Консультация для родителей "Развитие детской инициативы с помощью творческих заданий в повседневной жизни"
консультация
Консультация для родителей "Развитие детской инициативы с помощью творческих заданий в повседневной жизни"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_rodeteley_razvitie_deyskoy_initsiativy.docx | 223.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Развитие детской инициативы с помощью творческих заданий в повседневной жизни»
В Федеральном государственном образовательном стандарте выделены основные линии личностного развития ребенка дошкольного возраста: самостоятельность, инициативность, творчество.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Инициатива — активность в начинании, активность продвигать начинания, запускать новые дела, вовлекая туда окружающих людей.
Для всеобщего развития ребенка- дошкольника необходима самостоятельная, или так называемая спонтанная игра, которая возникает и развивается по собственной инициативе ребенка. Эта игра и является ведущей деятельностью ребенка. Инициатива - это одна из основ уверенности в себе, умение , практические навыки, инициативу проявляет тот, кто верит в себя.
Детская инициатива проявляется в свободной форме деятельности детей по выбору и интересам. Открывая перед собой возможность играть, рисовать, конструировать, заниматься творческими заданиями, в соответствии с собственными интересами, возможностями и потребностям ребенка.
Исследования психологов доказывают, что именно в дошкольный период открываются благоприятные возможности для формирования основ самостоятельности, ответственности, инициативности и творческих способностей ребенка.
Инициативность показывает развитие личности, особенно на ранних этапах развития, проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего – в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.
Инициативность ребенка активнее всего формируется, начиная с кризиса трех лет и появления феномена "я сам", наиболее благоприятный период — это возраст от 3 до 5 лет. Инициатива детей в этом возрасте сама находит выход в различных играх и физической активности. Родители не должны останавливать этот процесс. Важно не путать инициативность с самостоятельностью, хотя эти понятия очень близкие.
Самостоятельность ребенка — это осуществление самим ребенком какой-то деятельности, делание, процесс. Тогда как инициативность — это такое свойство характера, когда происходит толчок, запуск деятельности, это внутреннее побуждение к чему-то новому, это внутренний порыв к изменениям и движению. Говоря об инициативности, необходимо отметить, что данное определение часто связывают с импульсивностью.
Инициатива же чаще осознанна, т.к. ребенок учится просчитывать определенные будущие шаги, а потому она требует определенного уровня развития памяти, мышления и воли, умения планировать, что в соответствии с возрастом и умениями ребенка, необходимо помочь организовать родителям.
В старшем дошкольном возрасте (5-7 лет) инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка — общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Он может выбрать дело по своему желанию, включиться в разговор, предложить интересное занятие для всех. Ребенок легко включается в игровые ситуации и инициирует их сам, творчески развивает игровой сюжет, используя для этого разнообразные знания, полученные из разных источников. Инициативность связана с любознательностью, пытливостью ума, изобретательностью, индивидуальными возможностями детей, поддержкой свободы их поведения и самостоятельности. При этом свобода и самостоятельность — не вседозволенность и анархия, а раскованность, открытость — неразрывно связаны с культурой поведения. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Особого внимания заслуживает «творческая инициатива». Под творческой инициативой следует понимать включенность ребёнка в сюжетную игру, как основную деятельность дошкольника.
Выделяют три уровня творческой инициативы:
Ребёнок активно развертывает несколько связанных по смыслу условных действий (роль в действии), содержание которых зависит от наличной игровой обстановки; активно использует предметы заместители, наделяя один и тот же предмет разными игровыми значениями; с энтузиазмом многократно воспроизводит понравившееся условное игровое действие (цепочку действий) с незначительными вариациями.
Имеет первоначальный замысел ( «Хочу играть в больницу», «Я — шофер» и т.п.); активно ищет или видоизменяет имеющуюся игровую обстановку; принимает и обозначает в речи игровые роли; развертывает отдельные сюжетные эпизоды (в рамках привычных последовательностей событий), активно используя не только условные действия, но и ролевую речь, разнообразные ролевые диалоги; в процессе игры может переходить от одного сюжетного эпизода к другому (от одной роли к другой), не заботясь об их связности.
Имеет разнообразные игровые замыслы; активно создает предметную обстановку «под замысел»; комбинирует (связывает) в процессе игры разные сюжетные эпизоды в новое целое, выстраивая оригинальный сюжет; может при этом осознанно использовать смену ролей; замысел также имеет тенденцию воплощаться преимущественно в речи (словесное придумывание историй) или в предметном макете воображаемого «мира» (с мелкими игрушками-персонажами), может фиксироваться в сюжетных композициях в рисовании, лепке, конструировании.
Условия для развития детской инициативы и творческого самовыражения:
- Способствовать формированию у детей установок, « Я смогу», « Я сумею».
- Создавать ситуации успеха для каждого ребенка: « Это очень просто, я тебе помогу».
- Давать предвосхищающую положительную оценку « Ты , очень творческий ребенок у тебя все получится»
- Вдохнуть в ребенка уверенность в своих силах.
Отсюда вытекают следующее действия:
- Предоставлять детям самостоятельность во всех видах деятельности, которые не представляют собой опасности ,для жизни и здоровья ребенка, и помогает им реализовывать свои собственные замыслы.
- Не оставлять без внимания даже самые минимальные успехи ребенка.
- Создавать необходимые условия, для поддержки инициативы и творческой досуговой деятельности ребенка.
- Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия, приучать свободно пользоваться пособиями и игрушками.
- Углублять интерес ребенка в той области знаний, на которую он обращает повышенное внимание во время режимных моментов.
Для ребенка важно видеть вас не только, когда вы занимаетесь домашними делами, но и когда вы делаете что-то с интересом, радостью, восторгом. Совершенный родитель для ребенка – недосягаемая крепость. Помогите ребенку раскрыть его потенциалы и способности; «оформить» его интересы в конечный продукт, например, сделать рамку для рисунков, выставку, повесить на стену грамоты, создать альбом достижений и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы развития детской инициативы с помощью образовательных областей
В развитии инициативы и самостоятельности важно:Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых п...
Способы развития детской инициативы с помощью образовательных областей
В развитии инициативы и самостоятельности важно:Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых п...
Способы развития детской инициативы с помощью образовательных областей
В развитии инициативы и самостоятельности важно:Постоянно расширять область задач. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых п...
"Учим фигуры с помощью творческих заданий"
Рекомендации по обучению геометрических фигур через творчество...
Социальное партнерство семьи в образовательной организации при развитии у детей детской инициативы с помощью ИКТ.
Современная российская семья развивается в условиях качественно новой ситуации. Часто молодые родители не осознают всего спектра проблем, связанных с воспитанием, воспринимают свою роль в жизни ребенк...
«Развитие детской инициативы с помощью творческих заданий в повседневной жизни».
laquo;Что такое инициатива? Это то, что человек делает так, как надо, хотя его об этом не просят» ...
Творческий доклад «Поддержка и развитие детской инициативы в продуктивной творческой деятельности дошкольников через конструктор «Cuboro»
Игра – важнейший спутник детства. Конструктор CUBORO позволяет детям учиться, играя и обучаться в игре....