Доклад на тему: «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста через восприятие художественного слова»
материал по художественной литературе (младшая группа)
Педагогические чтения «Духовно-нравственное воспитание детей посредством художественных и музыкальных произведений, произведений искусства».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedchteniya.docx | 26.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Тотемский детский сад № 9 «Сказка»
Районные педагогические чтения
«Духовно-нравственное воспитание детей посредством художественных и музыкальных произведений, произведений искусства».
Доклад на тему:
«Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста через восприятие художественного слова»
Воспитатель второй младшей группы:
Мартиросян Светлана Николаевна
Январь, 2023 г.
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, поэтому в образовательном процессе ДОУ работа по нравственному развитию должна отражаться в содержании всех образовательных областей и видов детской деятельности.
Нравственное развитие достаточно широкое понятие, которое включает в себя нравственное воспитание, т.е. целенаправленную деятельность педагога по формированию у воспитанников системы нравственных знаний, чувств и оценок, правильного поведения.
Только в результате систематической, грамотно построенной работы педагога по нравственному воспитанию, у детей формируются нравственные качества.
Педагог должен учитывать, что в работе по формированию нравственных качеств детей, необходимо опираться на личный опыт переживаний ребенка, на опыт его личных взаимоотношений с окружающими людьми и прежде всего со сверстниками.
Активное развитие нравственных качеств свойственно старшим дошкольникам. Но в 5-7 лет нравственные качества не могут возникнуть у ребенка внезапно сами по себе, они развиваются на предыдущих возрастных ступенях на эмоциональной основе, на любви и привязанности детей к взрослым.
Актуальность вопроса развития нравственных качеств дошкольников обусловлена стабильно положительной динамикой проявления агрессии по отношению к сверстникам, к членам своей семьи, к ближайшему окружению. Под влиянием многих причин у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, доброжелательности, трудолюбии, ответственности, самостоятельности, уважении к старшим.Все это приводит к частым конфликтам детей друг с другом, с родителями. Педагоги отмечают в поведении детей склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, оказать помощь, позаботиться о ком-то.
Оставить эту проблему без внимания было бы большой педагогической ошибкой. Есть много эффективных методов и приемов по формированию нравственных основ у детей младшего дошкольного возраста, одним из которых является использование художественного слова, разнообразие художественных произведений.
Вместо бесконечных назиданий ребенку по поводу выполнения тех или иных требований взрослого, можно использовать персонажей из художественных произведений, предложить детям учиться на их ошибках.
Уже в младшем возрасте дети способны на глубокое чувство сопереживания по отношению к героям литературных произведений. Ребенок мысленно ассоциирует себя с ними, помещая себя на их место. Вместе с героями дети радуются их успехам как своим, испытывают тревогу за них и за себя, строго следят за выполнением героями правил поведения, активно реагируют на ошибки героев, делают первые умозаключения: нарушил правила – случилось что-то плохое, хочешь избежать неприятностей – слушайся взрослых, не хочешь остаться один – умей дружить, уступать.
В образовательном процессе детей нашей группы уделяется большое внимание потешкам, загадкам, сказкам и другим жанрам художественной литературы.
Художественное слово воздействует не только на сознание, но и на чувства и поступки ребенка. Через чтение художественной литературы мы знакомим детей с людьми, с их, порой сложными, взаимоотношениями,переживаниями, с нормами поведения в обществе.
Например, В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо», Э. Мошковская «Жадина», В. Бианки «Купание медвежат», Л. Воронкова «Маша – растеряша», А.Барто «Девочка чумазая», С.Прокофьева «Сказка о невоспитанном мышонке»….
Во время бесед с дошкольниками после прочитанного и из наблюдений, отмечаем, что дети получают удовлетворение от хороших поступков героев произведений и от своих собственных. Многие дети испытывают чувство стыда, огорчения, неприятные переживания от плохого поступка литературного героя и от своего собственного.
Литературные произведения «Лиса и заяц», «Гуси – лебеди», «Кот, петух и лиса», С. Михалков «Песенка друзей», К. Чуковский «Путаница», Л. Муур «Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду»… Помогают нам формировать у детей отзывчивость, сочувствие, проявления доброты, радости за свои достижения и достижения других детей.
Чтобы направить ребенка на правильный выбор поведения в сложной ситуации мы вместе с ним вспоминаем, как поступил знакомый герой книги в подобной ситуации и это побуждает ребенка к активным действиям: уступить игрушку, извиниться, помочь кому-то, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать. («Два жадных медвежонка», Д. Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза, короткий хвост», К. Чуковский «Мойдодыр», Е. Бехлерова «Капустный лист»…)
Художественная литература о природе, мире животных и растений, помогает в формировании нравственных и эстетических чувств ребенка. В беседах по произведениям К. Чуковский «Айболит», «У солнышка в гостях», Л. Толстой «Птица свила гнездо», «У Вари был чиж…»…, дети оценивают поступки людей по отношению животным, растениям, приводят примеры из собственного опыта. Через литературные произведения дети учатся восхищаться красотой природы, переносят свои эмоции в реальную жизнь. Художественные произведения о природе С. Маршак «Где обедал воробей?», Т. Александрова «Медвежонок Бурик», А. Плещеев «Осень наступила…», «Весна», А. Блок «Зайчик»…, усиливают эмоциональное впечатление детей во время наблюдений за деревьями, животными, природными объектами и явлениями, обогащают словарный запас ребенка. Для их описания дети с помощью педагога, подбирают знакомые эпитеты из стихов и рассказов. В результате систематической работы у детей постепенно формируются устойчивые правильные образцы поведения в различных ситуациях, желание соблюдать нормы и правила.
