Рабочая программа старшей разновозрастной группы
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образование учреждение « Детский сад п. Тутончаны»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА В СТАРШЕЙ
РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ.
Составили педагоги
муниципального казенного
дошкольного образования
учреждения
« Детский сад п. Тутончаны.
2022- 2023 год
Оглавление
I часть рабочей программы
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по развитию детей старшей разновозрастной группы разработана с учетом ФГОС дошкольного образования, в соответствии с инновационной программой дошкольного образования "От рождения до школы" Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой.
Рабочая программа по развитию детей старшей разновозрастной группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте с 4 до 7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно- эстетическому и физическому.
Данная программа разработана в соответствии с основными нормативно-правовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
-«Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам дошкольного образования» (приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении САНПИН» 2.4.3049-13)
- Устав учреждения, образовательная программа МКДОУ « Детский сад п. Тутончаны».
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель и задачи работы по реализации рабочей программы определяются ФГОС дошкольного образования, Устава ДОУ, реализуемой инновационной программы дошкольного образования "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М . Дорофеевой. Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Цель реализации рабочей программы дошкольного образования в соответствии с ФГОС дошкольного образования:
развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
Программа направлена на:
- создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
- на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема. Объем части Программы, формируемой участниками образовательных отношений, составляет не более 40% от ее общего объема.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей.
3.Обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней (далее - преемственность основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования).
4. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.
5.Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
6. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
7. Обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей.
8.Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.
9.Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
Основными задачами являются:
- охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
- обеспечение познавательно - речевого, социально - личностного, художественно- эстетического и физического развития детей;
- формирование общей культуры;
- развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
- формирование предпосылок образовательной деятельности;
- сохранение и укрепление здоровья воспитанников дошкольного возраста.
- воспитание с учетом возрастных категорий детей, гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
- оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей;
Уточняя и дополняя задачи реализации образовательной программы, необходимо отметить, что ведущие цели инновационной программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э.М.Дорофеевой — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.:
- создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.
Особое внимание в Программе уделяется развитию личности ребенка, сохранению и укреплению здоровья детей, а также воспитанию у дошкольников таких качеств, как:
- патриотизм;
- активная жизненная позиция;
- творческий подход в решении различных жизненных ситуаций;
- уважение к традиционным ценностям.
1.3. Принципы и подходы к реализации программы
Представляется целесообразным выделение нескольких групп принципов формирования программы:
Принципы, сформулированные на основе требований ФГОС
1. Поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства, как важного этапа в общем развитии человека. Самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду.
2. Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников ДОУ) и детей.
3. Уважение личности ребенка.
4. Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
Основные принципы дошкольного образования
1. Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития.
2.Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация дошкольного образования).
3.Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений.
4.Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
5. Сотрудничество ДОУ с семьей.
6.Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
7.Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
8.Возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
9.Учет этнокультурной ситуации развития детей.
Принципы, сформулированные на основе инновационной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы":
• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (содержание Программы соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и, как показывает опыт, может быть успешно реализована в массовой практике дошкольного образования);
- соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяя решать поставленные цели и задачи при использовании разумного «минимума» материала);
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие качества, которые являются ключевыми в развитии дошкольников;
- строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;
- основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;
- предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;
- предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра;
- допускает варьирование образовательного процесса в зависимости от региональных особенностей.
Основные задачи программы:
- Обеспечение адаптации Детского сада к изменениям, инициированным процессом модернизации образования РФ;
- Укрепление ресурсной базы детского сада, с целью обеспечения ее эффективного развития;
- Охрана и укрепления физического и психического здоровья детей, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- Формирование общих способностей и целостной личности каждого ребенка;
- Совершенствовать систему взаимодействия с семьями воспитанников, повышать компетентность родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
- Продолжать реализацию плана мероприятий по введению ФГОС (ДОУ)
- Создание развивающей предметно-пространственной среды.
1.4 Возрастные и индивидуальные особенности детей от 4 до 5
Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованиям восприятия, развитием образного мышления и воображения; развитием памяти, внимания, речи познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка.
1.5. Возрастные и индивидуальные особенности детей от 5 до 6лет.
Дети шестого года жизни уже могут распределять роли в игровой деятельности. Игровое взаимодействие сопровождается речью. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства. Действия детей в играх становятся разнообразными.
Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. Рисунки приобретают сюжетный характер. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным.
Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют различные виды деревянного конструктора. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности. Дети осваивают разные способы конструирования.
Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы, величины. Воспринимают величину объектов.
У детей продолжает развиваться образное мышление. Продолжает развиваться устойчивость, распределение, переключение внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию. Совершенствуется речь, грамматический строй речи. Развивается связная речь. В игровой деятельности умеют распределять роли.
1.6 Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет
В сюжетно – ролевых играх начинают осваивать сложные взаимодействия людей. Игровые действия становятся более сложными. Игровое пространство усложняется.
У детей продолжает развиваться воображение. Развивается образное мышление.
Продолжает развиваться навыки обобщения и рассуждения, речь. Развиваться связная речь, диалогическая и некоторые виды монологической речи. Изобразительная деятельность усложняется. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Способны создавать различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям. Углубляется пространственное представление. Продолжает развиваться внимание дошкольников.
II часть рабочей программы
2.1. Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
Формы работы по образовательным областям
Конкретное содержание указанных образовательных областей зависит от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Определяется целями и задачами программы, и реализуется в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности - как сквозных механизмах развития ребенка.
для детей дошкольного возраста (3 года - 7лет) |
|
Формы организации непосредственно образовательной деятельности:
- в дошкольных группах - подгрупповые, фронтальные
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки соответствует санитарно - эпидемиологическим правилам и нормативам СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций", утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. № 26 (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 29 мая 2013 г., регистрационный № 28564).
Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей дошкольного возраста составляет:
в средней группе (дети пятого года жизни) - 4 часа,
в старшей группе (дети шестого года жизни) - 6 часов 15 минут,
в подготовительной (дети седьмого года жизни) - 8 часов 30 минут
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности
для детей 5-го года жизни - не более 20 минут,
для детей 6-го года жизни - не более 25 минут
для детей 7-го года жизни - не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня
в младшей и средней группах не превышает 30 и 40 минут соответственно,
в старшей и подготовительной 45 минут и 1, 5 часа соответственно.
