региональный компонент
рабочая программа

рабочая программа "Родная природа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аннотация

Рабочая программа «Родная природа» является частью, формируемой участниками образовательных отношений, является региональным и местным компонентом, обеспечивающим знакомство детей с природой ближайшего окружения, природой и особенностями родного края. Является рабочим документом педагога, в котором отражены предполагаемые варианты организации работы с детьми, учитывающие результаты  проведенных им наблюдений. Программа является оперативным, гибким вариантом планирования, учитывающим особенности ситуации (при необходимости педагог может внести изменения в программу по содержанию, длительности, времени проведения  отдельных мероприятий или событий). Содержание отдельных занятий  взрослого с детьми объединено  общим контекстом.  

Цель рабочей программы – моделирование образовательной деятельности по реализации части, формируемой участниками образовательных отношений,  обеспечение целостности и четкой системы планирования воспитательно-образовательного процесса с учётом условий конкретной группы и особенностей развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

1. Конкретизировать цель и задачи образовательной деятельности по реализации вариативной части ООП ДО.

2. Сформировать модель образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребёнка, представленными в  образовательной области «Познавательное развитие», с учётом используемых авторских технологий,  примерных парциальных программ и методических пособий, обеспечивающих реализацию данного содержания.

3. Определить планируемые результаты возможных достижений детей по окончании периода обучения.

4. Сформировать объём и содержание образовательного процесса.

5. Регламентировать формы, методы, способы, средства реализации с учётом возраста.

6. Определить организационные аспекты образовательного процесса.

7. Конкретизировать модель построения РППС группы.

8. Определить формы работы с родителями и социумом.

Рабочая программа рассчитана на 37 недель, составлена с учётом интеграции образовательных областей, содержание детской деятельности распределено по месяцам и неделям и представляет систему, рассчитанную на один учебный год.

СОДЕРЖАНИЕ

Разделы Программы

стр.

Титульный лист

1

Содержание

2

I

Целевой раздел

3-11

1

Пояснительная записка

  • обоснование  программы; программа, с учётом которой осуществляется реализация и обновление содержания

3

  • цели, задачи программы

3

  • направленность программы, ценностные ориентиры (духовно-нравственные, социально-нравственные, художественно-эстетические)

4

  • условия реализации программы

4

  • срок реализации программы

4

  • возрастные особенности детей, участвующих в реализации программы; целевые ориентиры образования на данном возрастном этапе.

4 -5

  • осуществление интеграции

5

  • перечень основных видов организованной образовательной деятельности

5

  • режим образовательной деятельности (количество занятий (общее, в неделю), длительность одного занятия)

5

2

Планируемые результаты

  • планируемые результаты освоения программы

5 -6

  • конкретизация требований к планируемым результатам с учетом возрастных возможностей детей

6

  • мониторинг достижения планируемых результатов

6 - 8

II

Содержательный раздел.

  • описание образовательной деятельности с детьми в соответствии с возрастными особенностями

8 - 9

  • тематическое планирование

10 -16

  • взаимодействие участников образовательных отношений

17

  • описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации программы

18

III

Организационный раздел.

  • материально-техническое, методическое обеспечение программы, обеспеченность средствами обучения и воспитания

18 19

  • особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

19

  • примерный режим дня и организация образовательной деятельности по реализации программы

19

IV

Календарно-тематическое планирование

20 - 47

V

Литература для педагога и детей

48

Пояснительная записка.

Программа «Родная природа»

 является частью, формируемой участниками образовательных отношений.

Направленность  программы – естественнонаучная.

Составлена в соответствии с:

- Основной образовательной программой дошкольного образования МБОУ «Центр образования «Интеллект»»;

-Рабочими программами  групп и Рабочей программой  воспитания

- с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Федерального закона от 31 июля 2020 года № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся»;

- Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 г. № 373 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования";

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 N 28

"Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"

(вместе с "СП 2.4.3648-20. Санитарные правила...") (Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 N 61573)

- Постановлением от 28 января 2021 г. N 2 «Об утверждении санитарных правил и норм  1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования  к обеспечению безопасности   или безвредности для человека факторов среды обитания»" 01.03.2021

При подготовке программы проведено изучение пожеланий, запросов участников образовательных отношений (родителей, детей старшего возраста, педагогов).

