Пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет . Зрительные упражнения в сочетании с речевым сопровождением и учетом лексической темы недели.
картотека (подготовительная группа)
Пальчиковая гимнастика для детей 6-7 лет
В течение дошкольного детства ребёнок практически овладевает речью. Но, к сожалению, существует много причин, когда его речь не сформирована должным образом, и одна из них: плохо развитая мелкая моторика рук. Для развития мелкой моторики существует направление - пальчиковая гимнастика. Движение пальцев и кистей рук имеет особое стимулирующее воздействие. Восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга. Пальчиковые игры или гимнастика не только положительно воздействует на речевые функции, но и на здоровье ребенка. Физиологией установлено, что уровень развития речи зависит от степени сформированности мелкой моторики. Если движения развиты, то и речь будет в норме.
Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики дошкольников. Развитие тонких движений пальцев рук.
Задачи:
1.Развивать мелкую мускулатуру пальцев руки, точную координацию движений.
2.Совершенствовать зрительно–двигательную координацию и ориентировку в микропространстве.
3.Совершенствовать умение детей учитывать сенсорные свойства предметов в различных видах деятельности и пальчиковые игры с предметами, изобразительной, конструктивной.
4.Совершенствовать умение подражать взрослому, понимать смысл речи.
5.Совершенствовать произвольное внимание, зрительную память, аналитическое восприятие речи.
№ | Пальчиковая гимнастика | Методические указания |
1 | «Налим» Жил в реке один налим, Два ерша дружили с ним. Прилетали к ним три утки По четыре раза в сутки, И учили их считать Раз, два, три, четыре, пять. |
Медленные движения соединенными ладонями, имитирующие плавание. Движения ладонями с двух сторон. Взмахи ладонями. Согнуть кулачки. Разгибать пальчики из кулачков, начиная с больших. |
2 | «Дудочка» Ой, ду-ду, ой, ду-ду, Потерял пастух дуду. А я дудочку нашла, Пастушку я отдала. - Ну-ка, милый пастушок, Ты спеши-ка на лужок, Там Буренка лежит, На теляток глядит, А домой не идет, Молочка не несет. Надо кашу варить, Сашу кашей кормить. |
Ладони сложены колечком на некотором расстоянии друг от друга. «Колечко» одной руки поднесено ко рту, дети крутят ладонями, как будто играют на дудочке. Наклон вперед за воображаемой дудочкой. Протянуть руки вперед, как бы отдавая дудочку. «Идти» пальцем по столу. Показывая «рожки» из пальчиков. Ладони открыть и закрыть, изображая глаза. Отталкивающие движения двумя ладонями.
«Варят» кашу указательным пальцем. Подносят ко рту воображаемую ложку. |
3 | «Дай молочка, Буренушка!» Дай молочка, Буренушка, Хоть капельку на донышке. Ждут меня котятки, Малые ребятки, Дай им сливок ложечку, Творогу немножечко, Масла, простоквашки, Молочка для кашки. Всем дает здоровье Молоко коровье. |
Имитировать, как доят корову. Ладошки складываются в щепотку, как бы открывается рот. Разгибают пальцы из кулаков на обеих руках. Опять показывают, как доят коров. Показывают поднятые вверх большие пальцы. |
4 | «Козлик» Вышел козлик из дверей, Выгнул шею: «Дай хлеба скорей!» «Дай пирожок!» Протянул копытце: «Дай воды напиться!» |
Левая рука изображает козлика: средний и безымянный пальцы согнуты, снизу их прижимает большой, мизинец и указательный палец выпрямлены, такое положение сохраняется всю игру. Правая рука сжимается в кулак, сгибается в запястье, выставить рога. Правая рука сжата в кулак, средний палец выпрямлен. Правая рука складывается лодочкой. |
5 | «Перчатки и мышата» Шустрая мышка Перчатку нашла. Гнездо в ней устроив, Мышат позвала, Им корочку хлеба Дала покусать, Погладила всех И отправила спать. |
Раскрыть ладошки, пальцы растопырены, поворачивать руки то ладонью, то тыльной стороной вверх. Сложить ладони «ковшиком». Сгибать и разгибать пальцы, имитируя зовущий жест.
Кончиком большого пальца поочередно постучать по кончикам остальных пальцев. Большим пальцем гладить остальные пальцы скользящим движением от мизинца к указательному. Ладони прижать друг к другу, положить их под щеку. |
6 | «Жирафы и слоны» У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде: На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носах. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде: На лбу, ушах, на шее, на локтях, На носах, на животах, на коленях и носах. |
Ребенок хлопает ладошками по всему телу.
Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела.
