региональный компонент
рабочая программа
рабочая программа "Родная природа"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Аннотация
Рабочая программа «Родная природа» является частью, формируемой участниками образовательных отношений, является региональным и местным компонентом, обеспечивающим знакомство детей с природой ближайшего окружения, природой и особенностями родного края. Является рабочим документом педагога, в котором отражены предполагаемые варианты организации работы с детьми, учитывающие результаты проведенных им наблюдений. Программа является оперативным, гибким вариантом планирования, учитывающим особенности ситуации (при необходимости педагог может внести изменения в программу по содержанию, длительности, времени проведения отдельных мероприятий или событий). Содержание отдельных занятий взрослого с детьми объединено общим контекстом.
Цель рабочей программы – моделирование образовательной деятельности по реализации части, формируемой участниками образовательных отношений, обеспечение целостности и четкой системы планирования воспитательно-образовательного процесса с учётом условий конкретной группы и особенностей развития детей дошкольного возраста.
Задачи:
1. Конкретизировать цель и задачи образовательной деятельности по реализации вариативной части ООП ДО.
2. Сформировать модель образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в образовательной области «Познавательное развитие», с учётом используемых авторских технологий, примерных парциальных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.
3. Определить планируемые результаты возможных достижений детей по окончании периода обучения.
4. Сформировать объём и содержание образовательного процесса.
5. Регламентировать формы, методы, способы, средства реализации с учётом возраста.
6. Определить организационные аспекты образовательного процесса.
7. Конкретизировать модель построения РППС группы.
8. Определить формы работы с родителями и социумом.
Рабочая программа рассчитана на 37 недель, составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.
СОДЕРЖАНИЕ
Разделы Программы | стр. | |
Титульный лист | 1 | |
Содержание | 2 | |
I | Целевой раздел | 3-11 |
1 | Пояснительная записка | |
| 3 | |
| 3 | |
| 4 | |
| 4 | |
| 4 | |
| 4 -5 | |
| 5 | |
| 5 | |
| 5 | |
2 | Планируемые результаты | |
| 5 -6 | |
| 6 | |
| 6 - 8 | |
II | Содержательный раздел. | |
| 8 - 9 | |
| 10 -16 | |
| 17 | |
| 18 | |
III | Организационный раздел. | |
| 18 19 | |
| 19 | |
| 19 | |
IV | Календарно-тематическое планирование | 20 - 47 |
V | Литература для педагога и детей | 48 |
Пояснительная записка.
Программа «Родная природа»
является частью, формируемой участниками образовательных отношений.
Направленность программы – естественнонаучная.
Составлена в соответствии с:
- Основной образовательной программой дошкольного образования МБОУ «Центр образования «Интеллект»»;
-Рабочими программами групп и Рабочей программой воспитания
- с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;
- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28
"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"
(вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...") (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)
- Постановлением от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности или безвредности для человека факторов среды обитания»" 01.03.2021
При подготовке программы проведено изучение пожеланий, запросов участников образовательных отношений (родителей, детей старшего возраста, педагогов).
2. Программа реализуется с опорой на методическую литературу, авторские технологии:
- Рыжова Н. «Экологическое образование в детском саду», «Наш дом – природа»;
- Дженис Ван Клив «Большая книга научных опытов для маленьких детей» и «200 экспериментов»;
- Зубкова Н.М. «Научные ответы на детские «почему»».
-Дормидонтов Р.В, «Заповедники Приморья»;
-Красная книга Приморского края: животные.
- Красная книга Приморского края: растения. Российская Академия наук ДВО
- Учебное пособие «Азбука природолюбия» Зотова Т.В, М.: ООО «Адвес», 2021 г.
Содержание программы «Родная природа» направлено на ознакомление дошкольников с природой родного города, края, обеспечение элементарного понимания детьми 4-7 лет мира природы, во всех ее проявлениях, приобщение к познанию тайн природы, самостоятельным открытиям и приобретению определенных навыков осуществления поэтапной исследовательской деятельности.
