Проект по здоровьесбережению "Мы здоровыми растем"
проект

Карпенко Оксана Петровна

Планирование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-po-zdorovomu-obrazu-zhizni-my-zdorovymi-rastem.docx28.21 КБ

Предварительный просмотр:

Проект по здоровому образу жизни в средней группе

«Мы здоровыми растем!»

         Укрепление физического и психического здоровья детей - приоритетное направление дошкольного образования. Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей сознательное и ответственное отношение к своему здоровью и базу практических навыков здорового образа жизни.

 В дошкольном детстве образ жизни ребенка формирует семья и близкое окружение. Поэтому работу по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию сознательного отношения к здоровью необходимо начинать с семьи.

Проект: «Взаимодействие педагогов ДОУ с семьями воспитанников по формированию у дошкольников здорового образа жизни «Мы здоровыми растем!»

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Продолжительность проекта: долгосрочный (учебный год)

Участники проекта: семьи воспитанников, педагоги

Итоговое мероприятие: «День здоровья»

Актуальность проекта: Воспитание ценностного отношения к  здоровью – одна из важнейших задач дошкольной ступени образования. В последнее время наблюдается ухудшение состояния здоровья детей. Сохранение и укрепление здоровья детей — одна из главных приоритетных задач детского сада.

Цель проекта: установление сотрудничества и взаимодействия между семьями воспитанников и педагогами ДОУ по формированию у детей сознательного и ответственного отношения к своему здоровью; формирование у родителей базы практических навыков приобщения детей к  здоровому образу жизни.

Задачи:

1. Повысить уровень знаний родителей в области формирования, сохранения и укрепления здоровья детей, здорового образа жизни.

2. Сформировать навыки сотрудничества детей и родителей в процессе приобщения к здоровому образу жизни, содействовать их эмоциональному сближению.

3. Создать условия для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами в  сфере приобщения детей к здоровому образу жизни.

4. Способствовать получению практических навыков по ведению здорового образа жизни в рамках семьи; создать условия для обмена семейным опытом по формированию сознательного отношения к  здоровью.

Ожидаемые результаты:

1.       Повышение активности родителей в совместной с педагогами деятельности по формированию у детей сознательного отношения к своему здоровью.

2.       Приобретение родителями знаний и практической базы по приобщению детей к здоровому образу жизни.

3.       Создание совместными усилиями педагогов и родителей благоприятных условий для оздоровления детей.

4.       Накопление практического материала (методического, диагностического) по  формированию у детей сознательного отношения к своему здоровью.

 

Этапы осуществления проекта:

 

ЭТАП

СОДЕРЖАНИЕ

подготовительный

Изучение литературы и подбор материала. Разработка структуры проекта. Диагностика и анализ отношения семей воспитанников к здоровому образу жизни. Составление перспективного плана.

 

Основной

Родительские собрания «Сохранение психологического здоровья в семье», «Бережем здоровье с детства или10 заповедей здорового образа жизни», «Чтобы ребенок рос здоровым…».

Тематическая выставка «Физкультурное оборудование в квартире»

Мини-вернисаж совместных работ родителей и детей «А без папы и без мамы – это что за выходной?», «Моя семья и здоровый образ жизни»

Фотовыставки «Здоровым быть – себя любить!», «Оздоровительные традиции в семье».

Оформление уголка здоровья: «Игры и упражнения по приобщению к здоровому образу жизни, которые можно провести дома»; «Как с пользой провести выходной»; «Все о детском питании»; «Я прививок не боюсь…»; «Одежда детей зимой»; «Профилактика вирусных заболеваний»; «Профилактика кишечных инфекций и пищевых отравлений»; «Следим за зрением и осанкой»; «Следим за зубами».

Мастер-классы для родителей: «Оздоровительные упражнения в самостоятельной двигательной деятельности дошкольников», «Дидактические игры по формированию сознательного отношения к своему здоровью».

Дискуссия на тему: «Закаливание ребенка: «за» и «против».

Информирование родителей: «Здоровье ребенка в ваших руках»

Семинар-практикум: «Все о детском питании.  Секрет приготовления полезных и вкусных блюд для ребенка», «Как изготовить нестандартное спортивное оборудование для занятий с детьми дома», «Профилактика нарушения зрения у детей» (гимнастика для глаз)

Совместные с детьми мероприятия: «Мой папа самый сильный!», «А ну-ка, мамы!», «Мама, папа, я – спортивная семья!».