Ребенок аккуратно щипает себя, как бы собирая складки.
Обоими указательными пальцами ребенок дотрагивается до соответствующих частей тела. |
7 | «Бабушкин кисель» Бабушка кисель варила На горушечке Для Андрюшечки. Вдруг летел соколок Через бабушкин порог. Вдруг он крыльями забил, Бабушкин кисель разлил. Вот и нету киселька для Андрюшечки. |
Правая рука «помешивает кисель». Кончики пальцев правой и левой руки соединяются в горку, руки расходятся под углом. Ладонь правой руки ложится на грудь. Ладони рук скрещиваются, большие пальцы рук зацепляются друг за друга. Скрещенными ладонями помахивают, словно крыльями. |
8 | «Зайки-побегайки» По лесной лужайке Разбежались зайки. Вот какие зайки, Зайки-побегайки, Сели зайчики в кружок, Роют лапкой корешок. Вот какие зайки, Зайки-побегайки. |
Круговые движения пальцами рук, ладони при этом смотрят вниз. Ребенок «бежит» по столу указательным и средним пальцами обеих рук. Руки перед грудью (лапки зайца). Руки на голове (уши зайца). Нарисовать в воздухе круг обеими ладонями. Ладони вниз, сгибать и разгибать пальчики. |
9 | «Веселая старушка» У веселенькой старушки Жили в маленькой избушке Десять сыновей. Все без бровей Вот с такими ушами, Вот с такими носами, Вот с такими усами, Вот с такой головой, Вот с такой бородой! Они не пили, не ели, На старушку все глядели, И все делали вот так… |
Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху. Сложить руки углом и показать избушку. Показать десять пальцев. Очертить брови пальцами. Растопыренные ладони поднесены к ушам. Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами. Очертить пальцами длинные «гусарские» усы. Очертить большой круг вокруг головы. Показать руками большую бороду. Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой – «ложку». Держа руки у глаз, похлопать пальцами, словно ресницами. Ребенок показывает любые загаданные им действия. |
10 | «Как мы маме помогали» Раз, два, три, четыре, Мы посуду маме мыли: Чайник, чашку, ковшик, ложку И большую поварешку. Мы посуду маме мыли, Только чашку мы разбили, Ковшик тоже развалился, Носик чайника отбился, Ложку мы чуть-чуть сломали. Вот как маме помогали! |
Ребенок сжимает и разжимает кулачки. Потереть одной ладошкой о другую.
Ребенок загибает пальчики, начиная с большого. Потереть одной ладошкой о другую.
Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца. Ребенок сжимает и разжимает кулачки. |
11 | «Юля и варежка» Юля варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В домик свой он не попал». Юля варежку сняла: «Посмотрите, я нашла! Ищешь, ищешь – не найдешь, Здравствуй, пальчик, как живешь?» |
Ребенок сжимает пальчики в кулак.
Ребенок разжимает все пальчики, кроме большого.
Ребенок разгибает большой палец.
Ребенок сжимает все пальчики в кулачок. |
12 | «Улей» - Это что за чудо-дом? Чудо дом-кубышка? - Кто живет там? Мышка? - Что вы, что вы! - Нет, нет, нет! Живут в доме только пчелы! Пчелы там летают, Детей своих считают: Один, два, три, четыре, пять. Мы не будем им мешать. Пчелки мед соберут… И (имя ребенка) принесут. |
Ребенок сжимает кулачки и делает удивленное выражение лица. Ребенок с интересом рассматривает свой кулачок. Возмущенно машет руками. Ребенок трясет кулачком, подносит его к уху и имитирует жужжание пчел. Ребенок скрещивает ладони у запястья и машет обеими кистями, как крыльями, жужжит. Ребенок снова сжимает кулачки. Ребенок разгибает пальчики на двух руках одновременно, начиная с мизинца. Ребенок заводит обе руки за спину. Ребенок указательным пальцем левой руки проводит по каждому пальчику правой руки от основания до кончика. |
13 | «Пять рыбок» Пять маленьких рыбок играли в реке, Лежало большое бревно на песке. И рыбка сказала: «Нырять здесь легко!» Вторая сказала: «Ведь здесь глубоко!» А третья сказала: «Мне хочется спать!» Четвертая стала чуть-чуть замерзать, А пятая крикнула: «Здесь крокодил! Плывите скорее, чтоб не проглотил!» |
Ладони сомкнуты и чуть округлены. Ребенок выполняет волнообразные движения в воздухе. Ладони прижаты друг к другу, ребенок переворачивает ладошки с боку на бок. Ладони ребенка сомкнуты и чуть округлены, он выполняет ими волнообразные движения. Ребенок качает сомкнутыми ладонями из стороны в сторону. Ребенок поворачивает ладони на тыльную сторону одной из рук – рыбка спит. Ребенок быстро качает ладонями, имитируя дрожь. Запястья ребенка соединены, ладони раскрываются и соединяются – рот. Ребенок выполняет быстрые волнообразные движения сомкнутыми ладонями – рыбки уплывают. |