2. Программа реализуется с опорой на методическую литературу, авторские технологии:

- Рыжова Н. «Экологическое образование в детском саду», «Наш дом – природа»;

- Дженис Ван Клив «Большая книга научных опытов для маленьких детей» и «200 экспериментов»;

- Зубкова Н.М. «Научные ответы на детские «почему»».

-Дормидонтов Р.В, «Заповедники Приморья»;

-Красная книга Приморского края: животные.

- Красная книга Приморского края: растения. Российская Академия наук ДВО

- Учебное пособие «Азбука природолюбия» Зотова Т.В, М.: ООО «Адвес», 2021 г.

Содержание программы    «Родная природа» направлено   на ознакомление дошкольников с природой родного города, края, обеспечение элементарного понимания детьми 4-7 лет мира природы, во всех ее проявлениях, приобщение к познанию тайн природы, самостоятельным открытиям и приобретению определенных навыков осуществления поэтапной исследовательской деятельности.

В дошкольном возрасте процесс познания ребенком окружающего мира происходит эмоционально – практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и с удивлением открывающий для себя этот мир. Необходимо предоставить ему возможность самому стать участником всех событий, а не сторонним наблюдателем и слушателем.

Удовлетворить детскую любознательность, не подавив при этом интереса к узнаванию природы родного края, сформировать необходимые для  развития ребенка представления о ней, привить первые навыки активности и самостоятельности, привычки экологически ориентированного поведения  – важные задачи работы с детьми в этот возрастной период.

Благодаря Программе,  дети узнают о природе родного города, края, особенностях местности, в которой проживают дети, о Солнце и планетах Солнечной системы, звездах, созвездиях: «Почему солнце светит днем, а звезды ночью?», «Почему солнце можно видеть до того, как оно поднимется?», «Где ложится ветер спать?», «Кто раскрасил радугу?» и другие.

 Получат  доступные научные сведения из области химии, биологии и астрономии, которые даются в игровой форме. Сами термины: «химия» и «биология» детям не даются, но зато созданы все условия, чтобы  ребенок самостоятельно  делал свои открытия: «куда исчезли чернила», «как образуется плесень на хлебе», «эффект радуги», «вода – силач» и другие. Открытия, которые дети делают сами, дают им потрясающие ощущения и то, что ребенок сам открыл неоценимо - это путь к новым открытиям. И он никогда не угаснет, так как в природе много тайн, которые ребенок будет открывать.

Актуальность и перспективность.

Актуальность программы в ее альтернативе сегодняшнему телевещанию: новости о катастрофах по всей планете, изменения в дикой природе, тревожное экологическое состояние в городе, крае, предоставлении ребенку возможности практической деятельности в природных естественных условиях.

Программа «Родная природа» позволит ввести ребенка в мир природы, ответить на множество детских «почему?», развить его экологическую культуру, показать, что есть не только то, что мы видим, но и невидимые ниточки взаимосвязи, которые разрывать нельзя, они созданы природой и только природа может их регулировать. Мир природы гораздо глубже, шире, интереснее.

Мир природы отражает жизнь, делает богаче душу человеческую, учит пониманию, состраданию, душевности, взывает к нашей совести, побуждает задуматься, как мы живем, как поступаем.

В старшем дошкольном возрасте ребенку уже доступны научные опыты и эксперименты.

Дети способны воспринимать действительность, происходящую в природе: явления, изменения, воздействие одного на другое, определение цикла развития и роста, что будет, если.

Наука – это весело! Наука помогает находить решения возможных задач и дает нам и детям возможность понять, почему все происходит именно так, как оно есть, а не иначе. «Почему в хлебе есть поры?», «Почему не падает шарик, как его держит воздух?», «Утонула ягода и всплыла, почему?» и другие. Все ответы можно получить, проделав ряд опытов и даже частично усовершенствовать.

Программа насыщена рядом забавных и интересных идей. Она содержит более 30 простых практических экспериментов, основанных на реальных вопросах, которые задают часто дети.

