План по самообразованию на тему: «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)

Соловьева Марина Владимировна

План по самообразованию

на тему:

«Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Рукавичка»

        План по самообразованию

на тему:

«Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников»

                                                                                      Составила:

Соловьева Марина Владимировна

Воспитатель высшей категории              

        Г.О. Бор

2021-2022 уч.год

ФИО педагога: Соловьева Марина Владимировна

Специальность: воспитатель

Образование: высшее

Стаж  педагогической работы: 14лет

Квалификационная категория: высшая

Дата начала работы над темой: 01.09.2021 год

Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2022 год

Актуальность: События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов — патриотизм и гражданственность. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

Проблема: Можно ли повысить мотивацию дошкольников 6-7 лет в воспитании патриотических чувств?

Цель для педагога: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 6-7 лет.

Задачи для педагога:

  • Проанализировать литературу по данной теме.
  • Изучить принципы патриотического воспитания детей 6-7 лет в детском саду.
  • Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 6-7 лет в детском саду.
  • Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
  • Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.

Цель, ориентированная на детей: 

Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям.

Задачи, направленные на детей:

1. Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.

2. Формировать любовь к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.

3. Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России

4. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к культурному прошлому России.

Используемые технологии:

  • игровые,
  • информационные,
  • коммуникативные,
  • проблемные,
  • развивающего обучения,
  • консультативные,
  • проектные,
  • ИКТ.

Содержание работы по направлениям включает:

  • Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
  • Знакомство с родным посёлком: значимыми объектами, природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями своего посёлка.
  • Знакомство с профессиями.
  • Знакомство с государственной символикой посёлка, районного центра, области, республики, других стран.
  • Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.
  • Знакомство с героями сказок и их подвигами.
  • Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.
  • Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством.
  • Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия родного края и России. Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.

Планируемый результат:

-   Создать предметно-развивающую среду;

-   Составить картотеки игр;

-   Подготовить консультации;

-   Решение всех поставленных задач;

-   Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родном городе, о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.

Формы и методы работы с родителями и детьми:

-Родители:

-сотрудничество через консультации

-родительское собрание

-беседы

-совместное изготовление и приобретение дидактического материала

 Дети

Формы

- наблюдения

-НОД

-экскурсии

-труд в природе

-эксперименты и опыты

-дидактические игры

-проекты

Наглядные методы:

-целевые прогулки;

-наблюдения;

-показа сказок (педагогом, детьми);

-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

-проведение дидактических игр;

Словесные методы:

-чтение литературных произведений;

-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.

Игровые методы:

-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);

-загадывание загадок;

-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.

Практические методы

-организация продуктивной деятельности детей;

-изготовление с детьми наглядных пособий.

   

Выход темы:

- консультации для родителей

-консультация для педагогов

-картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей

-проведение родительского собрания

Перспективный план работы по обучению детей нравственно-патриотического воспитания на 2021-2022

Непосредственно образовательная

Деятельность

Совместная деятельность воспитателя с детьми

Самостоятельная деятельность детей

Сентябрь

«Моя малая Родина»

Дидактическая игра «Волшебные пузырьки»

разучивание с детьми пословиц, загадок о спорте, ЗОЖ по возрасту

Рассматривание плаката и анатомических атласов по теме  «Дыхательная система»

Октябрь

Знакомство с понятием «дыхательная гимнастика».

Просмотр мультфильма  «Невероятное путешествие Адибу в теле человека. Дыхание»

Обыгрывание комплексов дыхательной гимнастики.

Ноябрь

Беседа  о болезнях дыхательной системы, о мерах профилактики этих болезней.

Просмотр детского телешоу «В гостях у Витаминки»

Обыгрывание комплексов дыхательной гимнастики.

Декабрь

экспериментирование:

 Может ли человек прожить без дыхания?

День Здоровья

Просмотр компьютерной презентации

« Влияние окружающей среды

 на состояние наших легких».

Подвижная игра «Пузырь»

Месяц

Название

Содержание работы

Работа с родителями

Сентябрь – ноябрь

«Мой город Бор»

«Моя дружная семья»

«Моя мамочка, самая красивая»

Беседы: «Мой город», «Как я провел лето»

Чтение художественной литературы. Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе.

Сюжетно – ролевая игра «Почта» (название адреса своего дома и детского сада)

Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.

Чтение заранее подготовленных детьми стихов про сестренку, братишку и др.

Сюжетно – ролевые игры.

Беседа с детьми: «Где мы отдыхали летом»

Беседы: «За что я люблю свою маму»

Сюжетно – ролевые игры.

Разучивание стихотворений и песен.

Организация праздника «День матери»

Подарки для мам.

Конкурс рисунков «Мой любимый уголок родного города»

Консультация «Экскурсия по городу Бор с детьми»

Участие родителей в благоустройстве группы.

Родительское собрание «Взаимосвязь детского сада и семьи в подготовке к обучению в школе»

Консультация «Роль семьи в формировании  личности ребёнка»

Памятка «Ребёнок в карусели развода»

Конкурс стенгазет «Моя семья»

Изготовление подделок вместе с родителями «Золотая осень»

Фотовыставка «Моё лето!»

Фотовыставка «Я и мама»

Организация праздника «День матери» (совместное чаепитие с детьми)

Консультация «Соблюдении ПДД в осенний период»

Декабрь –февраль

Праздник «Новый год у ворот»

«Мой любимый папа!»

