экскурсии. - Практические: опытно-лабораторная работа. |
Планирование проектной деятельности
Месяц | Содержание деятельности |
Сентябрь «Наша Родина – Россия» | - чтение художественной литературы; - беседы «Моя Родина Россия», «Гимн России», «Герб России», «Флаг России», «Русская одежда»; - рассматривание иллюстраций «Достопримечательности столицы», «Известные места Мытищ», фотографий, просмотр видеороликов; - организованная деятельность (аппликация «Флаг России», рисование «Золотая хохлома», «Кукла в русском наряде», «Мой город – Мытищи», «Моя семья»); - составление рассказов по картине «Ярмарка. Русские»; - разучивание стихов о Родине, России, разучивание песни «Моя Россия» (Г. Струве, Н. Соловьёва), прослушивание русской народной песни «Во поле березка стояла», разучивание «Русской пляски». - дидактические игры «Символы России», «Из какой сказки предмет», «Найди пару», «Что нужно мастерам», «Найди словечко», «Дом моды», «Разгадай ребус»; - подвижные игры «Заря - Зарничка», «Золотые ворота», «Плетень», и др.; Родителям: - экскурсия в Мытищинский историко-художественный музей; - экскурсия в Мытищинскую картинную галерею; - участие в акции «С днем рождения, любимый город» Педагогам: - разработка проекта по теме «Народы России», постановка цели и задач проекта исходя из интересов и запросов детей и родителей; - организация взаимодействия со специалистами; - подбор методической, научно-популярной, детской и художественной литературы, иллюстрированный материал по тематике |
Октябрь «Россия – многонациональная страна» | - чтение художественной литературы; рассматривание детской энциклопедии «Народы России», беседы по ее содержанию; викторина по русским народным сказкам; - беседы «Народы России», «Традиции и обычаи русского народа», «Промыслы народов России» Решение проблемных ситуаций: «Если встретились русский, татарин, башкир»; - рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов; - организованная деятельность «Вместе мы – Россия», пластилинография «Русский самовар», рисование русского народного женского костюма, «Волшебная гжель»; - разучивание стихов о Родине; разучивание «Гимн России», хоровод «На горе то калина». - дидактические игры «Символы России», «Найди пару», «Что нужно мастерам», «Найди словечко», «Угадай по описанию», «Разгадай ребус»; - настольная игра «Путешествие по России», «Мемо Достопримечательности России»; - подвижные игры «Тетерка», «Сделай так», «Чурилки», «Коршун и цыплята» и др.; Родителям: - помощь родителей в подготовке костюмов для использования в организованной деятельности. - консультативные встречи с родителями – представителями разных национальностей Педагогам: - оформление картотеки «Подвижные игры народов России» |
Ноябрь Калмыкия | - беседы «День Народного единства», «Зул – калмыцкий новый год», «Праздник калмыцкого чая»; - рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов; - слушание Чонкушов «Степь», рассматривание картины «Джунгария» (Гарри Рокчинский); - организованная деятельность (лепка из соленого теста «Борцоки», рисование «Калмыцкий орнамент»); - дидактические игры «Символы России», «Угадай орнамент», «Дорисуй орнамент», «Сосчитай»; - театрализованные игры по сказкам народов России; - подвижная народная игры «Серебряный пояс»; Родителям: - принять участие в выставке «Калмыкия» Воспитателям: - развлечение, посвященное Дню народного единства; |
Декабрь Жители степей. Башкирия | - беседы «Чем мы отличаемся друг от друга», «Жители степей – башкиры»; - рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов; - прослушивание народных песен и музыки; - чтение «Тюляк, сын Сари - Маркаса», «Беда», «Бурая корова», «Два брата», составление рассказа по картине: «Охота с ловчими птицами. Башкиры»; - организованная деятельность аппликация «Башкирский сапожок», раскрашивание башкирского костюма; - дидактические игры «Символы России», «Дорисуй орнамент», «Из какой сказки», «Найди пару», «Разгадай ребус»; - театрализованные игры по сказкам народов России; - подвижные башкирские игры игра «Липкие пеньки», «Голуби»; - сюжетно-ролевая игра “Дом моды”; Родителям: - Задание детям и родителям: совместно подготовить сообщение на тему: новогодние традиции народов России. Воспитателям: - |
Январь «На далеком Севере» | - беседы «Путешествие на север России», «Жители крайнего Севера»; - рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов; - чтение «Как собака друга искала», «Кит и олень» - чукчи; «Девушка - хвощина» - якутская сказка, «Росомаха и лисица» - эвенкийская сказка; «Айога» - нанайская сказка, «Мышка и лиса»; чукотская сказка; - слушание Арктической симфонии «Северное сияние», В.Задерацкий, музыки северных народов, разучивание танца «Якутяночка»; - организованная деятельность (аппликация «Якутский амулет», рисование «Белый мишка»); - дидактические игры «Символы России», «Дорисуй орнамент», «Из какой сказки», «Найди пару», «Что нужно мастерам», «Найди словечко»; - драматизация сказки «Мышка и лиса» театрализованные игры по сказкам народов России; - подвижные народные игры «Волк и жеребята», «Льдинки, ветер и мороз», «Ручейки и озера»; Родителям: - создание совместно с родителями плаката «Музыкальные инструменты народов России», ее презентация; Педагогам: - создать с детьми лэп-бук «Народы севера» - развлечение «Рождественские посиделки» |