В середине времени, отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами непосредственно образовательной деятельности не менее 10 минут
Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста осуществляется во второй половине дня после дневного сна, но не чаще 2-3 раз в неделю. Ее продолжительность составляет не более 25-30 минут в день. В середине непосредственно образовательной деятельности статического характера проводят физкультминутку.
Непосредственно образовательная деятельность физкультурно-оздоровительного и эстетического цикла занимает не менее 50% общего времени, отведенного на непосредственно образовательную деятельность.
Непосредственно образовательная деятельность, требующая повышенной познавательной активности и умственного напряжения детей, проводится в первую половину дня и в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда), сочетается с физкультурными и музыкальными занятиями.
Учебный план состоит из 2-х частей:
- Обязательная
- Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Максимально допустимое количество непосредственно образовательной
деятельности в первой половине дня:
- в младшей и средней группе – 2;
- в старшей группе – 2;
Продолжительность :
средняя группа – не более 20 минут;
старшая группа – не более 25 минут;
Перерыв между непосредственно образовательной деятельностью не менее 10 минут.
Во время образовательной деятельности проводятся физкультурные паузы и упражнения.
Двигательный режим, физические упражнения и закаливающие процедуры осуществляются с учетом состояния здоровья, возрастных особенностей детей и сезона года.
- в средней группе 3 часа – физической культуры
- в старшей — 3 часа физической культуры (одно на свежем воздухе)..
Общий объем обязательной части программы, рассчитывается в соответствии с возрастом воспитанников, основными направлениями их развития, спецификой примерной общеобразовательной программы дошкольного образования "От рождения до школы" и включает время, отведенное на:
- образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности;
- образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных моментов;
- самостоятельную деятельность детей;
- взаимодействие с семьями детей
Вся непосредственно образовательная деятельность и нерегламентированная деятельность планируются исходя из условий охраны и укрепления здоровья детей, с их возрастными особенностями.
.
Образовательная область | Задачи |
Социально-коммуникативное развитие | Воспитывать у детей старшего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявлением на этой основе ценностных идеалов, гуманных чувств, нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам. Использовать знания о родном крае в игровой деятельности. Вызывать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям родного края, стремление сохранять национальные ценности. |
Познавательное развитие | Приобщать детей к истории родного края. Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой |
Речевое развитие | Развивать речь, мышление, первичное восприятие диалектной речи через знакомство с культурой родного края |
художественно-эстетическое развитие | Приобщать детей младшего дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций родного края. Формировать практические умения по приобщению детей старшего дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности. |
физическое развитие | Развивать эмоциональную свободу, физическую выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы родного края. |
2.3 Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
– разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни его уникального индивидуального жизненного опыта.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных ситуациях, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости.
К основным культурным практикам, осваиваемым дошкольниками, относятся:
- игра (сюжетная и с правилами),
- продуктивная деятельность (лепка, аппликация, рисование)
- познавательно-исследовательская деятельность (опыты, коллекционирование, путешествия по карте…)
- чтение художественной литературы,
- практическая деятельность (трудовое воспитание)
- результативные физические упражнения («физкультура»)
- коммуникативный тренинг (развитие речи)
- музицирование
Практики культурной идентификации в детской деятельности - это практики познания ребенком мира культуры, а так же осознания, одухотворения и реализации ребенком себя в мире культуры.
Практики культурной идентификации способствуют:
- Формированию ребенком представления о себе, семейных традициях; о мире, обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему;
- Реализации ребенком собственного художественного замысла и воплощения его в рисунке, рассказе и др.
- Интеграции ребенка в национальную, российскую и мировую культуру с учетом региональных особенностей
Культурные практики реализуются педагогами ДОУ во второй половине дня, в ходе совместной деятельности педагога и детей, а так же в самостоятельной деятельности детей.
2.3 Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» родители являются не только равноправными, но и равно ответственными участниками образовательного процесса.
В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, одним из компонентов в структуре образовательного процесса дошкольного учреждения является взаимодействие с семьями воспитанников.
Одной из наиболее доступных форм установления связи с семьей являются педагогические беседы с родителями. Беседа может быть как самостоятельной формой, так и применяться в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещение семьи. Целью педагогической беседы является обмен мнениями по тому или иному вопросу, ее особенность заключается в активном участии и воспитателя, и родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей, и педагога.
Проведение «Дней открытых дверей» нацелено на ознакомление родителей со спецификой дошкольного образования, позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителям и специфики организации образовательного процесса детского сада.
Тематические консультации помогают ответить на все вопросы, интересующие родителей. Отличие консультации от беседы в том, что беседы предусматривают диалог, его ведет организатор бесед. Педагог стремится дать родителям квалифицированный совет, чему-то научить, помогает ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где больше всего нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать. Главное назначение консультации – родители убеждаются в том, что в детском саду они могут получить поддержку и совет.
Наиболее востребованной формой работы с родителями является наглядная пропаганда – целенаправленное систематическое применение наглядных средств в целях ознакомления родителей с задачами, содержанием, методами воспитания в детском саду, оказания практической помощи семье:
- Уголок для родителей (содержит материалы информационного характера
- правила для родителей, распорядок дня, объявления различного характера;
материалы, освещающие вопросы воспитания детей в детском саду и семье);
- разнообразные выставки (выставки детских работ, тематические выставки по определенному разделу программы);
- информационные листки (объявления о собраниях, событиях, экскурсиях, просьбы о помощи, благодарность добровольным помощникам ит.д.);
- родительская газета (в ней родители могут рассказать об интересных случаях из жизни семьи, поделиться опытом воспитания и др.);
- папки–передвижки (формируются по тематическому принципу) и другие.
В содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей могут быть включены разнообразные формы работы с родителями воспитанников:
- родительские собрания;
- беседы;
- консультативные встречи;
- мастер-классы;
- открытые просмотры;
- дни открытых дверей;
- семинары-практикумы;
- совместные проекты;
- конференции;
- викторины и др.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
- единый подход к процессу воспитания ребёнка;
- открытость дошкольного учреждения для родителей;
- взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
- уважение и доброжелательность друг к другу;
- дифференцированный подход к каждой семье;
- ответственность родителей и педагогов.
