Совместная деятельность с детьми подготовительной группы по формированию основ финансово-экономической грамотности «Путешествие в мир экономики»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Котова Ирина Валентиновна

Цель: Познакомить детей с понятием «наличные» и «безналичные» деньги.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_mir_ekonomiki.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность с детьми подготовительной  группы

по формированию основ финансово-экономической грамотности «Путешествие в мир экономики»

Слайды 1,2

Виды детской деятельности: Познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная, изобразительная.

Цель: Познакомить детей с понятием «наличные» и «безналичные» деньги.

Задачи:

Образовательные:

1. Познакомить с понятиями «деньги», «купюра», раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «купюра», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги.

2.Формировать представления о деньгах с точки зрения их внешнего вида, свойств и качеств.

3.Закрепить знания детей о внешнем виде современных денег.

4. Учить выстраивать последовательность по увеличению и уменьшению достоинства монет и купюр.

Развивающие:

1.Развивать смекалку, память, внимание, воображение, логическое мышление, связную речь. 

2. Развить умение определять возможность покупки того или иного товара; воспитывать правильное отношение к деньгам

3.Способствовать формированию мыслительных операций, умению аргументировать свои высказывания

Воспитательные:

-Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера.
-Воспитывать личностные качества у каждого ребёнка: устойчивость интереса к математическим знаниям и умениям, целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность. 

4. Словарная работа: номинал, банкнота, монета,  наличные и безналичные, обналичить.

Планируемые результаты развития интегративных качеств дошкольника: 

-дети владеют понятием «наличные и безналичные деньги»

Оборудование: мяч, копилка с набором разных монет и банкнот; пластиковая карта; атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Магазин»: корзины, товар, касса, деньги (купюры, монеты),

 - раздаточный: листы бумаги А-4, цветные карандаши.

Предварительная работа: предложить рассмотреть детям до занятия купюры и монеты, чтобы в дальнейшем дети могли свободно называть отличительные и сходные черты между монетой и купюрой, просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы».

Ход занятия:

1.Сюрпризный момент. (Слайд№2)

Воспитатель: - Дети проходите. Посмотрите, сколько пришло гостей. Давайте с ними поздороваемся.  Я вам предлагаю встать в круг. (Дети встают). А вы хотите поиграть?

Дети: - Да!

Воспитатель:- Замечательно. Тогда я предлагаю поздороваться ладошками. Кладём ладошку на ладошку. Это нужно для нашего хорошего настроения. А чтобы день был удачный и чтобы все наши мечты осуществились, повторяйте волшебные слова:

«Мы ребята просто класс,

Всё получится у нас!»

Воспитатель:

Ребята, послушайте загадку:

«Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные! Что это?»  ( Ответы детей)

Воспитатель:

Совершенно верно — «деньги»

Слайд №3

Воспитатель:

Что такое деньги? (ответы детей)!!!. 

Деньги – это средство обмена; люди принимают деньги в обмен на товар и услуги, которые они производят.

Воспитатель: Ребята, вы когда-нибудь были в магазине? (Ответы детей) Тот, кто продаёт это? (Продавец) Тот, кто покупает, это? (Покупатель) Вы в магазине кто? (Покупатели). Верно, ребята. Молодцы!

Воспитатель: - Правильно, ребята, деньги-средство обмена, люди принимают деньги в обмен на товар или услугу, которую они оказывают,  это ценные бумаги, за которые можно покупать то, что вам нужно.

Воспитатель:

- А где нужно хранить деньги? (В кошельке, в копилке)

Воспитатель:

 - Да, деньги можно хранить в кошельке, в копилке, в банке

 (Слайд №4)

Воспитатель:

 - посмотрите, у меня есть копилка (показывает копилку). В ней и хранятся деньги. Показывает.

Слайд 5

Посмотрите, они разные:      это бумажные деньги, они называются «купюра» , а это- железные деньги, называются  «монеты».

Воспитатель: - Давайте внимательно рассмотрим содержимое нашей копилки. Рассматриваем сначала монеты.

Воспитатель: - Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета?

Если дети не называют все признаки монет, то воспитатель помогает им.

Дети: - Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак)

Воспитатель:- Смотрите, у нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем. Воспитатель достаёт купюры.

- Как можно назвать эти деньги?

- Купюры. А какие они?

Дети: - Бумажные, прямоугольные, шуршат.

Можно продемонстрировать шуршание купюры.

Дети проговаривают хором.

Какие банкноты вы знаете? (Дети называют)

Слайд №6 с изображением банкнот

- Верно посмотрите на экран, здесь купюры номиналом: 10, 50,100,200,500,1000,5000 рублей.

Дети называют банкноты, воспитатель демонстрирует их детям,  затем проговаривают хором.

Воспитатель: Вы все рассмотрели, потрогали деньги, и я прошу вас помочь мне дополнить предложения:

Монета круглая, а купюра …

Купюра бумажная, а монета …

Монета звенит, а купюра …

Монета металлическая, а купюра …

Молодцы!

