Патриотическое воспитание в современных условиях.
статья (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Патриотическое воспитание в современных условиях.
Патриотизм – это и преданность своему Отечеству, и стремление сделать все возможно, чтобы сохранить культурную самобытность своего народа.
Современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, формировать у них такие черты характера, которые помогут стать достойным человеком и достойным гражданином своей страны, воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу формировать чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов, развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни.
Мировоззрение педагога, его личный пример, взгляды, суждения, активная жизненная позиция – самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны. К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребности детства». Но никакие знания воспитателя не дадут эффекта, если сам он не будет любить свою страну, свой город, свой народ. В воспитании все должно основываться на личности воспитателя.
В работе я использую разнообразные методы и приемы патриотического воспитания с учетом психологических особенностей дошкольника (эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, и др.).
В своей работе я использую наиболее интересные и результативные формы работы – прогулки, экскурсии, наблюдения, объяснения, побуждающие детей к различной деятельности (игровой, словесной, продуктивной и др.).
Патриотическое воспитание пронизывает все виды детской деятельности в повседневной жизни и на занятиях. Стараюсь формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, что помогает им осознать себя неотъемлемой частью малой родины.
В целях обогащения предметно-игровой среды в ДОУ изготовлены настольный макет русской избы, национальный костюм, предметы быта русского народа и изделия народно-прикладного искусства России.
В группе создан, мини-музеи родного края. Где представлены книги, открытки, сувениры, видео фильмы, герб и флаг родного города Тамбова. Провожу беседы «Из истории родного края», был изготовлен стенд совместно с родителями «Город в котором я живу» с фотографиями узнаваемых мест города Тамбова и комментариям к ним.
.Вошло в традицию проведение игры под названием «Бабушкин сундук», когда детям, предоставляется возможность рассказать об экспонатах старины. В музее экспонируются фотографии и фотодокументы из архивов семей воспитанников детского сада. Я стараюсь, донести, что прошлое, настоящее и будущее неразрывны, что мы часть единого древа жизни.
Прекрасные возможности в воспитании патриотизма предоставляет знакомство с русским народным творчеством, с историей русского народа, традициями, культурой, обычаями, фольклором России. Наша задача – показать детям красоту русского языка через устное народное творчество (песни, припевки, колядки); формировать интерес к фольклору и, как следствие, обогащать словарный запас детей. Способы подачи информации для детей разнообразны: беседы, занятия, участие в обрядах, играх, хороводах, прослушивание народной музыки ,сценки из русских народных сказок.
Ежегодно принимаю участие в мероприятиях ДОУ «Проводы масленицы», «Рождественская звезда», «Покровская ярмарка»,досуговое мероприятие «Пословицы и поговорки русского народа». Детям приносит радость не только праздник, но и подготовка к нему, в ходе которой они знакомятся с музыкальным материалом, историей, обычаями, бытом, костюмами, устным народным творчеством. игре на народных инструментах.
Мною разработан проект «Путешествие в мир искусства».На занятиях я знакомлю с произведениями живописи русских художников, работавшие в разных жанрах искусства .Детям предлагается после изучения материала перенести свои впечатления на бумагу, и закрепить полученные знания в рисунке.
Успех патриотического воспитания наших детей во многом зависит и от родителей, семьи, той атмосферы, которая царит дома. Изготовлены фотостенды совместно с родителями «Есть такая профессия – Родину защищать!», «Наши домашние любимцы».
Предложены консультации «Возрождение русских национальных традиций», «Воспитание толерантности у дошкольников»; «Формирование представлений детей о родном городе»; «Символика России и Тамбова, и ее исторические корни». « Формы работы с родителями по воспитанию у детей чувства патриотизма».
Организована выставка рисунков (сотворчество детей и родителей) «В мире нет прекрасней края, чем Тамбовщина моя», «Моя земля – Тамбов».
В мае обычно проводится акция «Пусть наш город будет чистым!», в которой родителям и детям предлагалось очистить от мусора путь следования к детскому саду, принять участие в озеленении и благоустройстве участка детского сада: посадке деревьев, цветов. Проводим возложение цветов к памятникам ВОВ. и мемориалам в празднование 9 мая.
В результате планомерной работы с родителями дети воспринимают их как союзников, так как папы и мамы узнают проблемы ребенка, стараются понять его чувства, его деятельность, его точку зрения. У детей, которые чувствуют постоянную поддержку, понимание родителей, повышается самооценка.
Вывод. Благодаря тесной связи с родителями, активной их помощи, улучшилось качество учебно-воспитательного процесса по патриотическому воспитанию дошкольников.
Проделанная работа, значительно расширяет знания дошкольника о родном городе, стране, воспитывает в нем чувство уважения к Родине, воспитывает
настоящего патриота.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Гражданское и патриотическое воспитание в современных условиях" с выступлением по данной теме на международной научно-практической конференци 6.12.12. ИППО МГПУ.
Тема доклада: Театрализованная деятельность в воспитании любви к Родине у старших дошкольников В современной системе дошкольного образования все чаще ставится вопрос в то...
Конкурс Нравственно- патриотическое воспитание детей в условиях современного дошкольного учреждения
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста...
Нравственно-патриотическое воспитание, краеведение в условиях современного детского сада
В презентации представлен опыт работы МБДОУ № 30 г.Н.Новгород по нравственно-патриотическому воспитанию и краеведению...
Гражданско – патриотическое воспитание в современных условиях работы ДОУ.
о актуальности в наше время о нравственно - патриотическом воспитании детей дошкольного возраста...
Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию в современных условиях развития системы дошкольного образования.
Презентация по гражданско-патриотическому воспитанию в современных условиях развития системы дошкольного образования....
Гражданско – патриотическое воспитание в современных условиях реформирования системы дошкольного образования.
Острые проблемы патриотического воспитания в ДОО...
Статья «Патриотическое воспитание в современных условиях»
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитать полноценного чело...