Задачи:
- формирование психолого - педагогических знаний родителей;
- приобщение родителей к участию в жизни ДОУ;
- оказание помощи семьям воспитанников в развитии, воспитании и обучении детей;
- изучение и пропаганда лучшего семейного опыта.
Система взаимодействия с родителями включает:
- ознакомление родителей с результатами работы ДОУ на общих родительских собраниях, анализом участия родительской общественности в жизни ДОУ;
- ознакомление родителей с содержанием работы ДОУ, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка;
- участие в составлении планов: спортивных и культурно-массовых мероприятий, работы родительского комитета
- целенаправленную работу, пропагандирующую общественное дошкольное воспитание в его разных формах;
- обучение конкретным приемам и методам воспитания и развития ребенка в разных видах детской деятельности на семинарах-практикумах, консультациях и открытых занятиях
Вся работа, направленная на сотрудничество с родителями, способствует приобретению теоретических и практических знаний, повышает уровень их педагогической компетентности.
Реальное участие родителей в жизни ДОУ | Формы участия | Периодичность сотрудничества |
В проведении мониторинговых исследований | -Анкетирование | 2 раза в год |
В создании условий | - Участие в субботниках по благоустройству территории; -помощь в создании предметно-развивающей среды; -оказание помощи в ремонтных работах; | 2 раза в год Постоянно ежегодно |
В управлении ДОУ | - участие в работе попечительского совета, родительского комитета, Совета ДОУ; совет педагогов. | По плану |
В просветительской деятельности, направленной на повышение педагогической культуры, расширение информационного поля родителей | -наглядная информация (стенды, папки-передвижки, семейные и групповые фотоальбомы) -памятки; -консультации; - распространение опыта семейного воспитания; -родительские собрания; | 1 раз в квартал 2 раза в год |
В воспитательно-образовательном процессе ДОУ, направленном на установление сотрудничества и партнерских отношений с целью вовлечения родителей в единое образовательное пространство | -Дни открытых дверей. - Дни здоровья. - Совместные праздники, развлечения. - Участие в творческих выставках, смотрах-конкурсах - Мероприятия с родителями в рамках проектной деятельности | 1 раз в год 2 раза в квартал По плану По плану Постоянно по годовому плану 2-3 раза в год |
IIIчасть рабочей программы . Организационный раздел
3.1 .Режим дня детей
ДОУ работает в условиях 5 дневной рабочей недели, полного дня (10,5 часов);
Общий объем обязательной части Программы определен в соответствии с возрастом воспитанников, в соответствии с СанПиН 2.4.1.3049 -13.
В дни каникул и в летний период учебные занятия не проводятся, а проводятся занятия только художественно – эстетического и физкультурно - оздоровительного цикла (музыкальные, спортивные, изобразительного искусства). В это время увеличивается продолжительность прогулок, а также проводятся спортивные и подвижные игры, спортивные праздники, экскурсии и др.
Длительность каждого режимного момента определяется возрастными особенностями детей.
Образовательный процесс строится также в соответствии с возрастом детей. Выбор форм работы осуществляется педагогом самостоятельно и зависит от контингента воспитанников и специфики группы. Объем образовательной нагрузки дозируется воспитателем, но не превышает максимально допустимой СанПиН.
Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей.
В ДОУ используется гибкий режим дня, в него могут вноситься изменения исходя из особенностей сезона, индивидуальных особенностей детей, состояния здоровья. На гибкость режима влияет и окружающий мир.
Организация режима пребывания детей в ДОУ
Режим дня в ДОУ в холодный период года
Режимные моменты | Старшая разновозростная группа |
Прием детей, утренняя гимнастика | 7.30 – 8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30 – 9.00 |
Игры. Самостоятельная деятельность | 9.00 – 9.35 |
Непосредственно образовательная деятельность. | 9.35 - 10.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.50 -12.15 |
Возвращение с прогулки | 12.15-12.30 |
Подготовка к обеду, обед | 12.30- 13.00 |
Подготовка ко сну, сон | 13.00- 15.05 |
Подъем, закаливающие процедуры | 15.05- 15.20 |
Самостоятельная деятельность | 15.20-16.45 |
Непосредственно образовательная деятельность | 16.45-17.10 |
Подготовка к ужину. Ужин | 17.10-17.30 |
Игры, самостоятельная деятельность. Прогулка | 17.30-17.50 |
Уход детей домой | 17.50-18.00 |
Режим дня в ДОУ в теплый период года
Режимные моменты | Старшая разновозростная группа |
Прием детей, утренняя гимнастика | 7.30 – 8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30 – 9.00 |
Игры. Самостоятельная деятельность | 9.00 – 9.15 |
Мероприятия художественно-эстетического и физкультурно-оздоровительного цикла, спортивные праздники, развлечения, экскурсии и т.д. | 9.15 - 9.35 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 9.35 -12.15 |
Возвращение с прогулки | 12.15-12.30 |
Подготовка к обеду, обед | 12.30- 13.00 |
Подготовка ко сну, сон | 13.00- 15.00 |
Подъем, закаливающие процедуры | 15.00- 15.20 |
Игры, самостоятельная деятельность. | 15.20 -16.20 |
Подготовка к ужину, ужин. | 16.20-16.50 |
Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой | 16.50-18.00 |
Расписание организованной образовательной деятельности старшей разновозрастной группы
МКДОУ "Детский сад п. Тутончаны"
День | Старшая группа | |
Понедельник | Ознакомление с окружающим миром 9.00 – 9.15 4- 5 лет 9.10 – 9.30 5-6 лет 9.30 – 10.10 6-7 лет Конструирование робототехника 10.10 – 10.30 4-5 лет 10.00 – 10.50 5-6, 6-7 лет Физкультура в группе 15.30 -15.45 4-5 лет 15.30 – 15.55 5-6 лет 15.30 -16.00 6-7 лет | |
Вторник |
| |
Среда | Развитие речи/ приобщение к художественной литературе 9.00 – 9.20 4 – 5лет Развитие речи 9.20 – 9.45 5-6 лет 9.40 – 9.20 6-7 лет Рисование 10.20 – 10.40 5-6лет 10.30 – 11.00 6-7 лет Физкультура в группе 15.30 -15.45 4-5 лет 15.30 – 15.55 5-6 лет 15.30 -16.00 6-7 лет | |
Четверг | Лепка/ аппликация/ ручной труд 9.00 – 9.25 5-6 лет 9.20 – 9.50 6-7 лет ФЭМП 10.00- 10.30 6-7 лет Музыка 15.30 -15.45 4-5 лет 15.30 – 15.55 5-6 лет 15.30 -16.00 6-7 лет | |
Пятница | Лепка/ аппликация/ ручной труд 9.00 – 9.25 4-5 лет Приобщение к художественной литературе 9.20 – 9.45 5-6 лет 9.40 – 10.20 6-7 лет 10.10-11.10- Физкультура на прогулке |
В основе организации образовательного процесса лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ
Цель: построение воспитательно - образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
- явлениям нравственной жизни ребенка
- окружающей природе
- миру искусства и литературы
- традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям
- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной поселок, День народного единства, День защитника Отечества и др.)
