План по самообразованию на тему: «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)
План по самообразованию
на тему:
«Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_avtonomnoe_doshkolnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 30.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Рукавичка»
План по самообразованию
на тему:
«Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников»
Составила:
Соловьева Марина Владимировна
Воспитатель высшей категории
Г.О. Бор
2021-2022 уч.год
ФИО педагога: Соловьева Марина Владимировна
Специальность: воспитатель
Образование: высшее
Стаж педагогической работы: 14лет
Квалификационная категория: высшая
Дата начала работы над темой: 01.09.2021 год
Предполагаемая дата окончания работы: 31.05.2022 год
Актуальность: События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов — патриотизм и гражданственность. Современные дети отстранились от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Период старшего дошкольного возраста благоприятствует воспитанию патриотических чувств, так как именно в это время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Также период старшего дошкольного возраста благоприятен для эмоционально-психологического воздействия на ребёнка, т.к. образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Проблема: Можно ли повысить мотивацию дошкольников 6-7 лет в воспитании патриотических чувств?
Цель для педагога: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания дошкольников 6-7 лет.
Задачи для педагога:
- Проанализировать литературу по данной теме.
- Изучить принципы патриотического воспитания детей 6-7 лет в детском саду.
- Разработать картотеку игр по патриотическому воспитанию детей 6-7 лет в детском саду.
- Оформить уголок по патриотическому воспитанию в группе.
- Ориентировать семью на духовно-нравственное и патриотическое воспитание детей.
Цель, ориентированная на детей:
Воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, формирование у них интереса к национальной культуре, обычаям, традициям.
Задачи, направленные на детей:
1. Формировать чувство привязанности к своему дому, детскому саду, друзьям в детском саду, своим близким.
2. Формировать любовь к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
3. Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России
4. Воспитывать чувство патриотизма, уважения к культурному прошлому России.
Используемые технологии:
- игровые,
- информационные,
- коммуникативные,
- проблемные,
- развивающего обучения,
- консультативные,
- проектные,
- ИКТ.
Содержание работы по направлениям включает:
- Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
- Знакомство с родным посёлком: значимыми объектами, природой, традициями, историей и наиболее значимыми историческими событиями своего посёлка.
- Знакомство с профессиями.
- Знакомство с государственной символикой посёлка, районного центра, области, республики, других стран.
- Знакомство с Россией, символикой России, наиболее значимыми историческими событиями народа.
- Знакомство с героями сказок и их подвигами.
- Знакомство с понятием патриотизм, героизм и их проявлениями.
- Знакомство с устным народным творчеством: потешками, праздниками и обрядам, народным декоративно-прикладным искусством.
- Развитие потребности в самостоятельном освоении окружающего мира путём изучения культурного наследия родного края и России. Формирование понятия у ребёнка семья, связь времён, составление родословной.
Планируемый результат:
- Создать предметно-развивающую среду;
- Составить картотеки игр;
- Подготовить консультации;
- Решение всех поставленных задач;
- Нравственно-патриотическое воспитание сформирует у дошкольников представление о родном городе, о родной стране, желание быть патриотом своей Родины, чувствовать себя ответственным за все то, что в ней происходит.
Формы и методы работы с родителями и детьми:
-Родители:
-сотрудничество через консультации
-родительское собрание
-беседы
-совместное изготовление и приобретение дидактического материала
Дети
Формы
- наблюдения
-НОД
-экскурсии
-труд в природе
-эксперименты и опыты
-дидактические игры
-проекты
Наглядные методы:
-целевые прогулки;
-наблюдения;
-показа сказок (педагогом, детьми);
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
-проведение дидактических игр;
Словесные методы:
-чтение литературных произведений;
-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
-загадывание загадок;
-проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
-организация продуктивной деятельности детей;
-изготовление с детьми наглядных пособий.