14 | «Десять котят» У Мурочки нашей есть десять котят, Сейчас все котята по парам стоят: Два толстых, два ловких, Два длинных, два хитрых, Два маленьких самых И самых красивых. |
Ребенок складывает ладошки, пальцы прижимает друг к другу. Локти должны опираться на стол. Ребенок покачивает из стороны в сторону, не разъединяя пальцев. Ребенок постукивает соответствующими пальцами друг о другу – от большого к мизинцу. |
15 | «Осень» Раз, два, три, четыре, пять, Будем листья собирать, Листья березы, листья рябины, Листья у тополя И у осины, Листики дуба мы соберем, Маме осенний букет соберем. |
Ребенок по очереди загибает пальчики, начиная с большого. Ребенок сжимает и разжимает кулачки. Ребенок загибает пальчики, начиная с мизинца. |
16 | «Мышка и часы» Мышь полезла как-то раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: «Бом!» Мышь скатилась кувырком, Мышь полезла второй раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: «Бом, бом!» Мышь скатилась кувырком. Мышь полезла в третий раз Посмотреть, который час. Вдруг часы сказали: «Бом, бом, бом!» Мышь скатилась кувырком. |
Ребенок сидит на полу на коленях и пальчиками «Бежит» от пола по телу до макушки. Ребенок хлопает в ладоши над головой. Ребенок «скатывает» руки на пол. Ребенок хлопает в ладоши над головой два раза. Ребенок «скатывает» руки на пол. Ребенок «скатывает» руки на пол. |
17 | «Гном» Жил да был веселый гном С огромными ушами. Он на сахарной горе Спал под воротами. Вдруг, откуда ни возьмись, Великан подкрался, Скушать гору захотел, Но только подавился! Ну а что ж веселый гном? Гном все спит глубоким сном! |
Ребенок поднимает руки над головой и изображает колпачок гнома. Ребенок описывает руками большие круги вокруг ушей. Ребенок ставит локти на стол, руки прямо, ладони ребенок складывает так, чтобы получился треугольник. Ребенок пальцами изображает ворота. Ребенок поднимает руки высоко над головой. Ребенок громко смеется, держась за живот! Ребенок изображает спящего гнома. |
18 | «Белки-непоседы» Раз, два, три, четыре, пять, Пришли к нам белки поиграть. Одна куда-то ускакала, Четыре белочки осталось, А теперь скорей смотри: Их уже осталось три. Ну и ну, какая жалость, Только две у нас осталось. Эта новость так грустна, Осталась белочка одна, А пока мы их считали, Белочки от нас сбежали. |
Ребенок показывает пять пальчиков. Ребенок прячет руку за спину. Ребенок показывает четыре пальчика. Ребенок прячет руку за спину. Ребенок показывает три пальчика. Ребенок прячет руку за спину. Ребенок показывает два пальчика. Ребенок прячет руку за спину. Ребенок показывает один палец. |
19 | «Шла кукушка» Шла кукушка мимо рынка, У нее была корзинка. Вдруг корзинка на пол – бух, Полетело десять мух! |
Ребенок «идет» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, остальные пальчики поджаты. Ребенок соединяет ладошки «ковшиком». Ребенок ударяет сомкнутыми ладошками по коленям и разъединяет руки. Ребенок разводит руки в стороны и шевелит пальчиками. |
20 | «Маша-хозяйка» Наша-то Маша Сметлива была, Всем она в доме Работу нашла. Мисочку собачка Моет язычком, Мышка подбирает Крошки под столом, Кошка под окошком Когтями скребет, Курочка в сережках Избушку метет. |
Ребенок на каждую строчку хлопает в ладоши: то правая, то левая рука сверху. Большой палец правой руки ребенка оттопырен – «ухо», указательный согнут, остальные выпрямлены. «Собачка» наклоняется к «миске» — округленной левой рукой, «моет» ее (движения мизинца в сторону и обратно.) Согнутые мизинец и указательный палец правой руки ребенка – «ушки», сомкнутые и прогнутые средний, безымянный и большой – «мордочка». «Мышка» пощипывает выпрямленную левую ладонь. Пальцы правой руки ребенка собраны, как при фигуре «мышка», но пальцы, которые изображают мордочку, не прогнуты, а округлены. Пальцы правой руки скребут ладонь левой. Правая рука ребенка «подметает» выпрямленную левую. |
21 | «Домик гномика» Под грибком – шалашик-домик, Там живет веселый гномик. Мы тихонько постучим, В колокольчик позвоним, Двери нам откроет гномик, Станет звать в шалашик-домик. В домике дощатый пол, А на нем дубовый пол, Рядом стул с высокой спинкой, На столе – тарелка с вилкой. И блины горой стоят – Угощенье для ребят!