Февраль «В гости к жителям гор» | - беседы «Наша Армия», «Военные профессии», «Защитники Отечества»; «Народы России», «В гости к жителям гор»; - рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов; - чтение «Шейдула - лейтяй»- дагестанская сказка В. Степанов «На Кавказе любят…», прослушивание музыки «Лезгинка» Хачатурян. - организованная деятельность «Республика Дагестан», рисование «Дагестанский орнамент», лепка из соленого теста «Щурияр»; - дидактические игры «Угадай орнамент», «Дорисуй орнамент», «Найди пару», «Сосчитай» (одна бурка).; - подвижные игры народов Кавказа: «Пастух и овцы», «Под буркой» Родителям: - участие в выставке «В гости к жителям гор» Педагогам: - подборка дидактических игр «Рисуем орнаменты народов России» - организовать спортивные досуг к 23 февраля - организовать масленичные гуляния |
Марта «Республика Татарстан» | - беседа «Дружба народов России», «В гости в Татарстан», «Как отмечают праздники татары», «Национальный татарский костюм»; - рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов; - чтение «Три сестры», «Козел и баран», «Ловкий джигит», слушание музыки «Татарская плясовая», разучивание стихотворения Г. Ладонщикова «Родная земля»; - драматизация татарской сказки «Три сестры».; - организованная деятельность (рисование «Татарский костюм», аппликация «Тюбитейка», «Праздники Татарстана»); - дидактические игры «Символы России», «Дорисуй орнамент», «Из какой сказки», «Найди пару», «Чей костюм»», «Разрезные картинки», «Найди такую же тюбетейку».; - подвижные народные игры «Скок-перескок», «Тимербай»; Родителям: - подготовить с ребенком презентацию лэп-бука «Татарстан» (Архипов С.) Педагогам: - пополнить с детьми выставку «Богатство Татарстана» - мастер-класс по изготовлению народной куколки с мамами |
Апрель «Республика Мордовия» | - беседы «Космонавты России», «Почему народы России дружат», «Дома разных народов»; - рассматривание иллюстраций, фотографий, просмотр видеороликов; - чтение «Лиса и медведь», «Пугливая мышь», «Седун», разучивание танцев «Друзья»; - организованная деятельность (рисование «Дружный хоровод», «Кукла на магните Мордовочка»); - дидактические игры «Достопримечательности России», «Дорисуй орнамент», «Найди пару», «Найди словечко», «Дом моды»; - раскрашивание мордовских орнаментов - подвижные игры «Круговой», «В ключи»; Родителям: - создание совместно с родителями альбома рисунков по сказкам народов России; Воспитателям: - оформление картотеки «Сказки народов России» - досуг ко Дню космонавтики |
Презентационно – завершающий этап
| - выставка продуктов детской деятельности (рисунков «Народные сказки», «Народные костюмы», поделок «Богатство народов России); - открытая организованная деятельность на ОМО «Вместе мы - Россия»; - картотека «Игры народов России»; - картотека «Сказки народов России»; - подборка пословиц, поговорок, загадок о Родине, России, крае; - подборка «Энциклопедические данные о народах России»; - подборка иллюстративного материала; - творческие работы, презентации сделанные семьями детей; - отчет и презентация проекта «Народы России». |
Литература
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. М.: ЦГЛ, 2005
3. Лопатина А., Скребцова М. Вечная мудрость сказок. Уроки нравственности в притчах, легендах и сказках народов мира. Кн. 1 – 2 – е изд. – М.: «Амрита – Русь», 2009. – 288с. – (Серия «Образование и творчество»).
4. Николаева В.В. «Пути формирование этнической толерантности у детей старшего дошкольного возраста» 2008, с.29-32
5. Пособие для воспитателей по гражданско – патриотическому воспитанию дошкольников «Мы живём в России». Авторы: Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. Издательство «Скрипторий» Москва 2013год.
6. Синова И. В. Народы России. История и культура, обычаи и традиции (Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2010. – 96с.: ил. – (Серия «Моя Родина – Россия»).
7. Сказки народов России «Гора Самоцветов» https://www.youtube.com/watch?v=Cd82K7u48Yk&list=PLm87fKoPLoMBp5DxIbVH-kFU96ogT8-x-.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Мы живём в России" Методическая разработка мероприятия ко Дню независимости России для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ.
Этот сценарий с использованием ИКТ мы готовили совместно с воспитателем Г.В.Дружининой ко Дню независимости России, для детей этот праздник более понятен, как День города. Эту встречу с детьми мы орга...
СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК КО ДНЮ РОССИИ для детей старшего дошкольного возраста «Россия — Рдина моя»
СПОРТИВНЫЙ ПРАЗДНИК КО ДНЮ РОССИИдля детей старшего дошкольного возраста «Россия — Родина моя» Цель: Повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни...
Спортивно-познавательный квест «Россия — Родина моя», посвящённый Дню России для детей старшего дошкольного возраста
Квест-игра проводится в рамках празднования Дня России и имеет ярко выраженную гражданско-патриотическую направленность. В ходе игры дети приобретают новые знания о России, проявляют свои творческие и...
Конспект литературно-музыкальная программа ко дню Независимости России для детей старшего дошкольного возраста «Россия – моя страна!»
Конспект литературно-музыкальная программа ко дню Независимости России для детей старшего дошкольного возраста «Россия – моя страна!»...
Спортивно-познавательный квест «Россия — Родина моя», посвящённый Дню России для детей старшего дошкольного возраста.
Спортивно-познавательный квест «Россия — Родина моя», посвящённый Дню России для детей старшего дошкольного возраста....
Тематический досуг "Наша Родина - Россия" для детей старшего дошкольного возраста, посвящённого Дню России.
Данный досуг, посвящён Дню России, воспитывающий у детей дошкольного возраста патриотические чувства к своей Родине, знании о государственных символах нашей страны, любви к родной земле....
ПРОЕКТ «НАРОДЫ РОССИИ» (для детей старшего дошкольного возраста)
Сегодня в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный, творческий человек, способный к целеосмы...