Выход темы:
- консультации для родителей
-консультация для педагогов
-картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию детей
-проведение родительского собрания
Перспективный план работы по обучению детей нравственно-патриотического воспитания на 2021-2022
Непосредственно образовательная Деятельность | Совместная деятельность воспитателя с детьми | Самостоятельная деятельность детей |
Сентябрь | ||
«Моя малая Родина» | Дидактическая игра «Волшебные пузырьки» разучивание с детьми пословиц, загадок о спорте, ЗОЖ по возрасту | Рассматривание плаката и анатомических атласов по теме «Дыхательная система» |
Октябрь | ||
Знакомство с понятием «дыхательная гимнастика». | Просмотр мультфильма «Невероятное путешествие Адибу в теле человека. Дыхание» | Обыгрывание комплексов дыхательной гимнастики. |
Ноябрь | ||
Беседа о болезнях дыхательной системы, о мерах профилактики этих болезней. | Просмотр детского телешоу «В гостях у Витаминки» | Обыгрывание комплексов дыхательной гимнастики. |
Декабрь | ||
экспериментирование: Может ли человек прожить без дыхания? День Здоровья | Просмотр компьютерной презентации « Влияние окружающей среды на состояние наших легких». | Подвижная игра «Пузырь» |
Месяц | Название | Содержание работы | Работа с родителями |
Сентябрь – ноябрь | «Мой город Бор» «Моя дружная семья» «Моя мамочка, самая красивая» | Беседы: «Мой город», «Как я провел лето» Чтение художественной литературы. Рассматривание фотографий с изображением самых знаменитых мест в районе, городе. Сюжетно – ролевая игра «Почта» (название адреса своего дома и детского сада) Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта. Чтение заранее подготовленных детьми стихов про сестренку, братишку и др. Сюжетно – ролевые игры. Беседа с детьми: «Где мы отдыхали летом» Беседы: «За что я люблю свою маму» Сюжетно – ролевые игры. Разучивание стихотворений и песен. Организация праздника «День матери» Подарки для мам. | Конкурс рисунков «Мой любимый уголок родного города» Консультация «Экскурсия по городу Бор с детьми» Участие родителей в благоустройстве группы. Родительское собрание «Взаимосвязь детского сада и семьи в подготовке к обучению в школе» Консультация «Роль семьи в формировании личности ребёнка» Памятка «Ребёнок в карусели развода» Конкурс стенгазет «Моя семья» Изготовление подделок вместе с родителями «Золотая осень» Фотовыставка «Моё лето!» Фотовыставка «Я и мама» Организация праздника «День матери» (совместное чаепитие с детьми) Консультация «Соблюдении ПДД в осенний период» |
Декабрь –февраль | Праздник «Новый год у ворот» «Мой любимый папа!» | Чтение художественной литературы о зиме, загадки. Сюжетно – ролевые игры. Дидактические игры. Беседы «Как встречают Новый год» Аппликация «Ёлка» Проведение акции «Покорми птиц!» Беседа: «Какие памятные места города напоминают нам о героях» Просмотр видеофильма. Беседы: «Как папа в армии служил» Иллюстрации. Подарки для пап. Тематическое занятие. | Беседа «Карнавальный костюм вашего ребёнка» Консультация «Ребёнок в группе сверстников» Конкурс подделок вместе с детьми «Зимний букет» Изготовление кормушек. Родительское собрание «О здоровье всерьёз!» Работа с родителями: подвести к пониманию о заботе о будущем поколении. Организация фотовыставки «Папа военный» Консультация «Влияние родительских установок на развитие ребёнка» |
Март – май | «Очень я люблю маму милую мою!» «Покорители космических далей» «Этот День Победы!» | Беседы о маме, бабушке. Чтение художественной литературы. Сюжетно – ролевые игры. Дидактические игры. Разучивание стихотворений и песен. Организация праздника «8 Марта!» Подарки для мам. Беседы «Покорители космоса» Рисование по теме. Конструирование космического корабля. Сюжетно – ролевая игра «Космонавты» Беседа с детьми о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Сюжетно – ролевые игры. Рассматривание иллюстраций. Тематическое занятие «День Победы!» | Проведение совместно с родителями праздника «8 Марта!» Консультация «Готовы ли вы к школе» Родительское собрание. Выставка рисунков. Участие родителей в субботнике. Изготовление скворечников. Организация фотовыставки «Наши ветераны!» Проведение совместно с родителями праздника «День Победы!» «Консультация «Нравственно – патриотическое воспитание в семье» Родительское собрание «Скоро в школу!» |
РППС | Деятельность с детьми | Взаимодействие с родителями |
