Воспитание гуманизма у детей младшего дошкольного возраста
статья (младшая группа)
Содержание нравственного воспитания дошкольников определено программой воспитания в детском саду. Оно включает в себя и воспитание гуманизма.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание гуманизма у детей младшего дошкольного возраста
Содержание нравственного воспитания дошкольников определено программой воспитания в детском саду. Оно включает в себя и воспитание гуманизма. Что же означает гуманизм?
Гуманизм – (от лат. humanus - человечный) признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека как критерия оценки общественных ценностей.
Гуманность – обусловленная нравственными нормами и ценностями система установок личности на социальные объекты (человека, группу, живое существо), которая представлена в сознании переживаниями сострадания и сорадования и реализуется в общении и деятельности в актах содействия сочувствия, помощи.
Гуманность- человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. Одна из ведущих нравственных ценностей, которая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения.
В Концепции дошкольного воспитания сказано, что у детей дошкольного возраста следует сформировать базис личностной культуры, который включает в себя общечеловеческие ценности. Гуманные чувства и составляют общечеловеческие ценности, которые закладывают общечеловеческое начало в маленьком человеке. Показателем нравственной воспитанности человека является характер его отношения к людям, к природе, к самому себе.
Воспитание гуманности как качества личности следует решать по двум взаимосвязанным направлениям:
- воспитывать у ребенка соответствующие нравственные качества;
- создавать условия для проявления детьми этих качеств в отношении друг друга и остальных людей.
Первая младшая группа (2- 3г)
Воспитание доброжелательности начинается в семье – там, где ребенка любят и заботятся о нем. Добрые отношения в группе, поддерживаемые воспитателем, способствуют эмоционально положительным переживаниям, закрепляют чувства симпатии. Расположения к окружающим.
Задачи:
-воспитывать интерес к природе, бережное отношение к растениям;
- формировать опыт поведения в среде сверстников;
- воспитывать чувство симпатии к сверстникам, любовь к родителям и близким людям.
Методы:
Как вы думаете, какой метод воспитания гуманного отношения в этом возрасте будет ведущим?
1) Пример взрослого:
- проявление по отношению к ребенку любви, ласки;
- частое употребление ласковых слов, поглаживания;
2) Похвала ребенка за каждое проявление доброжелательности к людям (улыбнулся, отдал игрушку);
3) оценка взрослого (через оценку ребенок усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что отрицательную).
Средства:
- обучение способам выражения сочувствия, внимания. Каким? (погладить плачущего, поблагодарить, попрощаться, поздороваться);
- педагогические ситуации: Нельзя разрешать ребенку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям. (н-р, малыш бьет маму, а она терпит; один ребенок не отдает игрушку, и тот его бьет – это нельзя оставлять без внимания) Приведите свои примеры.
- песенки, потешки, сказки.
Формы:
- индивидуальная.
Вторая младшая группа (3 -4г)
- закреплять навыки организованного поведения в детском саду, дома, на улице;
- приучать детей общаться спокойно, без крика;
- создавать условия, благоприятствующие формированию доброжелательности, доброты, дружелюбия (играть дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами; приучать к вежливости)
- продолжать развивать и воспитывать свой образ Я. (убеждать ребенка, что он хороший, что его любят);
- учить жить дружно, помогать друг другу, вместе пользоваться игрушками, книгами;
- приучать соблюдать элементарные правила поведения.
Методы:
1)оценка взрослого (ребенок еще не может самостоятельно сделать обобщение, но благодаря оценке взрослых начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо; положительная оценка добрых поступков, внимания и помощи – вызывает желание подражать добр. поступкам.)
2) создание педагогических ситуаций (н-р, «Как попросить игрушку?)
3) приучение;
4) убеждение;
5) коллективная игра;
6) единые требования;
7) разъяснение;
8) игровые ситуации.
Средства:
- сам взрослый (как носитель положительного способа поведения);
- пед. ситуации: беседы о реальных случаях из жизни группы
- сценки (н-р, «Два кота», где показано, что ссоры ни к чему хорошему не приводят);
- с-р игры (Куклы, мишки и зайчишки – наши маленькие дети. Как мы будем о них заботиться? с вовлечением в игру и других детей воспитатель предлагает построить для них дом, покатать их на машине и т.д. педагог одобряет ласковое обращение, обращает внимание на небрежное или грубое обращение к игрушкам);
- рисование («Нарисуй тех, кто о тебе заботится»и на основе рисунка рассказать ,кто и как это делает)
- фольклор- песенки, потешки, сказки;( н-р, «Когда живется дружно, что лучше может быть! И ссориться не нужно и можно всех любить! С.Михалков.
- худ. литература («Азбука вежливости» Л. Васильевой; «Доктор Айболит» К.Чуковского и др.);
-диафильмы.
Формы:
- индивидуальные занятия;
- коллективная деятельность (в ней происходит усвоение социальных ценностей)
Таким образом, при систематической работе, направленной на воспитание гуманного отношения дошкольников к окружающим людям, природе, у детей формируется гуманизм как нравственное качество т.е. гуманизм входит в структуру личности как качественная ее характеристика.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект родительского собрания в младшей группе на тему: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
План:1. Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.2. Решение проблематичных ситуаций.3. Сов...
Конспект родительского собрания в младшей группе Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».
Тема нашей встречи “Очень многое мы можем, очень много умеем” или “Воспитание самостоятельности у детей младшего д/о возраста”....
Конспект родительского собрания во II младшей группе Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста».
Рассказ воспитателя о самостоятельности детей младшего возраста.Решение проблематичных ситуаций.Совместная деятельность с ребенком....
Конспект родительского собрания в младшей группе детского сада, тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста»
«Может ли маленький ребенок быть самостоятельным?»....
Родительское собрание на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» во второй группе раннего возраста
Стихотворение «Я сама»(И. Муравейка)- Давай будем одеваться …- Я сама! Я сама!- Пойдём, будем умываться …- Я сама! Я сама!- Ну идём хоть причешу я …- Я сама! Я сама!- Ну давай хоть накормлю я …-...
Список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Материал содержит список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных ска...