Чтение художественной литературы о зиме, загадки.

Сюжетно – ролевые игры.

Дидактические игры.

Беседы «Как встречают Новый год»

Аппликация «Ёлка»

Проведение акции «Покорми птиц!»

Беседа: «Какие памятные места города напоминают нам о героях»

Просмотр видеофильма.

Беседы: «Как папа в армии служил»

Иллюстрации.

Подарки для пап.

Тематическое занятие.

Беседа «Карнавальный костюм вашего ребёнка»

Консультация «Ребёнок в группе сверстников»

Конкурс подделок вместе с детьми «Зимний букет»

Изготовление кормушек.

Родительское собрание

«О здоровье всерьёз!»

Работа с родителями: подвести к пониманию о заботе о будущем поколении.

Организация фотовыставки «Папа военный»

Консультация «Влияние родительских установок на развитие ребёнка»

Март – май

«Очень я люблю маму милую мою!»

«Покорители космических далей»

«Этот День Победы!»

Беседы о маме, бабушке.

Чтение художественной литературы.

Сюжетно – ролевые игры.

Дидактические игры.

Разучивание стихотворений и песен.

Организация праздника «8 Марта!»

Подарки для мам.

Беседы «Покорители космоса»

Рисование по теме.

Конструирование космического корабля.

Сюжетно – ролевая игра «Космонавты»

Беседа с детьми о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них.

Сюжетно – ролевые игры.

Рассматривание иллюстраций.

Тематическое занятие «День Победы!»

Проведение совместно с родителями праздника «8 Марта!»

Консультация «Готовы ли вы к школе»

Родительское собрание.

Выставка рисунков.

Участие родителей в субботнике.

Изготовление скворечников.

Организация фотовыставки «Наши ветераны!»

Проведение совместно с родителями праздника «День Победы!»

«Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание в семье»

Родительское собрание «Скоро в школу!»

РППС

Деятельность с детьми

Взаимодействие с родителями

Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию.

Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию.

Альбомы: «Национальные костюмы народов России», «История матрешки», «Нижний Новгород сегодня», «Москва – столица России», «Малая Родина – Шахунья».

Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию: «Мой адрес», «Наш детский сад», «Символы России», «Наша страна», «Расскажи о своей семье», «Одень богатыря» и др.

Презентации: «Путешествие по малой Родине», «Экскурсия по Нижнему Новгороду», «Матрешка – символ русский», «Городецкая роспись».

Народные подвижные игры «Краски», «Ручеек», «Золотые ворота», «Гуси –лебеди» и др.

Чтение русских народных сказок, былин, заучивание пословиц, поговорок, закличек.

Раскраски по теме.

Рисование «Кокошник зимы» (элементы гжельской росписи), рисование с элементами хохломской росписи. Лепка «Индюк», «Барышня ( по мотивам дымковской игрушки».

Изготовление поздравительных открыток для мам и бабушек, пап, сотрудников детского сада.

Просмотр презентации «Блокада Ленинграда», рассматривание альбома «Блокадный Ленинград».

Проект «Богатыри – защитники земли русской»: Просмотр мультипликационных фильмов о богатырях.

Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей, прослушивание фрагментов музыкальных произведений Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, М. Глинки.

Чтение отрывков из былин о русских богатырях: «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».А. С. Пушкин  «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».

А. Н. Афанасьев: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Илья Муромец и змей», «Алеша попович», «Фома Беренников», «Буря богатырь», «Семь Семионов»

Беседы: «Кто такие богатыри русские?», «Каким должен быть богатырь?»  

Рисование на тему «Шлем богатыря».

Аппликация «Богатырский щит».

Составление рассказов по картине Васнецова «Три богатыря»

Составление творческих рассказов на тему: «Если бы я был богатырь».

Просмотр презентаций: "Богатырская Русь", "Русский богатырь".

Викторина «Богатыри – защитники Руси», развлечение «Русь богатырская».

Интерактивные игры «Назови богатыря», «Собери богатыря в поход». Д/и «Одень богатыря», «Найди тень», «Подбери словечко»,«Что лишнее?», «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию».

Лепка «Богатырь».

Консультации «Выходные в семье», «Семейные традиции», «Наша Родина – Россия».

Наглядная информация «Что означает герб нашего города», «Нравственно-патриотическое воспитание в семье», «Блокада Ленинграда».

«Выставки детских работ «Мамин портрет», «Для бабушки и мамочки соберу букет», «Как мы встречали Новый Год».

Буклеты «Защитники земли русской», «Патриотическое воспитание детей в семье».

Слайд-шоу на фоторамке «Дети блокадного Ленинграда», «День матери», «Международный женский день».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников к Родине, как к многонациональному государству"

проект посвящен актуальной проблеме профилактики конфликтных ситуаций в многонациональном государстве....

План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»

Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...

Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»

Любовь к родному краю, родной культуре,родной речи начинается с малого – любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходитк родной стране, к...

Опыт работы по теме: «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через познание своего края»

В связи с реализацией ФГОС дошкольного общего образования в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социальн...

План по самообразованию на тему:«Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»

Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...

План по самообразованию по теме: «Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством художественного творчества»

Пояснительная записка             В настоящее время возникла серьёзная проблема патриотического воспитания у подрастающего поколения. Необхо...

Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через знакомство с картой нашей Родины » старшая группа

Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творч...