Проект «Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»
методическая разработка (старшая группа)
Проект
«Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_1_mnemotehnika_st_gr_22.docx | 93.37 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Чайка» корпус 3 г.Горняк, Локтевский район, Алтайский край
Проект
«Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»
Подготовила: воспитатель высшей квалиф. категории Пахомова Л.Б
Ноябрь 2022г
Цель проекта: создание условий для развития речи детей дошкольного возраста посредством использования мнемотехники.
Задачи проекта:
- формировать умение детей работать с опорой на мнемотаблицу при составлении описательных рассказов, заучивании стихотворений и т. п. ;
- формировать умения детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
- формировать навыки культурного речевого общения;
- развивать речь, обогащать словарный запас, психические процессы (память, внимание, мышление, воображение).
Участники проекта: воспитатель, дети старшей группы, и их родители.
Срок реализации проекта: среднесрочный
Автор проекта: воспитатель старшей группы
По доминирующей деятельности: речевой
По количеству участников: групповой
Вид проекта: Практико – ориентированный.
Проблема: Работая с детьми старшей группы, возникла проблема с тем, что у них недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения, плохо запоминают стихи.
Актуальность: «Раз речь не ясна, она не достигнет своей цели»
(Аристотель).
Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложения. Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для хорошо связной речевой деятельности детей, для общения, для выражения своих мыслей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей дошкольного возраста недостаточен. Наглядность - один из основных дидактических принципов педагогики. Действия с предметами, их зрительное восприятие - это первый этап в развитии мышления ребенка, поэтому важно использование наглядного материала на протяжении всего процесса. В последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники.
Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи.
Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.
Мнемотаблицы ускоряют процесс запоминания, активизируют речевую деятельность, развивают мышление и воображение.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
Гипотеза: эффективность формирования связной речи у старших дошкольниковбудет существенно повышена, если планировать и применять в работе мнемотехнику, а также применять комплексное использование всех средств и методов для овладения связной речи в работе с детьми.
Пути реализации:
- Работа с мнемотаблицей по теме «Времена года»,
-занятия;
-беседы;
- Пересказ сказки «Рукавичка» по мнемотаблице;
- дидактические и подвижные игры;
- Составление загадок. Отгадывание мнемозагадок;
- игровые ситуации;
- заучивание стихов на тему «Зима», с привлечением родителей (мнемотехника);
- консультации для родителей;
- составление дома детьми вместе с родителями мнемотаблицы по произведениям;
- составление дома детьми вместе с родителями рассказа по готовой мнемотаблице;
- индивидуальные беседы с родителями.
Ожидаемые результаты:
Улучшение показателей связности речи;
У детей сформированы умения говорить связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни с помощью мнемотехники;
Родители проявили большой интерес к теме проекта.
Этапы реализации проекта:
Организационный
Оценка уровеня словесно-логического мышления. Постановка проблемы и цели. Составление перспективного плана работы по проведению проекта. Определение целей и задач проекта, сбор материала, необходимого для реализации цели проекта, прогнозирование результата, разработка конспектов занятий по ознакомлению детей с мнемотехникой Проявление интереса родителей и помощь в подборе тематического материала. Проявление интереса к теме проекта и принятие участие в сборе тематического материала. Участие в анкетировании.
Основной
В задачи данного этапа входит реализация основных видов деятельности по направлениям проекта: Заполнение группового пространства наглядно – иллюстративным материалом по темам с использованием мнемотаблиц, опорных картинок, алгоритмов. Знакомство с составлением описательных рассказов и заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц. Знакомство с основными способами перекодирования информации, использование условно – графических моделей детьми в играх. Составление загадок, скороговорок и поговорок по мнемотехнике. Изготовление игр, наглядных пособий для детей.
Заключительный
Оформление выставок детско-родительских работ, презентация проекта. Оформление наглядной информации в родительском уголке.