Круглый стол: «Подвижные игры – забава или способ оздоровления ребенка»

День открытых дверей: «Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»

Итоговый

Создание системы мероприятий взаимодействия с семьями воспитанников по формированию сознательного отношения к  здоровью.

Совместное мероприятие «День здоровья» (дети, родители, педагоги).

Оформление отчетной документации: паспорт проекта

 

Перспективный план реализации проекта:

 

 

Сентябрь

Анкетирование

Индивидуальные беседы

Опрос

Наблюдение

Анкетирование для родителей (Приложение 1)

Выявить уровень осведомленности родителей в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни.

Выявить степень готовности родителей к сотрудничеству с педагогами в вопросах формирования здорового образа жизни детей.

Родительское собрание

«Чтобы ребенок рос здоровым…»

Согласовать точки зрения педагогов и родителей по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни; донести до родителей важность здорового образа жизни.

Информация в уголке здоровья

«Игры и упражнения по приобщению к здоровому образу жизни, которые можно провести дома»

Познакомить родителей с играми и упражнениями по приобщению детей к здоровому образу жизни, которые можно провести дома.

Фотовыставка

«Оздоровительные традиции в семье»

Предоставить возможность родителям поделиться  опытом семейного воспитания.

 

Октябрь

Информация в уголке здоровья

«Как с пользой провести выходной»

Предложить родителям ряд оздоровительных мероприятий, которые можно провести в выходной день совместно с детьми (подвижные игры, велосипедные прогулки, пробежки, походы и др.)

Тематическая выставка

«Физкультурное оборудование в квартире»

Предоставить возможность родителям поделиться своим опытом по оборудованию спортивного уголка в квартире

Информирование родителей

«Здоровье ребенка в ваших руках»

Повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах формирования навыков здорового образа жизни

Совместное мероприятие

«Мама, папа, я – спортивная семья!»

Создать условия для творческого сотрудничества родителей, детей и сотрудников детского сада

Ноябрь

Информация в уголке здоровья

«Все о детском питании»

Сформировать единый подход к организации  питания детей дома и в ДОУ

Семинар-практикум

«Все о детском питании.  Секрет приготовления полезных и вкусных блюд для ребенка»

Познакомить родителей с рецептами вкусных и полезных блюд для детей (из меню детского сада), предоставить возможность родителям поделиться своим опытом.

Дискуссия

«Закаливание ребенка: «за» и «против».

Выяснить отношение родителей к закаливанию. Обсудить плюсы и минусы закаливания.

Круглый стол:

«Подвижные игры – забава или способ оздоровления ребенка»

Обсудить с родителями значение подвижных игр для оздоровления и  физического развития ребенка

Декабрь

Родительское собрание

«Сохранение психологического здоровья в семье»

Познакомить родителей с факторами, влияющими на психическое здоровье ребенка; побуждать их проявлять заботу о психическом здоровье ребенка.

Информация в уголке здоровья

«Я прививок не боюсь…»

Расширить знания родителей о вакцинации

 Творческая мастерская с родителями

«Овощи и фрукты на нашем столе»

Совместная аппликация с родителями овощи и фрукты.

  

Январь

Памятка для родителей

«Формирование привычки к здоровому образу жизни»

(Приложение 2)

Повышение знаний родителей по формированию у дошкольников знаний по здоровому образу жизни.

Информация в уголке здоровья

«Одежда детей зимой»

Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах здорового образа жизни

Мини-вернисаж совместных работ родителей и детей

«А без папы и без мамы – это что за выходной?»

Содействовать эмоциональному сближению детей и родителей в процессе совместного творчества

День открытых дверей

«Здоровье в порядке – спасибо зарядке!»

Познакомить родителей с организацией работы ДОУ по приобщению детей к здоровому образу жизни.

 

Февраль

Информация в уголке здоровья

«Профилактика вирусных заболеваний»

Повышение педагогической грамотности родителей в вопросах здорового образа жизни

Информация для родителей

«Семь заблуждений о морозной погоде» Приложение 3

Повышение уровня знаний родителей о прогулках детей на свежем воздухе

Совместное мероприятие

«Мой папа самый сильный!»

Привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада

Фотовыставка

«Здоровым быть – себя любить!»

Распространение лучшего опыта семейного воспитания

 

Март

Информация в уголке здоровья

«Следим за зрением и осанкой»

Повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах здорового образа жизни

Совместное мероприятие

«А ну-ка, мамы!»

Привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада

Семинар-практикум

«Профилактика нарушения зрения у детей»

Актуализировать проблему сохранения и укрепления зрения у детей, познакомить родителей с гимнастикой для глаз

 

Апрель

Информация в уголке здоровья

«Профилактика кишечных инфекций и пищевых отравлений»

Повышать педагогическую грамотность родителей в вопросах здорового образа жизни

Мини-вернисаж совместных работ родителей и детей

«Моя семья и здоровый образ жизни»

Содействовать эмоциональному сближению детей и родителей в процессе совместного творчества

Семинар-практикум

«Как изготовить нестандартное спортивное оборудование для занятий с детьми дома»

Предоставить возможность родителям поделиться своим опытом физического развития детей дома.

Май

Семинар-практикум

«Как изготовить нестандартное спортивное оборудование для занятий с детьми дома»

Предоставить возможность родителям поделиться своим опытом физического развития детей дома

Родительское собрание

«10 заповедей здорового образа жизни»

Формирование у родителей устойчивой мотивации к сохранению и укреплению здоровья своих детей

Мастер-класс

«Оздоровительные упражнения в самостоятельной двигательной деятельности дошкольников»

Познакомить родителей с оздоровительными упражнениями в самостоятельной двигательной деятельности дошкольников

Итоговое мероприятие

«День здоровья»

Привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни детского сад

Ход проекта:

Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был проведена диагностика  и  анализ  отношения семей воспитанников к здоровому образу жизни. Обследование проводилось в форме анкетирования, опроса, наблюдения, бесед с членами семей воспитанников. Целью данного анализа было выявление уровня осведомленности родителей в вопросах приобщения детей к здоровому образу жизни и степень готовности родителей к сотрудничеству с педагогами в вопросах формирования здорового образа жизни детей. На основе результатов данного анализа была разработана система взаимодействия   с родителями по вопросам здорового образа жизни. Также на этом  этапе была изучена литература по данной теме, составлен перспективный план взаимодействия с родителями.

        Во время реализации основного этапа проекта были использованы разнообразные формы взаимодействия с родителями по вопросам приобщения детей к здоровому образу жизни: родительские собрания, фотовыставки, индивидуальное информирование, совместные с детьми праздники и мероприятия, день открытых дверей, семинары-практикумы, мастер-классы, круглый стол и др.  Семьям была предоставлена возможность делиться своим опытом по приобщению детей к здоровому образу жизни с педагогами и другими родителями. Родители и педагоги приобрели опыт по созданию благоприятных условий для формирования у детей представлений о здоровом образе жизни  в ДОУ и дома. Была создана единая система оздоровительной работы в семье и ДОУ.

         В уголке здоровья каждый месяц в кратком и красочно оформленном виде публиковалась новая информация, которая была интересна и полезна родителям.

Семьи воспитанников принимали активное участие в фотовыставках «Здоровым быть – себя любить!» и «Оздоровительные традиции в семье», где были представлены любимые виды спорта некоторых семей и воспитанников, семейные прогулки, активный отдых, закаливание, совместные утренние пробежки, семейные дни здоровья и др.

На семинарах практикумах некоторые мамы раскрыли секреты приготовления вкусных и полезных блюд, а папы делились опытом изготовления спортивного оборудования для дома. Воспитатели познакомили родителей с методикой проведения гимнастики для глаз (профилактика нарушений зрения), упражнениями для профилактики искривления позвоночника.

Педагоги провели мастер-классы, на которых познакомили родителей с играми и упражнениями по приобщению детей к здоровому образу жизни: элементы  игрового массажа: «Поиграем с носиком», «Поиграем с ручками» и др.; оздоровительные упражнения в самостоятельной двигательной деятельности детей: «Часики», «Вырасти большой», «Любопытный щенок», «Упрямый жеребенок» и др.; дидактические игры по формированию сознательного отношения к своему здоровью: «Мой день» (режим дня), «Если сделаю так…» (Опасные и неопасные для здоровья ситуации), «Скорая помощь» (оказание первой помощи), «Путешествие хлебного комочка» (строение пищеварительной системы), «Полезная и вредная еда», «Как вырасти здоровым» др.

В процессе реализации проекта было обращено внимание родителей и на психоэмоциональное здоровье детей. Воспитатели познакомили мам и пап с факторами, влияющими на психоэмоциональное здоровье ребенка, даны рекомендации «Методы общения с ребенком», каждой семье предложена памятка «Создание благоприятной семейной атмосферы». Педагоги познакомили родителей со здоровьесберегающей технологией «сказкотерапия», которая способствует снижению уровня детской конфликтности и агрессивности, уменьшению числа психосоматических заболеваний. Был проведен практикум по сказкотерпии «Сказкотерапия детских проблем».

В ДОУ был проведен день открытых дверей. Родители поприсутствовали на утренней зарядке, НОД по физкультуре, в течение дня могли наблюдать за самостоятельной двигательной деятельностью детей, физкультминутками и другими оздоровительными мероприятиями.

Самые важные мероприятия для детей и родителей – это совместные развлечения и праздники.  «Мой папа самый сильный» - спортивный праздник, посвященный 23 февраля. Мальчики, вместе с папами соревновались в ловкости, быстроте; а девочки подготовили для родителей концерт. На празднике «А ну-ка, мамы!»  команда девочек соревновалась с командой мам. Эстафета «Мама, папа, я – спортивная семья!» сдружила семьи воспитанников. Эти праздники позволили привлечь родителей к активному участию в спортивной жизни детского сада, способствовали эмоциональному сближению детей и их родителей, появлению общих интересов в сфере здорового образа жизни и спорта у семей.

Итоговым мероприятием работы по формированию сознательного отношения к здоровому образу жизни был «День здоровья», в котором приняли участие дети, родители и педагоги. Целью данного мероприятия было обобщение полученных знаний и родителями и детьми по формированию сознательного отношения к своему здоровью и приобщению к здоровому образу жизни. В течение дня в ДОУ проводились здоровьесберегающие мероприятия: игры и упражнения на сохранение и укрепление физического и психического здоровья; мульт-сеанс «Мойдодыр»; выставка продуктов детско-родительского творчества на тему здоровьесбережения; сюжетно-ролевые игры, игры-этюды, развивающие проблемно-игровые ситуации и др. Утром детей и родителей встречали сказочные персонажи с пожеланиями здоровья. Они предлагали детям и родителям  пройти через полосу препятствий. Веселая разминка сопровождалась музыкой. Родители выполняли задания, отвечали на вопросы, а перед уходом заполняли плакат пожеланий «Добавь здоровья». А вечером родители совместно с детьми приняли участие в  викторине «Если хочешь быть здоров…».

                               

 В результате реализации данного проекта должна быть создана система совместных мероприятий, направленных на установление сотруднических отношений между педагогами и семьями воспитанников по приобщению детей к здоровому образу жизни и формированию у детей сознательного отношения к здоровью, снижен уровень заболеваемости детей в группе. Должна повыситься активность родителей в совместной с педагогами деятельности по формированию здорового образа жизни. Семьи воспитанников должны приобрести знания, практические умения и навыки осуществления  оздоровительной работы. Родители и педагоги получилть опыт сотрудничества в создании благоприятных условий для оздоровления детей.

Результатом всех форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников становится установление доверительных отношений между педагогами и родителями  и продуктивное сотрудничество в вопросах формирования у детей сознательного отношения к   здоровью.

        Результат проекта: создание модели конструктивного сотрудничества и взаимодействия  семей воспитанников и педагогов ДОУ по формированию у детей сознательного и ответственного отношения к своему здоровью; формирование у родителей базы практических навыков приобщения детей к  здоровому образу жизни.

