Самообразование. Конспект выступления на конкурс воспитатели ДОО
статья
Вашему вниманию хочу представить тему моего самообразования
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.doc | 89 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Здравствуйте, уважаемые коллеги и гости.
Вашему вниманию хочу представить тему моего самообразования
«Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям».
Слайд 2
Времена теперь другие, как и мысли, и дела - Далеко ушла Россия от страны, какой была. Умный, сильный наш народ, далеко глядит вперед,
Но приданья старины забывать мы не должны!
Н. Кончаловская
Тема самообразования мной выбрана не случайно. В наши дни дети мало получают информации о народном искусстве, культуре, быте. Поэтому я серьезно задумались над проблемой приобщения детей к истокам русской народной культуры. Наши традиции, обряды не должны исчезнуть. Они должны передаваться из поколения к поколению. Мы должны знать и помнить, как жили наши предки, чем занимались. Любая семья это маленькое государство со своими обычаями и традициями. Та семья, которая почитает традиции, обычаи, она крепкая, дружная. В такой семье дети получают правильное духовно-нравственное воспитание.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память. И мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений.
Работаю по данной теме всего 7 месяцев. Она рассчитана на 3 года с сентября 2021 по май 2024 г.
Слайд 3
Цель самообразования: повысить профессиональный уровень знаний для приобщения детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам и обычаям в условиях ФГОС ДО.
Задачи самообразования:
- Повысить уровень знаний через подбор и изучение различной литературы, через СМИ по данной теме в свете новых требований ФГОС ДО;
- Разработать перспективный план работы с детьми и родителями;
- Подготовить диагностику по данной теме;
- Организовать работу с детьми, включив в неё элементы народного искусства;
- Оформить в группе мини – центр «Народные и семейные традиции»;
- Подготовить и провести консультации для педагогов, родителей;
- Подготовить материал и провести мастер-классы .
Слайд 4
Задачи по реализации самообразования в работе с детьми:
- Сформировать первичное представление об истоках народной культуры и семейных ценностей на основе знакомства детей с народным, поэтическим и музыкальным творчеством, традициями и промыслом, народными праздниками.
- Использовать малые формы фольклора для развития речи, развития речевого творчества, обогащение активного словаря.
- Развивать коммуникативные качества у детей по средствам народных игр, забав, песен и танцев.
- Формировать уважительное отношение к своей семье, к традициям и обычаям своей семьи.
- Знакомить детей с изобразительными формами народного творчества.
Слайд 5
Актуальность данной темы очень велика на современном этапе развития нашего общества, так как в России разрушена идеология, т. е. духовность, мораль и нравственность, формируется новая идеология, идет пересмотр старых ценностей. Большинство современных людей поверхностно знакомо с народной культурой. Поэтому актуально восстановить для детей и их родителей связь времен, вернуть утраченные традиции, ознакомить с народными ценностями. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры, истории Руси и родного края, соприкоснуться с народным искусством, с традицией семьи.
Слайд 6
Родителям были розданы анкеты, на основании этих анкет была сделана диаграмма. Уровень самооценки понимания ценности и традиций семьи очень низкий 13%, средний 7%, высокий 5%.
Слайд 7
Отсюда Практическая значимость данной темы по самообразованию заключается в воспитание у детей и родителей интереса и любви к национальной культуре, народному творчеству, обычаям, семейным традициям, народным играм.
Слайд 8
Предполагаемый результат: в результате работы предполагается, что у детей сформируется правильное и полное представление о родной стране, о своей национальной принадлежности, о традициях, предметах культуры, сформируется чувство национального достоинства.
У родителей появится заинтересованность к возрождению культуры своего народа.
Слайд 9
Для того чтобы начать работу, я изучила методическую литературу.
(на слайде).
Слайд 10-11
Разработала этапы реализации плана по самообразованию на 2021-2024 учебный год.
