ВЛИЯНИЕ ЧУВАШСКИХ СКАЗОК И ЛЕГЕНД НА НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА
методическая разработка
Аннотация: В значительной степени морально-нравственные устои у подрастающих поколений, в том числе и у чувашского народа, формировались в раннем возрасте посредством мифов, легенд и сказок. Однако возрастающий уровень глобализации, масштабы распространения средств массовой коммуникации и феноменов поп-культуры, рост урбанизации, привели к постепенной трансформации подходов и методов воспитания, неразрывно связанных с национальной культурой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_novyy._vliyanie_chuvashskih_narodnyh_skazok_i_legend_na.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
ВЛИЯНИЕ ЧУВАШСКИХ СКАЗОК И ЛЕГЕНД НА НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА
Петрова М.Г.
МБДОУ «Детский сад № 172» г. Чебоксары, detskisad17269@mail.ru
Аннотация: В значительной степени морально-нравственные устои у подрастающих поколений, в том числе и у чувашского народа, формировались в раннем возрасте посредством мифов, легенд и сказок. Однако возрастающий уровень глобализации, масштабы распространения средств массовой коммуникации и феноменов поп-культуры, рост урбанизации, привели к постепенной трансформации подходов и методов воспитания, неразрывно связанных с национальной культурой.
Ключевые слова: культура, сказки, легенды, мифы.
Изменившиеся социальные, экономические и политические условия в нашей стране привели к изменению ценностных ориентации, деидеологизации общественных структур, смене идеологических установок. Многие исследователи отмечают отсутствие в современном обществе четких нравственных ориентиров и объективной системы ценностей.
Народные сказки и легенды в частности имеют особое значение для нравственного воспитания в целом и формирования нравственно-этической направленности. Они являются важным средством воспитания культуры поведения у детей. Такое творчество способствуют формированию у детей нравственных мотивов культурного поведения, которыми он в дальнейшем будет руководствоваться в своих поступках.
В педагогическом словаре Коджаспировой Г.М. и Коджаспирова А.Ю. нравственное воспитание определяется как «формирование нравственных отношений, способности к их совершенствованию и умений поступать с учётом общественных требований и норм, прочной системы привычного повседневного морального поведения» [1].
Разбирая теорию духовно-нравственного становления развития и воспитания личности ребёнка, возможно отметить надлежащие задачи, относящиеся к формированию нравственно-этического воспитания:
1) осознание ценности всех живых существ и, особенно, людей, нетерпимость ко всем проявлениям, угрожающим здоровью и жизни людей и умение противодействовать им.
2) понимание и соблюдение традиционных нравственных устоев семьи, таких как: бережное отношение к жизни окружающих людей, уважение к родителям и взрослым, любовь к близким, взаимопомощь, забота о младших и стариках.
Во все времена развитие человечества шло с учётом истории и опыта жизни предыдущих поколений. Внутренний мир людей формировался на основе тех ценностей, которые наиболее подходили их запросам. Учитывая всё это, особенно важно начинать воспитание детей с раннего возраста. Именно в этом возрасте необходимо сформировать интерес к прошлому своего народа и его культуре, духовным ценностям, сформировать национальное самосознание, познакомить с произведениями национальной культуры.
Чувашский народ в течение продолжительного времени не имел своей письменности, и поэтому свои мысли, стремления он выражал в произведения устной поэзии. Мудрость, наблюдательность и переживания людей выражались в поэмах и стихотворениях чувашских авторов. Как и у многих народов у чувашей развит и жанр сказок. Легенды, передаваемые из поколения в поколение, отражали внутренний мир народа. Герои сюжетов и сказок олицетворяли дух народа. В чувашских сказках особенно часто подчеркивалась благотворная связь с землей, превозносился труд на ней.
Для большинства детей окружающий мир представляет собой мир сказочный: он полон чудовищ, волшебников, превращений. Сказочные герои воспринимаются детьми как вполне реальные образы и способны влиять на его психику и поведение так же, как и реальные люди.
Чувашские народные сказки, с которыми впервые встречается ребёнок, вводят его в мир народной мысли, народного духа, народных традиций. Сказки своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребёнка.