В дошкольном возрасте процесс познания ребенком окружающего мира происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и с удивлением открывающий для себя этот мир. Необходимо предоставить ему возможность самому стать участником всех событий, а не сторонним наблюдателем и слушателем.
Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы родного края, сформировать необходимые для развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности, привычки экологически ориентированного поведения – важные задачи работы с детьми в этот возрастной период.
Благодаря Программе, дети узнают о природе родного города, края, особенностях местности, в которой проживают дети, о Солнце и планетах Солнечной системы, звездах, созвездиях: «Почему солнце светит днем, а звезды ночью?», «Почему солнце можно видеть до того, как оно поднимется?», «Где ложится ветер спать?», «Кто раскрасил радугу?» и другие.
Получат доступные научные сведения из области химии, биологии и астрономии, которые даются в игровой форме. Сами термины: «химия» и «биология» детям не даются, но зато созданы все условия, чтобы ребенок самостоятельно делал свои открытия: «куда исчезли чернила», «как образуется плесень на хлебе», «эффект радуги», «вода – силач» и другие. Открытия, которые дети делают сами, дают им потрясающие ощущения и то, что ребенок сам открыл неоценимо - это путь к новым открытиям. И он никогда не угаснет, так как в природе много тайн, которые ребенок будет открывать.
Актуальность и перспективность.
Актуальность программы в ее альтернативе сегодняшнему телевещанию: новости о катастрофах по всей планете, изменения в дикой природе, тревожное экологическое состояние в городе, крае, предоставлении ребенку возможности практической деятельности в природных естественных условиях.
Программа «Родная природа» позволит ввести ребенка в мир природы, ответить на множество детских «почему?», развить его экологическую культуру, показать, что есть не только то, что мы видим, но и невидимые ниточки взаимосвязи, которые разрывать нельзя, они созданы природой и только природа может их регулировать. Мир природы гораздо глубже, шире, интереснее.
Мир природы отражает жизнь, делает богаче душу человеческую, учит пониманию, состраданию, душевности, взывает к нашей совести, побуждает задуматься, как мы живем, как поступаем.
В старшем дошкольном возрасте ребенку уже доступны научные опыты и эксперименты.
Дети способны воспринимать действительность, происходящую в природе: явления, изменения, воздействие одного на другое, определение цикла развития и роста, что будет, если.
Наука – это весело! Наука помогает находить решения возможных задач и дает нам и детям возможность понять, почему все происходит именно так, как оно есть, а не иначе. «Почему в хлебе есть поры?», «Почему не падает шарик, как его держит воздух?», «Утонула ягода и всплыла, почему?» и другие. Все ответы можно получить, проделав ряд опытов и даже частично усовершенствовать.
Программа насыщена рядом забавных и интересных идей. Она содержит более 30 простых практических экспериментов, основанных на реальных вопросах, которые задают часто дети.
Играя в саду и дома, ребенок найдет ответы сам: «Почему у бабочки три пары ножек?», «Почему мои волоса прилипают к расческе?», «Почему яблоко и очищенный банан темнеют?» и т.д.
Опыты и эксперименты, включенные в программу, распределены по темам, которые соответствуют старшему дошкольному возрасту. С возрастом нарастает усложнение материала: «Как рыбы поднимаются и опускаются в воде?», «Секретное письмо», «Как бьется мое сердце?», «Мой пульс» и т.д.
Программа обеспечивает преемственность экологического образования, взаимосвязь работы ДОУ и школы, взаимосвязь работы и краеведческого музея города. Дети получают знания, как на занятиях, так и в целевых прогулках, экскурсиях, а также в экспериментальной деятельности в детском саду и дома.
Цель программы: формирование у детей младшего и старшего дошкольного возраста доступных по содержанию представлений о природе родного города и края, зависимости состояния природы от поведения человека.
Задачи.
1.Сформировать представления о природных особенностях родного города и края (растительный и животный мир).