|
Ребенок соединяет ладошки шалашиком. Ребенок стучит кулачком левой руки о ладошку правой. Ладони обеих рук ребенка обращены вниз, пальцы скрещены; средний пальчик правой руки опущен вниз и слегка качается. Ребенок опускает ладони вниз, ребром прижатые друг к другу. Левая рука ребенка сжата в кулак, сверху на кулак опускается ладонь правой руки. Ребенок направляет левую ладонь вертикально вверх, к ее нижней части приставляет кулачок правой руки. Ладонь левой руки ребенка лежит на коленях и направлена вверх, правая рука изображает вилку: ладонь направлена вниз, четыре пальца выпрямлены и слегка разведены в стороны, а большой палец прижат к ладони. |
22 | «Упрямые козлики» Как-то раз к кому-то в гости Шел козленок через мостик, А навстречу шел другой, Возвращался он домой. Два рогатых глупых братца Стали на мосту бодаться, не желая уступить И другого пропустить. Долго козлики сражались, Разбегались и толкались. Вдруг с разбега лбами – бух! И с моста в водичку – плюх! |
Ребенок большими пальчиками прижимает к ладошке средние и безымянные.
Ребенок держит кисти рук горизонтально и медленно сближает руки.
На каждую строчку ребенок соединяет руки.
Ребенок хлопает в ладоши.
Ребенок роняет руки на колени. |
23 | «Толстые поросятки» Двое толстых поросят За воротами стоят. Поросята эти ждут, Что им кушать принесут. Двое толстых поросят Снизу в щелочку глядят. Бегают туда-сюда: «Где же вкусная еда?» Двое толстых поросят В дверь копытцами стучат. Вдруг открылась эта дверь: «Можно выбежать теперь!» Двое толстых поросят Громко, радостно визжат: «Вот корыто, да, да, да, А в нем вкусная еда!» |
Ребенок ставит ладошки ребром на стол, как «закрытые ворота», большие пальчики подняты.
Ребенок просовывает большие пальцы между мизинцами и безымянными.
Ребенок сгибает и разгибает большие пальчики.
Ребенок стучит большими пальчиками по ладошкам.
Ребенок немножко раскрывает ладошки, не отрывая при этом их от стола.
Ребенок складывает ладошки как корытце и шевелит большими пальчиками. |
24 | «Иголка и наперсток» Вышивает, шьет иголка. Пальцу колко, пальцу больно, А наперсток В тот же миг К (имя ребенка) на пальчик Прыг! Говорит иголке: - Шей! А колоться ты не смей. |
Левая ладонь ребенка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка; иголка шьет и задевает указательный пальчик на левой руке.
Правой рукой выполнить такое движение, как будто надеваете на указательный палец левой руки наперсток.
Левая ладошка ребенка раскрыта, в правой руке – воображаемая иголка, ребенок шьет. Ребенок грозит пальчиком левой руки. |
25 | «Кот-повар» Падал снег на порог, Кот испек себе пирог, А пока лепил и пек, Ручейком пирог утек. Пирожки себе пеки Не из снега, а муки. |
Ребенок поднимает руки вверх, а затем медленно опускает ладошки на стол. Ребенок изображает лепку пирога. Ребенок «бежит» пальчиками обеих рук по столу. Ребенок вновь изображает лепку пирога. |
26 | «Пять грибов» Топ-топ – пять шагов, В туесочке пять грибов. Мухомор – он красный, Но этот гриб опасный, А второй – лисичка – рыжая косичка, Третий гриб – волнушка – розовое ушко, А четвертый гриб – сморчок, Бородатый старичок. Пятый гриб – белый, Кушай его смело. |
Ребенок «шагает» пальчиками по столу. Ребенок переплетает пальчики обеих рук – это туесок, большие пальчики ребенок соединяет вместе – ручка. На каждую строчку стихотворения ребенок загибает по одному пальчику, начиная с мизинца. |
27 | «Ветер, ветер, ветерок» Ветер по лесу гулял, Ветер листики считал: Вот – дубовый, Вот – кленовый, Вот – рябиновый, резной, Вот – с березки, золотой. Вот – последний лист с осинки Ветер бросил на тропинку. |
Ребенок выполняет ладошками плавные волнообразные движения.