Картотека дидактических игр по патриотическому воспитанию. Картотека дидактических игр по нравственно-патриотическому воспитанию. Альбомы: «Национальные костюмы народов России», «История матрешки», «Нижний Новгород сегодня», «Москва – столица России», «Малая Родина – Шахунья». | Дидактические игры по нравственно-патриотическому воспитанию: «Мой адрес», «Наш детский сад», «Символы России», «Наша страна», «Расскажи о своей семье», «Одень богатыря» и др. Презентации: «Путешествие по малой Родине», «Экскурсия по Нижнему Новгороду», «Матрешка – символ русский», «Городецкая роспись». Народные подвижные игры «Краски», «Ручеек», «Золотые ворота», «Гуси –лебеди» и др. Чтение русских народных сказок, былин, заучивание пословиц, поговорок, закличек. Раскраски по теме. Рисование «Кокошник зимы» (элементы гжельской росписи), рисование с элементами хохломской росписи. Лепка «Индюк», «Барышня ( по мотивам дымковской игрушки». Изготовление поздравительных открыток для мам и бабушек, пап, сотрудников детского сада. Просмотр презентации «Блокада Ленинграда», рассматривание альбома «Блокадный Ленинград». Проект «Богатыри – защитники земли русской»: Просмотр мультипликационных фильмов о богатырях. Чтение и заучивание пословиц и поговорок о силе, смелости и отваге русских богатырей, прослушивание фрагментов музыкальных произведений Н. Римского-Корсакова, А. Бородина, М. Глинки. Чтение отрывков из былин о русских богатырях: «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч».А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях». А. Н. Афанасьев: «Илья Муромец и Соловей разбойник», «Илья Муромец и змей», «Алеша попович», «Фома Беренников», «Буря богатырь», «Семь Семионов» Беседы: «Кто такие богатыри русские?», «Каким должен быть богатырь?» Рисование на тему «Шлем богатыря». Аппликация «Богатырский щит». Составление рассказов по картине Васнецова «Три богатыря» Составление творческих рассказов на тему: «Если бы я был богатырь». Просмотр презентаций: "Богатырская Русь", "Русский богатырь". Викторина «Богатыри – защитники Руси», развлечение «Русь богатырская». Интерактивные игры «Назови богатыря», «Собери богатыря в поход». Д/и «Одень богатыря», «Найди тень», «Подбери словечко»,«Что лишнее?», «Что нужно богатырю», «Угадай, о ком говорю», «Узнай по описанию». Лепка «Богатырь». | Консультации «Выходные в семье», «Семейные традиции», «Наша Родина – Россия». Наглядная информация «Что означает герб нашего города», «Нравственно-патриотическое воспитание в семье», «Блокада Ленинграда». «Выставки детских работ «Мамин портрет», «Для бабушки и мамочки соберу букет», «Как мы встречали Новый Год». Буклеты «Защитники земли русской», «Патриотическое воспитание детей в семье». Слайд-шоу на фоторамке «Дети блокадного Ленинграда», «День матери», «Международный женский день». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников к Родине, как к многонациональному государству"
проект посвящен актуальной проблеме профилактики конфликтных ситуаций в многонациональном государстве....
План работы по самообразованию по теме:«Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с историей и культурой родного города»
Цель: Создание условий по формированию нравственно - патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом, её историей и культурой...
Самообразование на тему «Формирование нравственно-патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста»
Любовь к родному краю, родной культуре,родной речи начинается с малого – любви к своей семье,к своему жилищу, к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, эта любовь переходитк родной стране, к...
Опыт работы по теме: «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников через познание своего края»
В связи с реализацией ФГОС дошкольного общего образования в содержании образовательной деятельности дошкольных учреждений более пристальное внимание уделяется достижению целей и решению задач социальн...
План по самообразованию на тему:«Формирование нравственно - патриотических чувств у дошкольников»
Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности слу...
План по самообразованию по теме: «Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством художественного творчества»
Пояснительная записка В настоящее время возникла серьёзная проблема патриотического воспитания у подрастающего поколения. Необхо...
Педагогический проект «Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через знакомство с картой нашей Родины » старшая группа
Дошкольный возраст - период, когда закладываются предпосылки гражданских качеств. Сила Российского государства, процветание его граждан, стабильная экономическая ситуация прежде всего зависят от творч...