Музыкально-дидактические игры и методика их проведения
консультация
Музыкально-дидактические игры и методика их проведения
Музыкально-дидактические игры в зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий подразделяют на три вида:
1.Спокойное музицирование.
2.Игры типа подвижных, где элемент соревнования в ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.
3.Игры, построенные по типу хороводных.
В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Элемент соревновательности заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение. Эти игры проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания ребенок или подгруппа детей награждается фишкой или фишкой. В процессе игры дети выполняют правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов.
Дидактические игры второго вида характеризует динамика действий. Игры похожи на подвижные. Разделенные на подгруппы дети вслушиваются в звучание музыки и реагируют на нее движениями. Под звучание громкой музыки в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, под тихое звучание – другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
muzykalno-didakticheskie_igry.docx | 15.28 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Музыкально-дидактические игры и методика их проведения
Музыкально-дидактические игры в зависимости от дидактической задачи и развертывания игровых действий подразделяют на три вида:
1.Спокойное музицирование.
2.Игры типа подвижных, где элемент соревнования в ловкости отодвинут по времени от момента выполнения музыкальных заданий.
3.Игры, построенные по типу хороводных.
В играх первого вида предусматривается статичное поведение детей, разделенных на подгруппы. Элемент соревновательности заключается в умении быстрее и точнее определить на слух музыкальное произведение. Эти игры проводятся с пособиями. За лучшее выполнение задания ребенок или подгруппа детей награждается фишкой или фишкой. В процессе игры дети выполняют правила, показывая ту или иную картинку, поднимая в соответствии со звучанием произведения флажки разных цветов.
Дидактические игры второго вида характеризует динамика действий. Игры похожи на подвижные. Разделенные на подгруппы дети вслушиваются в звучание музыки и реагируют на нее движениями. Под звучание громкой музыки в пространстве групповой комнаты двигается одна подгруппа детей, под тихое звучание – другая, а первая останавливается. После неоднократной смены звучания наступает завершающий момент игры – физкультурное соревнование: одна подгруппа детей догоняет другую или каждая собирается у заранее обозначенного места и т.д.
В дидактических играх, построенных по типу хороводных, активность детей ограничена. Между собой могут соревноваться два или три круга детей или коллектив (круг) и солист. Например, на высокие звуки идут дети первого круга, на звуки среднего регистра – второго. На звучание низкого регистра реагируют дети третьего круга. Победителями становятся дети того круга, которые точнее реагировали на смену звучания.
Музыкально-дидактическая игра всегда требует значительной слуховой сосредоточенности, которая приводит к совершенствованию процесса развития слухового восприятия. В ходе игры ребенок все время должен вслушиваться в смену звучания и реагировать на это движением или действием, а не автоматически выполнять задание.
Во всех видах музыкально-дидактических игр их правила тесно связаны с качеством выполнения сенсорных заданий и направлены на поощрение детей, точно их выполнивших. Ребенок всегда эмоционально воспринимает звучание музыки, на каком бы уровне возрастного развития не находился. Развитый музыкальный слух позволяет ему узнавать, различать, сопоставлять и воспроизводить звуковысотные, ритмические, тембровые и динамические компоненты этого звучания.
Дети младшего дошкольного возраста легче воспринимают звуковысотные соотношения, т.к.их музыкальная деятельность связана с вокальным репертуаром, исполнением мелодий песен. Музыкально-дидактические упражнения с ними удобно начинать с различения высоты звуков: «На чем играю?», « Птицы и птенчики», « Какой колокольчик звучит?», «Кто кричит?».
С детьми средней группы последовательно проводятся все виды игр, включая музыкально-дидактические упражнения, задания и самостоятельные действия с музыкально-дидактическим игровым материалом (музыкальным ящиком, музыкальными часами, неозвученными инструментами и др.) Игры типы хороводных затруднений у детей обычно не вызывают, за исключением игр на различение силы звука Например, «Тише-громче запоем»,- по правилам которой ребенок должен найти спрятанный предмет, ориентируясь на динамику (громче-тише) звучания песни или инструментального произведения, исполняемого педагогом.
В старшей группе дети могут самостоятельно упражняться в музыкально-дидактических действиях, а дети подготовительной к школе группы самостоятельно проводить друг с другом и коллективом игры первого и второго видов, составлять их, объяснять последовательность игровых действий, формулировать правила игры, подбирать необходимые пособия.
Музыкально-дидактические игры всех трех видов проводятся в повседневной жизни детского сада, на прогулках в теплое время года, на комплексных музыкальных занятиях, в часы, отведенные для игровой деятельности. Группы необходимо оснащать пособиями, инструментами и игрушками, кроме того воспитателям следует самим делать пособия для дидактических игр, разрабатывать их содержание. Это игры «Спой песенку», «Музыкальное лото», «Музыкальное домино» и др.
При помощи наглядных пособий, музыкальных инструментов и игрушек дети седьмого года жизни учатся сами и обучают других – производят обучающие и самообучающие действия в их самых образовательных инструментах («Я начну, а ты закончил», «Повтори за мной», «Знаешь ли ты музыку», «Догадайся, чья музыка звучит» и т.п.
В самостоятельно придуманные игры дети играют с особым удовольствием.
Педагоги используют для таких игр народные мелодии, фрагменты авторских произведений, сами сочиняют несложные пьесы. Музыкально-дидактические игры могут проводиться и без использования фортепиано – под пение, звуки различных музыкальных инструментов: погремушек, бубна, барабана, дудочки и т.п. Музыкально-дидактическим материалом для игр являются:
-песни, инструментальные произведения;
-набор музыкальных инструментов;
-наборы музыкальных игрушек;
Таким образом, в процессе систематической работы, дети учатся самостоятельно действовать, у них развиваются сенсорные способности и музыкально-эстетические представления.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты"
Музыкально - дидактическая интерактивная игра "Музыкальные инструменты" для детей старшего дошкольного возраста направлена на закрепление знаний о различных группах музыкальных инструментов...
Пальчиковые игры и методика их проведения с детьми дошкольного возраста.
Игра — один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприяти...
Дидактические игры по экологии для детей 3 – 5 лет. (Экологические игры и методика их проведения)
Дидактические игры по экологии для детей 3 – 5 лет.(Экологические игры и методика их проведения)...
Дидактические игры по экологии для детей 5 - 7 лет. (Экологические игры и методика их проведения)
Дидактические игры по экологии для детей 5 - 7 лет.(Экологические игры и методика их проведения)...
"Угадай музыкальный инструмент" музыкально -дидактическая видео игра для детей среднего и старшего дошкольного возраста.
Играем дома в музыкальные игры!Музыкальное образование предполагает всестороннее развитие ребенка, а если он получает его в игровой форме, то эта двойная польза для ребенка.В игре ребенок познает мир,...
"Детские спортивные игры и методика их проведения"
Сообщение из опыта работы о том,как важно заниматься с детьми,играя с ними в спортивные игры....