2.Сформировать представления о природоохранной деятельности человека, работе заповедников.
3.Научить детей проводить последовательные наблюдения за природными объектами и оказывать им посильную помощь.
4.Содействовать развитию у детей навыков практической деятельности:
*обнаруживать и обозначать проблему в предложенной специальной ситуации,
*использовать различные способы поиска информации: строить вопросы различного типа (основополагающие, проблемные, уточняющие), задавать их взрослым и сверстникам, обращаться к иллюстрированным изданиям, познавательным передачам и т.д.,
*соблюдать алгоритм проведения исследования, участвовать в проведении опытов /экспериментов,
*рассказывать о своих открытиях, находках.
Срок реализации программы – 3 года.
Основными принципами программы являются:
- учет возрастных особенностей,
- доступность – научные термины должны быть исключены, однако содержание некоторых из них может быть объяснено детям в доступной и привлекательной форме.
- последовательность усвоения знаний, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро.
- принцип открытости педагогического процесса, содержание которого корректируется в зависимости от реальных условий протекания, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей ребенка, возможности родителей участвующих в образовательном процессе.
- сочетание в экспериментальной и практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.
Программа предназначена для детей от 4 до 7 лет.
Продолжительность одного занятия зависит от возраста: средняя группа – 20 минут, старшая – 25, подготовительная – 30 минут.
Место проведения занятий: экологический центр , групповое помещение, на территории детского сада, сквер, парк, городской музей, интерактивные занятия, которые проводятся сотрудниками городского краеведческого музея.
Основные условия реализации программы.
Оборудование и материал для реализации программы.
Экологический центр.
- Центр песка и воды
- Мини – лаборатория (микроскопы, лупы, пробирки, чаша Петри, мини-теплица)
- Коллекции, гербарии природных объектов: камни, растения и т.д.
- Живой уголок – декоративные животные, различные виды растений, экспонаты морских обитателей
- Модуль «Солнечная система»
- Серии картин, иллюстраций по тематическим блокам. Сценарии экологических акций, праздников, соревнований.
- Карта Приморского края.
Рекомендации к проведению занятий.
Структура построения занятий вариативна. Как правило, включает в себя от 2 до 4 компонентов: ознакомление с новым материалом, проведение опыта или эксперимента, исследовательской деятельности, выполнение своего замысла, задания и упражнения на закрепление изученного материала, подведение итогов занятий.
Работа педагога по дополнительному образованию должна быть тесно связана с работой воспитателя, и вписываться в общий образовательный процесс, реализуемый в возрастной группе. Праздники, акции, развлечения, экскурсии проводятся как в первой, так и во второй половине дня.
Для решения задач формирования у детей системных представлений о природных особенностях родного края и города, необходимо постоянно не только поддерживать, но и проводить совместные экологические акции, наблюдения, целевые прогулки с сотрудниками Ханкайского заповедника и городского краеведческого музея. Данная работа позволит полноценно реализовать региональный компонент.
Формы организации образовательной деятельности.
Занятие, подгрупповая и коллективная работа, работа в парах, мероприятия по презентации, акции, праздники, экскурсии, музейные уроки.
Методы формирования взглядов и обмена информацией:
-доказательство;
- рассуждение;
-беседа;
- рассказ;
- работа с мнемотаблицами.
Методы организации деятельности:
- показ поэтапной деятельности;
- опыт/эксперимент
-длительное наблюдение.
Методы стимулирования и мотивации:
- создание ситуации успеха;
- проблемные ситуации;
- творческие задания.