Этапы работы | Тема самообразования | Форма |
1 этап. Информационно–аналитический | Подбор и изучение учебной, справочной, научно-методической литературы, анализ интернет - ресурсов по выбранной теме. | План самообразования. Сентябрь - декабрь 2021 г. |
2 этап. Целеполагание | Выбор конкретных методов и приёмов Разработка перспективного плана по работе с детьми. | Перспективный план Январь – май 2022г. |
3 этап Диагностический | Подбор диагностического инструментария (диагностические задания) | Результат диагностики. Июнь 2022 г. |
4 этап Реализационный | Проектная деятельность по приобщению детей к народным традициям и семейным ценностям. Подбор материала для создания мини – центра «Народные и семейные традиции» | Проекты по заданным темам. Мини – центр. |
Оформление и оснащение папок передвижек для родителей по заданной теме. Консультации для педагогов. Подбор материала по мастер - классу для педагогов. | Папки передвижки. Консультации Мастер – классы Стенгазета Творческие выставки детских работ с июля 2022 - 2023г. | |
5 этап. Итогово -обобщающий. | Размещение опыта работы в СМИ Итоговая диагностика воспитанников. Самоанализ деятельности за 2021-2024г.г. Обсуждение конечных результатов, разработка стратегии дальнейшей деятельности по проблеме. Отчёт о реализации плана по самообразованию на педсовете. | Доклад (конспекты занятий, праздников и т.д.) Январь - май 2024г |
Слайд 12
Формы работы
1.Беседы;
2.Занятия на основе метода интеграции;
3.Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток;
4.Выставки в мини - музее изделий русского декоративно-прикладного искусства;
5.Выставки детских работ по декоративно-прикладному искусству в детском саду;
6.Экскурсии в библиотеку;
7. Дидактические игры;
8. Развлечения, фольклорные праздники, посиделки;
9. Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
10. Использование народных игр, в том числе хороводов
Слайд 13
В работе использую различные методы и приёмы:
1. Метод наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий);
2. Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения);
3. Практический (самостоятельное выполнение детьми декоративных
изделий, использование различных инструментов и материалов для изображения, совместное разучивание народных танцев, песен);
4. Частично-поисковый;
5. Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ход занятия);
6. Сотворчество;
7. Мотивационный (убеждение, поощрение).
Формы занятий: индивидуальные, подгрупповые, интегрированные
Слайд 14
Работу по самообразованию я только начала. За это время мною проведена следующая работа: на курсах повышения квалификации в КРИП и ПРО, провела с педагогами мастер-класс «Кукла - Утешница».
Слайд 15-16
С педагогами нашего детского сада провела 2 мастер-класса:
- «Вечера долгие, руки умелые». Педагоги познакомились с историей возникновения кукол-оберёгов, их значении и функционале. В завершении отработали практическое умение на примере изготовления «Куклы - Утешницы».
- «Приобщение детей к истокам русской народной культуры через русские народные игры». Благодаря знакомству с русскими народными играми, передавая их будущему поколению, мы сохраняем свои традиции, обеспечивая духовное здоровье наших детей.
- Совместно с педагогами детского сада мы создали видеофильм - Флешмоб «Русские народные промыслы». В нём освятили промыслы Кемеровской области.
Слайд 17
Для родителей были созданы консультации с рекомендациями:
«Традиции семьи», «Сказки доброты», «Четыре заповеди мудрого родителя», «Как помочь сыну и дочери свободно общаться», «Масленица», «Пасха», «Новый год в кругу семьи», «День пожилого человека», «В ожидании сказки или как сделать праздник ребёнку».
Слайд 18
Работая с детьми, я постепенно стала включать разные жанры фольклора во все формы организации педагогического процесса:
- В утреннюю гимнастику включаю одно упражнение с элементом русского народного танца («Притопы», «Ковырялочка», «Присядка»).
- Во время умывания использую загадки о воде: « На свете нет её сильнее, На свете нет её буйнее, В руках её не удержать. И на коне не обогнать».
- Во время приёма пищи поговорки, стишки: « Спасибо нашим поварам, за то, что вкусно варят нам!»; «Каша пища наша».
- В самостоятельной деятельности, беседах, во время образовательной деятельности стараюсь использовать пословицы, поговорки о труде, дружбе, добре: « Скучен день до вечера, коли делать нечего»; « От скуки бери дело в руки»; «Каждой вещи своё место»; «Сделал дело, гуляй смело».
Слайд19
В дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, а общение становится ее частью и условием. Дети, конечно же, не всегда находят нужные способы установления отношений. В игре ребенок попадает в отношения зависимости от других детей.