Ребенок загибает по одному пальчику, начиная с большого.
Ребенок поднимает руки вверх, а затем плавно опускает ладошки на стол или колени. |
28 | «Мышонок» Сел мышонок на масленок, А масленок – липкий гриб, Посидел на нем мышонок И прилип, прилип, прилип. |
Ребенок ладонью левой руки накрывает кулачок правой. Ребенок вращает кулачком правой руки. Ребенок трет ладонью левой руки по кулачку правой. Ребенок «отрывает» левую ладошку от кулачка, а она «держится». |
29 | «Считалка» Сколько пальчиков у нас? Посчитаем? - Это – раз! Загибаем? - Это – два! Продолжаем? - Три, четыре… Где же пятый? - Вот, смотрите! Продолжаем на другой: Вот шестой, седьмой, восьмой… Пиф-паф-ой-ой-ой! Да, девятый он такой! Сколько пальчиков всего? - Ровно десять! О-го-го!!! |
Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны.
Ребенок загибает левой рукой пальчики на правой руке. На пятый пальчик большой палей поднимает вверх.
Ребенок продолжает загибать пальчики на другой руке, начиная с мизинца. Когда ребенок загнет восьмой палец, у него получится «пистолет», из которого он стреляет.
Ребенок сгибает руки в локтях, растопыривает пальчики и крутит кистями рук в разные стороны. |
- Зрительные упражнения в сочетании с речевым
сопровождением и учетом лексической темы недели.
Тема недели | Речевое сопровождение | Зрительные упражнения |
| |
Игрушки | Веселый мяч помчался вскачь. Покатился в огород, Докатился до ворот, Покатился под ворота, Там попал под колесо. Лопнул, хлопнул- вот и все. | Дети смотрят вдаль. Смотрят на кончик носа, Вдаль. Смотрят вниз. Выполняют круговые движения глазами. Закрывают глаза. |
| |
Овощи | Раз, два, три, четыре, пять. Будем овощи искать. Что растет на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, Там редиска, там салат. Наша грядка просто клад. | Круговые движения глазами.
Посмотреть вниз . Влево - вправо .
Поморгать глазами. |
| |
Фрукты | Раз, два, три, четыре, пять, Будем фрукты мы считать. Перед нами лежит груша, Сочная, но нельзя скушать. Слева, на столе- лимон- Фруктовый господин- барон, Справа- яблоко в корзине. Его купили в магазине Ну а снизу- апельсин, На полу лежит один. Сколько фруктов, посчитали? Четыре фрукта- угадали! |
Дети смотрят перед собой.
Дети смотрят влево.
Дети смотрят вправо.
Дети смотрят вниз. |
| |
Грибы | Посмотри-ка вокруг: сколько опят! Шляпки опят, как монетки горят. Рябит от шляпок в глазах у ребят. | Движения глазами влево- вправо. Дети смотрят вдаль. Часто моргают глазами. |
| |
Ягоды | Справа зреет земляника, Слева- сладкая черника, Справа- красная брусника, Слева спеет ежевика. Ягоды все соберем Отдохнем и потом домой пойдем. |
Движения глазами влево- вправо.
Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд, повторить 6-8 раз. |
| |
Деревья, кустарники
| Вот стоит большая елка, Вот такой высоты. У нее большие ветки. Вот такой ширины. Есть на елке даже шишки, Внизу- берлога мишки. Зиму спит там косолапый И сосет в берлоге лапу. | Выполняют движения глазами Снизу вверх, Слева направо,
Вверх, Вниз. Прикрывают глаза. |
| |
Осень | Вот стоит осенний лес! В нем много сказок и чудес! Слева сосны, справа- дуб. Дятел сверху, тук да тук. Глазки ты закрой- открой И скорей бегом домой! | Выполняют круговые движения глазами.
Движения глазами влево- вправо Движения глазами вверх- вниз Движения глазами по тексту. |
| |
Перелетные птицы | В небе жаворонок пел, Колокольчиком звенел. Порезвился в вышине. Спрятал песенку в траве. Тот, кто песенку найдет, Будет счастлив круглый год. | Движения глазами вверх.
Движения глазами вниз. Частое моргание глазами. | ||
Животные наших лесов | Какой красивый лес вокруг нас! Справа- лисья нора, Слева- медвежья берлога. Внизу, под сосной- ежиная нора, Высоко на дереве- беличье дупло. А далеко- далеко за лесом- бабушкина деревня! | Движения глазами по тексту.