Играя в саду и дома, ребенок найдет ответы сам: «Почему у бабочки три пары ножек?», «Почему мои волоса прилипают к расческе?», «Почему яблоко и очищенный банан темнеют?» и т.д.

Опыты и эксперименты, включенные в программу,  распределены по темам, которые соответствуют старшему дошкольному возрасту. С возрастом нарастает усложнение материала: «Как рыбы поднимаются и опускаются в воде?», «Секретное письмо», «Как бьется мое сердце?», «Мой пульс» и т.д.

Программа обеспечивает преемственность экологического образования, взаимосвязь работы ДОУ и школы, взаимосвязь работы и краеведческого музея города.  Дети получают знания, как на занятиях, так и в целевых прогулках, экскурсиях, а также в экспериментальной деятельности в детском саду и   дома.

Цель  программы: формирование у детей младшего и старшего дошкольного возраста  доступных по содержанию представлений о природе родного города и  края, зависимости состояния природы от поведения человека.

Задачи.

1.Сформировать представления о природных особенностях родного города и  края (растительный и животный мир).

2.Сформировать представления о природоохранной деятельности человека, работе заповедников.

3.Научить детей проводить последовательные наблюдения за природными объектами и оказывать им посильную помощь.

4.Содействовать развитию у детей навыков практической деятельности:  

*обнаруживать и обозначать  проблему  в предложенной специальной ситуации,  

*использовать различные способы поиска информации: строить вопросы  различного типа (основополагающие, проблемные, уточняющие), задавать их взрослым и сверстникам, обращаться к иллюстрированным изданиям, познавательным передачам и т.д.,

*соблюдать  алгоритм проведения исследования, участвовать в проведении опытов /экспериментов,

*рассказывать о своих открытиях, находках.

Срок реализации программы – 3 года.

Основными принципами  программы являются:

  • учет  возрастных особенностей,
  • доступность – научные термины должны быть исключены, однако содержание некоторых из них может быть объяснено детям в доступной и привлекательной форме.
  • последовательность усвоения знаний, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего, а вся система опирается на определенные исходные положения, выступающие как ее центральное ядро.
  • принцип открытости педагогического процесса, содержание которого корректируется в зависимости от реальных условий протекания, возрастных и индивидуальных возможностей и особенностей ребенка, возможности родителей участвующих в образовательном процессе.
  • сочетание в экспериментальной и практической деятельности индивидуальной и коллективной форм работы.

Программа предназначена для детей  от 4 до 7 лет.

Продолжительность одного занятия зависит от возраста:  средняя группа – 20 минут, старшая – 25, подготовительная  – 30 минут.

Место проведения занятий: экологический центр , групповое помещение,  на территории детского сада, сквер, парк, городской музей, интерактивные занятия, которые проводятся сотрудниками городского краеведческого музея.

Основные условия реализации программы.

Оборудование и материал для реализации программы.

Экологический центр.

  • Центр песка и воды
  • Мини – лаборатория (микроскопы, лупы, пробирки, чаша Петри, мини-теплица)
  • Коллекции, гербарии природных объектов: камни, растения и т.д.
  • Живой уголок – декоративные животные, различные виды растений, экспонаты морских обитателей
  • Модуль «Солнечная система»
  • Серии картин, иллюстраций по тематическим блокам. Сценарии экологических акций, праздников, соревнований.
  • Карта Приморского края.

Рекомендации к проведению занятий.

 Структура построения занятий вариативна. Как правило, включает в себя от 2 до 4 компонентов: ознакомление с новым материалом, проведение опыта или эксперимента, исследовательской деятельности, выполнение своего замысла, задания и упражнения на закрепление изученного материала, подведение итогов занятий.

Работа педагога по дополнительному образованию должна быть тесно связана с работой воспитателя,  и вписываться в общий образовательный процесс, реализуемый в возрастной группе. Праздники, акции, развлечения, экскурсии  проводятся как в первой, так и  во второй половине дня.

Для решения задач формирования у детей системных представлений о природных особенностях родного края и города, необходимо постоянно не только поддерживать, но и проводить совместные экологические  акции, наблюдения, целевые прогулки с сотрудниками Ханкайского заповедника и городского краеведческого музея. Данная работа позволит полноценно реализовать региональный компонент.

Формы организации образовательной деятельности.

