Проект «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)

Пахомова Лариса Борисовна

                         Проект

 «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_1_mnemotehnika_st_gr_22.docx93.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад «Чайка» корпус 3  г.Горняк, Локтевский район, Алтайский край

                         Проект

 «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

http://images.myshared.ru/26/1288529/slide_5.jpg

Подготовила: воспитатель высшей квалиф. категории Пахомова Л.Б

Ноябрь 2022г

Цель проекта:  создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники.

 

Задачи проекта:

- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ;

- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

- формировать навыки культурного речевого общения;

- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).

 

Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, и их родители.

Срок реализации проекта: среднесрочный

 Автор проекта: воспитатель старшей группы

 По доминирующей деятельности: речевой

 По количеству участников: групповой

Вид проекта: Практико – ориентированный.

 

Проблема: Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.

 

Актуальность:                                                            «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели»

(Аристотель).

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.

Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.

Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Мнемотаблицы ускоряют процесс запоминания, активизируют речевую деятельность, развивают мышление и воображение.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

Гипотеза: эффективность формирования связной речи у старших дошкольниковбудет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.

Пути реализации:

- Работа с мнемотаблицей по теме «Времена года»,

-занятия;

-беседы;

- Пересказ сказки «Рукавичка» по мнемотаблице;

- дидактические и подвижные игры;

-  Составление загадок. Отгадывание мнемозагадок;

- игровые ситуации;

- заучивание стихов на тему «Зима», с привлечением родителей (мнемотехника);

- консультации для родителей;

-  составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям;

- составление дома детьми вместе с родителями рассказа по готовой мнемотаблице;

- индивидуальные беседы с родителями. 

 

Ожидаемые результаты: 

Улучшение показателей связности речи;

У детей сформированы умения говорить связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;

Родители проявили большой интерес к теме проекта.

Этапы реализации проекта:

Организационный

Оценка уровеня словесно-логического мышления. Постановка проблемы и цели. Составление перспективного плана работы по проведению проекта. Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой Проявление интереса родителей  и помощь в подборе тематического материала. Проявление интереса к теме проекта и принятие участие в сборе тематического материала. Участие в анкетировании.

Основной

В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта: Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх. Составление загадок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике. Изготовление игр, наглядных пособий для детей.

Заключительный

Оформление выставок детско-родительских работ, презентация проекта. Оформление наглядной информации в родительском уголке.

 План поэтапной реализации проекта:

Дата проведения

Работа с детьми

Работа с родителями

09.11.22

 Заучивание физминутки «Снеговик» по мнемотаблице. (приложение 1)

Задачи:

1. Развивать связную речь детей через разучивание стихотворения наизусть, используя метод мнемотехники.

2. Развивать умение детей отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, используя слова и выражения из текста.

3. Упражнять детей в образовании однокоренных слов (снег - снежинка- снегирь- снегурочка – снежный - снеговик- снегопад- снежок).

4. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность, интонационная выразительность речи).

 

11.11.2022

Заучивание стихотворения Р.Кудашевой «Вот пришла зима серебристая» с использованием мнемотехники. .(приложение 2)

Задачи:

Образовательные:

1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме «Зима».

2. Совершенствовать умение заучивать стихотворение по опорным схемам и картинкам.

Развивающие:

1.Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка.

2.Обеспечить развитие способности к наблюдению, воображению

3. Обеспечить развитие диалогической речи, речевого слуха.

4. Обеспечить развитие логического мышления при составлении схем, зрительной и словесно-логической памяти.   Воспитательные:

1.Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.

2.Воспитывать любовь к природе.

3.Вызвать эмоциональный отклик при прослушивании стихотворений о зиме, интерес к художественному слову.

Анкетирование. «Мнемотехника»

14.11.2022

Работа с мнемодорожками по теме «Знакомство с временем года зима» (приложение 4)

Цель.

Повышение уровня любознательности и речевой активности детей.

Задачи:

Образовательные:

- учить решать диалектические задачи с помощью диалектической схемы объединения.

- учить детей составлять рассказ с использованием мнемотаблиц, закрепить знания детей о приметах зимы,

- развитие связной речи.

- учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь детей.

Развивающие: Развивать творческое воображение через использование мнемотаблиц; пространственные представления; Развитие зрительного внимания, памяти, мышления; развивать внимание, память, связную речь детей, умение рассуждать.

Воспитательные: Воспитывать умение выслушивать взрослого и друг друга; воспитывать любовь к природе.

