Знакомство детей со свойствами воздуха
методическая разработка (старшая группа)

Салчак Иоланна Александровна

Конспект занятия в старшей группе

Тема «Знакомство детей со свойствами воздуха»

 

Подготовила: Салчак Иоланда Алекандровна

МБДОУ детский сад «Аян»

 

 

Образовательная область: познавательное развитие.

 

 

Программное содержание:

 

  1. Обучающие задачи:
  • продолжать знакомить детей с законами неживой природы;
  • анализировать и сравнивать происходящие явления, понимать, почему они происходят так;
  • устанавливать простейшие связи между несколькими явлениями;
  • проводить опыты, делать выводы;
  • познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха: он движется, может быть упругим, оказывать сопротивление;
  • как люди используют свойства воздуха.

 

  1. Развивающие задачи:
  • развивать у детей интерес к окружающему миру, любознательность;
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

 

  1. Воспитательные задачи:
  • воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность;
  • вызвать эмоциональный отклик.

 

  1. Речевые задачи:
  • совершенствовать диалогическую речь детей: учить поддерживать непринужденную беседу, задавать и отвечать на вопросы воспитателя;
  • обогащать словарный запас детей словами: свойства, сопротивление, упругий, ветреная мельница, парусные суда, опыт, атмосфера.

 

Структура (части и предполагаемое их время)

 

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Беседа с детьми о движении воздуха (3 мин.)
  3. Опытническая деятельность детей на движение воздуха (3 мин.)
  4. Слушание отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» (3 мин.) 5.Чтение отрывка из рассказа Е.А. Сигал «Невидимка» (3 мин.)
  1. Беседа с детьми о сопротивлении воздуха (3 мин.)
  2. Опытническая деятельность детей на сопротивление воздуха (3 мин.) 8.Физкультминутка (1 мин.)

9.Рассматривание глобуса (1 мин.) 10.Беседа с детьми об атмосфере (2 мин.) 11.Подведение итога занятия (2 мин.) Итог: 25 мин.

 

Общее время:

 

Резервное время (1-3 минуты)

Оборудование: для опытов: листы бумаги, кубики, парашюты, сосуд с водой, стакан с салфеткой, спасательный круг, мяч.

 

Демонстрационный материал: иллюстрация парусного судна, иллюстрация парашютиста на парашюте, аудиозапись сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

 

Раздаточный материал: листы бумаги, кубики, парашюты.

 

Предварительная работа: путём опытов, наблюдений подвела детей к выводу, что воздух есть всюду: в пустой банке, в комнате, на улице, в почве…Воздух всюду, мы им дышим, воздух вокруг нас.

 

Содержание (ход)

Методы и приемы

 

Дети входят в хорошо проветренную комнату. Воспитатель: - Дети, подумайте, что в нашей группе изменилось, пока вы играли в спальне?

Дети смотрят вокруг.

Воспитатель предлагает сесть детям на стульчики.

Воспитатель: - Прозвенел звонок и собрал нас с вами.

Мы не будем зря сидеть Мы работать станем.

Начинаем наше занятие. О чем же пойдет речь, мы узнаем, если отгадаем загадку.

Через нос проходит внутрь

И обратный держит путь. (Воздух)

Воспитатель: - Подышите глубоко и вы почувствуете, что что-то невидимое вокруг нас изменилось. (Ответы детей) Воспитатель:                      -   Да,   дети,   я         тоже почувствовала, что невидимка-воздух стал прохладным, свежим.

- А как же это произошло? Откуда он взялся?

Воспитатель спрашивает несколько детей. Подводит к выводу – была открыта фрамуга и свежий, прохладный воздух с улицы наполнил нашу комнату.