Смотрят вдаль. | ||
Человек, части тела | Раз – налево, два – направо, Три –наверх, четыре — вниз. А теперь по кругу смотрим, Чтобы лучше видеть мир. Взгляд направим ближе, дальше, Тренируя мышцу глаз. Видеть скоро будем лучше, Убедитесь вы сейчас! А теперь нажмем немного Точки возле своих глаз. Сил дадим им много-много, Чтоб усилить в тыщу раз! |
Движения глазами по тексту.
| ||
Семья | Любопытная Варвара Смотрит влево, Смотрит вправо. Смотрит вверх, Смотрит вниз. Чуть присела на карниз, А с него свалилась вниз! | Движения глазами по тексту.
Посмотреть на кончик носа. Посмотреть вниз. | ||
Одежда | Сшила дочке платье голубое, Платье голубое с белою каймою До чего ж нарядно – Весело глядеть! Надо это платье К празднику надеть Мама дочке туфли Новые купила, Новые купила, Дочке говорила: - До чего нарядно, Весело глядеть! Надо эти туфли К празднику надеть! | «Горизонтали»
«Вертикали» «Удивление» «Моргание» «Моргание»
«Горизонтали» «Вертикали»
«Расслабление» (дети представляют туфли)
Повторить 2-3 раза | ||
Неделя здоровья | Чтобы глазки зорче были, И в очках чтоб не ходить, Эти нужные движенья Предлагаю повторить. Вдаль посмотрим и под ножки. Влево, вправо побыстрей. Удивился- что такое? И закроем их скорей. А теперь вращай по кругу, Словно стрелочки часов. Открывай глаза. И снова на занятье. Будь здоров! |
Движения глазами по тексту.
| ||
Зима | Снег- снежок, снег- снежок, По дорожке стелется. Снег- снежок, снег- снежок, Белая метелица. Снег- снежок, снег- снежок, Замело дорожки. Снег- снежок, снег- снежок, Тает на ладошке. | Частое моргание глазами. Движения глазами влево- вправо Частое моргание глазами. Круговые движения глазами. Частое моргание глазами. Дети смотрят вдаль. Частое моргание глазами. Посмотреть на ладошку. | ||
Новогодний праздник | Глазки вправо, глазки влево, И по кругу проведем. Быстро – быстро поморгаем И немножечко потрем. Посмотри на кончик носа И в «межбровье» посмотри. Круг, квадрат и треугольник По три раза повтори. Глазки закрываем, Медленно вдыхаем. А на выдохе опять Глазки заставляй моргать. А сейчас расслабились На места отправились. |
Движения глазами по тексту.
| ||
Зимующие птицы | Длиннохвостая сорока Хлопотунья белобока. По лесу летает Вести собирает. Вправо-влево, вправо-влево Все летает то и дело. С веточки на веточку Отлетает чуточку. Вверх и вниз, верх и вниз. Лишь смотреть ты не ленись. Затрещит и застрекочет, Будто кто ее щекочет. Ну, сорока – егоза, Мы зажмурили глаза. Поскорей улетай Ты нам больше не мешай. | Движение глазами «далеко - близко» 6- 8 раз;
Движение глаз вправо-влево 6-8 раз;
Движение глазами вверх вниз 6-8 раз Проследить глазами по кругу в одну и другую сторону;
Поморгать и зажмурить глаза. | ||
Дом | Это наш уютный дом Всей семьей мы в нем живем! Посмотри-ка вверх, дружок! Ты увидишь потолок. На полу лежит ковер, Как красив на нем узор! Видишь голубой плафон? Он висит под потолком. На полу стол, стулья, кресло- В нашем доме интересно! Видишь, вешалка висит, У стены диван стоит Смотри прямо- там буфет, Много сладких в нем конфет. | Круговые движения глазами.
Движения глазами по тексту.
Движения глазами влево-вправ.
Посмотреть на кончик носа. Сомкнуть веки обоих глаз на 3-5 секунд.
| ||
Мебель, электроприборы | Стул высокий, а стол еще выше, Есть у каждого свои крыши. На одной из них сидят, На другой одни едят. Есть кровать - на ней едят, А в шкафу белье хранят. | «Вертикали» «Горизонтали»
«Стрельба глазами» «Расслабление» «Удивление» | ||
Посуда | Сковородка не простая- На плите как золотая. Рыба жарится, котлеты, Белоснежные омлеты. Приготовит все она – Вот какая сковорода! | Широко открывают глаза, затем сильно зажмуриваются. Перемещают взор по квадрату. Перемещают взор по диагонали. Закрывают глаза, отдыхают 5-10с. | ||
День защитника отечества | Мы устали все чуть - чуть. Предлагаю отдохнуть. Отдыхайте наши уши Тишину мы будем слушать. И глаза мы закрываем, И они пусть отдыхают. В тишине представить море, Свежий ветер на просторе. За волной плывет волна, А в округе тишина. Наши глазки так устали, Мы писали, рисовали, Встанем дружно по порядку, Сделаем для глаз зарядку. |
Движения глазами по тексту.