Наблюдая за малышами, я заметила, что некоторые дети слышат не слова, а интонацию, доброжелательную, располагающую, вызывающую доверие, поэтому я использую художественное слово в формировании у детей умения самостоятельно одеваться и раздеваться, умываться, причёсываться, следить за своей одеждой, самостоятельно есть. (пример на слайде...)
В процессе умывания дети оказывают помощь другим детям, которые затрудняются закатать рукава одежды, повесить полотенце, передать мыло.
Во время приема пищи бывает, что дети отвлекаются, разговаривают, некоторые неправильно держат столовые приборы, крошат хлеб на стол, отказываются от еды, капризничают, тогда, вместо замечаний, я использую четверостишия, которые способствуют исправлению негативных проявлений: (пример на слайде…)
Чтобы быстрее организовать детей на утреннюю зарядку, сформировать желание заботится о собственном здоровье, напеваю: «На зарядку, на зарядку становись», после ее окончания интересуюсь: «Здоровье в порядке? Дети отвечают: «Спасибо зарядке»! (слайд)
С целью воспитания бережного отношения к вещам, заботливого отношения к игрушкам, ответственность, самостоятельность использую потешки (пример на слайде 12) При этом обращаю внимание на оказание взаимопомощи детьми друг другу. Закрепляю положительный опыт общественного поведения. Побуждаю детей к проявлению внимания, сочувствия, желания уступить, поделиться, помочь.
Для поддержания в группе положительного эмоционального строя использую традицию организации «утреннего круга»
Подборки стихов помогают мне в формировании у детей привычки приветствовать друг друга и взрослых «С добрым утром», «Здравствуйте» и т.д. (пример на слайде 13)
Дети младшего возраста хорошо воспринимают потешки, поговорки, стихи, поэтомуиспользую простые, короткие, с чётким ритмом.
Использование художественного слова достаточно эффективно в период адаптации детей к ДОУ. Потешки помогли снизить у малышей отрицательные эмоции, отвлекали, успокаивали, появлялись улыбки, детский смех. (пример на слайде 14)
Одна из наших ежедневных традиций: слушание сказок перед сном. В прошлом году я сама предлагала короткие сказки. Сейчас даю возможность детям самостоятельно выбрать сказку, которую они бы хотели послушать, интересуюсь, почему именно ее, в зависимости от ответов, пытаюсь определить наличие проблемы, при необходимости, планирую дальнейшую деятельность. Наиболее популярны у детей русские народные сказки, (слайд 15) потому что они отличаются от реальности и переносят малыша в иной мир, в котором можно мечтать и фантазировать.
В игре дети проявляют свое отношение к сверстникам, игрушкам, взрослым. (слайд 16) Иногда дети не хотят считаться с другими детьми, навязывают свои требования, при этом происходят конфликты, дети дразнятся, дерутся, обижают друг друга. Достаточно быстро конфликты гасятся с помощью мирилок, стихов: (пример на слайде 17), потому что, воздействуя на чувства детей, вызываю у них стремление подражать конкретному герою произведения, а это ставит их перед необходимостью выполнять нравственные нормы дружной совместной игры. (слайд 18) Благодаря художественному слову закрепляется понятие «играть дружно», т.е. бережно относиться к партнерам, уметь уступить, не обижать, вежливо попросить игрушку, соблюдать в игре очередность.
Каждую неделю в детском саду учимс детьми короткие стихотворения, которые вместе с родителями они закрепляют дома. Стихотворения имеют нравственную направленность. Дети проявляют живой интерес к заучиванию, т.к. героями стихотворений часто являются их сверстники. (примеры на слайде 19) С интересом дети слушают друг друга, поддерживают, эмоционально откликаются на похвалу.
Решение задач нравственного воспитания с каждым годом усложняется, поэтому меняется и репертуар для чтения детям. Учитывая то, что интерес дети проявляют не только к слушанию художественных произведений, но и к рассматриванию иллюстраций, в группе создаем условия для самостоятельной деятельности детей с книгой. В нашей группе в уголке книги (пример на слайде 20)
Формирование нравственных качеств дошкольников должно быть организовано совместно с семьей воспитанников. (слайд 21) Мы рекомендуем родителям тематику произведений для ежедневного чтения детям дома, а также приемы работы с содержанием художественных произведений, включающие чтение, рассказывание произведений, рассматривание иллюстраций книг, беседы о прочитанном, учет мнения ребенка о прочитанном, помощь ребенку в нравственной оценке поведения героев книги. (обратная связь фото на слайде 22)
Использование лучших образцов художественной литературы самый доступный способ для формирования у воспитанников системы нравственных знаний, чувств, оценок, правильного поведения. (слайд 23)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План по самообразованию 2018-2019 «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Актуальность. Нравственное воспитание подрастающего поколения — одна из основных задач общества....
План самообразования воспитателя по теме: «Воспитание нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок»
Современный мир требует от воспитателя формирования всесторонне развитой личности дошкольника. Всем известно, что формирование личности дошкольника происходит в семье и детском саду....
План по самообразованию. Тема: "Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме".
Материал вкючает в себя план по самообразованию в средней группе (цель, задачи, актуальность работы, план работы на год). Сроки реализации 2019-2020г....
Проектная деятельность по теме: "Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме".
В рамках работы по самообразованию мной был реализована проектная деятельность по теме " Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме"....
План по самообразованию:"Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок".
Материал по теме самообразования "Воспитание нравтвенных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок", включает в себя: цель, задачи, актуальность работы ...
Список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Материал содержит список сказок для прочтения детям в младшей группе по теме самообразования «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных ска...
Проект по познавательному развитию во второй группе раннего возраста «Воспитание нравственных качеств детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок».
Вопрос нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом....