КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы «Казачий рушник»
план-конспект занятия
Конспект непосредственной-образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию "Казачий рушник".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_kazachiy_rushnik.docx | 29.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение детский сад № 10 г. Темрюка
муниципального образования Темрюкский район
КОНСПЕКТ
непосредственной образовательной деятельности
с детьми средней группы
«Казачий рушник»
Выполнила Удоденко Н.Г.,
воспитатель МБДОУ ДС № 10
г. Темрюк 2020 г.
Тема: «Казачий рушник».
Дата проведения: 11.02.2020г.
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Цель: развивать познавательный интерес к истории и искусству родного края.
Задачи.
Образовательная: формировать представление о жизни Кубанского казачества, обычаях, традициях, предметах обихода.
Развивающая: способствовать развитию мелкой моторики, художественного вкуса, воображения.
Воспитательная: воспитывать любовь к малой Родине. Развивать познавательный интерес к истории своего народа .
Активизация словаря: расширять словарный запас: рушник, светлица, сходница.
Предварительная работа: беседы о жизни кубанских казаков, рассматривание фотографий, картин, чтение художественных произведений, знакомство с пословицами и поговорками, песнями, танцами, их трудом.
Развивающая предметно-пространственная среда: глобус, шапки-кубанки, презентация «хата казака2, картинки для дидактической игры «В хате или в доме».
Используемые технологии.
Словесные: пальчиковая игра: «Иголочка».
Игровые: дидактическая игра: «В хате или в доме».
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка «Сон казака».
Список литературы:
1. «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования/ под редакцией: Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАЙКА – СИНТЕЗ, 2015.
2. Вакуленко Е.Г. Народные мастера Кубани. – Краснодар: «Традиция», 2009.
3. Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений.-М.: «Мозайка – синтез», 2008.
4. Кондрыкинская Л.А. «С чего начинается Родина?» (Опыт работы по патриотическому воспитанию в ДОУ). М: ТЦ Сфера, 2003(серия «Вместе с детьми»).
3. Интернет ресурс: Maam. ru
Описание содержания непосредственно образовательной деятельности:
- Вводная часть.
- Основная часть.
- Заключительная часть.
Ход деятельности.
Вводная часть.
Дети заходят в зал и садятся на стульчики.
Воспитатель: ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся!
Дети: здравствуйте.
Основная часть.
Мотивация.
Воспитатель: Ребята, послушайте загадку.
Моря есть - плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это?
Дети: глобус.
Воспитатель: а что такое глобус?
Дети: уменьшенная модель нашей земли.
Воспитатель: молодцы ребята, давайте повнимательнее его рассмотрим. Что на глобусе обозначено синим цветом?
Дети: моря, океаны, реки.
Воспитатель: коричневым и желтым?
Дети: горы и пустыни.
Воспитатель: зеленым?
Дети: леса и долины.
Воспитатель: белым?
Дети: ледники.
Воспитатель: молодцы! А теперь давайте найдем на глобусе нашу страну. Как она называется?
Дети: Россия.
Воспитатель: молодцы ребята. Какая она большая и красивая, богатая плодородными землями, морями и реками. Ребята, а как называется наша малая Родина.
Дети: Кубань.
Воспитатель: знаете ли вы ребята, как раньше называли население на Кубани?
Дети: казаки, казачки.
Воспитатель: правильно. А началось все с Указа царицы Екатерины II о пожаловании казакам земель за их добросовестную службу. И стали стекаться еще на необжитые земли переселенцы с Запорожской Сечи. Так появились наши предки-казаки на Кубани. Обживая земли, казаки строили себе жилье. А как в давние времена называли жилища на Кубани?
Дети: хаты.
Воспитатель: ребята, я предлагаю вам попасть в хату наших дальних родственников – предков. Вы согласны?
Дети: да.
Воспитатель: давайте наденем на голову шапку – кубанку, повернемся вокруг себя, скажем: «Время, время – остановись! К нашим предкам повернись!» и топнем ногой.
Дети: время, время – остановись! К нашим предкам повернись!
Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы с вами и попали в старинную казачью хату.
(Презентация «Жилье казака»).
Воспитатель: казака строили себе жилье из самана. Саман – это кирпич из глины с примесью соломы. На строительство собирались всем селом. Женщины и дети месили ногами глину с соломой, мужчины формировали её в кирпичи и сушили, а затем выкладывали из них стены. (Слайд 2).
Воспитатель: ребята, чем покрывали крышу?
Дети: крышу покрывали соломой или камышом.
Воспитатель: правильно ребята. Крыли её путаной соломой или камышом. (Слайд 3).
Воспитатель: кладку обмазывали глиной. Хату внутри и снаружи обязательно белили. Белый цвет считался символом чистоты и опрятности. (Слайд 4).
Воспитатель: в хатах было чисто и уютно. Хата была разделена на две половины, в одной готовили пищу, а в другой принимали гостей. Это была светлица. (Слайд 5).
Воспитатель: ребята, повторите, как называлась половина, где принимали гостей.
Дети: светлица.
Воспитатель: в половине, где жили и готовили еду стояла русская печь. (Слайд 6-7).
Воспитатель: как вы думаете, зачем в хате нужна была печь?
Дети: чтобы было тепло зимой и на ней спали.
