Формирование экологической грамотности дошкольников в детском саду
презентация

Cеребряная Елена Валерьевна

Практические наработки по теме формирования экологического воспитания в детском саду

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогическая мастерская «Формирование экологической грамотности дошкольников» Серебряная ЕВ МДОУ «Детский сад «Медвежонок» 2023г

Слайд 2

Актуальность: Экологическая проблема является глобальной проблемой, от решения которой зависит будущее всего человечества. Поэтому формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Содержание экологического образования и воспитания детей в большей степени зависит от природных условий территории, на которой проживают дошкольники. Задачей детского сада является, научить детей знать и понимать природу родного края, восхищаться её красотой, нести ответственность за её состояние, понимать экологические проблемы и пути их разрешения. Формирование представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.

Слайд 3

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». М.Пришвин В нашем детском саду, для формирования экологической грамотности дошкольников используется экологическое направление в различных видах деятельности, с которыми предлагаем вам познакомиться.

Слайд 4

О том, что батарейки вредны для окружающей среды, слышал почти каждый. Но многие не знают, как правильно поступить с использованными батарейками. Поэтому цель нашей акции – формирование экологической культуры дошкольников и повышение экологической грамотности и сознательности детей и их родителей. Педагоги рассказали детям, чем опасны батарейки и как с ними следует обращаться. В батарейках содержится большое количество вредных для человека и животных металлов. Мы приглашаем всех не остаться в стороне и принять участие в этих мероприятиях. Вместе мы сможем сделать нашу планету чище!

Слайд 5

"Чтоб весною птичек слушать, дай зимой им покушать!" Ребята понимают, что без нашей помощи, без еды, зимующим птичкам просто не выжить в зимние морозы. Кормушки вывешиваются уже осенью, всю зиму и до середины весны ребята регулярно приносят угощение для пернатых друзей. Мы очень надеемся, что с нашей помощью птицам будет немного легче пережить зимние трескучие морозы. А весной мы сможем услышать заливистые песни наших пернатых друзей .

Слайд 6

Во время опытно – экспериментальной деятельности по теме «Почва». Ребята познакомились с такими понятиями, как «почва», «перегной», «эрозия почвы», узнали, из чего состоит почва, какие виды почвы существуют, и почему нельзя допускать ее разрушения и уничтожения. С помощью лупы, ребята рассмотрели, что почва состоит из сгнивших корешков растений и перегнивших листьев, что и образует перегной. Узнали, что в состав почвы входит воздух, а также, опустив немного почвы в стакан с водой, и дав ей отстояться, увидели, что на дно стакана осел песок, а поверх него слой темного цвета – перегной. В результате опытно - экспериментальной деятельности, ребята узнали, что корни растений дышат воздухом, который находится в почве, вместе с водой растения получают питательные вещества. Почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений.

Слайд 7

Для успешного усвоения новых знаний, закрепления и обогащения ранее усвоенных; Формирования умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы провели экспериментирование со снегом, льдом и водой. Ребята узнали чем они схожи и чем отличаются; сравнили, что тяжелее ( вода или лёд, снег или вода, лёд или снег). Наблюдали за тем, что быстрее растает. Экспериментальная деятельность в детском саду помогает воспитанникам совершать открытия и знакомится с окружающим миром.

Слайд 8

Для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы продолжались проводиться эксперименты с водой. Вода - источник жизни на земле. А ещё игры и эксперименты с водой, любимое занятие детей. А, после проведения экспериментов ,ребята узнали, чем пахнет вода и какого она цвета. Ответили на вопросы, имеет ли вода форму? Есть ли у воды вкус?

Слайд 9

Огромной экологической проблемой сегодняшнего времени остаётся утилизация упаковочного материала из пластика, который загрязняет окружающий мир. Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание. Наши ребята решили дать пластиковым крышкам вторую жизнь и сделали из них мозаику. Им очень понравилось собирать разных животных, насекомых и конечно водоплавающих.

Слайд 10

Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить,, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем. 12 ноября в России отмечают новый экологический праздник – Синичкин день. Ребята познакомились с историей этого праздника и ее основателем, и сделали коллективную работу «Птичка – Синичка».. Название «Синичкин день» происходит от фамилии святого Синичника . Уже гораздо позже этот праздник связали со многими народными приметами и стали в этот день встречать во дворах «зимних гостей», таких как синица, сойка, снегирь, щегол, свиристель, развешивать для них кормушки и заготавливать подкормку. Птицы переселяются ближе к людям в поисках еды и убежища от сильных морозов..

Слайд 11

Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем, для этого проводятся различные дидактические игры. Для формирования умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы ,уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных ребята играют в экологическую игру «Отчего планета грустит»

Слайд 12

Для формирования умений и навыков по уходу за растениями в гостях у ребят побывали Эколята , и научили их сажать фасоль. Весёлые сказочные герои Эколята , знают как вырастить фасоль, и с радостью делятся с ребятами своим опытом . Ребята с интересом слушали и рассматривали, как прорастает фасоль, и какой она будет, если за ней ухаживать. Эколята обещали, что и дальше будут делиться своими знаниями.

Слайд 13

Эколята - защитники природы О том, что природу нужно беречь, знают не понаслышке воспитанники нашего сада. Ребята готовятся вступить в ряды юных защитников природы. Отряд будущих " Эколят " готов к борьбе против загрязнения окружающего мира. А сегодня ребята наблюдали как появляется первый росток, заботились и ухаживали за растением. Выясняли взаимосвязь всего живого на планете. Теперь они знают, все появляется на свет хрупким и нежным, и зависит от нас с вами вырастет ли из маленького ростка могучее дерево или погибнет так и не распустившись.

Слайд 14

Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы. Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе направлен на систематизацию и обобщение знаний детей на тему «Что дает природа человеку». Мальчишки и девчонки с большим интересом изучали «Что можно и что нельзя делать в лесу».

Слайд 15

Воспитания любви к природе, желания заботиться о ней, формирование трудовых навыков, все это происходит через общение с природой. Работа по экологическому образованию и воспитанию строится на совместной деятельность взрослого с детьми. Для воспитанников детского сада был устроен трудовой экодесант , в ходе которого ребята очистили прогулочный участок от мусора.

Слайд 16

Для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе. Так ребята нашего сада играли в экологическую игру «Береги природу», где побывали в роли лесников и выпустили стенгазету по охране лесных массивов.

Слайд 17

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Самоценность природы - вот основная черта новой экологической культуры, нового мировоззрения, которую мы должны сформировать у детей с самого раннего возраста. Для закрепления знаний, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни ребята изучили вопрос «Кому нужны деревья» и с помощью настоящих листьев создали свой осенний парк.

Слайд 18

Считается, что именно экскурсии наиболее эффективны в случае с дошкольниками, поскольку они соответствуют их познавательным возможностям, фиксируя в сознании конкретные - очень яркие - представления о природе. Перед педагогами стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе. Ребята нашего сада с удовольствием сходили на экскурсию «По лесным тропинкам» Хочешь сберечь природу - начни с себя! Таков девиз наших дошкольников

Слайд 19

Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в трудовой деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. Ребята детского сада участвуют в акции "Дети против мусора!»

Слайд 20

Результат проделанной работы по экологическому воспитанию дошкольников нашего детского сада таков: 1 Дети научились знать и понимать природу родного края, восхищаться её красотой; 2 Нести ответственность за её состояние, понимать экологические проблемы и пути их разрешения; 3 Сформировано представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности; 4 Сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей, осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы; 5 Желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Слайд 21

Все хорошее в людях – из детства Как истоки добра пробудить? Прикоснуться к природе всем сердцем: Удивиться, узнать, полюбить. Я хочу, чтоб земля расцветала, И росли как цветы малыши. Чтоб для них экология стала Не наукой, а частью души

Слайд 22

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Слайд 1

 Экологическая  проблема является глобальной проблемой, от решения которой зависит будущее всего человечества. Поэтому формирование экокультуры и природоохранного сознания необходимо воспитывать с ранних лет. Содержание экологического образования и воспитания детей в большей степени  зависит от природных условий территории, на которой проживают дошкольники.

Задачей детского сада является, научить детей знать и понимать природу родного края, восхищаться её красотой, нести ответственность за её состояние, понимать экологические проблемы и пути их разрешения. Формирование представления о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности.

Слайд 2

«Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.
Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные
ценные животные - будем охранять наши леса, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять
природу – значит охранять Родину».
М.Пришвин

В нашем детском саду, для формирования экологической грамотности дошкольников  используется экологическое направление в различных видах деятельности, с которыми предлагаем вам познакомиться.

Слайд 3

О том, что батарейки вредны для окружающей среды, слышал почти каждый. Но многие не знают, как правильно поступить с использованными батарейками.
 Поэтому цель нашей  акции – формирование экологической культуры дошкольников и повышение экологической грамотности и сознательности детей и их родителей. Педагоги рассказали детям, чем опасны батарейки и как с ними следует обращаться. В батарейках содержится большое количество вредных для человека и животных металлов. Мы приглашаем всех не остаться в стороне и принять участие в этих мероприятиях. Вместе мы сможем сделать нашу планету чище!

