Консультация для родителей и воспитателей "Развитие самостоятельности детей"
консультация (подготовительная группа)

Алхасова Рафинат Алибашировна

. Развитие самостоятельности является одним из условий образовательного процесса в ДОУ, направленного на воспитание всесторонне развитой личности.

Самостоятельность — личностное качество, подразумевающее инициативность, независимость, адекватную самооценку и принятие на себя ответственности за свои действия и поступки.

Чтобы у ребят получалось при помощи фантазии и набора умений занять себя в свободное время в центрах активности, педагогом должна быть достигнута определённая самостоятельность дошкольников во время образовательных занятий. Взаимодействуя с воспитанниками, педагог методом прямого показа (в младших и средней группах) и словесных инструкций (в работе со старшими дошкольниками) формирует и развивает у подопечных способность выделять главное — вопрос или проблему. Наиболее интересной и продуктивной будет деятельность, направленная на достижение конкретного результата (изготовление поделки, экспериментирование, составление завершённого рассказа по картинкам, выполнение трудового поручения, проведение спортивной игры). 

Согласно психологической концепции Л. С. Выготского, схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется совместно со взрослыми, затем — в совместной деятельности со сверстниками, а позже становится самостоятельной деятельностью ребёнка.

Самостоятельная деятельность воспитанников проявляется в течение дня во время разных режимных моментов:

  • Во время приёма детей в детский сад утром: общение по интересам, спокойные игры.
  • Игры в первой половине дня.
  • Самообслуживание при подготовке и возвращении с прогулки.
  • Проведение наблюдений за природными объектами, самостоятельная игровая деятельность во время утренней и вечерней прогулок.
  • Гигиенические процедуры перед приёмом пищи, до и после тихого часа.
  • Игры подвижные и дидактические, самостоятельная деятельность в центрах познавательной активности, общение по интересам, создание рисунков и поделок, проведение досугов во второй половине дня.

Организация центров познавательной активности в детском саду

Предметно-пространственная среда играет важную роль в становлении самостоятельности детей на разных уровнях. Это то, что окружает ребёнка, к чему он имеет постоянный доступ, где он может отдохнуть за игрой, удовлетворить познавательные потребности в наблюдении или экспериментировании, общаться с одногруппниками. Предметно-пространственная среда состоит из центров активности детей с различной направленностью:

  • познавательно-исследовательской: центр науки, мини-лаборатория, опытная мастерская
  • игровой: зоны с наборами игрушек и костюмами для сюжетно-ролевых игр («Больница», «Магазин», «Кухня» и др.), центр развивающих игр (стеллажи с дидактическими играми, головоломками);
  • уголок физической активности с инвентарём;
  • художественно-эстетической: театральный уголок:
  •  декорации для инсценировки сказок, кукольный и пальчиковый театр, маски и костюмы персонажей для детей
  •  зона продуктивного творчества:
  •  материалы для лепки, рисования, конструирования из бумаги, в т. ч. для оригами музыкальный островок
  • музыкальные инструменты — ксилофон, бубен, детский синтезатор, кастаньеты, балалайка и др.);
  • расслабляющей:
  • уголок отдыха, центр психологического комфорта, зона тишины, волшебная комната (палатка, шатёр,  диванчики, где дети могут отдохнуть и тихо пообщаться).

Самостоятельность – это одно из главных качеств личности, которое помогает ставить цели и добиваться их, самостоятельно мыслить и действовать, проявлять инициативу особенно в незнакомой обстановке. Самостоятельный человек всегда сам несет ответственность за свои поступки и имеет адекватную самооценку. Родители должны развивать самостоятельность у ребенка не тогда, когда им это становится удобно, а когда ребенок начинает проявлять автономность в решении каких-то вопросов. А сам процесс развития должен строиться с учетом возрастных возможностей и потребностей ребенка.

Когда взрослые решают все вопросы за детей, оценивают каждый шаг, они берут ответственность за их жизнь на себя. Елизавета Филоненко, автор книги «Детки без клетки. 5 ступеней к развитию самостоятельности», считает, что формирование навыков самостоятельности у детей строится на 5 основных принципах:

  • Уверенность родителейвзрослые должны быть уверены в силах ребенка, но на практике получается иначе. Для кого-то несамостоятельные дети удобны: за них можно сделать так, как нужно сразу, не опасаясь за результат. Родители должны помнить, что их задача дать удочку, а не накормить рыбой.
  • Поддержка: дети проявляют свою самостоятельность, когда родители к ней еще не готовы. И здесь главное не обрубить желание ребенка резкой фразой или суровым взглядом. Важно поддерживать ребенка в его начинаниях, так он быстрее станет самостоятельным.
  • Развитие навыкабывает, что мамы и папы настолько активно проявляют свою поддержку, что у ребенка просто нет условий, в которых он может показать, что в силах сам справиться с задачей. Чтобы дети научились самостоятельности, для начала родителям нужно стать менее активными.
  • Правильные границычтобы ребенок проявил свой навык, он должен столкнуться с соответствующей ситуацией. Родители должны дать понять, что там, где ребенок может сделать что-то сам, взрослые за него делать этого не будут. Если ребенок отказывается выполнять действия, для него должны наступить соответствующие последствия: так он получит ответ от внешнего мира на свои поступки. Если ребенка пугает масштаб действий, задачу необходимо разделить на несколько этапов. Например, можно начать с уборки определенного пространства в комнате, а не всего помещения сразу. Эксперты не рекомендуют освобождать детей постарше от домашних обязанностей: они должны понимать, что родители работают, и быт никто не отменял, даже, если все члены семьи заняты.
  • Формирование образа ребенка как самостоятельного человека: от родителей зависит, будет ли ребенок всю жизнь цепляться за мамину юбку или станет самостоятельным и независимым. Важно сформировать положительный образ, отмечать хорошие поступки не просто похвалой, но и развернутым обоснованием, за что конкретно вы его хвалите .

 

Специалист по личностному развитию, психолог, коуч Елена Сидорина считает, что самостоятельность в ребенке нужно начинать развивать в 2 года. В 3 года стремление стать самостоятельным уже набирает обороты. Дитя все чаще повторяет «я сам», и, если не поощрять его инициативу, он вырастет ленивым. По мнению эксперта, родителям, в первую очередь, нужно избегать авторитарного стиля управления и гиперопеки, которые мешают ребенку принимать решение самому.

Чтобы облегчить «борозды правления» можно использовать следующие приемы:

  • Расслабтесь и осознайте, что дети должны иметь собственный опыт. Важно усваивать уроки с раннего детства, иначе во взрослой жизни встречи с проблемами могут обернуться серьезными последствиями.
  • Станьте другом своему ребенку: не все его поступки будут соответствовать представлениям родителей о том, как правильно что-то делать. Дети оценивают происходящее по-своему, поэтому важно научиться принимать ситуации такими, какие они есть.
  • Будьте наставником: ребенок должен чувствовать поддержку от взрослых. Это помогает ему быстрее освоить навыки. Говорите: «Давай я покажу тебе, как нужно сделать, и мы сделаем это вместе».
  • Научитесь радоваться достижениям малыша: положительные эмоции, наполнят энергией не только ребенка, но и вас.
  • Слушайте и пойте любимую музыку, когда занимаетесь с ребенком: обучение самостоятельности требует терпения и выдержки от родителей. Чтобы тревога не одолевала вас, пойте и слушайте любимые песни.
  • Занимайтесь дыхательной гимнастикой: это поможет вам расслабиться, привести в норму физическое и психическое состояние, снять стресс, чувство тревожности, справиться с бессонницей, улучшить внимание и память.

 

 

Начните с бытовой самостоятельности: пусть ребенок сам надевает и снимает одежду, моет руки, умывается по утрам и т.д. Научите заботиться о старших: попросите поднести какую-то вещь, поделиться чем-либо. Как только этот этап будет пройден, можно переходить к следующему – выполнению обязанностей по дому. Все задания должны быть по силам ребенку и прививать ответственность не только за себя, но и за ближнего: попросите покормить домашнее животное, полить цветы .

 

«Ребенок приходит в этот мир вовсе не для того, чтобы оправдывать наши надежды и жить по нашему плану. У него свои задачи на эту жизнь. В этом смысле ребенок не наше продолжение, а самостоятельная личность. Родительские амбиции относительно того, каким ребенок должен быть, мешают рассмотреть, какой ребенок есть на самом деле».

 

Анна Быкова «Самостоятельный ребенок, или Как стать «ленивой» мамой»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Учимся быть самостоятельными" (социально-коммуникативные представления детей)

Данный материал поможет воспитателям интересно и продуктивно провести родительское собрание...

консультация для родителей ЧТО МЕШАЕТ НАШИМ ДЕТЯМ БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ

консультация для родителей ЧТО МЕШАЕТ НАШИМ ДЕТЯМ БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ...

Консультация для родителей: "О развитии самостоятельности детей младшего дошкольного возраста".

В материале говорится о том, как любые способности или конкретные умения маленьких детей развиваются только в процессе интересной для них игровой деятельности....

Консультация для родителей. Тема: «Формирование самостоятельности у детей 3-4 лет».

Что такое самостоятельность? Какого ребенка можно назвать самостоятельным?Самостоятельность –одна из важнейших черт личности .Самостоятельность –способность ставить самому цели и самому их дости...

Консультация для родителей Тема: Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе

Поступление в школу – важное событие в жизни ребенка. Учеба в школе – нелегкий труд, к которому ребенок должен быть подготовлен. Уметь управлять своим поведением, подчинять  его норма...

Консультация для родителей о воспитании самостоятельности у детей 2–3 лет

К трём годам малыш стремиться выполнять любые действия с предметами самостоятельно. Отечественные педагоги отмечают, что дети 2-3 лет проявляют желание не только отображать действия взрослых в игре, н...