План поэтапной реализации проекта:
Дата проведения | Работа с детьми | Работа с родителями |
09.11.22 | Заучивание физминутки «Снеговик» по мнемотаблице. (приложение 1) Задачи: 1. Развивать связную речь детей через разучивание стихотворения наизусть, используя метод мнемотехники. 2. Развивать умение детей отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, используя слова и выражения из текста. 3. Упражнять детей в образовании однокоренных слов (снег - снежинка- снегирь- снегурочка – снежный - снеговик- снегопад- снежок). 4. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность, интонационная выразительность речи). |
|
11.11.2022 | Заучивание стихотворения Р.Кудашевой «Вот пришла зима серебристая» с использованием мнемотехники. .(приложение 2) Задачи: Образовательные: 1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь по теме «Зима». 2. Совершенствовать умение заучивать стихотворение по опорным схемам и картинкам. Развивающие: 1.Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка. 2.Обеспечить развитие способности к наблюдению, воображению 3. Обеспечить развитие диалогической речи, речевого слуха. 4. Обеспечить развитие логического мышления при составлении схем, зрительной и словесно-логической памяти. Воспитательные: 1.Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь. 2.Воспитывать любовь к природе. 3.Вызвать эмоциональный отклик при прослушивании стихотворений о зиме, интерес к художественному слову. | Анкетирование. «Мнемотехника» |
14.11.2022 | Работа с мнемодорожками по теме «Знакомство с временем года зима» (приложение 4) Цель. Повышение уровня любознательности и речевой активности детей. Задачи: Образовательные: - учить решать диалектические задачи с помощью диалектической схемы объединения. - учить детей составлять рассказ с использованием мнемотаблиц, закрепить знания детей о приметах зимы, - развитие связной речи. - учить детей отвечать полным предложением, активизировать словарь детей. Развивающие: Развивать творческое воображение через использование мнемотаблиц; пространственные представления; Развитие зрительного внимания, памяти, мышления; развивать внимание, память, связную речь детей, умение рассуждать. Воспитательные: Воспитывать умение выслушивать взрослого и друг друга; воспитывать любовь к природе. |
|
17.11.2022 | Составление загадок с помощью мнемотаблиц.(приложение 5) Цель: Развитие связной речи детей. Задачи: Учить детей самостоятельно придумывать символы, составляя с помощью воспитателя таблицу с элементами мнемотехники. | Консультация для родителей «Мнемотехника - искусство запоминания». |
21.11.2022 | Заучивание считалочки «Белка-шалунишка» по мнемотаблице.(приложение 7) Задачи: Образовательные: 1. Обогащать, уточнять, активизировать словарь. 2. Совершенствовать умение заучивать стихотворение по опорным схемам и картинкам. Развивающие: 1.Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка. 2.Обеспечить развитие способности к наблюдению, воображению 3. Обеспечить развитие логического мышления при составлении схем, зрительной и словесно-логической памяти. Воспитательные: 1.Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь. 2.Вызвать эмоциональный отклик при прослушивании стихотворений. | Составление дома детьми с родителями мнемотаблиц |
23.11.2022 | Работа с мнемодорожками «Перелетные птицы». (приложение 9) Задачи: - закрепить умение внимательно слушать; - систематизировать и закрепить знания детей о перелетных птицах; - способствовать развитию психологических процессов: мышления, памяти, внимания, воображения, мелкой моторики; - развивать интонационную выразительную речь; - развивать слуховое восприятие. - воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, к живой природе; - формировать положительную мотивацию к обучению; - закрепить умение вступать в речевое взаимодействие, участвовать в коллективном разговоре. |
|
24.11.2022 | Работа с мнемоквадратами «Пословицы и поговорки».(приложение 10) Задачи: - системное приобщение детей к пониманию, усвоению и употреблению пословиц и поговорок; - введение в речь детей пословиц и поговорок на основе развития семантической стороны слова. | Консультация для педагогов |
28.11.2022 | Пересказ сказки «Рукавичка» по мнемотаблице.(приложение 12) Задачи: 1. Обучать детей пересказывать знакомую сказку с помощью мнемотаблицы, выразительно передавая диалоги персонажей. 2. Развивать внимание, память; умение отгадывать загадки, опираясь на зрительный образ животных, аргументировать свой ответ. 3. Воспитывать интерес к сказкам, любознательность |
|
29.11.2022 | Составление рассказа по мнемотаблице «Как зимуют звери».(приложение 13) Цель: Создавать условия для развития связной речи детей посредством мнемотаблиц. Задачи: Образовательные. Учить детей подбирать однородные определения к слова, составлять описание животных с помощью мнемотаблиц, используя полученные ранее знания и представления. Рассказывать связно, используя для описания животного образные слова и выражения. Активизировать употребление однокоренных слов. Составлять предложения, опираясь на картинки. Воспитательные. Воспитывать бережное отношение к родной природе, интерес к художественной литературе. Развивающие. Совершенствовать процессы внимания, памяти, мышления, расширять словарный запас детей. | Выставка работ |
Результативность:
-Дети активнее стали работать на занятиях. У них сконцентрировались наблюдательность, внимание, память, усидчивость; повысилось творческое воображение, логическое и образное мышление.
-Дети научились правильно оформлять свою мысль в виде предложения. Речевая активность повысилась, они с желанием стали общаться с товарищами и взрослыми.
-Научились составлять рассказы из пяти и более предложений, используяих различные конструкции.
-Появился интерес к заучиванию стихов;
-Дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией, грамотнее говорят, замечают и исправляют ошибки в речи товарищей.
Приложение 1.
Заучивание физминутки «Снеговик» по мнемотаблице.
Задачи:
1. Развивать связную речь детей через разучивание стихотворения наизусть, используя метод мнемотехники.
2. Развивать умение детей отвечать на вопросы по содержанию стихотворения, используя слова и выражения из текста.
3. Упражнять детей в образовании однокоренных слов (снег - снежинка- снегирь- снегурочка – снежный - снеговик- снегопад- снежок).
4. Совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений (эмоциональность, интонационная выразительность речи).
Предварительная работа: Развивающие игры, упражнения на развитие речи, речевые гимнастики, рассматривание иллюстраций и чтение стихов о зиме.
Словарная работа: давай дружок, солнце припечёт, снежный ком, превратится.
Оборудование: Мольберт, карта-схема, карточки с изображением зимы, карандаши, краски, листы бумаги.
Взаимодействие взрослого с детьми | Предполагаемые ответы и действия детей |
-Хотите я загадаю вам загадку? «Снег на полях, лед на реках, ветер гуляет, когда это бывает?» -Поверим, правильно ли вы отгадали. (переворачиваю картинку на мольберте) - Подумайте и скажите, какое время года изображено на картинке и почему вы так решили? - Какое время года изображено на картинке - Почему ты так думаешь? - Посмотрите, здесь художник ничего не напутал? -Таня, скажи, пожалуйста, что лишнее здесь? -Почему? Молодцы, какие вы у меня внимательные. - А любите ли вы зиму и почему? Я тоже очень люблю зиму, потому что можно и на санках и на лыжах покататься и снега много- много. - А что мы с вами делали из снега? Молодцы, всё-всё вспомнили. Дыхательная гимнастика. -Представьте, что вы снежинки, подул ветер и закружил их. -Ой, смотрите, снежинки и на вашей руке, сдуйте их. -Таня, вдох носом, выдох через рот. Молодец Какие красивые и лёгкие снежинки кружились под музыку. Молодцы. - Давайте поиграем со словом «снежинка» скажем его весело (произносят), хорошо. А грустно, (произносят) молодцы. А теперь удивленно. А Кирилл как удивлённо скажет. Молодец. А громко(произносят) – ай молодцы, и тихо (произносят)– замечательно. Ну а сейчас усаживайтесь на стульчики и отдохните - А я расскажу вам стихотворение-физминутку. Слушайте внимательно, обратите внимание, на какие слова я делаю ударение (т.е. говорю громче, чем другие). Стихотворение-физминутка называется «Снеговик», написала М. Познанская. Давай дружок, давай, дружок, Кати по снегу свой снежок – Он превратится в толстый ком, И станет ком снеговиком, Его улыбка так светла! Два глаза…шляпа…нос…метла… Но солнце припечет слегка- Увы! – и нет снеговика. 1.Как позвали друзей? (После ответов детей произношу строчку точно по тексту) 2.Как будем лепить снеговика? 3.Во что превратится снежок? 4.Кем станет ком? 5.Какая у него улыбка? 6.Что есть у снеговика? 7.Что припечет снеговика? 8.Что стало? Ну как, понравилось стихотворение? - Сегодня, мы ещё раз попробуем выучить его с помощью рисунков-помощников. А вы мне помогайте. (Рисую схему при повторном чтении). - Ну а теперь вместе расскажем и смотрим на таблицу. (Хоровое проговаривание с опорой на таблицу, показываю каждую строчку). -Кто смелый, и расскажет нам выразительно? (3-4 ответа) Молодцы, почти все запомнили и сумеете его рассказать дома и друзьям. -Вспомните, как называется стихотворение? - Какие вы молодцы, ребята! -Скажите, а кто написал это стихотворение? Автор стихотворения Мария Познанская. - Вам понравилось рисовать это стихотворение? Засиделись, устали?! Эй, ребята, не зевайте Снежный ком быстрей катайте Катим к вам, катим к вам, А теперь катите нам. (беру мяч, качу) Занятие переходит в игровое упражнение с прокатыванием мяча. |