Содержание плана работы (подготовительная группа)
Месяц | Содержание деятельности Родная природа. Экологически ориентированная деятельность. |
сентябрь | Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня. Будь аккуратен с природой. |
Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня. «Любить природу. Любоваться природой» | |
25 сентября – День тигра. «Тигр» Экологическая акция. | |
«Круговорот». Откуда появляются бабочки? «Явления природы» | |
октябрь | Как человек готовит к холодному периоду растения клумб, сада. «Любить природу, любоваться природой» |
25 сентября – День тигра. «Тигр» Экологическая акция. | |
«Круговорот». Откуда появляются бабочки? «Явления природы» | |
Как человек готовит к холодному периоду растения клумб, сада. «Любить природу, любоваться природой» | |
Ноябрь | Глубины Японского моря. |
Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня Красная книга. Зубр. Давай скажем «спасибо» | |
Огород на окне. | |
Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня. «Явления природы» | |
Опыты. Твердый или мягкий. Есть ли у растения кости? | |
Декабрь | Удивительные животные и птицы соседней страны. |
Экоакция «Покормите птиц зимой» установка кормушек, наблюдение за птицами. | |
Экоакция «Покормите птиц зимой» установка кормушек, наблюдение за птицами. | |
Зимующие птицы нашего города. Проект | |
Опыты. Три состояния воды (твердое, жидкое , газообразное) | |
экоакция «Не рубите елки, люди!» | |
Январь | Проект «Удивительные животные северного и южного полюса» Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня |
Опыт: какими приборами можно измерять время? | |
Альбом «Животные жарких стран» Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня | |
Февраль | Опыты. Почему у еды разный вкус. Почему у меня разные зубы? |
Опыты. Полезные и вредные продукты питания. Где и как можно узнать о продуктах, которые мы покупаем | |
Зимние заготовки. Где берут, как хранят? Готовим блюдо из овощей. | |
Огород на окне. Посев семян цветов для рассады. | |
Март | Заботиться о природе. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня . |
Опыты. Части растений. Сочный кактус. | |
Опыты с тканью и водой. В какой воде лучше стирать одежду? Какая ткань быстрее впитывает воду? Какую ткань лучше использовать для пошива курток, а какую для платья? | |
Огород на окне. Ухаживаем за рассадой. | |
Апрель | Домашние растения. Комнатные цветы в моем доме. |
Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня «Перелетные птицы» | |
Многообразие природы. Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня | |
Чудеса природы. Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня Опыт. «Кто как двигается?» | |
Май | Экоакция. Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня Берегите землю от пожаров. |
Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня «Ответственность перед природой» | |
Цветы для героев Победы. | |
Опыты. «Как работает телефон», «Музыкальные зубы» | |
Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня Посадка рассады цветов на клумбах детского сада. | |
«Ходить в гости к природе» Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня |
Содержание работы – старшая группа.
Месяц | Содержание деятельности Родная природа. Экологически ориентированная деятельность. |
сентябрь | Знакомство. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня. Будь аккуратен с природой. |
Щедрость природы. Что такое урожай ? Выставка-конкурс творческих работ из овощей и фруктов. | |
Береги природу. Встречаемся с умницей, Шалуном и Тихоней. | |
Будь вежлив с природой и внимателен к природе. | |
Октябрь | В чем отличие природы села от природы города. |
Золотая осень в родном городе- экскурсия | |
Подводный мир Японского моря. | |
Подводный мир Японского моря. | |
Ноябрь | Исследователь Приморского края и ученый В.К. Арсеньев. Книги о животных и растениях Приморской тайги. |