С воспитанниками старшей группы была проведена литературная викторина «Сказки и легенды чувашского народа». Были задания: определить из какой сказки эта картинка? («Батыр и Чиге-хурсухал», «Как крестьянский сын за солнце работал», «Бедный Илюш», «Красавица Плаги»). Достать сказочные предметы и назвать из какой они сказки? (дубинка, муляж пирога, хушпу, монисты). Дети активно участвовали в обсуждении. Их интересовало все необычное, сказочное, чудесное. В их глазах читалось сочувствие и сострадание к героям, желание понять скрытые мотивы поведения героев. Я считаю, именно сказка учит детей быть смелыми, честными, отзывчивыми, добрыми и щедрыми. Мы хотим, чтобы дети не только эмоционально воспринимали героев, но и стремились быть похожими на них. Воспринимая сказку, ребенок сравнивает себя со сказочным героем, что позволяет ему почувствовать, понять и осознать свои промахи, ошибки или, наоборот, правильность своих поступков. Я хочу, чтобы наши с вами дети выросли добрыми, честными, порядочными людьми. Так непросто быть таким человеком в наше трудное время. А мне хочется, чтобы детская душа всегда стремилась к свету, добру и любви. Однако практика работы с детьми показывает, что чувашские легенды и сказки являются эффективным способом формирования нравственно-этнического воспитания. Они помогают определять отрицательные и положительные поступки героев, испытывать сострадание к героям.
Слушая сказки, ребенок нередко входит в образ главного героя произведения и полностью окунается в сказочную жизнь. Свои дела и поступки ребёнок сверяет со своим любимым персонажем. Сказка отвечает нам на самый главный вопрос о смысле жизни, о судьбе человека, опасностях и тяготах, о мудрости земной, об истинности пути. В сказке ребенок становится героем, разделяет его судьбу, смело берется разобраться с самими грустными сторонами человеческой жизни, проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает во внешней жизни. Дети надолго, иногда на всю жизнь, запоминают какое волнение, радость, горечь, обиду, ненависть вызвала у них та или иная сказка. Они глубоко сопереживают, сочувствуют, симпатизируют положительным персонажам, обиженным или борющимся за справедливость. Герой, который нравится ребёнку, становится идеалом, все чувства направлены на него.
В волшебных сказках главные персонажи делятся на положительных и отрицательных героев. Классическими образами таких героев в чувашских народных сказках являются богатыри (Улып, Чемень, Юман-батыр, Ту-батыр и др.). В сказках главный положительный герой проходит через испытания: предварительное (некая фигура контролирующая знание героем правил поведения), основное (подвиг, ведущий к ликвидации первоначальной беды) и дополнительное (испытание на идентификацию). Во время прохождения испытания герой получает средство для достижения конечной цели, таким средством является волшебный дар или необычные способности (острый ум, богатырская сила, ловкость, способность к преображениям).
У каждого народа есть свои герои. И чувашская земля славилась своими богатырями. Одним из них является Улып. Он был огромного роста и обладал богатырской силой. По преданию наших предков, из рода в род передававших сказания о добром великане Улып, в те древние времена, когда в наших краях шумели только сплошные дремучие леса и не было людей, спустился к нам с южных Армазейских гор. Улып-Великан был послан на нашу землю богом-громовержецем Аслати творить добро. В своих деяниях Улып был поистине трудолюбивым, добрым, и не зря чувашский народ считал его своим вождём.
Есть и противоречивые образы в чувашской мифологии. Одним из самых сложных и древних является образ Киремет. В большинстве тюркских языков слово киремет означает «чудо, благородство, целительное средство». Наши древние предки чуваши всегда очень почитали места обитания духов Киремет. К священным местам люди старались относиться с уважением, боялись своим излишним любопытством потревожить место обитания другого существа, Старались вблизи таких мест не говорить громко, не сквернословить и не совершать что-то непристойное.
Другим не менее известным богатырём был Чемень. Легенда о нём нам поведала о прекрасном и добром покровителе, к которому любой человек мог обратиться за помощью. Слава богатырской силе Чеменя распространилась далеко за пределы чувашской земли, и враги не решались меряться с ним силой и отвагой. Наш народ не зря о таких людях говорит: «Ыр çын вилсен ят юлать» («Добрый человек умрет, слава останется»).
В чувашских сказках и мифах присутствуют и отрицательные персонажи. Одним из самых страшных и опасных героев является Ултă хěре çиекен, Вупăр. В сказке этот персонаж является ведьмой (злой волшебницей). Она живёт среди людей, которые о ней не догадываются. Временами она превращается в быка, съедает людей и животных. Но в итоге её разоблачают, и добро в сказке побеждает зло.