| ||
Профессия | Закрываем мы глаза, вот какие чудеса. Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют. А теперь мы их откроем, через речку мост построим. Нарисуем букву о, получается легко. Вверх поднимем, глянем вниз, Вправо, влево повернем, Заниматься вновь начнем. | Закрывают оба глаза.
Продолжают стоять с закрытыми глазами. Открывают глаза, взглядом рисуют мост. Глазами рисуют букву о.
Глаза поднимают вверх, опускают вниз. Глаза смотрят вправо-влево.
| ||
Женский день | А сейчас, а сейчас Всем гимнастика для глаз. Глаза крепко закрываем, Дружно вместе открываем. Снова крепко закрываем И опять их открываем. Смело можем показать, Как умеем мы моргать. Головою не верти, Влево посмотри, Вправо погляди. Глазки влево, глазки вправо - Упражнение на славу. Глазки вверх, глазки вниз, Поработай, не ленись! И по кругу посмотрите. Прямо, ровно посидите. Посидите ровно, прямо, А глаза закрой руками. |
Движения глазами по тексту.
| ||
Весна | Весна, весна! Пришла весна! Тепло на крыльях принесла. И вот на самом солнцепеке С поднятой гордо головой Расцвел подснежник голубой! | Потереть ладошки друг о друга и прикрыть ими сомкнутые глазки.
Широко открыть глаза. Поморгать глазками. | ||
Наш город | Мы в автобусе сидим, Во все стороны глядим. Глядим назад, глядим вперед, А автобус не везет... Внизу речка – глубоко, Вверху птички – высоко. Щётки по стеклу шуршат Все капельки смести хотят. Колёса закружились Вперёд мы покатились. |
Движения глазами по тексту.
| ||
Транспорт | Пролетает самолет. С ним собрался я в полет Правое крыло отвел- посмотрел, Левое крыло отвел- поглядел. Я мотор завожу И внимательно гляжу. Поднимаюсь ввысь, лечу Возвращаться не хочу. | Движения глазами вверх
Движения смотрят вправо. Движения смотрят влево. Круговые движения глазами.
Движения глазами вверх
| ||
Космос | Глаза очень любят трудиться, Они не привыкли лениться, Они смотрят влево и вправо, Вверх, вниз, снова прямо. По кругу глаза закружились, Устали и плавно закрылись. Но долго без дела не могут, Принялись вновь за работу. В другом направлении По кругу водим, Конца мы ему не находим. Кружились, кружилисьУстали. Недолго они отдыхали. Теперь будут снова трудиться, Учиться читать и считать, И новые буквы в тетради Все правильно будут писать.
|
Движения глазами по тексту.
| ||
Домашние птицы | Перед нами петушок- Он с земли зерно клюет. Слева- курица идет, Справа- уточка плывет. Сверху солнце ярко светит, Согревает всех на свете. | Дети смотрят перед собой. Движения глазами по тексту.
| ||
Домашние животные | Ослик ходит, выбирает, Что сначала съесть не знает.
Наверху созрела слива, А внизу растет крапива, Слева - свекла, справа - брюква, Слева - тыква, справа - клюква, Снизу - свежая трава, Сверху - сочная ботва. Закружилась голова, Кружится в глазах листва, Зыбрать ничего не смог И без сил на землю слег. | Дети вытягивают вперед указательный палец правой руки, свободно перемещают его и следят глазами. Посмотреть вверх. Посмотреть вниз. Движения глазами влево- вправо.
Посмотреть вниз. Посмотреть вверх. Круговые движения глазами. Закрыть глаза. | ||
Цветы | Каждый бутончик Склониться бы рад Влево и вправо, Вперед и назад. От ветра и зноя бутончики эти Спрятались живо в цветочном букете. |
Движения глазами влево- вправо. Посмотреть вдаль и на кончик носа. Сомкнуть веки.
| ||
День победы | Если дунем – улетит. Глазки вправо отведу, На часы я посмотрю. Посмотрю теперь вперед, Повторю наоборот: Глаза влево отведу На игрушки посмотрю. И так можно повторять Много – много раз подряд. Глазки я рукой закрою, А потом их вновь открою: Нет соседа – есть сосед. В чем же кроется секрет?