Огород на окне. Сеем зерно для подкормки попугая | |
Опыты. «Можно ли поймать воздух?» | |
«Дружить с природой» рассказы от наших героев Шалуна, Елочки. Умницы и Тихони | |
Исслед. деятельность «Куда пропал снег, который мы принесли с собой с прогулки?» | |
Декабрь | Наблюдение за птицами зимой. Установка кормушек. |
Зимующие птицы в нашем городе. | |
Экоакция «Покормите птиц зимой» | |
Дикие животные родного края зимой. Игра «Где чей след и кто чем питается» | |
Январь | Опыты. Вдох и выдох. Почему моя грудь двигается, когда я дышу. |
Как магнит удерживает наши рисунки на металлической доске? | |
Опыты с песочными часами. Что можно успеть сделать за 1 минуту? За 5 минут? | |
Огород на окне. Дикие животные родного края зимой. Красная книга. | |
Февраль | Поплавок. Почему корабли не тонут? |
Опыты. Вдох и выдох. Почему моя грудь двигается, когда я дышу. | |
Опыты. Почему моя кожа сморщивается, когда я купаюсь | |
Встречаем птиц. Вместе с героями Умницей, Шалунишкой узнаем о том, как ведут себя птицы весной, как защитить птиц весной. | |
Март | Опыт. Круговорот воды в природе. |
Опыты. Почему у еды разный вкус? | |
Встречаем птиц. Вместе с героями Умницей, Шалунишкой узнаем о том, как ведут себя птицы весной, как защитить птиц весной. | |
Радоваться вместе с природой. Тигр. Встреча с героями Умницей, Шалунишкой, Тихоней, Елочкой. | |
Апрель | Огород на окне. Выращиваем рассаду цветов для клумб. |
Экскурсия. Деревья нашего участка, которые нуждаются в помощи. | |
Готовимся к Дню Земли. Планируем свою деятельность | |
Подготовка к Дню Земли вместе с героями Умницей, Шалунишкой, Тихоней, Елочкой. | |
Май | Экологическая акция «Сделаем землю нарядной» вместе с героями - Умницей, Шалунишкой, Тихоней, Елочкой. |
Цветы Победы. Почему цветы имеют приятный запах. | |
Опыты. Как работает электрический фонарик? | |
Опыты. Почему мои волосы прилипают к расческе? | |
Цветы одуванчики. Что мы о них знаем? |
Содержание плана работы первого года обучения. Средняя группа 4-5 лет
Месяц | Содержание деятельности Родная природа. Экологически ориентированная деятельность. |
сентябрь | Д/и «Найди два одинаковых листочка». И.д. «Определи, зрелая ли семенная коробочка». |
И.д. «Определи и соотнеси хвостики птиц». | |
Сравнение шишек: сосны, ели, лиственницы. | |
Нахождение здорового растения без признаков заболевания. Пересадка из грунта в кашпо. | |
Октябрь | Определение цвета каждого плода. И,д. «Почему темнеет очищенный картофель?» |
Опыт «Будет ли расти сломанная веточка?» | |
И.д. «Определи из чего слеплено гнездо» | |
И.д. «Кто как передвигается?» | |
Ноябрь | И.д. «Все ли растения одинаковые?» (три растения: папоротник, фиалка, герань) |
И.д. «Что теплее, мех или пух? Как ты ощущаешь? | |
Опыт № 32. «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить». | |
Экспериментальная деятельность «Чистый ли белый снег? | |
И.д. «Вода под нашими ногами» Лёд – твердая вода. | |
Декабрь | Д/и «Определи веточку ели среди других хвойников. Найди сходство и отличие». |
И.д. «В чем отличие этих веточек» (кипарис, араукария). | |
Опыт № 22. «Почему снег мягкий?». Опыт № 23. «Почему снег греет?». Опыт № 25. «Таяние снега». Цель: Подвести к пониманию, что снег тает от любого источника тепла. | |
Опыт № 17. «Тающий лѐд». Опыт № 18. «Замѐрзшая вода». | |
Январь | Опыт № 1. «Воздух в стакане». Опыт № 2. «Воздух не видим и прозрачен». Опыт № 19. «Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать». Опыт № 14. «Тѐплый воздух вверху, холодный внизу». |
И.д. «Как убрать неприятный запах в комнате?» | |
Опыт № 12. «Воздух легче воды». Детям предлагается «утопить» игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут? Вывод: Воздух легче воды. Опыт № 13. «Воздух имеет вес». Опыт № 10. «Воздух толкает предметы». | |
Опыт № 4. «Вода нужна всем». И.д. «Всем ли растениям нужен обильный полив?» | |
Февраль | И.д. «Определи, имеют ли форму семена, какую.» |
И.д. «Можно ли на солнце смотреть прямо?» «Почему?» «Как отображается солнце в кристаллах снега». | |
И.д. «Что за зеленые точки и острые иголочки в нашем рассадничке?» | |
И.д. «Что за солнышки на нашей клумбе?» | |
Март | И.д. «Определи, где лед толще: у берега или к середине реки?» |
И.д. «Определи, есть ли проснувшиеся в нашем экоцентре?» (мухи, пауки) | |
Наблюдение «Почему цветы открываются при солнышке?» | |
Опыт № 37. «Животворное свойство воды» | |
Апрель | И.д. «Определи, откуда такой нежный аромат мы вдыхаем». Определяем у тополя _ аромат пахучих почек; на клумбе – аромат цветущих ландышей» |
Экспериментальная деятельность «Чистый ли белый снег? | |
И.д. «Вода под нашими ногами»Лёд – твердая вода. | |
Май | Д/и «Определи веточку ели среди других хвойников. Найди сходство и отличие». |
И.д. «В чем отличие этих веточек» (кипарис, араукария). | |
Опыт № 1. «Воздух в стакане». | |
Опыт № 2. «Воздух не видим и прозрачен». | |
Опыт № 19. «Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать». Опыт № 14. «Тѐплый воздух вверху, холодный внизу». |
Перечень универсальных действий, которые развивает прохождение данного раздела программы:
- Умение строить элементарный план работы и следовать ему.
- Умение провести презентацию результатов деятельности.
- Умение работать в паре, группе, коллективе.
- Умение выдвинуть гипотезу, сделать предположение, предвидеть результат своей деятельности.
- Проводить элементарные операции сравнения, анализа, классификации.
Предполагаемая результативность курса.
В результате обучения дети будут знать:
* природные особенности родного края, местности города, где они проживают;
* познакомятся с заповедниками края;
* научатся проводить последовательное наблюдение за природными объектами и оказывать им посильную помощь (кормить птиц зимой и весной, изготавливать кормушки и т.д.);
* на какой орбите находится наша планета Земля;
* что входит в солнечную систему;
* когда мы можем видеть солнце, а когда луну
* как происходит смена времен года;
* воздух и вода силачи;
* каким способом можно получить чистую воду;
* как работает термометр;
* из каких цветов состоит солнечный луч;
* что можно использовать при наблюдении за солнцем;
* потребности всех живых организмов в чистом воздухе и воде, свете и тепле;
* что происходит с растениями при недостатке света;
* какое влияние оказывает кислород на яблоко;
* как можно получить цветные пузырьки, цветные потоки;
* капля воды может служить линзой;
* что глаз работает как линза;
* как можно увидеть и посчитать свой пульс.
Дети получат опыт практической деятельности и овладеют умением:
- проводить опыт или эксперимент, выстраивая гипотезу, выполняя пошагово работу;
- подбирать необходимые предметы для проведения эксперимента; пользоваться элементарными приборами;
- соблюдать правила безопасности при работе с перекисью и колкими предметами;
- соблюдать этапы работы над собственным замыслом;
- включаться в коллективную или в парную работу;
- представлять результат своего эксперимента перед товарищами;
* делать презентацию своего открытия.
Диагностика.
«Живой мир»
Задание №1 – «Что нужно живому?»
Цель: определение уровня знаний о потребностях живых организмов. предлагается.
Инструкция. «Укажи стрелками, без чего бабочка не сможет жить».
Задание №2 - «Цепочка развития».
Цель: выявить системность знаний о размножении и развитии лягушки (бабочки, птицы).
Инструкция. «Разложи карточки последовательного развития лягушки».
Задание № 3 – «Верхняя одежда».
Цель: проверить способность детей классифицировать.
Инструкция. «Рассмотри все карточки и выдели группы, у кого какая «одежда»
Задание №4 «Кто в какой природной зоне живет»
Цель: выявить уровень знаний детей о природных зонах и их обитателях.
Инструкция. «Рассели заблудившихся животных по «домам».
Задание №5 «Животные».
Цель: владеют ли понятиями «звери», «птицы», «насекомые», «рыбы», «земноводные».
Инструкция. «составь группы животных».
Задание №6 «Ночные или дневные».
Цель: определить уровень знаний о приспособленности животных к временным изменениям суток.
Инструкция. «Расположи животных на ленте изменения суток, кто в какое время активен».
Задание №7 «Березка и времена года».
Цель: выявить уровень знаний о цикличных изменениях в жизни растений.
Инструкция. «Рассмотри березки и расположи их согласно времени года».
«Открытия».
Задание №1. – «Цветные пузырьки»
Цель: выявить способности детей по изготовлению разноцветных пузырьков и умению соблюдать правил безопасности.
Инструкция. «Выбери два цвета, создай раствор и получи разноцветные пузырьки».
Задание №2 – «Воздух силач».
Цель: овладение навыками при демонстрировании силы воздуха используя различные предметы..
Инструкция. «Выбери предметы, с помощью которых сможешь продемонстрировать силу воздуха»
.
Задание №3 – «Электрические волосы»
Цель: определить способность детей показать, как можно увидеть, что волосы заряжаются электрическим зарядом.
Инструкция. «Проведи эксперимент и покажи, что волосы зарядились.»
Задание №4 – «Линза капелька»
Цель: выявить умения детей делать несложные «приборы»,способные увеличивать, проверить его действие
Инструкция. «Выбери необходимые предметы и создай линзу».
Задание №5 –«Притяжение».
Цель: овладение навыками исследовательской деятельности свойств магнита. Инструкция. «Определи, какие предметы можно перемещать с помощью магнита через бумагу, а какие нет».
Оценка уровня владения опытной и экспериментальной деятельностью проводится поэтапно.
Оценка предполагает следующие параметры.
- Выполнение инструкции поэтапной деятельности – 1балл
- Умение выдвинуть гипотезу, проверить ее, сделать вывод- 1 балл
- Соблюдение правил безопасности- 1 балл
- Передача схематического изображения результата- 1 балл
- Получение задуманного результата- 1 балл
- Умение довести эксперимент или опыт до конца- 1 балл
- Аккуратность в работе с приборами и объектами- 1 балл
- Творческие находки- 2 балла.
- Итого: 9 баллов – максимальная оценка – высокий уровень владения умение организовать и провести исследование.
Уровни оценок при выполнении диагностических заданий по изученным тематическим блокам:
- 2 балла – выполнил задание самостоятельно, системные знания;
- 1 балл – нуждался в помощи;
- 0 баллов – не выполнил или частичные знания.
Информационно-методическое обеспечение.
1.Дополнительная литература:
- Рыжова Н, А, Программа «Наш дом – природа» М. 2018
- Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами». М 2018
- Иванова А. И. «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. 2018
- Дженис Ван Клив «Большая книга научных опытов и экспериментов для маленьких детей». М. 2017г.
- Дженис Ван Клив «200 экспериментов» 2017г.
- Зубкова Н. М. «Научные ответы на детские «почему» М. 2017
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование экологической культуры дошкольников в условиях интеграции исследовательской, игровой и театрализованной деятельности на основе регионального компонента»
Решение задач активного приобритения детьми навыков экологической культуры-главное направление эксперимента...
из опыта работы по использованию регионального компонента
данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...
из опыта работы по практическому применению регионального компонента
данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...
Выступление на августовском секционном заседании воспитателей и музыкальных руководителей на тему: " Развитие творческой личности ребенка средствами музыкально- театральной деятельности с использованием национально-регионального компонента"
Выступление на секционном заседании...
значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края
Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....
Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ
Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....
Перспективное планирование образовательного процесса по реализации национально – регионального компонента на основе региональной программы «Наш дом – Южный Урал»
Месяц ТемаЦельПредварительная работаМатериалы Сентябрь 1 неделя«История жизни человека на Южном Урале»Обеспечить ознакомление детей с историей заселения Южного Урала ...