Консультация на тему: Детские спортивные игры и методика их проведения
консультация

Каликина Елена Владимировна

консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskie_sportivnye_igry_i_metodika_ih_provedeniya_1.docx29.49 КБ

Предварительный просмотр:

.

 

Консультация на тему:

Детские спортивные игры и

методика их проведения

Подготовила: Каликина Е.В

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов ребенка.

Обучая детей элементам спортивных игр, решаются следующие задачи:

Формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной двигательной деятельности;

Обогащать двигательный опыт дошкольников новыми двигательными действиями;

Учить правильной технике выполнения элементов спортивных игр;

Содействовать развитию двигательных способностей;

Воспитывать положительные морально-волевые качества;

Формировать привычку к здоровому образу жизни.

Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество.

Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма.

В связи с этим в детском саду необходимо формировать у дошкольников устойчивый интерес к играм с элементами спорта, спортивным упражнениям, желание использовать их в самостоятельной деятельности. Особенный интерес вызывают у них спортивные игры (баскетбол, футбол, хоккей, бадминтон и т.д) С этой целью самое большое внимание следует уделять играм с мячом. В этих играх дети овладеют навыками ловли, бросания, метания. Важно чтобы во время спортивной игровой деятельности, каждый ребенок мог проявить себя и свои способности. Спортивные развивающие игры для детей помогают формировать у ребенка уважительное отношение к физической культуре и спорту. А это - залог отличного здоровья в будущем.
Бадминтон (мяч с перьями) – это спортивная игра с ракетками и воланом. Нужны две ракетки и волан. Целью игры является недопущение падения волана на своей части игровой площадки и приземление волана на стороне противника. Правила игры достаточно просты. Кроме того, имеется возможность играть на любой площадке, лужайке, пляже – все это делает игру в бадминтон широкодоступной. Игре в бадминтон обучают детей, начиная со старшей группы. Для освоения игры необходимы специальные упражнения: обучение правильному держанию ракетки (ее держат в правой руке, конец ручки должен упираться в основание ладони, а большой палец, слегка вытянутый вперед, упирается в ручку ракетки); обучают отбиванию волана. Это делается следующим образом: ребенок левой рукой подбрасывает волан перед собой, а затем отбивает его ракеткой вверх, не давая ему упасть. Это упражнение выполняется стоя на месте, в передвижении шагом, бегом, поворачивая ракетку и ударяя по волану разными ее сторонами. Далее дают упражнения в парах, когда на расстоянии 3–4 метров один ребенок бросает волан, другой отбивает его ракеткой, а затем оба отбивают друг другу волан ракеткой.

В ходе игры дети стремятся так ударить по волану, чтобы он упал на стороне противника. Если один ребенок допустил ошибку (волан упал на его стороне, или он не перебросил его через сетку), то другой играющий ребенок получает очко. Выигрывает тот, кто набрал большее количество очков.

Теннис – спортивная игра, которая заключается в ударах ракетки по резиновому мячику. Игра ведется на площадке. Сущность игры: игроки занимают противоположные стороны площадки и перебрасывают мяч через сетку, стараясь при этом направить его так, чтобы соперник не смог отразить мяч.

Для обучения игре в теннис используется система подводящих упражнений: броски мяча о стенку и ловля его правой и левой рукой; перебрасывание мяча через сетку партнеру; упражнения с мячом и ракеткой – ходить, держа мяч на ракетке; подбрасывать мяч ракеткой; броски мяча об пол и удары по нему после отскока; передача мяча ракеткой в парах с лета, с отскока, удары наносят правой и левой рукой; упражнения в подачах мяча.

Футбол. В старшей группе детского сада дети в основном осваивают упражнения, подводящие к игре в футбол. Даются упражнения: в катании мяча подошвой ноги в различные стороны, стоя и подпрыгивая на одной ноге, жонглирование мячом, подбивая его подъемом ноги, бедром, чередуя ту и другую ноги. Дети упражняются индивидуально, каждый со своим мячом. Даются упражнения в прокатывании мяча в заданном направлении, попадании в кеглю, в ворота. Обучают детей перемещаться с мячом по площадке, слегка подбивая мяч ногами, поочередно. Необходимо следить, чтобы мяч не откатывался далеко. Дети учатся передавать мяч друг другу ударом, который называется «щечкой» (внутренней стороной стопы). В упражнениях участвуют мальчики и девочки.