 

17.11.2022

 Составление загадок с помощью мнемотаблиц.(приложение 5)

Цель:

Развитие связной речи детей.

Задачи:

Учить детей самостоятельно придумывать символы, составляя с помощью воспитателя таблицу с элементами мнемотехники.

Консультация для родителей

«Мнемотехника - искусство запоминания».

21.11.2022

Заучивание считалочки «Белка-шалунишка» по мнемотаблице.(приложение 7)

Задачи:

Образовательные:

1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь.

2. Совершенствовать умение заучивать стихотворение по опорным схемам и картинкам.

Развивающие:

1.Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка.

2.Обеспечить развитие способности к наблюдению, воображению

3. Обеспечить развитие логического мышления при составлении схем, зрительной и словесно-логической памяти.  

Воспитательные:

1.Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.

2.Вызвать эмоциональный отклик при прослушивании стихотворений.

Составление дома детьми с родителями мнемотаблиц

23.11.2022

Работа с мнемодорожками «Перелетные птицы». (приложение 9)

Задачи:

- закрепить умение внимательно слушать;

- систематизировать и закрепить знания детей о перелетных птицах;

- способствовать развитию психологических процессов: мышления, памяти,

внимания, воображения, мелкой моторики;

- развивать интонационную выразительную речь;

- развивать слуховое восприятие.

- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к живой природе;

- формировать положительную мотивацию к обучению;

- закрепить умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в

коллективном разговоре.

 

24.11.2022

Работа с мнемоквадратами «Пословицы и поговорки».(приложение 10)

Задачи:

- системное приобщение детей к пониманию, усвоению и употреблению пословиц и поговорок;

- введение в речь детей пословиц и поговорок на основе развития семантической стороны слова.

Консультация для педагогов

28.11.2022

Пересказ сказки «Рукавичка» по мнемотаблице.(приложение 12)

Задачи:

1. Обучать детей пересказывать знакомую сказку с помощью мнемотаблицы, выразительно передавая диалоги персонажей.

2. Развивать внимание, память; умение отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ.

3. Воспитывать интерес к сказкам, любознательность

 

29.11.2022

       Составление рассказа по мнемотаблице «Как зимуют звери».(приложение 13)

Цель: Создавать условия для развития связной речи детей посредством мнемотаблиц.

Задачи:

Образовательные. Учить детей подбирать однородные определения к слова, составлять описание животных с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления. Рассказывать связно, используя для описания животного образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки.

Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к художественной литературе.

Развивающие. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, расширять словарный запас детей.

Выставка работ

Результативность:

 -Дети активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.

-Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.

-Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используяих различные конструкции.                                                                                           

 -Появился  интерес к заучиванию стихов;

-Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.

 

 

 

 

Приложение 1.

Заучивание физминутки «Снеговик» по мнемотаблице.

Задачи:

1. Развивать связную речь детей через разучивание стихотворения наизусть, используя метод мнемотехники.

2. Развивать умение детей отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, используя слова и выражения из текста.

3. Упражнять детей в образовании однокоренных слов (снег - снежинка- снегирь- снегурочка – снежный - снеговик- снегопад- снежок).

4. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность, интонационная выразительность речи).

Предварительная работа: Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевые гимнастики, рассматривание иллюстраций и чтение стихов о зиме.

Словарная работа: давай дружок, солнце припечёт,  снежный ком, превратится.

Оборудование: Мольберт, карта-схема, карточки с изображением зимы, карандаши, краски, листы бумаги.

Ход занятия

Взаимодействие взрослого с детьми

Предполагаемые ответы

и действия детей

-Хотите я загадаю вам загадку?

«Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?»

  -Поверим, правильно ли вы отгадали. (переворачиваю картинку на мольберте)

  - Подумайте и скажите, какое время года изображено на картинке и почему вы так решили?

-  Какое время года изображено на картинке

 - Почему ты так думаешь?

- Посмотрите, здесь художник ничего не напутал?

-Таня, скажи, пожалуйста, что лишнее здесь?

-Почему?

Молодцы, какие вы у меня внимательные.

- А любите ли вы зиму и почему?

Я тоже очень люблю зиму, потому что можно и на санках и на лыжах покататься  и снега много- много.

- А что мы с вами делали  из снега?

   Молодцы, всё-всё вспомнили.

Дыхательная гимнастика.

   -Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их.

   -Ой, смотрите, снежинки и на вашей руке, сдуйте их.

 -Таня, вдох носом, выдох через рот. Молодец

Какие красивые и лёгкие снежинки кружились  под музыку. Молодцы.