Воспитатель: правильно. В казачьих семьях главой семьи был казак. Он добывал пищу для семьи, работал в поле, защищал границу от врагов, уставший приходил домой и ложился спать на печь.
Физкультминутка.
«Сон Казака». Из играющих выбирают «казака», который становится в середине круга. «Казак» закрывает глаза, делая вид сна. Дети двигаются по кругу со словами:
Кто с утра чертей гоняет,
Песни звонкие спивает,
Спать мешает казаку
И кричит «КУ-ка-ре-ку»?
Один из стоящих в кругу кричит по- петушиному, стараясь изменить голос. Казак, открыв глаза, старается угадать, кто кричал. Если ему это удаётся, - забирает кричащего. Игра продолжается:
Вот казак заснул опять,
Но не долго ему спать.
Утка уточек не зря
Учит крякать «кря-кря-кря».
Действие повторяется – казак забирает «утку».
Надоело казаку
«Кря-кря-кря» с «Ку-ка-ре-ку».
- Я не лягу больше спать,
Вас я буду догонять!
Воспитатель: в старину люди после трудового дня собирались вечером на сходницу, пели любимые песни, играли в веселые игры. Хотите поиграть в игру «В хате или в доме»?
Дети: да.
Дидактическая игра «В хате или в доме».
Воспитатель: зимними вечерами казаки занимались рукоделием: пряли пряжу, делали игрушки, вышивали. (Слайд 8).
Воспитатель: посмотрите, хату внутри украшали ткаными половичками, покрывалами, вышивками. (Слайд 9).
Воспитатель: а вы знаете, как на Кубани называли вышитое полотенце?
Дети: рушник.
Воспитатель: молодцы ребята, самый красивый рушник вешали в красный угол, туда, где висела икона. (Слайд 10).
Воспитатель: давайте посмотрим, что вышивали умелые руки на этих рушниках. Какие узоры подбирали. Узоры для своих вышивок народные рукодельницы подсматривали у природы. Это были цветы, птицы, животные.
Воспитатель: ребята, а вы хоте ли бы заняться рукоделием?
Дети: да.
Воспитатель: мастера и мастерицы, занимайте свои места, будем рукодельничать.
Воспитатель: ребята, вышивать рушники, это тонкая работа, пальцы должны быть ловкими, умелыми, давайте мы их разомнем.
Пальчиковая гимнастика «Иголочка».
Вышивает, шьет иголка,
Пальцу больно, Пальцу колко. (Левая ладошка раскрыта, в правой руке — воображаемая иголка; иголка «шьет» и задевает кончик указательного пальца на левой руке.)
А наперсток
В тот же миг
К девочке на пальчик. Прыг!
К мальчику на пальчик.
Прыг! (Делают правой рукой такое движение, как будто надевают на указательный палец левой руки наперсток).
Говорим иголке: — Шей, («Шьют»).
А колоться ты не смей! (Грозят указательным пальчиком левой руки).
Воспитатель: ребята, только вышивку мы будем делать не нитками, а с помощью аппликации. (Показ узоров).
Воспитатель: где располагаются узоры на рушниках?
Дети: выполняются по края рушника.
(Во время работы звучит песня Кубанского казачьего хора «Белый тополь, белый клен»).
Воспитатель: какие чудесные рушники у вас получились.
Заключительная часть.
Воспитатель: спасибо вам ребята, что не забываете традиции своих предков. Вы такие молодцы. Все ваши рушники попадут на выставку. Дети, а вам понравилось?
Дети: да.
Воспитатель: давайте вспомним, где мы сегодня пбывали?
Дети: в хате казака.
Воспитатель: о чем новом мы сегодня узнали?
Дети: о светлице, о сходнице, о рушнике.
Воспитатель: ребята, вы такие сегодня молодцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ, ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «ПОЗНАНИЕ»
Конспект НОД по ОО «Познание» с детьми средней группы, имеющими нарушения зрения (с интеграцией ОО «Чтение художественной литературы», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая кул...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы (образовательная область «Познание») Тема: «Путешествие в стране игрушек»
Открытое занятие для детей средней группы...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы по образовательной области «Безопасность» на тему «Один дома»
Тема занятия: Занятие по ОБЖ на тему: «Один дома»Возрастная группа: средняя группаМетодика дошкольного образования: «Методика ознакомления с окружающим миром»Предварительная работа с воспитанниками: Д...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Снеговик» Образовательная область: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических представлений»
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы Тема: «Снеговик» Образовательная область: «Познавательное развитие: формирование элементарных математических пр...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы "Прогулка в лес" Образовательная область "Развитие речи"
Во время проведения НОД у детей формируются навыки составления небольшого описательного рассказа о диком животном по опорной схеме. Дети знакомятся с разнообразием животного мира. Формирует...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми средней группы "Яблоко для Ежа"" Образовательная область "Художественно-эстетическое развитие"
Познакомить детей с новым нетрадиционным методом рисования – печать по трафарету. Закрепить признаки осени (похолодало, желтеют листья, дует ветер, редко светит солнышко, много туч, ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: «Театрализованная деятельность. Настольный театр «Теремок» Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.
Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы на тему: Театрализованная деятельность. Настольный театр Теремок. Образовательная область:художественно эстетическое раз...