Воспитатель: - Что мы можем сказать? Каким свойством обладает воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: - Давайте это сейчас проверим. Вы все уже знаете чем мы дышим? (Ответы детей)

Воспитатель: - Возьмите бумажные  полоски, подуйте  на них и посмотрите, что с ними будет? (Ответы детей) Воспитатель: - О чём это говорит? (Ответы детей) Воспитатель: - Дети, а где вы ещё видели, что при перемещении    воздух    заставляет    двигаться    предметы? (Ответы детей)

Воспитатель: - А как вы думаете, почему на море, на реке появляются волны? (Ответы детей)

Воспитатель: - А теперь давайте     подумаем, где и как

 

Словесный метод

 

 

 

 

 

 

 

Словесный приём (использование

художественного слова) Словесный метод (беседа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практический метод (совместные действия воспитателя и детей)

 

 

Словесный метод (беседа)

 

применяют люди это свойство воздуха, умения двигаться и переносить предмет? (Ответы детей)

Воспитатель показывает детям иллюстрацию парусного судна.

Воспитатель: - Послушайте, как красиво об этом говорит А.С. Пушкин в сказке «О царе Салтане»

Воспитатель включает аудиозапись из сказки. (Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

Воспитатель: - Слышите, как легко бежит он по волнам. Кто же ему помогает легко, быстро двигаться? (Ответы детей)

Воспитатель: - Иногда ветер бывает очень сильный. Вот как Елена Александровна Сигал описывает это в своём рассказе

«Невидимка»

Воспитатель читает отрывок из рассказа Е.А. Сигал

«Невидимка» (Путь его лежал над океаном. Вода в океане была теплее, чем льды на севере. Невидимка бежал над тёплой водой и понемногу согревался. Здесь ему было чем позабавиться. Он поднимал воду волнами. И чем быстрее он мчался, тем выше становились волны...)

 

Воспитатель: - Дети, но ветер не только может двигать предметы, он может оказывать и сопротивление.

Вспомните когда труднее идти, когда ветер дует нам в спину, или когда дует навстречу, в лицо? (Ответы детей) Воспитатель: - Почему, как вы думаете? (Ответы детей) Воспитатель: - Правильно, ветер оказывает сопротивление и идти труднее. Подумайте, где люди используют это свойство воздуха?

Воспитатель показывает иллюстрацию парашютиста спускающегося на парашюте.

Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужен парашют? Воспитатель подводит к выводу, что воздух под куполом мешает быстрому движению (оказывает сопротивление), поэтому парашютист не падает камнем вниз, а плавно опускается.

Воспитатель: - Дети, хотите проверить это свойство воздуха? Давайте проделаем такой опыт. Возьмите в руки по кубику и выпустите кубик из рук. Как кубик упал на пол? (Ответы детей)

Воспитатель: - А теперь возьмем наши парашютики, прикрепим к ним кубики и посмотрим, как они будут падать? (Ответы детей)

Воспитатель: - Дети, почему же кубик с парашютом падает медленнее и плавно? ( Ответы детей)

Воспитатель: - А сейчас мы с вами проделаем ещё один опыт, а вы подумайте и объясните, почему так получилось? Ко дну пустого стакана с помощью кусочка пластилина прикрепляем смятую бумажную салфетку и опускаем стакан вверх дном в сосуд с водой.

Воспитатель: - Дети, как вы думаете, салфетка намокла?

 

 

Наглядный метод

 

Словесный приём (использование

художественного слова)

 

 

 

 

 

 

Словесный приём (использование

художественного слова)

 

 

 

Словесный метод (беседа)

 

 

 

 

 

 

Наглядный метод

 

 

 

 

 

Практический метод

 

 

 

 

 

 

 

Практический метод

 

 

(Ответы детей)

Воспитатель: - Воздух есть всюду, он был и в стакане. Вода сдавила воздух, он стал упругим и не дал намокнуть бумаге. Посмотрите, какие упругие спасательный круг и

мяч.

Дети трогают спасательный круг и мяч.

Воспитатель: - Как вы думаете, чем они наполнены внутри? (Ответы детей)

Воспитатель: - Воздухом наполняют спасательные круги, мячи, шины машин, велосипедов. Так это свойство используют люди.

 

Физкультминутка «Воздух» Мы сидели, мы устали.

