«Педагогика гуманизма: как я её понимаю»
статья

Горбунова Оксана Викторовна

Гуманизм - это единая концепция, определяющая человека как наивысшую ценность в мире. Основным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание её прав и свобод, проявление и развитие способностей личности, создание для всего этого благоприятных условий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл translyats_2._doklad_kirillo_-_mefodievskih_chteniyah.docx19.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Рябинушка» общеразвивающего вида городского округа Стрежевой»

«Педагогика гуманизма: как я её понимаю»

Составила: Горбунова Оксана Викторовна.

Стрежевой 2019год.

(Слайд) 2

Гуманизм - это единая концепция, определяющая человека как наивысшую ценность в мире. Основным положением этой концепции является защита достоинства личности, признание её прав и свобод, проявление и развитие способностей личности, создание для всего этого благоприятных условий.

 Гуманистическая педагогика - это сложное, многомерное явление, отражающее реальную картину воспитательно-образовательного процесса. Основная формула этого явления - любовь к детям. Без любви не будет ни педагогики, ни гуманизма! 

Слайд 3

Гуманистическая педагогика - это система научных методов, которая утверждает воспитанника в роли полноправного, сознательного и активного участника учебно - воспитательного процесса, развивающегося в меру своих возможностей и способностей

Сухомлинский сказал: «Сколько я буду жить, столько буду проверять в своей школе правдивость истины, в которую я искренне верю: человека можно воспитывать только добром».

В своей практике часто пользуюсь волшебной формулой близкой русской душе «Добро побеждает зло!».

Я глубоко убеждена, что взрослые должны поддерживать в детях уверенность в полной защищённости их от зла и несправедливости, чтобы они никогда не испытывали страха из-за грозящего им неминуемого наказания за совершенный проступок. Иногда вина ребенка столь незначительна, случайна, а угрозы взрослых столь серьёзны, что малыш перестаёт ориентироваться в своих поступках, неправильно оценивает, что хорошо, а что плохо. Доверие взрослых, их постоянная забота, поддержка способствуют положительному, эмоциональному развитию ребёнка: он легко и охотно общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями.

В своей работе очень хочется отметить влияние художественной литературы на формирование гуманных чувств у детей дошкольного возраста.

 Искусство, художественная литература активно воздействуют на чувства и разум ребёнка, развивают его восприимчивость, эмоциональность. Недостаточное развитие этих качеств ребёнка приводит к искусственному ограничению его возможностей, к воспитанию человека, который не чувствует, не понимает, а слепо следует усвоенным правилам поведения.

Воспитание художественным словом приводит к большим изменениям эмоциональной сферы ребёнка, что способствует появлению у него живого отклика на различные события жизни.

Слайд4

 «Искусство захватывает различные стороны психики человека: воображение, чувства, волю, развивает его сознание и самосознание, формирует мировоззрение» (Б. М. Теплов, 1946, с. 96).

Слайд.4

 «Восприятие искусства является для ребёнка своеобразной формой познания объективной действительности. Ребенок как бы входит внутрь событий художественного произведения, становится как бы их участником». (А. В. Запорожец, 1986, с. 66).

Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости. Какую же литературу я использую?

Слайд 5

Конечно русскую классическую и переводную литературу.

Это произведения А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, С. Т. Аксакова, П. П. Ершова и др.

Н. А. Некрасова, Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, А. А. Блока, С. А. Есенина, из переводных авторов - Ч. Диккенса, Р. Киплинга, Ш. Перро, братьев Гримм, Г. Х. Андерсена, произведения советских писателей: М. Горького, В. Маяковского, С. Маршака, К. Чуковского, А. Барто и др.

Слайд 6 (иллюстрации)

Например для воспитания гуманных чувств у детей старшего дошкольного возраста можно использовать сказки:

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»,

 «Хаврошечка»,

«Сказка о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина,

«Серебряное копытце» П. Бажова,

 «Конёк - Горбунок» П. Ершова.

 «Айболит» К. Чуковского,

«Уехали» А. Барто,

«На льдине» Б. Житкова,

 Слайд 7

Для воспитания у детей гуманного отношения к животным можно использовать следующие произведения:

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка»;

А. Куприн «Белый пудель»;

М. Горький «Воробьишко»;

рассказы В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина, Д. Мамина - Сибиряка.

Слайд 8

В художественной литературе подробно раскрывается отношение детей к родителям, и особенно к матери. У дошкольников особые эмоции вызывают произведения, в которых рассказывается о маме. Доброе отношение к маме литературных героев может служить хорошим примером для ребят.

Например, Алёша, маленький герой рассказа Н. Артюховой «Трудный вечер», с трудом преодолевая сон, поднимается с кровати и закрывает настольную лампу, чтобы свет не мешал спать уставшей маме. Он накрывает маму шалью, чтобы она не замёрзла.

Слайд 9

 На эту же тему и стихи Е. Благининой «Посидим в тишине».

Мама спит, она устала…

Ну и я играть не стала!

В последующей беседе нужно обязательно подчеркнуть, что девочка отказывается от своего желания побегать, поиграть, потому, что знает - мама устала, её нельзя будить.

 Я бы многого хотела -

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать.

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит и я молчу.

Слайд 10

У детей надо воспитывать сочувствие к старым людям, например к бабушкам.

стихи «Моя бабушка» С. Капутикян,

вставить

 (Прекрасным примером в данном случае может служить стихотворение А. Барто «Вовка - добрая душа», (СЛАЙД) рассказ Е. Пермяка «Самое страшное».

Представления, полученные детьми из художественных произведений, переносятся в их жизненный опыт постепенно, систематически. Воспитание у ребёнка чувства прекрасного является одним из условий воспитания гуманных чувств. Добрые человеческие отношения, окружающая природа, искусство - поэзия, музыка, живопись - способствуют пробуждению чувства прекрасного, а вместе с ним радости, оптимизма.

Стихи развивают воображение ребенка, пробуждают в нем чувство прекрасного, любовь к природе.

Таким образом, воспитание гуманных чувств необходимо рассматривать в тесной взаимосвязи с общим эмоциональным развитием ребенка. Эмоциональное отношение детей к окружающему является косвенным показателем становления их чувств. Художественная литература способствует возникновению у детей именно эмоционального отношения: к описываемым событиям, природе, героям, персонажам литературных произведений, к окружающим их людям, к действительности.

Безусловно, в столь сжатых рамках моего доклада невозможно в полном объеме раскрыть, объяснить понятие - педагогика гуманизма. Однако есть твёрдая уверенность в том, что эти два слова тесно взаимосвязаны друг с другом, а порой и неотделимы. А объединяет их одна формула - воспитание любви к себе, к детям, к окружающим, к природе, к животным, близким, к старикам - есть основа человечности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Понимаем ли мы своих детей? Понимаем ли мы друг друга?»

Расхожая фраза «Счастье – это когда тебя понимают», говорит, что понимание не такое уж часто встречаемое явление. Лозунг «Детство – лучшая, счастливая пора» скорее самоуспокоение для взрослых, ч...

Развивающее занятие с детьми "Понимаю других - понимаю себя".

Введение детей в сложный мир человеческих взаимоотношений, приобщение к коммуникации....

Характеристика развития гуманизма у детей.

Орлова Елена НиколаевнаВоспитатель МБДОУ д/с №6Основные ценности дошкольного возраста: открытость миру, любознательность, сказочно-мифическое мировосприятие, наивность, непосредственность, импульсивно...

Воспитание гуманизма у детей младшего дошкольного возраста

Содержание нравственного воспитания дошкольников определено программой воспитания в детском саду. Оно включает в себя и воспитание гуманизма....