В подготовительной группе совершенствуются ранее приобретенные навыки передачи мяча партнеру в медленном беге. Обучают удару по мячу с разбега. Когда дети достаточно уверенно действуют с мячом, переходят к игре в футбол.

Баскетбол – для освоения игры в баскетбол ребенок должен овладеть упражнениями «Школы мяча».

Обучают элементам этой игры детей старшего дошкольного возраста.

Детей обучают правильному держанию мяча, передачам мяча друг другу, ловле мяча, а также броскам мяча в корзину. Передачи мяча осуществляются вначале на месте, затем в движении. Обучают ведению мяча на месте, в ходьбе и затем в беге. Главной задачей обучения всем элементам игры в баскетбол детей старших групп детского сада является усвоение разнообразных действий с мячом и подготовке детей к игре в целом. Освоенные умения дети совершенствуют в подвижных играм с мячом и играх, подводящих к игре в баскетбол.

В подготовительной группе дети продолжают закрепление всех разученных умений, упражняются в ведении, передачах и ловле мяча. Осваиваются упражнения на взаимодействие игроков команды и на взаимодействие с противником. Для освоения техники удержания мяча следует формировать чувство мяча. Для этого необходимо, чтобы ребенок научился так чувствовать мяч, будто это часть его тела, и мог легко и точно управлять им. Поэтому в начале обучения используются игры с мячом, которые дают возможность познакомить детей с некоторыми свойствами мяча, показывая, что высота отскока зависит от силы, прилагаемой к мячу, а дальность броска зависит от веса мяча и тоже от прилагаемой к нему силы. Педагог предлагает детям поиграть с мячом, бросая его вверх, вниз, перебрасывая его с одной руки на другую. В этих упражнениях дети привыкают управлять мячом. При обучении дошкольников элементам игры в баскетбол применяются обычные большие резиновые мячи.

Хоккей. Освоение элементов игры в хоккей можно начинать со старшими дошкольниками. В подготовительный период освоения игры в хоккей дети знакомятся со следующими основными понятиями: клюшка, крюк клюшки, шайба и т. п.

В процессе этой игры у детей развивается ловкость, они учатся маневрировать и бить по шайбе. Можно использовать игры «Передай шайбу», «Кто быстрее догонит шайбу до круга» и др. С самого начала обучения игре в хоккей важно научить правильно и свободно держать клюшку двумя руками. Во время игры дети не должны перехватывать клюшку руками. Чтобы в руках играющих детей она была легкой и послушной, детям предлагаются различные упражнения: махи руками с клюшкой, перенос клюшки вокруг туловища и из одной руки в другую; вращение клюшки, держа ее двумя руками.

Волейбол. Детей учат передаче мяча и подаче двумя руками.

Обучение игре в волейбол складывается из трех этапов (подготовительный, подводящий, основной). На подготовительном этапе нужно научить умению видеть мяч, быстро реагировать на его полет, развить координацию движений. Для этого используется «Школа мяча». На втором этапе (подводящем) детей учат выполнять упражнения с мячом, которые применяются в волейболе: перебрасывать мяч друг другу (высоко, сильно) и ловить его двумя руками, отбивать мяч толчком двух ладоней в нужном направлении. На основном этапе учат перебрасыванию мяча через сетку с соблюдением следующих правил:

1.        Мяч в руках не задерживать, а отбивать его выше и сильнее, чтобы перебросить через сетку.

2.        Подавать мяч в игру не с угла, а с поля.

Дети играют до 15 очков, затем меняются полями. Команда получает очко, если противник не поймал мяч, или если мяч подающего коснулся сетки, или если мяч ушел с поля.

Настольный теннис – спортивная игра, в которой могут принимать участие двое (одиночная игра) или четверо (парная игра) детей.  Игровой стол делится на две равные части натянутой поперек сеткой. Для игры также необходимы две небольшие ракетки с короткой ручкой и целлулоидный маленький мяч.

Для проведения игры в настольный теннис детей обучают способам держания ракетки. В основном используют наиболее простой вариант держания ракетки: ребенок обхватывает ручку ракетки так, чтобы указательный палец был прижат к тыльной поверхности ракетки, а большой палец прижат к ладонной поверхности ракетки. Остальные пальцы без напряжения свободно обхватывают ручку ракетки.

Далее детей обучают исходному положению и перемещению. Ребенок перемещается на несколько согнутых ногах, выполняя шаги, выпады, прыжки, скользящие шаги.

В ходе игры выполняются удары по мячу. Подача мяча – это удар по нему, посредством которого мяч вводится в игру. Для осуществления подачи ребенок, подающий мяч, подбрасывает его одной рукой, производя другой рукой удар ракеткой по мячу. После подачи мяч должен прежде опуститься на стороне подающего, а затем, перелетев после отскока через сетку, опуститься на стороне соперника. Дети-дошкольники овладевают только простым ударом по мячу при подаче, не вызывающим его вращения.

Для подготовки к игре в настольный теннис широко используются упражнения с мячом, мячом и ракеткой.

После таких упражнений детям предлагается игра с мячом парами, затем можно предложить упражнения на столе

В дошкольном учреждении в постоянном распоряжении детей должно быть оборудование для игр городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол.

Прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм, необходимо познакомить их с различными видами спорта, спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на, школьный стадион, рассмотреть иллюстрации. Цель этой работы – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом.

Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, клюшкой, кеглями и т. д. Для этого в спортивных уголках групп размещается данное оборудование и дается возможность самостоятельно манипулировать этими предметами.

Третий этап – обучение спортивным упражнениям и элементам спортивных игр.

Спортивные игры и упражнения в дошкольном учреждении следует использовать в разные периоды дня. Утром, принимая детей, можно привлечь к развлечениям небольшие группы детей в зависимости от их состояния. Дети, которые рано встают и пешком идут в детский сад, достаточно бодры, с удовольствием выполняют определенные движения. А те, которые встают поздно, приходят иногда сонные, вялые и не изъявляют желания двигаться. Таких ребят следует вовлекать в двигательную деятельность постепенно. Утром нецелесообразно использовать спортивные игры, упражнения, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие больших затрат физической энергии. Это будет истощать детей, снизит их возможности в овладении знаниями, навыками и умениями на занятиях. На дневной прогулке можно использовать спортивные игры и упражнения с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В эти отрезки режима дня изучаются основы техники видов спорта, которые будут ведущими в следующем и текущем сезонах. На дневной прогулке спортивным играм и упражнениям следует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня.

Спортивные игры в детском саду могут использоваться не только как средство повышения двигательной активности детей, совершенствования умений и навыков, развития двигательных качеств, но и как форма развития способностей, наклонностей и природных задатков ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему:"детские игры и игрушки"

Консультация для родителей как правильно выбирать игрушки для своих деток....

Консультация для воспитателей. Летние спортивные игры и упражнения в детском саду.

Консультация для воспитателей о летних спортивных играх и упражнениях. Консультация о Консультация для воспитателей о летних видах спорта и спортивных упражнениях реализирующие дошкольные учрежде...

Консультация на тему: "Зимние спортивные игры и развлечения"

Консультация на тему: "Зимние спортивные игры и развлечения"...

Консультация на тему "Детские спортивные игры, методика их проведения"

Консультация на тему "Детские спортивные игры,  методика их проведения"...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ" ПЕРВЫЕ РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ.ПРАВИЛА ИХ ПРОВЕДЕНИЯ"

Консультация поможет родителям правильно выбирать первые развивающие игрушки для своих малышей, подскажет, какие правила следует соблюдать при организации развивающих игр, соблюдая один- единственный ...

Доклад «Детские спортивные игры, методика их проведения в детском саду»

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют элементы спортивных игр. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интерес...