Занятие, подгрупповая и коллективная работа, работа в парах, мероприятия по презентации, акции, праздники, экскурсии, музейные уроки.

Методы  формирования взглядов и обмена информацией:

  -доказательство;

 - рассуждение;

 -беседа;

 - рассказ;

- работа с мнемотаблицами.

Методы организации деятельности:

 - показ поэтапной деятельности;

- опыт/эксперимент

-длительное наблюдение.

Методы стимулирования и мотивации:

 - создание ситуации  успеха;

 - проблемные ситуации;

 - творческие задания.

Содержание   плана работы   (подготовительная группа)

Месяц

Содержание деятельности Родная природа.   Экологически ориентированная  деятельность.

сентябрь

Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня. Будь аккуратен с природой.

Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня. «Любить природу. Любоваться природой»

25 сентября – День тигра. «Тигр» Экологическая акция.

«Круговорот».  Откуда появляются бабочки? «Явления природы»

октябрь

Как человек готовит к холодному периоду растения клумб, сада. «Любить природу, любоваться природой»

25 сентября – День тигра. «Тигр» Экологическая акция.

«Круговорот».  Откуда появляются бабочки? «Явления природы»

Как человек готовит к холодному периоду растения клумб, сада. «Любить природу, любоваться природой»

Ноябрь  

Глубины Японского моря.

Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня Красная книга. Зубр. Давай скажем «спасибо»

Огород на окне.

Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня. «Явления природы»

Опыты. Твердый или мягкий. Есть ли у растения кости?

Декабрь

Удивительные животные и птицы соседней страны.

Экоакция «Покормите птиц зимой» установка кормушек, наблюдение за птицами.

Экоакция «Покормите птиц зимой» установка кормушек, наблюдение за птицами.

Зимующие птицы нашего города.  Проект

Опыты. Три состояния воды (твердое, жидкое , газообразное)

экоакция «Не рубите елки, люди!»

Январь

Проект «Удивительные животные северного и южного полюса» Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня

Опыт: какими приборами можно измерять время?

Альбом «Животные жарких стран» Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня

Февраль

Опыты. Почему у еды разный вкус. Почему у меня разные зубы?

Опыты. Полезные и вредные продукты питания. Где и как можно узнать о продуктах, которые мы покупаем

Зимние заготовки. Где берут, как хранят? Готовим блюдо из овощей.

Огород на окне. Посев семян цветов  для рассады.

Март

Заботиться о природе. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня .

Опыты. Части растений. Сочный кактус.  

Опыты с тканью и водой. В какой воде лучше стирать одежду? Какая ткань быстрее впитывает воду? Какую ткань лучше использовать для пошива курток, а какую для платья?

Огород на окне. Ухаживаем за рассадой.

Апрель

Домашние растения. Комнатные цветы в моем доме.

Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня «Перелетные птицы»

Многообразие природы. Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня

Чудеса природы. Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня  Опыт. «Кто как двигается?»

Май

Экоакция. Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня Берегите землю от пожаров.

Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня «Ответственность перед природой»

Цветы для героев Победы.  

Опыты. «Как работает телефон», «Музыкальные зубы»

Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня

Посадка рассады цветов на клумбах детского сада.  

«Ходить в гости к природе» Встреча друзей. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня

Содержание работы – старшая группа.

Месяц

Содержание деятельности Родная природа.   Экологически ориентированная  деятельность.

сентябрь

Знакомство. Веселые сказочные герои: Шалун, Елочка. Умница и Тихоня. Будь аккуратен с природой.

Щедрость природы. Что такое урожай ? Выставка-конкурс творческих работ из овощей и фруктов.

Береги природу. Встречаемся с умницей, Шалуном и Тихоней.

Будь вежлив с природой и внимателен к природе.

Октябрь  

В чем отличие  природы села от природы города.

Золотая осень в родном городе- экскурсия

Подводный мир Японского моря.

Подводный мир Японского моря.

Ноябрь

Исследователь Приморского края и ученый В.К. Арсеньев. Книги о животных и растениях Приморской тайги.

Огород на окне. Сеем зерно для подкормки попугая

Опыты. «Можно ли поймать воздух?»

«Дружить с природой» рассказы от наших героев Шалуна, Елочки. Умницы и Тихони

Исслед. деятельность «Куда пропал снег, который мы принесли с собой с прогулки?»

Декабрь

Наблюдение за птицами зимой. Установка кормушек.

Зимующие птицы в  нашем городе.

Экоакция «Покормите птиц зимой»

Дикие животные родного края зимой.

Игра «Где чей след и кто чем питается»

Январь

Опыты. Вдох и выдох. Почему моя грудь двигается, когда я дышу.

Как магнит удерживает наши рисунки на металлической доске?

Опыты с песочными часами. Что можно успеть сделать за 1 минуту? За 5 минут?

Огород на окне.

Дикие животные родного края зимой. Красная книга.

Февраль

Поплавок. Почему корабли не тонут?

Опыты. Вдох и выдох. Почему моя грудь двигается, когда я дышу.

Опыты. Почему моя кожа сморщивается, когда я купаюсь

Встречаем птиц.

Вместе с героями Умницей, Шалунишкой узнаем о том, как ведут себя птицы весной, как защитить птиц весной.

Март

Опыт. Круговорот воды в природе.

Опыты. Почему у еды разный вкус?

Встречаем птиц.

Вместе с героями Умницей, Шалунишкой узнаем о том, как ведут себя птицы весной, как защитить птиц весной.

Радоваться вместе с природой. Тигр. Встреча с героями Умницей, Шалунишкой, Тихоней, Елочкой.

Апрель

Огород на окне. Выращиваем рассаду цветов для клумб.

Экскурсия. Деревья нашего участка, которые нуждаются в помощи.

Готовимся к Дню Земли. Планируем свою деятельность

Подготовка к Дню Земли вместе с героями Умницей, Шалунишкой, Тихоней, Елочкой.

Май

Экологическая акция «Сделаем землю нарядной» вместе с героями -  Умницей, Шалунишкой, Тихоней, Елочкой.

Цветы Победы.

Почему цветы имеют приятный запах.

Опыты. Как работает электрический фонарик?

Опыты. Почему мои волосы прилипают к расческе?

Цветы одуванчики. Что мы о них знаем?

Содержание плана работы первого года обучения. Средняя группа 4-5 лет

Месяц

Содержание деятельности Родная природа.   Экологически ориентированная  деятельность.

сентябрь

Д/и «Найди два одинаковых листочка».

И.д. «Определи, зрелая ли семенная коробочка».

И.д. «Определи и соотнеси хвостики птиц».

Сравнение шишек: сосны, ели, лиственницы.

Нахождение здорового растения без признаков заболевания.

Пересадка из грунта в кашпо.

Октябрь  

Определение цвета каждого плода.

И,д. «Почему темнеет очищенный картофель?»

Опыт «Будет ли расти сломанная веточка?»

И.д. «Определи из чего слеплено гнездо»

И.д. «Кто как передвигается?»

Ноябрь

И.д. «Все ли растения одинаковые?» (три растения: папоротник, фиалка, герань)

И.д. «Что теплее, мех или пух? Как ты ощущаешь?

Опыт № 32. «Растениям легче дышится, если почву полить и взрыхлить».

Экспериментальная деятельность «Чистый ли белый снег?

И.д. «Вода под нашими ногами»

Лёд – твердая вода.

Декабрь

Д/и  «Определи веточку ели среди других хвойников.

Найди сходство и отличие».

И.д. «В чем отличие этих веточек» (кипарис, араукария).

Опыт № 22. «Почему снег мягкий?».

Опыт № 23. «Почему снег греет?».

Опыт № 25. «Таяние снега».

Цель: Подвести к пониманию, что снег тает от любого источника тепла.

Опыт № 17. «Тающий лѐд».

Опыт № 18. «Замѐрзшая вода».

Январь

Опыт № 1. «Воздух в стакане».

Опыт № 2. «Воздух не видим и прозрачен».

Опыт № 19. «Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать».

Опыт № 14. «Тѐплый воздух вверху, холодный внизу».

И.д. «Как убрать неприятный запах в комнате?»

Опыт № 12. «Воздух легче воды».

Детям предлагается «утопить» игрушки, наполненные воздухом, в том числе спасательные круги. Почему они не тонут?

Вывод: Воздух легче воды.

Опыт № 13. «Воздух имеет вес».

Опыт № 10. «Воздух толкает предметы».

 Опыт № 4. «Вода нужна всем». И.д. «Всем ли растениям нужен обильный полив?»

Февраль

И.д. «Определи, имеют ли форму семена, какую.»

И.д. «Можно ли на солнце смотреть прямо?» «Почему?»

«Как отображается солнце в кристаллах снега».

И.д. «Что за зеленые точки и острые иголочки в нашем рассадничке?»

И.д. «Что за солнышки на нашей клумбе?»

Март

И.д. «Определи, где лед толще: у берега или к середине реки?»

И.д. «Определи, есть ли проснувшиеся в нашем экоцентре?» (мухи, пауки)

Наблюдение «Почему цветы открываются при солнышке?»

Опыт № 37. «Животворное свойство воды»

Апрель

И.д. «Определи, откуда такой нежный аромат мы вдыхаем».

Определяем у тополя _ аромат пахучих почек; на клумбе – аромат цветущих ландышей»

Экспериментальная деятельность «Чистый ли белый снег?

И.д. «Вода под нашими ногами»Лёд – твердая вода.

Май

Д/и  «Определи веточку ели среди других хвойников. Найди сходство и отличие».

И.д. «В чем отличие этих веточек» (кипарис, араукария).

Опыт № 1. «Воздух в стакане».

Опыт № 2. «Воздух не видим и прозрачен».

Опыт № 19. «Воздух не виден в комнате. Чтобы его увидеть, его надо поймать».

Опыт № 14. «Тѐплый воздух вверху, холодный внизу».

Перечень универсальных действий,  которые развивает прохождение данного раздела программы:

  1. Умение строить элементарный план работы и следовать ему.
  2. Умение провести презентацию результатов деятельности.
  3. Умение работать в паре, группе, коллективе.
  4. Умение выдвинуть гипотезу, сделать предположение, предвидеть результат своей деятельности.
  5. Проводить элементарные операции сравнения, анализа, классификации.

     

          Предполагаемая результативность курса.

В результате обучения дети будут знать:

       * природные особенности родного края, местности города, где они проживают;

       * познакомятся с заповедниками края;

       * научатся проводить последовательное наблюдение за природными объектами и оказывать им посильную помощь (кормить птиц зимой и весной, изготавливать кормушки и т.д.);

*  на какой орбите находится наша планета Земля;

*  что входит в солнечную систему;

* когда мы можем видеть солнце, а когда луну

* как происходит смена времен года;

* воздух и вода силачи;

* каким способом можно получить чистую воду;

* как работает термометр;

* из каких цветов состоит солнечный луч;

* что можно использовать при наблюдении за солнцем;

* потребности всех живых организмов в чистом воздухе и воде, свете и тепле;

* что происходит с растениями при недостатке света;

* какое влияние оказывает кислород на яблоко;

* как можно получить цветные пузырьки, цветные потоки;

* капля воды может служить линзой;

* что глаз работает как линза;

* как можно увидеть и посчитать свой пульс.

Дети получат опыт практической деятельности и овладеют  умением:

  •  проводить опыт или эксперимент, выстраивая гипотезу, выполняя пошагово работу;
  •  подбирать необходимые предметы для проведения эксперимента; пользоваться элементарными приборами;
  • соблюдать правила безопасности при работе с перекисью и колкими предметами;
  • соблюдать этапы работы над собственным замыслом;
  •  включаться в коллективную или в парную работу;
  •  представлять результат своего эксперимента перед товарищами;

* делать презентацию своего открытия.

                      Диагностика.

 «Живой мир»

Задание №1 – «Что нужно живому?»

Цель: определение уровня знаний о потребностях живых организмов. предлагается.

Инструкция. «Укажи стрелками, без чего бабочка не сможет жить».

Задание №2  - «Цепочка развития».

Цель: выявить системность знаний о размножении и развитии лягушки (бабочки, птицы).

Инструкция. «Разложи карточки последовательного  развития лягушки».

Задание № 3 – «Верхняя одежда».

Цель: проверить способность детей классифицировать.