Во многих сказках чувашей образы животных и растений представлены в виде образов людей. Есть и такие сказки-поверья, которые объясняют происхождение и причины возникновения различных природных явлений, зарождение растительного и животного мира. Ими являются следующие сказки: «Кошка и мышь», «Зайчик», «Волк, собака, кошка и мышь», «Белка и сорока» и др. Например, в сказке «Зайчик» чрезмерное любопытство приводит зайца к большой неприятности. Чрезмерно любопытный заяц раздражал бога своими назойливыми расспросами, поэтому бог ткнул в его мордочку раскаленной кочергой и распорол верхнюю губу, брошенная горящая головня отсекла зайцу хвост [3].
Помимо сказок о богатырях и неведомых существах в чувашском эпосе существует множество рассказов о простых людях, попавших в различные жизненные ситуации, но с честью выдержавшие суровые лишения и испытания. В таких сказках добро всегда побеждает, хорошие черты людей всегда восхваляются и ставятся в пример.
В сказке «Дети ветра» рассказывается история жизни маленького мальчика Ивана, жившего скучно и бедно. Но в итоге этот мальчик преодолел трудности своим бережным отношением к людям и природе. И это Ване пошло на пользу, и он приобрёл более высокий социальный статус.
В таких чувашских сказках как «Девушка на Луне», «Богач и бедняк» бедняки всегда выступают в качестве умных, справедливых, трудолюбивых героев и всегда побеждают злых, глупых, ленивых, богачей, судей, царей.
В нашем современном обществе сказки однозначно признаны неотъемлемой важной частью всего того, что призвано в деле воспитания и формирования культуры поведения у детей. Мы никогда не должны забывать рассказывать и слушать сказки. Этот хороший, добрый древний обычай внушает детям основные традиционные ценности развития. Сказки на своих образах показывают детям, что жизнь жестоко наказывает всех тех, кто не ценит и не понимает основной ценности человека – повседневного и упорного труда.
Таким образом, чувашские сказки и легенды оказывают влияние на нравственно-этическое воспитание дошкольника. Художественное слово, произведения устного народного творчества содержит в себе педагогическую мудрость, служат прекрасным средством нравственного воспитания обучающихся, способствует возникновению ярких художественных образов, которые вызывают у детей глубокие переживания, осмысление и эмоциональный отклик. Ценностью художественного слова является возможность анализа положительных результатов нравственных поступков героев, сравнения разных позиций и моделей поведения положительных и отрицательных персонажей.
ЛИТЕРАТУРА
- Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: для студ. высш. и сред. учеб. заведений. 2 изд., стер. Москва.: изд. центр «Академия», 2005
- Коротких О.В. Воспитание детей в духе миролюбия в традициях народной педагогики : монография / О.В. Коротких. - Москва : ИНФРА-М, 2020. - 128 с.
- Чувашские народные сказки / [сост. П. Е. Эйзин].Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1993. - 351 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияния подвигов защитников земли русской на духовно – нравственное воспитание дошкольников»
Описана актуальность изучения патриотического воспитания дошкольников средствами традиционной для нашей страны православной культуры....
Влияние сказки на разностороннее развитие и нравственно-эстетическое воспитание дошкольников через все возможные виды театрализации.
Влияние чтения сказок детям на их полноценное личностное развитие. Формирование самостоятельности детей в художественно-речевой и театрально-игровой деятельности....
Влияние семьи и социальных институтов на духовно-нравственное воспитание дошкольников
Формирование личности ребенка, воспитание у него правильного отношения к окружающему, определенной нравственной позиции – сложный педагогический процесс....
Конспект НОД "Путешествие в мир чувашских сказок и легенд"
Цель: приобщать детей к духовно-нравственным ценностям в процессе ознакомления с чувашскими сказками и легендами. Задачи: ...
Консультация для педагогов "Формирование эмоционально-волевой сферы и нравственно-этических норм поведения дошкольника с нарушениями речи"
Проблема формирования личностных качеств дошкольников с нарушениями речи....
"Нравственно-этическое развитие ребенка-дошкольника через театрализованную деятельность"
quot;Нравственно-этическое развитие ребенка-дошкольника через театрализованную деятельность"...
Перспективы использования средств мультипликации для развития нравственно-этической сферы у дошкольников с ЗПР
Статья посвящена рассмотрению вопросов становления и развития нравственно-этической сферы дошкольников с задержкой психического развития, а также анализу основных средств, в частности, мультипликации,...