Воздух дружно изучали. А теперь пришла пора. Отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись, Хлопнули в ладоши

И друг другу повернулись, Всем друзьям мы улыбнулись, Наклонились: раз и два,

Чтоб не болела голова. И закончили зарядку

Тихо-тихо сев за парту. Отлично!

Подошла к концу игра. Расставаться нам пора. Только помните, ребята, Птицы, люди и зверята, Солнце, воздух и вода – Ваши лучшие друзья!

Воспитатель: - Дети, посмотрите на модель нашей земли – глобус. Как вы думаете, что окружает нашу землю? (Ответы детей)

Воспитатель: - Да, ребята, землю окружает воздух. Эту воздушную оболочку вокруг земли называют атмосфера.

Закрепляем слово повторением.

Воспитатель: - А как вы думаете, какой должна быть атмосфера, чтобы люди разных стран и континентов могли жить, чтобы жизнь была на земле? (Ответы детей)

Воспитатель: - Да, дети, воздух вокруг земли или как мы теперь его будем называть – атмосфера, должна быть

 

 

 

 

Практический метод

 

 

 

 

 

Игровой метод

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядный метод

 

 

 

Словесный приём (повторение слова за воспитателем)

 

 

Словесный метод

 

 

image

 

Литература:

 

  1. Тугушева Г. П., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

 

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

 

  1. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез,2006

 

  1. Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - с. 18.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt-zanyatiya-otkrytoe-2.docx28.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

Тема «Знакомство детей со свойствами воздуха»

Подготовила: Салчак Иоланда Алекандровна

МБДОУ детский сад «Аян»

Образовательная область: познавательное развитие.

Программное содержание:

  1. Обучающие задачи:
  • продолжать знакомить детей с законами неживой природы;
  • анализировать и сравнивать происходящие явления, понимать, почему они происходят так;
  • устанавливать простейшие связи между несколькими явлениями;
  • проводить опыты, делать выводы;
  • познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха: он движется, может быть упругим, оказывать сопротивление;
  • как люди используют свойства воздуха.

  1. Развивающие задачи:
  • развивать у детей интерес к окружающему миру, любознательность;
  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.

  1. Воспитательные задачи:
  • воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность;
  • вызвать эмоциональный отклик.

  1. Речевые задачи:
  • совершенствовать диалогическую речь детей: учить поддерживать непринужденную беседу, задавать и отвечать на вопросы воспитателя;
  • обогащать словарный запас детей словами: свойства, сопротивление, упругий, ветреная мельница, парусные суда, опыт, атмосфера.

Структура (части и предполагаемое их время)

  1. Организационный момент (1 мин.)
  2. Беседа с детьми о движении воздуха (3 мин.)
  3. Опытническая деятельность детей на движение воздуха (3 мин.)
  4. Слушание отрывка из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане» (3 мин.) 5.Чтение отрывка из рассказа Е.А. Сигал «Невидимка» (3 мин.)
  1. Беседа с детьми о сопротивлении воздуха (3 мин.)
  2. Опытническая деятельность детей на сопротивление воздуха (3 мин.) 8.Физкультминутка (1 мин.)

9.Рассматривание глобуса (1 мин.) 10.Беседа с детьми об атмосфере (2 мин.) 11.Подведение итога занятия (2 мин.) Итог: 25 мин.

Общее время:

Резервное время (1-3 минуты)

Оборудование: для опытов: листы бумаги, кубики, парашюты, сосуд с водой, стакан с салфеткой, спасательный круг, мяч.

Демонстрационный материал: иллюстрация парусного судна, иллюстрация парашютиста на парашюте, аудиозапись сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане».

Раздаточный материал: листы бумаги, кубики, парашюты.

Предварительная работа: путём опытов, наблюдений подвела детей к выводу, что воздух есть всюду: в пустой банке, в комнате, на улице, в почве…Воздух всюду, мы им дышим, воздух вокруг нас.

Содержание (ход)

Методы и приемы

Дети входят в хорошо проветренную комнату. Воспитатель: - Дети, подумайте, что в нашей группе изменилось, пока вы играли в спальне?

Дети смотрят вокруг.

Воспитатель предлагает сесть детям на стульчики.

Воспитатель: - Прозвенел звонок и собрал нас с вами.

Мы не будем зря сидеть Мы работать станем.

Начинаем наше занятие. О чем же пойдет речь, мы узнаем, если отгадаем загадку.

Через нос проходит внутрь

И обратный держит путь. (Воздух)

Воспитатель: - Подышите глубоко и вы почувствуете, что что-то невидимое вокруг нас изменилось. (Ответы детей) Воспитатель:        -   Да,   дети,   я        тоже почувствовала, что невидимка-воздух стал прохладным, свежим.

- А как же это произошло? Откуда он взялся?

Воспитатель спрашивает несколько детей. Подводит к выводу – была открыта фрамуга и свежий, прохладный воздух с улицы наполнил нашу комнату.

Воспитатель: - Что мы можем сказать? Каким свойством обладает воздух? (Ответы детей)

Воспитатель: - Давайте это сейчас проверим. Вы все уже знаете чем мы дышим? (Ответы детей)

Воспитатель: - Возьмите бумажные  полоски, подуйте  на них и посмотрите, что с ними будет? (Ответы детей) Воспитатель: - О чём это говорит? (Ответы детей) Воспитатель: - Дети, а где вы ещё видели, что при перемещении        воздух        заставляет        двигаться        предметы? (Ответы детей)

Воспитатель: - А как вы думаете, почему на море, на реке появляются волны? (Ответы детей)

Воспитатель: - А теперь давайте        подумаем, где и как

Словесный метод

Словесный приём (использование

художественного слова) Словесный метод (беседа)

Практический метод (совместные действия воспитателя и детей)

Словесный метод (беседа)

применяют люди это свойство воздуха, умения двигаться и переносить предмет? (Ответы детей)

Воспитатель показывает детям иллюстрацию парусного судна.

Воспитатель: - Послушайте, как красиво об этом говорит А.С. Пушкин в сказке «О царе Салтане»

Воспитатель включает аудиозапись из сказки. (Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…»

Воспитатель: - Слышите, как легко бежит он по волнам. Кто же ему помогает легко, быстро двигаться? (Ответы детей)

Воспитатель: - Иногда ветер бывает очень сильный. Вот как Елена Александровна Сигал описывает это в своём рассказе

«Невидимка»

Воспитатель читает отрывок из рассказа Е.А. Сигал

«Невидимка» (Путь его лежал над океаном. Вода в океане была теплее, чем льды на севере. Невидимка бежал над тёплой водой и понемногу согревался. Здесь ему было чем позабавиться. Он поднимал воду волнами. И чем быстрее он мчался, тем выше становились волны...)

Воспитатель: - Дети, но ветер не только может двигать предметы, он может оказывать и сопротивление.

Вспомните когда труднее идти, когда ветер дует нам в спину, или когда дует навстречу, в лицо? (Ответы детей) Воспитатель: - Почему, как вы думаете? (Ответы детей) Воспитатель: - Правильно, ветер оказывает сопротивление и идти труднее. Подумайте, где люди используют это свойство воздуха?

Воспитатель показывает иллюстрацию парашютиста спускающегося на парашюте.

Воспитатель: - Как вы думаете, для чего нужен парашют? Воспитатель подводит к выводу, что воздух под куполом мешает быстрому движению (оказывает сопротивление), поэтому парашютист не падает камнем вниз, а плавно опускается.

Воспитатель: - Дети, хотите проверить это свойство воздуха? Давайте проделаем такой опыт. Возьмите в руки по кубику и выпустите кубик из рук. Как кубик упал на пол? (Ответы детей)

Воспитатель: - А теперь возьмем наши парашютики, прикрепим к ним кубики и посмотрим, как они будут падать? (Ответы детей)

Воспитатель: - Дети, почему же кубик с парашютом падает медленнее и плавно? ( Ответы детей)

Воспитатель: - А сейчас мы с вами проделаем ещё один опыт, а вы подумайте и объясните, почему так получилось? Ко дну пустого стакана с помощью кусочка пластилина прикрепляем смятую бумажную салфетку и опускаем стакан вверх дном в сосуд с водой.

Воспитатель: - Дети, как вы думаете, салфетка намокла?

Наглядный метод

Словесный приём (использование

художественного слова)

Словесный приём (использование

художественного слова)

Словесный метод (беседа)

Наглядный метод

Практический метод

Практический метод

(Ответы детей)

Воспитатель: - Воздух есть всюду, он был и в стакане. Вода сдавила воздух, он стал упругим и не дал намокнуть бумаге. Посмотрите, какие упругие спасательный круг и

мяч.

Дети трогают спасательный круг и мяч.

Воспитатель: - Как вы думаете, чем они наполнены внутри? (Ответы детей)

Воспитатель: - Воздухом наполняют спасательные круги, мячи, шины машин, велосипедов. Так это свойство используют люди.

Физкультминутка «Воздух» Мы сидели, мы устали.

Воздух дружно изучали. А теперь пришла пора. Отдохнуть нам, детвора.

Встали дружно, потянулись, Хлопнули в ладоши

И друг другу повернулись, Всем друзьям мы улыбнулись, Наклонились: раз и два,

Чтоб не болела голова. И закончили зарядку

Тихо-тихо сев за парту. Отлично!

Подошла к концу игра. Расставаться нам пора. Только помните, ребята, Птицы, люди и зверята, Солнце, воздух и вода – Ваши лучшие друзья!

Воспитатель: - Дети, посмотрите на модель нашей земли – глобус. Как вы думаете, что окружает нашу землю? (Ответы детей)

Воспитатель: - Да, ребята, землю окружает воздух. Эту воздушную оболочку вокруг земли называют атмосфера.

Закрепляем слово повторением.

Воспитатель: - А как вы думаете, какой должна быть атмосфера, чтобы люди разных стран и континентов могли жить, чтобы жизнь была на земле? (Ответы детей)

Воспитатель: - Да, дети, воздух вокруг земли или как мы теперь его будем называть – атмосфера, должна быть

Практический метод

Игровой метод

Наглядный метод

Словесный приём (повторение слова за воспитателем)

Словесный метод

Литература:

  1. Тугушева Г. П., Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста.

  1. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.

  1. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. Программа и методические рекомендации. - М.: Мозаика-Синтез,2006

  1. Зенина Т. Экологические акции в работе с дошкольниками. // Дошкольное воспитание. - 2002. - № 7. - с. 18.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по познавательному направлению «Знакомство детей со свойствами ткани» для детей 4-5 лет

Цель: познакомить детей с различными свойствами тканиЗадачи:Дать понятия о происхождении ткани.Развивать внимание, любознательность.Воспитывать бережное отношение к своей одежде и к труду взрослых....

Конспект занятия по ознакомлению детей со свойствами воздуха в старшей логопедической группе

Занятие направлено на ознакомление детей со свойствами воздуха, формирование мыслительной активности, познавательного интереса, совершенствование монологической и диалогической речи, воспитание любозн...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомим детей со свойствами воздуха» (средняя группа)

Конспект организованной  образовательной деятельности по познавательному развитию «Знакомим детей со свойствами воздуха» (средняя группа)....

Конспект занятия в старшей группе «Знакомство детей со свойствами воздуха и воды»

ЦЕЛЬ1. Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и воды, показать их значение для человека, животных и растений.2. Воспитывать у детей бережного отношения к воде и ее чистоте....

Опытно-экспериментальная деятельность по ознакомлению детей со свойствами воздуха "поможем медвежонку Винни-Пуху"

Конспект опытно-экспериментальная деятельность по ознакомлению детей со свойствами воздуха.Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с понятием "воздух" через детское экспериментирова...

«Организация работы с детьми по познавательному развитию, ознакомлению детей со свойствами воздуха» «Воздух - волшебный невидимка»

Цель:Дать детям представление о воздухе как об одной из четырех стихий, познакомить с физическими и некоторыми химическими свойствами воздуха.Задача : Познакомить детей со свойствами воздуха.мотивиров...