Инструкция. «Рассмотри все карточки и выдели группы, у кого какая «одежда»

Задание №4 «Кто в какой природной зоне живет»

Цель: выявить уровень знаний детей о природных зонах и их обитателях.

Инструкция. «Рассели заблудившихся животных по «домам».

Задание №5  «Животные».

Цель: владеют ли понятиями «звери», «птицы», «насекомые», «рыбы», «земноводные».

Инструкция. «составь группы животных».

Задание №6  «Ночные или дневные».

Цель:  определить уровень знаний о приспособленности животных к временным изменениям суток.

Инструкция. «Расположи животных на ленте изменения суток, кто в какое время активен».

Задание №7 «Березка и времена года».

Цель: выявить уровень знаний   о цикличных изменениях в жизни растений.

Инструкция. «Рассмотри березки и расположи их согласно времени года».

«Открытия».

Задание №1. – «Цветные пузырьки»

Цель: выявить способности детей по изготовлению разноцветных пузырьков и умению соблюдать правил безопасности.

Инструкция. «Выбери два цвета, создай раствор  и получи разноцветные пузырьки».

Задание №2 – «Воздух силач».

Цель: овладение навыками при демонстрировании силы воздуха используя различные предметы..

Инструкция.  «Выбери предметы, с помощью которых сможешь продемонстрировать силу воздуха»

.

Задание №3 – «Электрические волосы»

Цель: определить способность детей показать, как можно увидеть, что волосы заряжаются электрическим зарядом.

Инструкция. «Проведи эксперимент и покажи, что волосы зарядились.»

Задание №4 – «Линза капелька»

Цель: выявить умения детей делать несложные «приборы»,способные увеличивать, проверить его действие

Инструкция. «Выбери необходимые предметы и создай линзу».

Задание №5 –«Притяжение».

Цель: овладение навыками исследовательской деятельности свойств магнита.  Инструкция. «Определи, какие предметы можно перемещать с помощью магнита через бумагу, а какие нет».

 

Оценка уровня владения опытной и экспериментальной деятельностью   проводится поэтапно.

Оценка предполагает следующие параметры.

  • Выполнение инструкции поэтапной деятельности – 1балл
  • Умение выдвинуть гипотезу, проверить ее, сделать вывод- 1 балл
  • Соблюдение правил безопасности- 1 балл
  • Передача схематического изображения результата- 1 балл
  • Получение задуманного результата- 1 балл
  • Умение довести эксперимент или опыт до конца- 1 балл
  • Аккуратность в работе с приборами и объектами- 1 балл
  • Творческие находки- 2 балла.
  • Итого: 9 баллов – максимальная оценка – высокий уровень владения умение организовать и провести исследование.

Уровни оценок при выполнении диагностических заданий по изученным тематическим блокам:

 - 2 балла – выполнил задание самостоятельно, системные знания;

 - 1 балл – нуждался в помощи;

 - 0 баллов – не выполнил или частичные знания.

Информационно-методическое обеспечение.

1.Дополнительная литература:

  1. Рыжова Н, А, Программа «Наш дом – природа» М. 2018
  2. Рыжова Н. А. «Что у нас под ногами». М 2018
  3. Иванова А. И. «Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. 2018
  4. Дженис Ван Клив «Большая книга научных опытов и экспериментов для маленьких детей». М. 2017г.
  5. Дженис  Ван Клив  «200 экспериментов» 2017г.
  6. Зубкова Н. М. «Научные ответы на детские «почему» М. 2017


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

из опыта работы по использованию регионального компонента

данный материал предназначен для воспитателей детских садов по примению в работе регионального компонента...

из опыта работы по практическому применению регионального компонента

данная разработка содержит теоритический и практический материал (2 конспекта занятия) по применению регионального компонента (ознакомление с Кубанью)...

значение регионального компонента в ознакомлении детей с историей родного края

Одной из основных задач воспитания дошкольников является воспитание у них любви к Родине,родному краю....

Региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан

региональный компонент в дошкольном образовании республики Татарстан...

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ

Перспективный план по региональному компоненту и компоненту ДОУ.Внедрние национального компонента в музыкальном воспитании в соотвествии с требованиями ФГОС....