Воспитатель:

- Ребята, человеку для жизни необходимо много разных вещей. А где можно взять все эти вещи? (Купить в магазине)

-А откуда у ваших родителей, появляются деньги(они ходят на работу, чтобы их заработать)

Воспитатель:

Слайд №7

- Деньги выдают людям за их труд – это заработная плата. Чтобы каждый мог покупать то, что ему нужно.

Например, пальто можно приобрести за несколько купюр, а хлеб можно купить за несколько монет. 

(Слайд №8

Воспитатель: - А мы сейчас поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги»,

2. Игра «Для чего нам нужны деньги?»

Правила такие, я бросаю мяч каждому из вас, и вы называете, для чего нужны деньги, деньги нам нужны:

- для покупки продуктов питания;

- для покупки одежды;

- для оплаты бытовых услуг;

- для оплаты развлечений

- для оплаты проезда на транспорте;

- для покупки подарков.

Слайд № 9

3. Физминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать(Сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим, есть, и пить (отгибаем указательный палец)

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Воспитатель:

- Дети деньги бывают наличные и безналичные. Что значит наличные? 

( мы их передаем лично продавцу, когда что-то покупаем).

(Дети объясняют, что их можно потрогать, увидеть) Где их можно хранить? (в кошельке). А что значит безналичные деньги? Их у нас нет в кошельке (их не потрогаешь и не увидишь), а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль)

 (Слайд №10)

Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем снять деньги в банкомате. Сначала я научу вас как пользоваться нашим банкоматом, а затем вы попробуете.

Воспитатель:

- Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, купюры) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (можно забыть пароль).

А теперь давай вместе с вами создадим свою именную банковскую карту.

Дети проходят за столы и самостоятельно по образцу создают свою именную банковскую карту.

4.С/р игра «Магазин»

 (Слайд №11)

Дружно, весело идём,

В магазин мы попадём!

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Воспитатель.- Магазин открыт,

Покупатели, заходите!

Дети рассматривают товары, делают покупки, обосновывая свой выбор.

Воспитатель:- Дети, посмотрите, как много товара. Но хочу вам посоветовать. Не спешите с покупками. Потратив деньги, их уже не вернешь. А у вас денег только на одну покупку. Поэтому сначала определите предмет покупки, а потом только расплачивайтесь.

(Ребенок должен понять, что не может купить за одну и ту же денежку несколько заинтересовавших его игрушек, что потраченных денег уже не вернешь)

Магазин наш закрывается,

Мы с вами все прощаемся.

5. Заключительная часть.

Воспитатель:- О чем мы сегодня говорили?

- Какие бывают деньги?

- Чем отличается монета от купюры?

- Как можно назвать монеты и купюры, одним словом?

( Наличные деньги)

- А безналичные деньги, где у нас хранятся? (на пластиковых картах).

Воспитатель:- Вы сегодня поднялись еще на одну ступеньку по лесенке знаний. Давайте снова положим ладошки друг на друга и скажем:

«Мы ребята просто класс,

Получилось всё у нас! »

Воспитатель: Благодарю за работу, до новых встреч! (Слайд №7)

Подарить на память детям кошелёчки. В них можно хранить монетки. Каждый с помощью цветных карандашей, восковых мелков и фломастеров сможет разукрасить свой кошелёк, так, что бы он стал самым красивым.

 

Литература:

1. Блохина О.А., Терешева О.В. Сборник методических разработок. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста. Сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Калининград, 2017.

2. Крючкова Н.А. Учебно-методическое пособие по повышению финансовой грамотности. Первые шаги по ступенькам финансовой грамоты для дошкольников. Калининград, 2013.

3. Поварницина Г.П., Киселёва Ю.А. Финансовая грамотность дошкольников. Программа кружка, ресурсный и диагностический материал, занятия и игры. Волгоград, 2018 .

4. Шатова А.Д., Аксёнова Ю.А., Давыдова В.Е., Миценко И.С. Экономическое воспитание дошкольников. Формирование предпосылок финансовой грамотности. Примерная парциальная программа дошкольного образования. М.,2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности с детьми 3–4 года жизни (РЭМП, элементы пескотерапии). «Путешествие в город Геометрии».

Образовательная область: «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно – исследовательская деятельность). Интеграция: «Коммуникация», ...

Формы совместной деятельности с детьми в процессе формирования языковой и коммуникативной компетентности

Консультация содержит раскрытие понятий "коммуникация, "коммуникативная компетенция", "языковая компетенция", характеристику особенностей процесса общения и языковой компетенции детей с ОНР. В консуль...

Конспект совместной деятельности в подготовительной группе по формированию здорового образа жизни детей «Путешествие по городу Здоровье»

Конспект совместной деятельностив подготовительной группе по формированию здорового образа жизни детей «Путешествие по городу Здоровье»Образовательная область:«Социально–коммун...

Тематическое планирование совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по основам финансовой грамотности

Разработанное   тематическое планирование по формированию финансовой грамотности включает ряд тематических занятий....