                             

Тематические беседы с детьми:
«Как нужно заботиться о своем здоровье».
«Чистота — залог здоровья».
«Полезно – не полезно».
«Личная гигиена».
«О здоровой пище».
Ознакомление с литературой:
К. Чуковский «Доктор Айболит»
Стихотворения о здоровье
А. Барто «Девочка чумазая»
К. Чуковский «Мойдодыр»
Загадки и пословицы о здоровом образе жизни

Игровая деятельность:
Название игры, цель
Подвижная игра «Солнышко и дождик»
Цель: развивать двигательную активность детей.
2 «Озорной мяч»
Цель: выполнять подскоки в своем темпе и ритме.
3 «Воробышки и автомобиль»
Цель: закрепление бега в разных направлениях.
4 Дидактические и развивающие игры «Чудесный мешочек», «Узнай и назови овощи»
Цель: развивать представление детей о вкусной и полезной еде.
5 «Кошки - мышки»
Цель: бегать в определенном направлении не толкая друг друга, ходить на носках.
6 Подвижная игра «Кошечка»
Цель: развитие навыка ползания, укрепление мышц туловища, рук и ног.
7 «Быстрые ножки бегут по дорожке»
Цель: бегать быстро – медленно, реагировать на сигнал.
8 «Волшебный лес» – комплекс подвижных игр, основанных на подражательных движениях различным животным: медведю, зайцу, лисичке, собачке, кошке и пр.
Цель: упражнять детей в беге, ходьбе, ползать на четвереньках, сохранять равновесие, прыгать на двух ногах на месте, формировать качество личности.
9 «Развитие движения у детей дошкольного возраста»
Цель: закрепление основных видов движения, воспитывать положительные эмоции, формировать умение правильной осанки.
10 «В стране здоровья»
Цель: формировать сознательное отношение к здоровью, учить заботиться о своем здоровье, вызвать эмоциональный настрой.

Самостоятельная и совместная художественно-продуктивная деятельность:
Рисование карандашами, фломастерами, мелками.
Игры с водой (при благоприятных температурных условиях) в группе.
Оздоровительные мероприятия: умывание контрастной водой, воздушные ванны, хождение босиком по дорожке здоровья;
Прогулки и подвижные игры на свежем воздухе.
Наблюдения, экскурсии:
Наблюдение за играми других детей на прогулке.
Цель: воспитание добрых отношений друг к другу, развивать предпосылки детей к играм разного вида: бегать, прыгать, бросать и ловить мяч, подлезать, лазать.
Экскурсия в спортивный зал детского сада: беседа с инструктором по физическому воспитанию, знакомство со спортивным
инвентарем.

Здоровьесберегаюшие технологии, технологии сохранения и стимулирования здоровья:
Динамические паузы – во время занятий, 3-5 мин., по мере утомляемости детей. Рекомендуется для детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия.
Подвижные и спортивные игры – как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой, средней и высокой степени подвижности.
Релаксация – в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы.
Гимнастика пальчиковая - рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время).
Гимнастика для глаз – в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки. Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога.
Гимнастика дыхательная – в различных формах физкультурно-оздоровительной работы. Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры.
Гимнастика после сна – ежедневно после дневного сна, 5-10 мин.
Формы организации здоровьесберегающей работы:
физкультурные занятия
самостоятельная деятельность детей
подвижные игры
утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная)
двигательно-оздоровительные физкультминутки
физические упражнения после дневного сна
спортивные праздники
оздоровительные процедуры и т.д


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Я-ребёнок, я расту и здоровым быть хочу". Досуг "В гостях у доктора Айболита"

Проект во второй младшей группе для детей 4-го года жизни.Направлен на формирование  начальных представлений детей о  здоровом образе жизни,  воспитание культурно-гигиенических навыков....

Проект "Мы здоровыми растем"

Материалы к проекту, посвященному здоровому образу жизни...

проект по здоровьесбережению "Мы здоровыми растем"

Информационно-оздоровительный, краткосрочный проект с участием детей , воспитателей и специалистов.Цель проекта:воспитание осознанного отношения детей к своему здоровьюформирование здоровьесберегающег...

Проект "Хотим здоровыми расти!"

Краткосрочный проект для детей подготовительной группы на тему "Хотим здоровыми расти!"...

Проект на тему "Хочу расти здоровым"

Данный проект позволяет в условиях воспитательно-оброзовательного процесса в ДОУ расширить,обогатить,систематизировать и творчески применить знания детей о здоровье. Все мероприятия,запланированные в ...

Детско - творческий проект " Мы здоровыми расти хотим"

создание устойчивой положительной мотивации детей к сохранению и укреплению собственного здоровья, через формирование у них двигательных навыков, знаний и ценностей здорового образа жизни....