Слайд 4

"Чтоб весною птичек слушать, дай зимой им покушать!" Ребята понимают, что без нашей помощи, без еды, зимующим птичкам просто не выжить в зимние морозы. Кормушки вывешиваются уже осенью, всю зиму и до середины весны ребята регулярно приносят угощение для пернатых друзей. Мы очень надеемся, что с нашей помощью птицам будет немного легче пережить зимние трескучие морозы. А весной мы сможем услышать заливистые песни наших пернатых друзей.

Слайд т5

Во время опытно – экспериментальной деятельности по теме «Почва». Ребята познакомились с такими понятиями, как «почва», «перегной», «эрозия почвы», узнали, из чего состоит почва, какие виды почвы существуют, и почему нельзя допускать ее разрушения и уничтожения. С помощью лупы,  ребята рассмотрели, что почва состоит из сгнивших корешков растений и перегнивших листьев, что и  образует перегной. Узнали, что в состав почвы входит воздух, а также, опустив немного почвы в стакан с водой, и дав ей отстояться, увидели, что на дно стакана осел песок, а поверх него слой темного цвета – перегной. В результате опытно - экспериментальной деятельности, ребята узнали, что корни растений дышат воздухом, который находится в почве, вместе с водой растения получают питательные вещества. Почва постоянно пополняется перегноем и минеральными солями. Это настоящая кладовая питательных веществ для растений.

Слайд 6

Для успешного усвоения новых знаний, закрепления и обогащения ранее усвоенных;
Формирования умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы провели экспериментирование со снегом, льдом и водой. Ребята узнали чем они схожи и чем отличаются; сравнили, что тяжелее ( вода или лёд, снег или вода, лёд или снег). Наблюдали за тем, что быстрее растает. Экспериментальная деятельность в детском саду помогает воспитанникам совершать открытия и знакомится с окружающим миром.

Слайд 7

Для уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы продолжались проводиться эксперименты с водой. Вода - источник жизни на земле. А ещё игры и эксперименты с водой, любимое занятие детей. А, после проведения экспериментов ,ребята  узнали, чем пахнет вода и какого она цвета. Ответили на вопросы, имеет ли вода форму? Есть ли у воды вкус?

Слайд 8

Огромной экологической проблемой сегодняшнего времени остаётся утилизация упаковочного материала из пластика, который загрязняет окружающий мир. Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причем все это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитывать экологическую культуру поведения у дошкольников, пробудить их экологическое сознание.
 Наши ребята решили дать пластиковым крышкам вторую жизнь и сделали из них мозаику. Им очень понравилось собирать разных животных, насекомых и конечно водоплавающих.

Слайд 9

Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить,, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа. Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем.
12 ноября в России отмечают новый экологический праздник – Синичкин день. Ребята  познакомились с историей этого праздника и ее основателем, и сделали коллективную работу «Птичка – Синичка».. Название «Синичкин день» происходит от фамилии святого Синичника. Уже гораздо позже этот праздник связали со многими народными приметами и стали в этот день встречать во дворах «зимних гостей», таких как синица, сойка, снегирь, щегол, свиристель, развешивать для них кормушки и заготавливать подкормку. Птицы переселяются ближе к людям в поисках еды и убежища от сильных морозов..

Слайд 10

Нам нужно закладывать в сознание детей ощущение окружающего мира, как огромного дома, в котором мы все живем, для этого проводятся различные дидактические игры.
Для формирования умения видеть взаимосвязь явлений в природе, умения делать выводы ,уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных ребята  играют в экологическую игру «Отчего планета грустит»

Слайд 11

Для формирования умений и навыков по уходу за растениями в гостях у ребят побывали Эколята,  и научили их сажать фасоль. Весёлые сказочные герои Эколята, знают как вырастить фасоль,  и с радостью делятся с ребятами  своим опытом . Ребята с интересом слушали и рассматривали, как прорастает фасоль, и какой она будет, если за ней ухаживать. Эколята обещали, что и дальше будут делиться своими знаниями.

Слайд 12

Эколята - защитники природы
О том, что природу нужно беречь, знают не понаслышке воспитанники нашего сада. Ребята готовятся вступить в ряды юных защитников природы. Отряд будущих "Эколят" готов к борьбе против загрязнения окружающего мира. А сегодня ребята наблюдали как появляется первый росток, заботились и ухаживали за растением. Выясняли взаимосвязь всего живого на планете. Теперь они знают, все появляется на свет хрупким и нежным, и зависит от нас с вами вырастет ли из маленького ростка могучее дерево или погибнет так и не распустившись.