- сезонным явлениям
- народной культуре и традициям.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволил ввести региональные и культурные компоненты, учитывать приоритет дошкольного учреждения.
3.2.Комплексно тематическое планирование в старшей, подготовительной группе
На 2022 -2023 год
Тема. Сроки проведения. | Содержание работы. Цели и задачи. | Итоговые мероприятия. |
«Мы встречаем осень золотую» 1-я неделя сентября с5 по 9 | Закрепление знаний детей о приметах осени. Расширить знания детей об осени. Сравнивать явления природы по признакам различия и сходства. Развивать устную речь. Воспитывать бережное отношение к природе. | Выставка рисунков на тему: « Сказка о грибах». |
« Мы едем, едем, едем в далекие края» 2-я неделя сентября с 12 по 16 | Обогатить представления о видах транспорта (наземный, воздушный, водный) и его назначении в жизни человека. Учить соблюдать правила дорожного движения. | Выставка рисунков на тему: « На чем бы я хотел поехать» |
«Витамины из кладовой природы» 3-я неделя сентября с 19 по 23 | Закрепить обобщающее понятие « овощи» и « фрукты»; характерные свойства овощей и фруктов. Закреплять правила безопасного поведения на природе. | Выставка поделок из пластилина. |
«Все про меня» 4-я неделя сентября с 26 по 30 | Закрепить знания о своем: имени, отчестве, фамилии, пол, возраст, о членах своей семьи. Расширить представления детей о семье. | Выставка рисунков на тему:«Семейный альбом». |
«Мои права» 1-я неделя октября с 3 по 7 | Закрепить знания детей об общественной значимости детского сада и труда сотрудников; знакомить с правами ( право на игру, право на занятия, право на прогулку) и обязанностями. | Театрализованное представление по сказке «Зимовье зверей» |
«Путешествие в осенний лес» 2-я неделя октября с 10 по 14 | Сформировать у детей представления о смене времен года. Объяснить, как зимуют растения и, почему происходит листопад. | Праздник « Здравствуй осень» |
«На земле, в небесах, на море» 3-я неделя октября с 17 по 21 | Расширить представления детей о разных видах транспорта, о классификации машин. | Выставка рисунков на тему: «Мы водители» |
«Птицы вокруг нас» 4-я неделя октября с 24 по 28 | Уточнить знания детей о перелетных и зимующих птицах. Закреплять представления о том, что сезонные изменения в природе влияют на жизнь растений, животных, человека. Сформировать представления о том, что отлет птиц связан с исчезновением насекомых, которыми они питаются. Рассказать о помощи людей зимующим птицам. | Выставка рисунков на тему: « Сказочная птица» |
«Мы поедем мы помчимся на оленях утром рано» 1-я неделя ноября с 31 по 4 | Систематизировать знания детей о диких животных, выявлять особенности приспособления к зиме. Закрепить знания о подготовке животных к зиме. | Викторина « Как звери готовятся к зиме» |
«Наша планета земля» 2-я неделя ноября с 7 по 11 | Формировать у детей понятие человек – часть природы. Продолжить знакомство с красной книгой. | Викторина на тему: « Мы юные Экологи» |
«Уголок планеты» 3-я неделя ноября с 14 по 18 | Формировать представления об экологических проблемах родного края. Воспитывать интерес к родному краю. | Викторина на тему: «Поможем нашей природе» |
«Здравствуй сказка» 4-я неделя ноября с 21 по 25 | Продолжить развивать интерес детей к художественной литературе. Пополнить литературный багаж сказками, рассказами, стихотворениями, загадками, считалками. Формировать личную оценку поступков героев. | Викторина « По дорогам любимых сказок» |
«Красоты земли эвенкийской» 1-я неделя декабря с 28 по 2 | Знакомство с эвенкийскими писателями, поэтами. | Неделя эвенкийской культуры. |
«Удивительный мир насекомых» 2-я неделя декабря с 5 по 9 | Расширить знания детей о насекомых и местах их обитания, о разновидностях насекомых. | Утренник, посвященный Дню Эвенкии. |
«Зимушка хрустальная» 3-я неделя декабря с 12 по 16 | Систематизировать представления о зимних явлениях в природе. Установить связь между температурой воздуха, состоянием воды, почвы, растений, образом жизни животных. Замечать красоту природы и отражать ее в рассказах, рисунках. | Выставка рисунков на тему: «Белоснежная зима» |
«Новогодний маскарад» 4-я неделя декабря с 19 по 30 | Привлекать к активному разнообразному участию в подготовке к празднику и его проведению. Продолжать знакомить с традициями празднования Нового года в различных странах. Расширить знания детей о древних русских праздниках. | Праздник « Новый год». Мастерская у Деда Мороза. |
«Народные праздники» 2-я неделя января с 9 по 13 | Продолжать знакомить с традициями празднования русских праздников. | Викторина на тему : « Что за праздник Рождество» |
«Зимушка зима» 3-я неделя января с 16 по 20 | Систематизировать представления о зимних явлениях в природе. Замечать красоту природы и отражать ее в рассказах. | Выставка рисунков на тему: « Зимние забавы» |
«Путешествие по морю» 4-я неделя января с 23 по 27 | Формировать представления детей о водном транспорте. Уточнить и расширить представления детей о разнообразных видах транспорта. | Выставка рисунков на тему: « Мы моряки» |
«Наши пернатые друзья» 1-я неделя февраля с 30 по 3 | Закрепление представлений о птицах. Уточнить и расширить знания детей о птицах, о местах их обитания. Расширить знания детей о зимующих птицах. | Выставка рисунков на тему: « Наша природа» |
«Крайний Север» 2-я неделя февраля с 6 по 10 | Закрепить и уточнить представления о природе Крайнего Севера. Расширить знания детей о значении леса в жизни человека. воспитывать интерес к окружающему миру. | Конкурс рисунков на тему « Эвенкия глазами детей» |
Наша армия родная» 3-я неделя февраля с 13 п 17 | Углубить знания о Российской армии, дать элементарные представления о родах войск. Познакомить с военными профессиями. Воспитывать уважение, гордость за российскую армию. | Утренник к Дню защитника Отечества. |
«Животные Севера» 4-я неделя февраля с 20 по 24 | Закрепить и углубить знания детей о диких животных Севера. | Викторина на тему «Животные наши друзья» |
«Природа в жизни человека» 1-я неделя марта с 6 по 10 | Расширить представления о живой и неживой природе. Познакомить с миром животных и растений. | Утренник посвященный международному женскому дню. |
«Пауки, черепахи, змеи» 2-я неделя марта с 13 по 17 | Расширить знания детей о млекопитающих, земноводных и пресмыкающихся. Знакомить с некоторыми формами защиты земноводных и пресмыкающихся от врагов. | Выставка рисунков на тему: «Спасем природу . |
«Праздник веснянки» 3-я неделя марта с 20 по 24 | Расширить представления о времени года весна, об изменениях в природе. | Выставка рисунков на тему : « Мудрая змейка» |
« Прилет птиц» 4-я неделя марта с 27 по 31 | Знакомство с перелетными птицами. Познакомить с понятием « перелетные», « зимующие». Вызвать интерес к окружающему миру. | Выставка рисунков на тему: « Грачи прилетели» |
«Внимание дорога» 1-я неделя апреля с3 по 7 | Совершенствовать знания дорожной грамоты в практических и игровых ситуациях. Учить соблюдать правила дорожного движения. | Выставка рисунков на тему : « Мы юные пешеходы» |
«Скоро в космос полечу» 2-я неделя апреля с 10 по 14 | Расширить представления об освоении космоса. Закрепить знания о современных профессиях, о работе в космосе российских космонавтов в наши дни. | Викторина на тему : « День космонавтики». Выставка рисунков на тему: « Космос» |
«Все начинается с семени» 3-я неделя апреля с 17 по 21 | Стимулировать у детей стремление находить самостоятельно новые признаки весны. Устанавливать связь между живой и неживой природой. Воспитывать познавательный интерес к земле и к труду человека на ней. | Выставка рисунков на тему : « Мой любимый цветок» |
«Природа нашего края» 4-я неделя апреля с 24 по 28 | Формировать представления об экологических проблемах родного края. Знакомить с растительным и животным миром своей местности. Воспитывать любовь к родному краю. | Выставка рисунков на тему: « Природа и мы» |
«День Победы» 1-я неделя мая с 2по 5 | Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширить знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. | Выставка рисунков на тему: «Крылья Победы». Утренник, посвященный Дню Победы. Экскурсия к памятнику героям. |
«Мы Россияне» 2-я неделя мая с 8 по 12 | Формировать первоначальное представление об истории России, основных исторических событиях страны. Воспитывать чувство признательности и любви к родной стране и уважение к народом других стран. | Выставка рисунков на тему: «Наша страна» |
«Наши лесные друзья» 3-я неделя мая с 15 по 19 | Систематизировать знания детей о диких животных, выявлять особенности приспособления к разным временам года. | Выставка рисунков на тему « Животные Севера» |
«Дружат дети всей земли» 4-я неделя мая с 22 по 26 | Расширить представления детей, что люди не похожи друг на друга, но все они равны. Воспитывать уважение к детям и взрослым. | Выставка рисунков на тему «Дорогой добра» |
«Здоровый образ жизни» с 29 по 31 мая | Систематизировать представления о здоровом образе жизни. Углубить некоторые сведения об организме человека. Знать особенности своего организма и здоровья. | Выставка рисунков на тему « Лето красное пришло» |
Построение всего образовательного процесса дает возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
В каждой возрастной группе одной теме уделяется не менее одной недели. Тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и уголках развития.
Для каждой возрастной группы дано комплексно-тематическое планирование, которое рассматривается как примерное. Педагоги вправе по своему усмотрению частично или полностью менять темы или названия тем, содержание работы, временной период в соответствии с особенностями своей возрастной группы, другими значимыми событиями
Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.
3.3. Планируемые результаты освоения программы в старшей разновозрастной группе
Образователь- ная область | Целевые ориентиры |
Социально-коммуникативное развитие | • Ребенок овладевает основными культурными средствами, способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности. • Ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. • Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других. Адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты. Умеет выражать и отстаивать свою позицию по разным вопросам. • Способен сотрудничать и выполнять как лидерские, так и исполнительские функции в совместной деятельности. • Понимает, что все люди равны вне зависимости от их социального происхождения, этнической принадлежности, религиозных и других верований, их физических и психических особенностей. • Проявляет симпатию по отношению к другим людям, готовность прийти на помощь тем, кто в этом нуждается. • Проявляет умение слышать других и стремление быть понятым другими. • Ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации; умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам. Умеет распознавать различные ситуации и адекватно их оценивать. • Ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и навыки личной гигиены. • Проявляет ответственность за начатое дело. • Проявляет уважение к жизни (в различных ее формах) и заботу об окружающей среде. • Соблюдает элементарные общепринятые нормы, имеет первичные ценностные представления о том, «что такое хорошо и что такое плохо», стремится поступать хорошо; проявляет уважение к старшим и заботу о младших. • Имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу. |
Познавательное развитие | • Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т. п.; способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. • Открыт новому, то есть проявляет стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в школе, институте. • Проявляет патриотические чувства, ощущает гордость за свою страну, ее достижения, имеет представление о ее географическом разнообразии, многонациональности, важнейших исторических событиях. |
Речевое развитие | • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности. |
художественно-эстетическое развитие | • Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.). |
физическое развитие | • У ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими. • Имеет начальные представления о здоровом образе жизни. Воспринимает здоровый образ жизни как ценность. |
3.4 Организация развивающей предметно-пространственной среды
Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные условия, такие, которые необходимы для полноценного проживания ребенком дошкольного детства. Под предметно-развивающей средой понимают определенное пространство, организационно оформленное и предметно насыщенное, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, труде, физическом и духовном развитии в целом.
