Статья Взаимодействия с семьей в доу
статья

Федорова Виктория Сергеевна

описание форм взаимодействия с семьями воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystviya_s_semey_v_dou.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

 «Обеспечение качественного взаимодействия с семьей в доу»

Главной особенностью семейного воспитания признаётся особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка складываются определённые ценностные ориентиры, мировоззрение, формируется поведение в разных сферах общественной жизни, отношение к себе.

Основная  цель взаимодействия:

Сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Признание приоритета семейного воспитания требует совершенно иных взаимоотношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество – общение на «равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие – способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании общения в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода.

Основные принципы:

  1. Открытость детского сада для семьи;
  2. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
  3. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей.  

           В статье 18 Закона РФ «Об образовании» говорится: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте».  Именно родители закладывают основу воспитания и образования  детей, так же как, закладывается фундамент при строительстве дома.

         Формы работы детского сада с семьей:

  1. Традиционные – беседы, оформление папок передвижек, родительские собрания, консультации, выставки совместных работ, совместные праздники;
  2.  Нетрадиционные – сайт детского сада, группы в соц. сетях, фотовыставки, проведение акций, мастер классы, презентации.

          В современной практике дошкольного воспитания эти формы сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников взаимосвязаны и дополняют друг друга.                                                                                                                              

          Так же существуют индивидуальная и коллективная формы:                      

          Индивидуальная.  Посещение семьи - знакомство педагога с семьёй воспитанника, выяснение общих условий семейного воспитания необходимо для того, чтобы учитывать особенности семьи в дальнейшей работе и плодотворно выстраивать взаимодействие с родителями. Цель первого прихода педагога заключается чаще всего в изучении общих условий семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например, знакомство с опытом семейного воспитания, выяснение условий подготовки к школе и т.д.

При посещении семьи важно соблюдать следующие условия:

необходимо предварительно договориться о посещении семьи с родителями ребёнка, обозначить цели прихода: познакомиться с тем, как живёт ребёнок дома, чем занимается, узнать, что беспокоит родителей,

визит не должен занимать более 15–20 минут, иначе он может стать обременительным для родителей. Беседу вести в спокойных, доброжелательных тонах по заранее продуманным вопросам, необходимо быть в хорошем настроении, приветливым и доброжелательным. Советы давать тактично и ненавязчиво, желательно общаться с родителями при ребёнке, выбрав щадящие для него форму и содержание.

          Это один из наиболее эффективных видов работы по изучению семьи и установлению плодотворных контактов с её членами. Однако в настоящее время бывает трудно реализовать данную форму взаимодействия, т.к. из-за экономической нестабильности большинство родителей отказывается от посещения их семьи педагогами. В этом случае становиться важным использование других видов и методов работы по изучению семьи и особенностей семейного воспитания: анкетирование, опрос, беседы с членами семьи, наблюдение за ребёнком, анализ детских рисунков, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребёнок» и т.д.

           Коллективные  формы подразумевают работу со всем или большим составом родителей. Это совместные мероприятия педагогов и родителей. Некоторые из них подразумевают участие и детей. К коллективным формам относятся:

          Беседы - наиболее доступная форма связи педагога с родителями воспитанников, заключающаяся в оказании им помощи по тому или иному вопросу воспитания. Цель беседы заключается в обмене мнениями по тому или иному вопросу воспитания, в оказании родителям своевременной педагогической помощи. Ведущая роль здесь отводится педагогу, который заранее планирует тематику и структуру беседы, но и родители являются активными участниками обсуждения. Если беседа возникла стихийно и воспитатель не может уделить родителям необходимое внимание, он договаривается с ними о специальной встрече в удобное время. Родители должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольников, беседа должна побуждать у них интерес к педагогическим проблемам, повышать чувство ответственности за воспитание детей.

     Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что в ходе консультации появляется возможность обсудить с родителями достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом семейного воспитания и сделать определенные выводы.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, групповыми и индивидуальными. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически, на год рекомендуется планировать 3-4 консультации в год продолжительностью по 30 – 40 минут. Тематика консультаций разнообразна и определяется задачами воспитания ребёнка определённой возрастной группы, потребностями и интересами родителей воспитанников. Перспективный план консультаций составляется педагогами в начале учебного года на основе годового плана работы ДОУ.

Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.

Родительские собрания — целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, предполагающая организованное ознакомление их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи, а так же совместное решение вопросов организационного характера.

В течение учебного года рекомендуется проводить 3-4 групповых собрания продолжительностью около 1,5 часов.

Повестка дня родительских собраний включает: педагогическую беседу или выступление по наиболее важной в данный момент теме. Сообщения кого – либо из родителей об опыте семейного воспитания, обсуждение текущих организационных вопросов.

Важно заранее запланировать интересные выступления родителей, отвести время для их вопросов по актуальным проблемам. Очень интересно проходят собрания, в которых участвуют приглашённые специалисты или предусмотрены открытые просмотры определённых форм работы с детьми, а так же оформлен разнообразный наглядный материал.

Вопросы, поставленные на групповых собраниях, находят отражение в дальнейшем в индивидуальных беседах, в наглядных материалах, на групповых консультациях и т.д.

Наглядные формы работ:

Уголки для родителей – традиционное средство наглядной педагогической пропаганды, включающее различные стенды, ширмы и папки – передвижки. В каждой возрастной группе должен быть уголок для родителей, включающий: материалы информационного характера: сведения об антропометрических данных детей, режим дня группы, правила для родителей, информация о времени консультативного приёма администрации и специалистов ДОУ, объявления различного характера.  Материалы педагогического характера: консультации по различным темам, рекомендации, план работы с детьми на неделю, фотографии из жизни детей в детском саду, творческие отчёты и т.д.

Основная цель всех форм и видов взаимодействия доу с семьей – установление доверительных отношений между детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

Устанавливая взаимоотношения с семьей, дошкольное образовательное учреждение создает условие для полноценного процесса социализации ребенка - дошкольника. Если семья ребенка будет принимать непосредственное участие в воспитании и развитии своего ребенка, с помощью дошкольного учреждения, то ребенок будет развит социально и как личность. Этим и определяется актуальность темы.

           

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»

Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...

«Воспитательно-развлекательное мероприятие «Семью семь», как форма взаимодействия ДОУ с семьей»

  Цели:Создание живого творческого союза взрослых и детей для полноценного развития ребенка и самореализации взрослых. Задачи:Научить родителей наблюдать за ребенком, изучать его, вид...

План проведения открытого мероприятия по работе с семьей Мы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем!

План проведения открытого мероприятияпо работе с семьейМы семья, хоть нас не семь. Каждый я поможет всем! Цель:  создание условия для успешного взаимодействия детского сада и семьи.Задачи: ...

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"

конспект занятия по физической культуре ко дню семьи на тему "Спортивная семья - здоровая семья"...

Взаимодействие семьи и ДОУ в рамках мероприятий клуба молодых семей "Молодая семья"

Создание условий, направленных на формирование в молодых семьях здорового образа жизни, морально-психологического климата, необходимого для успешного развития личности ребёнка....