- Давайте поиграем со словом  «снежинка» скажем его весело (произносят), хорошо. А грустно, (произносят) молодцы. А теперь удивленно. А Кирилл как удивлённо скажет. Молодец. А громко(произносят) – ай молодцы, и тихо (произносят)– замечательно.

Ну а сейчас усаживайтесь на стульчики и отдохните

- А  я расскажу вам стихотворение-физминутку. Слушайте внимательно, обратите внимание, на какие слова я делаю ударение (т.е. говорю громче, чем другие).

Стихотворение-физминутка называется «Снеговик», написала М. Познанская.

        Давай дружок, давай, дружок,

        Кати по снегу свой снежок –

       Он превратится в толстый ком,

       И станет ком снеговиком,

        Его улыбка так светла!

        Два глаза…шляпа…нос…метла…

        Но солнце припечет слегка-

         Увы! – и нет снеговика.

1.Как позвали друзей?

(После ответов детей произношу строчку точно по тексту)

2.Как будем лепить снеговика?

3.Во что превратится снежок?

4.Кем станет ком?

5.Какая у него улыбка?

6.Что есть у снеговика?

7.Что припечет снеговика?

8.Что стало?

Ну как, понравилось стихотворение?

- Сегодня, мы ещё раз попробуем выучить его с помощью рисунков-помощников. А вы мне помогайте.

 (Рисую схему при повторном чтении).

- Ну а теперь вместе расскажем и смотрим на таблицу.

(Хоровое проговаривание с опорой на таблицу, показываю каждую строчку).

-Кто смелый, и расскажет нам выразительно?

(3-4 ответа)

Молодцы, почти все запомнили и сумеете его рассказать дома и друзьям.

 -Вспомните, как называется стихотворение?

- Какие вы молодцы, ребята!

 -Скажите, а кто написал это стихотворение?

Автор стихотворения Мария Познанская.

- Вам понравилось рисовать это стихотворение?

 Засиделись, устали?!

Эй, ребята, не зевайте

Снежный ком быстрей катайте

Катим к вам, катим к вам,

А теперь катите нам.

(беру мяч, качу) Занятие переходит в игровое упражнение с прокатыванием мяча.

 

 

(Зимой).

 

 

 

Зима, потому что снег и в шубе они.

 

Зима.

Кругом снег

 

Ягодка , зимой не бывает.

Ягодка.

Она растет летом

 

Я люблю, Лепить снежки, горку сделать, снеговика слепить

 

 

Горку, снежки, снеговика…

 

 

 

 

Под музыку дети кружатся

 

 

 

Сдувают с руки, вдох через нос, выдох через рот.

 

 

 

Произносят с различным выражение и мимикой.

 

(Дети садятся на стулья).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

Повторяют при виде рисунка

 

(индивидуальные ответы детей 5-6 человек.).

 

 Да, понравилось

 Дети повторяют движения

Приложение 3

Анкета для родителей

Мнемотехника

Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.

Знаете ли Вы, что такое мнемотехника. (Да, нет.) Как понимаете значение этого слова. ________________________________________________________________

Для чего используется мнемотехника?_______________________________

________________________________________________________________

Приведите пример использования мнемотехнических приёмов._________________________________________________________

Хотели бы Вы узнать больше о мнемотехнике, освоить приёмы работы? _________________________________________________________________

Каким способом Вы хотели бы получить более подробную информацию         (открытое занятие, консультация, информация на стенде, информационная папка, другое)_____________________________________________________

Как Вы считаете, необходимо ли проводить такую работу с детьми в дошкольном учреждении (да, нет), дома (да, нет).

Объясните свой ответ.______________________________________________

_________________________________________________________________

Хотели бы Вы, чтобы с вашим ребёнком проводилась такая работа. (Да, считаю необходимой, нет, не знаю.)__________________________________

Спасибо за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект: «МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

quot;Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников"...

Проект "Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"

Представлен проект по использованию мнемотехники для развития связной речи старших дошкольников.Использование мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц и электронных мнемотаблиц как в непрерывной обра...

Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»...

Перспективный план по проекту :«Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» (подготовительная группа)

Перспективный план по проекту :«Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» (подготовительная группа)...

Проект « Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»

Проект « Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»...

Проект по познавательно-речевому развитию «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»

Данный проект предназначен для работы педагогв, если в группе у детей недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут рассказать литературное произведение....

Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников 4-5 лет»

Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Всю необходимую для себя информацию дети черпают из интернета. Они мало о...