|
Движения глазами по тексту.
| ||
Животные жарких стран | Две проказницы – мартышки Полистать любили книжки. Потрясти их, полизать, И как будто почитать Ловко принялись за дело И очки свои надели,
К носу книжку поднесли И подальше отвели. Ничего в очках не видно! И мартышкам так обидно!
| Оттопырить уши пальцами. Взгляд вперёд. Палец правой руки вести по ладони левой руки – «читать» Образовать круги из больших и указательных пальцев обеих рук – «надеть очки» Раскрытые ладони поднести к носу. Отвести ладони вперёд. Закрыть ладонями глаза. «Собирать слёзы» в ладонь. Часто моргать | ||
Лето | Две бабочки. Две бабочки летели Друг на друга посмотрели, И к цветочку вместе полетели. | Быстро моргать глазками.
Посмотреть на кончик носа. Движения глазами влево-вправо. | ||
Насекомые | На лужайке по ромашкам Жук летал в цветной рубашке. Жу-жу-жу, жу- жу- жу, На ромашки погляжу. Я на тучке покачаюсь И на землю опускаюсь. | Движения глазами влево - вправо.
Движения глазами вверх- вниз. Круговые движения глазами. Прикрыть веки. | ||
КОМПЛЕКСЫ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА
Упражнения на укрепление глазодвигательных мышц и улучшение циркуляции крови в органе зрения
Упражнения выполняются на рабочем месте в положении «сидя», откинувшись на спинку стула.
- Смотреть прямо перед собой в течение 2-3 секунд, затем на 3-4 секунды опустить глаза вниз. Повторить упражнение в течение 20-30 сек.
2. Повороты глаз. Поднять глаза вверх, опустить вниз, отвести глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 3-4 раза.
3. Вращение глаз. Поднять глаза вверх, сделать ими круговые движения по часовой стрелке, сделать движения против часовой стрелки. Повторить 3-4 раза (длительность 15 сек.)
4. «Жмурки». Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, открыть на 3-5 сек. Повторить 4-5 раз.
5. «Погреем глазки». Потереть ладони друг о друга и легко, без усилий, прикрыть ими предварительно закрытые глаза, чтобы полностью загородить их от света (30-40 секунд). Открыть глаза.
Комплекс упражнений на укрепление глазодвигательных мышц и улучшение процесса аккомодации.
(Упражнения выполняются с шариком или с колпачком на пальце)
1. И.П.: стать прямо, шарик на указательном пальце перед глазами, на расстоянии 30 см. от глаз. На счёт 1-5 сосредоточить взгляд на шарике, на 6- шарик опустить вниз. Повторить 4-5 раз.
2. И.П.: стать прямо, шарик на указательном пальце перед глазами, на расстоянии 30 см. от глаз. На счёт 1-2 приблизить шарик к носу. Глазами прослеживать движения шарика, повторить 6-7 раз.
3. И.П.: то же. На счёт 1-2 отводить шарик вправо, влево, взором прослеживать движения шарика. Повторить 3-4 раза в каждую сторону.
4. И.П.: стать прямо, руки внизу, на указательный палец правой руки надеть шарик, левая рука свободна. На счёт 1-2 приблизить шарик к глазам, отвести на расстояние вытянутой руки вперёд. Повторить 5-6 раз.
5. Массировать веки глаз. Глаза закрыть и подушечками ладони, очень нежно касаясь, проводить по верхним векам от висков к переносице и обратно. Всего 10 раз в среднем темпе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс артикуляционных, пальчиковых и дыхательных гимнастик к лексической теме недели "Игрушки"
Комплекс артикуляционных, пальчиковых и дыхательных гимнастик к лексической теме недели "Игрушки"...
"Пальчиковая гимнастика для детей" упражнения с картинками для развития речевых способностей детей
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень...
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам недели
Картотека пальчиковой гимнастики по лексическим темам недели...
Картотека игр пальчиковой гимнастики по лексическим темам недели
комплексы пальчиковой гимнастики для развития речи детей старшего возраста...
Познавательно-речевое развитие.Мнемотаблицы по лексическим темам недель.
Коррекционная педагогика.Презентация:"Познавательно-речевое развитие.Мнемотаблицы по лексическим темам недель".Материалы из опыта работы....
Пальчиковая гимнастика "Пейзаж". Лексическая тема недели "Профессия. Художник" для детей дошкольного возраста средней группы
За окном метет метельМы займемся творчеством в этот дивный день? (ответ детей: «дааа») На планшет свою бумагу мы закрепим синююпоказываем класс обеими рука, делаем нажимы больши...