Слайд 13

Решая определенные образовательные задачи, воспитатель строит рассказ с учетом опыта и интереса дошкольников, адресует его детям конкретной возрастной группы.  Восприятие рассказа для детей является достаточно сложной умственной деятельностью. Ребенок должен уметь слушать и слышать речь взрослого, по ходу рассказа осмысливать его, на основе словесного описания активно воссоздавать достаточно яркие образы, устанавливать и понимать те связи и зависимости, о которых говорит воспитатель, соотнести новое в содержании рассказа со своим прежним опытом. Рассказ воспитателя о правилах поведения в природе  направлен на систематизацию и обобщение  знаний детей  на тему «Что дает природа человеку». Мальчишки и девчонки с большим интересом изучали «Что можно и что нельзя делать в лесу».

Слайд 14

Воспитания любви к природе, желания заботиться о ней, формирование трудовых навыков, все это происходит через общение с природой. Работа по экологическому образованию и воспитанию строится на совместной деятельность взрослого с детьми.
Для воспитанников детского сада был устроен  трудовой экодесант, в ходе которого ребята очистили прогулочный участок от мусора.

Слайд 15

Для  уточнения и закрепления знаний о предметах, явлениях природы, растениях и животных могут быть использованы разнообразные приемы и методы, обеспечивающие активную позицию ребенка и вызывающие развитие эмоций и чувств у детей, которые способствуют проявлению гуманного отношения к природе. Так ребята нашего сада играли в экологическую игру «Береги природу», где побывали в роли лесников и выпустили стенгазету по охране лесных массивов.

Слайд 16

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Самоценность природы - вот основная черта новой экологической культуры, нового мировоззрения, которую мы должны сформировать у детей с самого раннего возраста. Для закрепления знаний, полученных в процессе занятий, экскурсий, повседневной жизни
ребята  изучили вопрос «Кому нужны деревья» и с помощью настоящих листьев создали свой осенний парк.

Слайд 17

Считается, что именно экскурсии наиболее эффективны в случае с дошкольниками, поскольку они соответствуют их познавательным возможностям, фиксируя в сознании конкретные - очень яркие - представления о природе. Перед педагогами стоит задача помочь детям дошкольникам раскрыть себя в окружающем мире, раскрыть для себя этот удивительный мир, воспринять его ценности и понять его взаимосвязи, увидеть во всем окружающем неповторимое чудо, научить ребенка чуткому и бережному отношению к тому, что его окружает, воспитать любовь к природе. Ребята нашего сада с удовольствием сходили на экскурсию «По лесным тропинкам»
Хочешь сберечь природу - начни с себя! Таков девиз наших дошкольников

Слайд 18

Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в трудовой деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. Ребята детского сада участвуют в  акции "Дети против мусора!»

Слайд 19

Результат проделанной работы по экологическому воспитанию дошкольников нашего детского сада таков:

1 Дети научились знать и понимать природу родного края, восхищаться её красотой;

2 Нести ответственность за её состояние, понимать экологические проблемы и пути их разрешения;

3 Сформировано представление о необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды деятельности;

4 Сформированы первоначальные основы экологической культуры у детей, осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы;

5 Желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.

Слайд 20

Все хорошее в людях – из детства

        Как истоки добра пробудить?

        Прикоснуться к природе всем сердцем:

        Удивиться, узнать, полюбить.

        Я хочу, чтоб земля расцветала,

        И росли как цветы малыши.

        Чтоб для них экология стала

        Не наукой, а частью души


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система экологического воспитания дошкольников в детском саду

Цель экологического воспитания-формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в отн...

Презентация «Экологическое воспитание дошкольников в детском саду и семье»

С каждым годом экологическая ситуация в мире ухудшается, и наша цель, цель современных родителей и педагогов – воспитать экологически образованных людей, которые будут относиться к природе как к...

Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей»

Проект: «Формирование экологической грамотности дошкольников через творческую деятельность детей» ...

Развивающая ландшафтная среда в детском саду как условие формирования экологической грамотности дошкольников

В материале на примере конкретного детского сада рассказывается о том, как с помощью зелёного оформления, а так же тематических уголков на территории организовать экологическое воспитание детей в ДОУ....

РПМО. Педагогическая мастерская: «Формирование экологической грамотности дошкольников» Тема: «Формирование экологической грамотности дошкольников посредством кейс-технологии»

Цель: создание условий для распространения педагогического опыта по использованию кейс-технологии для развития экологической грамотности детей дошкольного возраста.Задачи:1. Познакомить участнико...

"Система работы по развитию естественнонаучной грамотности дошкольников в детском саду"

В документе рассказывается об организованной системе работы по развитию естественнонаучной грамотности....