Современное понимание развивающей предметно-пространственной среды включает в себя обеспечение активной жизнедеятельности ребенка, становления его субъектной позиции, развития творческих проявлений всеми доступными, побуждающими к самовыражению средствами.
Основные требования к организации среды
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:
• содержательно-насыщенной, развивающей;
• трансформируемой;
• полифункциональной;
• вариативной;
• доступной;
• безопасной;
• здоровьесберегающей;
• эстетически-привлекательной.
Предметно-развивающая среда в ДОО выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникационную, социализирующую и другие функции. Она направлена на развитие инициативности, самостоятельности, творческих проявлений ребёнка, имеет характер открытой незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию (не только развивающая, но и развивающаяся система). Окружающий предметный мир пополняется , обновляется в соответствии с возрастными возможностями ребёнка.
Среда обеспечивает: максимальную реализацию образовательного потенциала пространства дошкольной организации (группы, участка);наличие материалов, оборудования и инвентаря для развития детей в разных видах детской деятельности; охрану и укрепление их здоровья, возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе младенческого, раннего и дошкольного возрастов) и взрослых со всей группой и в малых группах; двигательную активность детей, а также возможности для уединения; учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
учёт возрастных особенностей детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов.
Наполняемость развивающей предметно-пространственной среды отвечает принципу целостности образовательного процесса.
Основные принципы организации среды Оборудование помещений дошкольного учреждения должно быть безопасным, здоровьесберегающим, эстетически привлекательным и развивающим. Мебель должна соответствовать росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивать максимальный для данного возраста развивающий эффект.
Развивающая предметно-пространственная среда насыщена, пригодна для совместной деятельности взрослого и ребенка и самостоятельной деятельности детей, отвечает потребностям детей.
В старших группах замысел основывается на теме игры, поэтому разнообразная полифункциональная предметная среда пробуждает активное воображение детей, и они всякий раз по-новому перестраивают имеющееся игровое пространство, используя гибкие модули, ширмы, занавеси, кубы, стулья.
Трансформируемость предметно-игровой среды позволяет ребенку взглянуть на игровое пространство с иной точки зрения, проявить активность в обустройстве места игры и предвидеть ее результаты.
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать доступ к объектам природного характера; побуждать к наблюдениям на участке детского сада (постоянным и эпизодическим) за ростом растений, участию в элементарном труде, проведению опытов и экспериментов с природным материалом.
Развивающая предметно-пространственная среда должна организовываться как культурное пространство, которое оказывает воспитывающее влияние на детей (изделия народного искусства, репродукции, портреты великих людей, предметы старинного быта и пр.). Пространство группы следует организовывать в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки»), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.). Все предметы должны быть доступны детям.
Подобная организация пространства позволяет дошкольникам выбирать интересные для себя занятия, чередовать их в течение дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей. Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.
В качестве центров развития выступают:
- уголок для сюжетно-ролевых игр;
- уголок ряжения (для театрализованных игр);
- книжный уголок;
- зона для настольно-печатных игр;
- выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров и т. д.);
- уголок природы (наблюдений за природой);
- спортивный уголок;
- уголки для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей — конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.;
- игровой центр с крупными мягкими модулями, сухой бассейн;
- игровой уголок (с игрушками, строительным материалом);
- центр Эвенкийской культуры;
- центр математики "Считалочки";
- физкультурно - оздоровительный центр "Здоровячок";
- центр науки и экспериментирования "Лаборатория Знайки";
- центр "Улица "Что? Где? Когда?"
- танцевально-игровая студия "Детская площадка";
- фотостудия и костюмерная "Разный Я";
- игровой центр "Игралочка";
- центр грамотности и развития речи
- центр творческой игры
- строительно-конструктивный центр
Развивающая предметно-пространственная среда должна выступать как динамичное пространство, подвижное и легко изменяемое. При проектировании предметной среды следует помнить, что «застывшая» (статичная) предметная среда не сможет выполнять своей развивающей функции в силу того, что перестает пробуждать фантазию ребенка. В целом принцип динамичности — статичности касается степени подвижности игровых пространств, вариантности предметных условий и характера детской деятельности. Вместе с тем, определенная устойчивость и постоянство среды — это необходимое условие ее стабильности, привычности, особенно если это касается мест общего пользования (библиотечка, шкафчик с игрушками, ящик с полифункциональным материалом и т. п.).
ДОУ самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы
3.5. Работа с родителями детей
Цель взаимодействия заключается в обеспечении разносторонней поддержки воспитательного потенциала семьи, помощи родителям в осознании самоценности дошкольного периода детства как базиса для всей последующей жизни человека.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка происходит через непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Принципы руководства взаимодействием общественного и семейного воспитания:
- ценностного отношения к детству, как части духовной жизни семьи, что является источником развития и ребёнка, и взрослого;
- деятельность в отношениях «педагог-семья»;
-интеграции внешних и внутренних факторов повышения воспитательного потенциала семьи;
- доверительных отношений в системе «семья – детский сад», включающий готовность сторон, доверять компетентности друг друга;
- разграничение ответственности между педагогом и родителем, как партнёрами по общению, каждый из которых несёт персональную долю ответственности в рамках своей социальной роли;
- комплексности: целостное видение воспитательной компетентности родителей.
Формы работы с родителями:
- Консультации;
- Анкетирование;
- Родительские собрания;
- Совместные праздники;
- Акции;
- Конкурсы;
- Родительские уголки;
- Беседы .
Перечень литературных источников
- «От рождения до школы» Инновационная программа дошкольного образования /Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С.Комаровой, – 3-е изд., - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021.