(Зимой).
Зима, потому что снег и в шубе они.
Зима. Кругом снег
Ягодка , зимой не бывает. Ягодка. Она растет летом
Я люблю, Лепить снежки, горку сделать, снеговика слепить
Горку, снежки, снеговика…
Под музыку дети кружатся
Сдувают с руки, вдох через нос, выдох через рот.
Произносят с различным выражение и мимикой.
(Дети садятся на стулья).
Ответы детей. Повторяют при виде рисунка
(индивидуальные ответы детей 5-6 человек.).
Да, понравилось Дети повторяют движения |
Приложение 3
Анкета для родителей
Мнемотехника
Подчеркните ответы на следующие вопросы и дайте им, пожалуйста, подробное обоснование.
Знаете ли Вы, что такое мнемотехника. (Да, нет.) Как понимаете значение этого слова. ________________________________________________________________
Для чего используется мнемотехника?_______________________________
________________________________________________________________
Приведите пример использования мнемотехнических приёмов._________________________________________________________
Хотели бы Вы узнать больше о мнемотехнике, освоить приёмы работы? _________________________________________________________________
Каким способом Вы хотели бы получить более подробную информацию (открытое занятие, консультация, информация на стенде, информационная папка, другое)_____________________________________________________
Как Вы считаете, необходимо ли проводить такую работу с детьми в дошкольном учреждении (да, нет), дома (да, нет).
Объясните свой ответ.______________________________________________
_________________________________________________________________
Хотели бы Вы, чтобы с вашим ребёнком проводилась такая работа. (Да, считаю необходимой, нет, не знаю.)__________________________________
Спасибо за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект: «МНЕМОТЕХНИКА В РАЗВИТИИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ»
quot;Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников"...
Проект "Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольников"
Представлен проект по использованию мнемотехники для развития связной речи старших дошкольников.Использование мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц и электронных мнемотаблиц как в непрерывной обра...
Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»
Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»...
Перспективный план по проекту :«Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» (подготовительная группа)
Перспективный план по проекту :«Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» (подготовительная группа)...
Проект « Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»
Проект « Мнемотехника в развитии связной речи дошкольников»...
Проект по познавательно-речевому развитию «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников»
Данный проект предназначен для работы педагогв, если в группе у детей недостаточно развита речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут рассказать литературное произведение....
Проект «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников 4-5 лет»
Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Всю необходимую для себя информацию дети черпают из интернета. Они мало о...