Технологическая карта "История тряпичной куклы "Веснянка""
план-конспект занятия (старшая группа)
Пояснительная записка
Современное общество характеризуется ростом национального самосознания, стремлением понять и познать историю, культуру своего народа.Человек не может жить и двигаться вперед, не оглядываясь на прошлое и не используя накопленный поколениями опыт. Как дерево не может жить без корней, так человек не может чувствовать себя свободным в обществе, не опираясь на традиции и обычаи своего народа. Поэтому возрождение и изучение быта и уклада жизни наших предшественников оказалось очень важной и актуальной темой.
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы и, краски, доступно и интересно ребенку, что, по моему убеждению, является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему. Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд. Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства, цветового строя, композиции, я использую его для развития у ребенка: восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, то есть, воздействуя на чувственную сферу ребенка народное искусство, стимулирует развитие творческих способностей. Велико значение опыта для духовного развития дошкольников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров.
Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества. Актуальность проведения занятия определяется как необходимостью, так и возможностью изучения педагогических условий формирования у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве, как об одном из самых демократичных и доступных для детей видов искусства.
Оно позволяет решать многие актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображения, фантазии, инициативности, раскрепощённости и т.д. Главное, детское творчество раскрывает духовный и творческий потенциал ребёнка и даёт реальную возможность адаптироваться ему в социальной среде. Данное направления состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, Программа построена на эстетическом воспитании дошкольников, сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.
Целью данного занятия является развитие творческих способностей детей через ознакомление дошкольников с народной культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konstrukt_na_metod_razrabotku_2020.docx | 29.91 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Тема НОД: «История тряпичной куклы Веснянка»
Возрастная группа: старшая группа 5-6 лет
Форма НОД: эмоционально-чувственная технология, творческая мастерская
Форма организации: (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная)
Учебно-методический комплект Попова Т.А. Интегрированные занятия по приобщению к русской народной культуре: М.: Мозаика - Синтез, 2010
Условия и средства реализации:
1.Материально-технические:
- мультимедийные : слайд-шоу «История тряпичной куклы»
- литературные: загадки
- музыкальные фонограмма: звуковые эффекты «Птицы в лесу».
- наглядные (раздаточный демонстрационный): ситцевые платки, тряпичная кукла, нитки, ножницы
- русский народный костюм для воспитателя
2. Дидактические и методические:
- Методы: (наглядный, словесный, демонстрационный, практический)
- Приёмы: (разговор, беседа, объяснение, наблюдение, рассматривание, образца, демонстрация картин, иллюстраций)
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Цель: пробудить интерес к русской народной культуре, развитие и поддержание интереса у детей к окружающему миру; обогащение представлений дошкольников о русских народных традициях, его истории. | |
Задачи | |
Образовательные: Развивающие: Воспитательные:
|
|
Планируемый результат | |
Физически развитый, овладевший основными культурно - гигиеническими навыками | Активно координирует движения обеих рук в процессе художественно – творческой деятельности. |
Любознательный, активный | Проявление любознательности к созданию чего-то нового. Выполняет необходимые трудовые действия по собственной инициативе. |
Эмоционально отзывчивый | Эмоционально откликается на положительные эмоции сверстника. Испытывает удовольствие от процесса результата собственной художественно - творческой деятельности. |
Овладение средствами общениями и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками | Задает вопросы, проявляет инициативность и самостоятельность в совместной деятельности со взрослыми и сверстниками. Откликается на предложения общения и сам инициирует его. Ситуативно проявляет взаимопомощь в освоенных видах детского творчества. |
Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения | Устойчиво проявляет самостоятельность, настойчивость в стремление к получению результата преодоления препятствия. |
Способный решать интеллектуальные и личностные задачи | Использует практически ориентировочные действия, применяет наглядно образные действа словесное описание и показ, при решении личностных задач ориентируется на реакцию взрослого. Решает игровые задачи по средствам работы со взрослым и сверстниками: узнает новую информацию, выражает просьбу, высказывание и т.д. Умеет связывать действия и результат, стремится оценить полученный результат. |
Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе | Проявляет индивидуальные познавательные предпочтения. |
Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности | Способен активно и осознано усваивать движение и их элементы понимать указания взрослого. Использует рекомендованные взрослыми способ изготовления в конкретном виде деятельности для овладения новым познавательным содержанием. Пытается самостоятельно применять пошаговую инструкцию восстанавливать последовательность действий преодолевать затруднение, добивается задуманного результата, слушает взрослого и выполняет его инструкцию. |
Овладевший необходимыми умениями и навыками | Самостоятельно выполнять трудовые процессы, контролировать качества, стремится улучшить. Использовать в речи сложноподчинённые предложения. Владеть способом конструирования путем складывания квадратного куска ткани: по диагонали; полам с совмещением противоположных сторон и угол, и уметь изготавливать поделку на основе этих способов. |
Технологическая карта
Этап совместной деятельности | Организация совместной деятельности | Действия педагога | Действия воспитанников | Планируемый результат |
Вводная часть Мотивация детей Проблемные вопросы | Здравствуйте, гости званые, Гостьюшки, мои желанные Много гостей, много и новостей А чтоб день был веселей На приветствие приглашаю гостей. В круг выходите пару себе ищите. Ни стой, ни зевай, и за мной повторяй. Здравствуй, друг! (пожимаем друг другу руки) Как ты тут? (положили руку на плечо) Где ты был? (спросить рукой) Я скучал! (приложили руку к своему сердцу) А в старину устраивали праздники, закликали весну, пели песни и водили хороводы. В хоровод вставайте да за мною подпевайте. В корзину я спрятала игрушку. Девочек любимую подружку. Можно с ней по разному играть, кормить, укачивать, в наряды наряжать. Вы конечно, догадались о какой игрушке идет речь. -Как по вашему, что такое кукла? -Как вы думаете из чего можно сделать куклу? | Приветствует детей; организует; объясняет; инструктирует; эмоционально включает в действие; стимулирует на познавательную деятельность Задает вопросы, организует обсуждение. поощряет ответы детей к высказыванию, вовлекает в совместную деятельность | Приветствуют взрослого и друг друга; слушают; сосредотачивают внимание; выполняют действие по двигательному образцу; выражают собственные эмоции по средствам действий, слов, мимики. Сосредотачивают внимание, слушают, эмоционально проявляют интерес к окружающему Отвечают на вопросы, перечисляют где можно получить дополнительные знания, вступают в диалог, выражают собственное мнение. Аргументируют ответ. |
5.Откликается на предложения общения и сам инициирует его. Аргументация своего ответа, выстраивание полного ответа, умение внимательно слушать сверстника. Обогащение словаря |
Основная часть | Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нитей и ткани, из дерева. Создавая куклу, люди копируют человека и вносят свое — выбирают способы оформления куклы, ткань для создания наряда, украшения. (слайд 2) О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой, ими играли. (слайд 3) Верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами обращались плохо – неприятностей не миновать. В некоторых избах обитало не меньше сотни кукол. (слайды 4.5.6.7.8.9.10.11.12.13. 14.15.16.17) Кукла была важной частью праздников, таких как посев и уборка урожая, многочисленных обрядов. Этих кукол делали весной и поэтому они называются: «А как вы думаете, ребята, как и называли!» (слайд 18) Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, дети должны были мастерить кукол сами. (слайд 19)А вам есть пять лет? А вы хотите сделать кукол тоже? Мы можем с вами тоже смастерить кукол Веснянка. Посмотрите, что есть у меня в корзине. Что нам понадобиться для создания наших кукол? (слайды 20.21.22. 23.24.25.26.27) А у вас получились куклы – веснянки? А что вашим куклам не хватает? Нет лица, настроения, играя в куклы дети и взрослые придумывали для нее разные сказки, истории, оживляли и давали ей имя, создавали ей настроение (радость, грусть, веселье) Ребята, а какое настроение у ваших кукол? Я вам предлагаю придумать ей настроение и оживить куклу. (например: «Я кукла Даша. Я люблю петь песни, танцевать, порхать как бабочка») Ребята, а чем их можно украсить, в какие наряды одеть? С кем вы хотите ее украсить? В какие игры можно поиграть с нашими куклами хотите поиграть? | Стимулирует интерес, любознательность детей. Показ презентации "История тряпичной куклы Веснянка" Рассказывание о истории создания тряпичных кукол на Руси Открывает корзину и достает материал для изготовления кукол Организация взаимодействия в достижении результата Стимулировать интерес, любознательность детей | Участвуют в обсуждениях, высказывают свое мнение. опираясь на презентацию Взаимодействие педагога с детьми , предлагают свои варианты, участие в беседе. Слушают сосредотачивают внимание. Самостоятельно выбирают материал , работают слаженно. Взаимодействуют с другими детьми и педагогом. Дети предлагают свои варианты Рассматривают. участвуют в беседе проявляют любознательность | Любознательность, активность Умение делать логический вывод и аргументировать его Умение проявлять инициативу высказывать свои предположения. Проявление активности в совместной деятельности |
Динамическая пауза | "Буратино". Буратино потянулся, раз - нагнулся, два - нагнулся, Руки в стороны развел, ключик видно не нашел. Чтобы ключик нам достать, нужно на носочки встать. Ключик вдруг упал из рук, наклониться надо, друг! (движения по тексту). | Проведение физкультминутки | Участвуют в динамической паузе и выполняют движения согласно стихотворению | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка |
Рефлексия | Игра «Комплимент» По кругу педагог и дети рассматривают кукол друг друга и говорят о том, что им понравилось в кукле другого, учитывая сопровождающий рассказ ребенка, то, почему он выбрал именно такой способ украшения. Встреча заканчивается коллективным решением оформить выставку кукол и пригласить детей детского сада на свою выставку | Стимулирует процесс воображения и эмоциональное восприятие; способствует тому, что дети самостоятельно решают возникающие проблемы; поощряет детей в высказывание | Вступают в диалог; проводят самоконтроль; делятся впечатлениями; выражают собственные мысли; выстраивают свою речь полными предложениями. Самостоятельно придумываю и планируют дальнейшую деятельность |
Умение оценивать качества полученного результата |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тряпичная кукла
Тряпичная кукла...
Народные тряпичные куклы своими руками
Данные презентации - это пошаговые инструкции по изготовлению тряпичных кукол....
проект "Тряпичная кукла"
групповой проект для детей старшего дошкольного возраста по изготовлению тряпичной куклы...
Мастер-класс по изготовлению тряпичной куклы «Тряпичная кукла своими руками».
Мастер-класс для родителей дошкольников...
Стендовый доклад Тема: «Развитие коммуникативно-речевых навыков дошкольников с нарушениями речи средствами народных тряпичных кукол» Проект «Волшебный мир тряпичной куклы»
Проект направлен на реализацию цели основной образовательной программы дошкольного образования, в части, формируемой участниками образовательных отношений: объединение обучения и воспитания детей в це...
Конспект Мастер-класса Изготовление тряпичной народной куклы-оберега «На счастье» Тема: «Изготовление тряпичной куклы-оберега Ангела».
НАЗНАЧЕНИЕ: Кукла АНГЕЛ предназначена для украшения новогодней ёлки,а также в качестве подарка на РОЖДЕСТВО....
Конспект Итоговой интегрированной деятельности в рамках проекта «Традиционная народная тряпичная кукла» на тему: «Народная тряпичная кукла» (форма проведения – посиделки)
в подготовительной группе рассатрели тряпичный кукол,детям очень понравилось....