- Подобрана картотека народных игр. Загадок, стихов, пословиц и поговорок, сказок.
Слайд 20
Неоценимым богатством являются изучение народных игр. На Руси во всех праздниках и обрядах всегда присутствовала игра.
В веселой игровой форме дети знакомятся с обычаями, бытом русского народа, трудом, бережном отношении к природе.
Слайд 21
Конечно самый любимый жанр - это сказка. Сказки всегда были самым эффективным способом общения с детьми.
В ходе бесед, ситуативных разговорах, знакомлю с разными обычаями.
Каждая конкретная сказка отражает быт той социальной среды, в которой она распространяется. Отсюда её познавательное значение.
Слайд 22-23
Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания, которое помогает формировать художественный вкус, учит детей видеть и понимать прекрасное в окружающей нас жизни и в искусстве. Орнаменты, используемые народными мастерами для росписи игрушек и посуды, включает в себя цветы, ягоды, листья, которые ребёнок встречает в лесу, в поле, на участке детского сада.
Ребята сами пробовали изготовить кокошники.
Слайд 24
Дети и родители приняли участие в конкурсе поделок из природного материала «Чудеса с обычной грядки». В новогоднем конкурсе «Ёлочка».
Слайд 25
Народное искусство, помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира, оказывает глубокое идейное влияние на детей.
С детьми проведено познавательное мероприятие «Изделия народных умельцев Кузбасса».
Слайд 26
К 9 мая планирую провести спортивно - развлекательное мероприятие «Богатыри земли русской ».
Слайд 27
Работа по самообразованию только началась. На 2022-2023 учебный год планирую разработать и внедрить проект «Приобщение детей старшего дошкольного возраста к народным и семейным традициям, праздникам, обычаям».
Цель проекта: формирование интереса и любви к праздникам, традициям и обычаям русского народа; воспитание творчески развитой личности через активизацию познавательной деятельности дошкольников при приобщении детей к русской национальной культуре.
Реализация данного проекта сможет познакомить детей со старинными обрядами, народными ремёслами, песенным и танцевальным творчеством, местным краеведческим и фольклорным материалом, семейными традициями.
Таким образом, широкое включение фольклора в работу с детьми обогатит их жизнь, введёт в мир народной жизни, познакомит их с обычаями и традициями русского народа, и коренных народов Кузбасса, создаст положительную эмоциональную обстановку.
Также планирую оформить выставку народного декоративно-прикладного творчества. Мы уже приступили к её оформлению, совместно изготовили книжки-малышки по народным традициям коренных жителей Кузбасса.
Слайд 28
Своё выступление я бы хотела закончить словами Академик Г. Н. Волкова
Без исторической памяти – нет традиций,
без традиций - нет культуры,
без культуры - нет воспитания,
без воспитания - нет духовности,
без духовности - нет личности,
без личности - нет народа как
исторической личности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий выступления на конкурсе «Воспитатель года 2013» от детского сада «Золотая рыбка».
Предлагаю свой сценарий выступления для конкурса "Воспитатель года" - визитка...
Выступление на конкурсе "Воспитатель года"
«Я воспитатель, а это значит…» Воспитатель – профессия важная, Даже отважная можно сказать. Вы мне повер...
Формула успеха (выступление на конкурсе "Воспитатель года 2013")
Развитие творческих способностей детей средствами театрализованных и игр и представлений....
Выступление на конкурсе «Воспитатель года 2015».
Добрый день, уважаемые коллеги! СЛАЙД №1Меня зовут Анна Александровна. По образованию я учитель русского языка и литературы, но судьба привела меня в детский сад, и вот уже 11 лет я работаю...
Сценарий выступления на конкурсе "Воспитатель года - 2015"
Сценарий в музыкально-юмористической форме рассказывает о всех жизненных перипетиях воспитателя детского сада....
Текст выступления на конкурсе "Воспитатель года"
Я точно знаю, быть педагогом – это искусство, и как всякое искусство оно многогранно и сложно. Воспитателю приходится выступать в разных ролях: и как учитель, который все знает, всему учит и как...
Самообразование .Выступление на конкурсе воспитателей ДОО. Моё хобби
Нет на свете человека, который чем-нибудь не увлекался.Какие только не существуют увлечения. Много разных занятий и каждый выбирает его себе по душе....