- СтеркинаР.Б., КнязеваО.Л., АвдееваН.Н. Основы безопасности жизнедеятельности, 2000г
ОО «Познавательное развитие»
Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада: Планы занятий. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Агапова - Пискарёва Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду. Изд. М.: Мозаика - Синтез, 2006.
Колесникова Е.В. Математика для дошкольников. Сценарии занятий по развитию математических представлений. М.: ТЦ Сфера, 2003.
Смоленцева А.А. Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием. М.: Просвещение 1987.
«Формирование целостной картины мира»
Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е., Маслова И.В., Наумова Ю.И., Акимова Ю.А., Белова И.К., Кузнецова М.В., «Здравствуй, мир!» Окружающий мир для дошкольников Методические рекомендации для воспитателей, учителей и родителей. - М.: Баласс, 2003.
Кравченко И.В., Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду. Методическое пособие / Под ред. Г.М. Киселевой, Л.И. Пономаревой. – М.: ТЦ Сфера, 2011.
Кобзева Т,Г. Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа. Волгоград: Изд.Учитель.2011.
Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Планирование работы в детском саду. М.: ТЦ Сфера, 2015.
Шустерман М.Н. Шустерман З.Г. Думаем, изобретаем, открываем мир. М.:Просвещение, 1999.
Дыбина О. Б. Что было до... Игры-путешествия в прошлое предметов. — М„ 1999.
Иванова А.И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. М.: ТЦ Сфера, 2007.
Иванова А.И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. М.: ТЦ Сфнра, 2007.
Бабич Л. 365 увлекательных занятий для дошкольников. М.: Айрис пресс, 2000.
Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. —М.:Мозаика-Синтез,2005.
Алёшина Н.В. Ознакомление с окружающим и социальной действительностью. М.: ЦГЛ, 2004.
«Развитие речи»
Ушакова О.С Струнина Е.М. Развитие речи детей 6 – 7 лет. Программа. Методические рекомендации. Конспекты занятий. игры и упражнения. М.: Изд. Вента – Граф, 2008..
Ушакова О.С. Гавриш Н.В. Знакомство дошкольников с литературой. Конспекты занятий. М.: ТЦ Сфера,2004.
Лебедева Л.В. Козина И.В. (авторский коллектив) Обучение дошкольников пересказу. М.: Центр педагогического образования, 2014.
Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Максаков А. И. Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.; Мозаика-Синтез. 2010.
Гербова В.В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.,Мозаика-Синтез, 2005.
Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 6-7 лет / Сост. В. В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. - М., 2005.
«Социально-коммуникативное развитие»
Губанова Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез 2007.
Панфилова М.А. Игротерапия общения. М.: Изд. Гном, 2000.
Петрова В. И., Стульник Т.Д. Нравственное воспитание в детском саду.-М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Соколова О.М. Алексеева Д.Ф. этическое воспитание дошкольников. Санкт – Петербург.
Краснощекова Н.В. « Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста» (Школа развития), Ростов н/Д: издательство «Феникс» 2007г –
Поддубная Л.Б. ОБЖ. Занимательные материалы. Волгоград. ИТД. Корифей, 2008.
Шорыгина Т.А. Беседы о правилах пожарной безопасности Москва «ТЦ Сфера» 2009г
Безопасность – Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина, С-Пб «Детство –Пресс.2007.
Авдеева Н.Н. Князева О.Л. Стеркина Р.Б., Маханева М.Д. Безопасность на улицах и дорогах. М.:АСТ _ ЛТД, 1997г.
Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Для детей 5-7 лет. М. Мозаика-Синтез.2005.
«Художественно-эстетическое развитие»
Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Николкина Т.А. Изобразительная деятельность. Конспекты занятий в подготовительной группе. Волгоград. Изд. Учитель, 2012.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Планирование, конспекты. Методические рекомендации. М.: ТЦ Сфера,2007.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Программа, конспекты. М.: Владос, 2001.
Грибовская А.А. Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации. Конспекты занятий. М.: Изд. Скрипторий,2011.
Зацепина М.Б., Антонова Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2010г.
Зарецкая Н.В. Сценарии праздников для детского сада – М.:Айрис- пресс 2006г.
Куцакова Л. В. Творим и мастерим. Ручной труд в детском саду и дома. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Малышева АН., Н.В. Ермалаева «Аппликация в детском саду» Ярославль, 2001г.
Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика (из природного материала) М.: ТЦ Сфера,2008.
Кибитина И.И. Работа сбумагой. Поделки и игры. М.: ТЦ Сфера,1
«Физическое развитие»
Пензулаева Л. И. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа.-М.: Мозаика-Синтез, 2013.
Новикова И. М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2010.
Пензулаева Л. И. Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Наглядно-дидактические пособия
Серия «Тематический словарь в картинках»
Мир животных. Домашние и дикие птицы. М. Школьная пресса,2004.
Мир животных. Перелётные и зимующие птицы. М. Школьная пресса, 2004.
Мир животных. Домашние и дикие животные. М. Школьная пресса, 2004.
Мир животных. Насекомые, земноводные, рыбы. М. Школьная пресса, 2011.
Мир растений и грибов. Грибы, ягоды. М. Школьная пресса, 2011.
Мир растений. Цветы, деревья. М. Школьная пресса, 2004.
Мир растений. Экзотические фрукты. М. Школьная пресса ,2008.
Серия «Дидактический материал»
Дикие животные. Екатеринбург. Страна фантазий, 2002.
Перелётные птицы. Екатеринбург. Страна фантазий, 2002.
Птицы. Екатеринбург. Страна фантазий, 2002.
Транспорт. Екатеринбург. Страна фантазий, 2002.
Одежда. Екатеринбург. Страна фантазий, 2002.
Наш дом. Екатеринбург. Страна фантазий, 2003.
Серия «Знакомства с окружающим миром и развитие речи»
Весна в картинках. М. Изд. Гном,2014.
Лето в картинках. М. Изд. Гном,2014.
Зима в картинках. М. Изд. Гном,2014.
Осень в картинках. М. Изд. Гном,2014
Демонстрационный материал
Уроки вежливости. М. Изд. Ранок,2006.
Безопасность. Санкт – Петербург. Детство – Пресс,2003.
Безопасность. М. Изд. АСТ - ЛДТ, 1997.
Безопасность на дорогах. М. Изд. АСТ – ЛДТ, 1997.
Дорожные знаки в картинках. М. Изд. Гном,2014.
Перечень программ, технологий и пособий
Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ:
1. Баранова Е, В., Савельева А. М. От навыков к творчеству: обучение детей 2-7 лет технике рисования. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
2. Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2010.
3. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. — М., 2004.
4. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
5. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду. — М.: -Мозаика-Синтез, 2010.
6. Зацепина М. Б., Антонова ТВ. Праздники и развлечения в детском саду. - М.: Мозаика Синтез, 2010.
7. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
8. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. Конспекты занятий. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
9. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез,2010.
10. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |2010.
11. Комарова Т. С, Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. М., 2005.
12. Комарова Т. С, Филлипс О. Ю. Эстетическая развивающая среда. — М., 2005
13. Народное искусство в воспитании детей. /Под ред. Т. С. Комаровой. - М, 2005.
14. Черезова Н. Б. Декоративная лепка в детском саду. /Под ред. М. Б. Зацепиной. М., 2005.
Методические пособия
1.Адамьянц Т.З. Добрая книга для чтения и обсуждения с детьми старшего дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2007.
2. Арушанова А.Г. Речь и общение детей 3 – 7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2000.
3. Арушанова А.Г., Рычагова Е.С. Игры-занятия со звучащим словом. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
4. Ватаман В.П. Воспитание детей на традициях народной культуры. Программа, разработки занятий и мероприятий. Волгоград: .
5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в средней группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
6. Гербова В. В. Занятия по развитию речи в старшей группе детского сада. -М.: Мозаика-Синтез, 2015
7. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
8. Истоки диалога. 5-7 лет./А.Г. Арушанова, Н.В. Дурова, Р.А. Иванкова. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.
9. Кондрыкинская Л.А., Вострухина Т.Н. Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников. М.: Скрипторий 2006.
10. Голицына Н.С. ОБЖ для старших дошкольников. Система работы. М.: Скрипторий 2003, 2012.
11. Как обеспечить безопасность дошкольников: Конспекты занятий по основам безопасности детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателей детского сада. / К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др. – 5-е изд. М.: Просвещение, 2005.
12. Комарова Т.С. Трудовое воспитание в детском саду. Для занятий с детьми 2-7 лет. М.: Мозаика-Синтез, 2009..
13. Куцакова Л.В. Конструирование и ручной труд в детском саду. Занятия с дошкольниками по конструированию и ручному труду: Программа и методические рекомендации: для работы с детьми 2-7 лет. М.: Совершенство,2010.
14. Куцакова Л.В. Нравственно-трудовое воспитание ребёнка- дошкольника. Пособие для педагогов. М.: Владос, 2003.
15. Правила безопасности для дошкольников: Наглядное пособие. М.: Айрис- Пресс, 2007.
16. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / Т.С. Комарова, Л.В. Куцакова, Л.Ю. Павлова. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
Книги для чтения
1. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 4-5 лет. /Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. - М., 2005.
2. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5-7 лет. /Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук и др. — М., 2005.
Плакаты большого формата
Буквы. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Рабочие тетради.
Средняя группа
Денисова Д. Развитие речи у малышей. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Денисова Д. Уроки грамоты для малышей. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Денисова Д. Прописи для малышей. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Старшая группа
Денисова Д. Развитие речи у дошкольников.— М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Денисова Д. Уроки грамоты для дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Денисова Д. Прописи для дошкольников,— М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Подготовительная к школе группа
Денисова Д. Развитие речи у дошкольников,— М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Денисова Д. Уроки грамоты для дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.
Денисова Д. Прописи для дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2010.
Сенсорное развитие
1. Дыбина О.В. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2012.
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей
1. Баймашова В.А. Ознакомление дошкольников с комнатными растениями. Система работы. М.: Скрипторий 2010.
2 Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников. М.: Мозаика – Синтез, 2002
4. Скоролупова О.А. Весна. Насекомые. Перелетные птицы. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М.: Скрипторий 2010.
5. Скоролупова О.А. Вот какой наш детский сад. Комплект цветных картинок. Ранняя весна. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М.:Скрипторий 2010.
6. Скоролупова О.А. Домашние животные и дикие животные средней полосы России. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М.:Скрипторий 2010.
7. Скоролупова О.А. Животный мир жарких стран. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М.: Скрипторий 2003, 2010.
8. Скоролупова О.А. Зима. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М.: Скрипторий 2003, 2010.
9. Скоролупова О.А. Лето. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М.: Скрипторий 2003, 2010.
10. Скоролупова О.А. Осень. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М.: Скрипторий 2003, 2010.
11. Скоролупова О.А. Покорение космоса. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М.: Скрипторий 2003, 2010.
12. Скоролупова, О.А. Транспорт: наземный, водный, воздушный. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста. М.: Скрипторий 2010.
Формирование элементарных математических представлений
1. Ерофеева Т.И. Дошкольник изучает математику. 5-7 лет. Методическое
пособие. М.: Просвещение, 2005г
2. Минкевич Л.В. Математика в детском саду. Средняя группа. М.:Скрипторий 2003, 2012.
3. Минкевич Л.В. Математика в детском саду. Старшая группа. М.:Скрипторий 2003, 2012..
4. Новикова В.П. Математика в детском саду. Средняя группа. – М.:Мозаика-Синтез, 5.В.П. Математика в детском саду. Старшая группа. – М.:Мозаика-Синтез,.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа разновозрастной группы(5-7)лет "Затейники"
Рабочая программа разновозрастной группы (5-7)лет.Воспитатель О.А.Солодова...
рабочая программа разновозрастной группы
Программа разработана по ФГОС на основе примерной общеобразовательной программмы "От рождения до школы" Веракса...
Рабочая программа разновозрастной группы №1
Разработана на основе примерной образовательной программы "От рождения до школы" под редакцией Вераксы...
Рабочая программа разновозрастной группы
Рабочая программа разновозрастной группы...
рабочая программа разновозрастной группы
2015-2016 учебный год...
рабочая программа разновозрастной группы
рабочая программа разработана на основе образовательной программы ДОУ...
Рабочая программа разновозрастной группы (5-7 лет)
Рабочая программа воспитателя разновозрастной группы...