31.07.2022. Половая принадлежность (осознание себя мальчиком или девочкой) - это первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя
план-конспект занятия

Гурина Маргарита Александровна воспитатель

В число природных особенностей человека, обусловленных социальными факторами, входят те, что определяются полом.

Половая принадлежность (осознание себя мальчиком или девочкой) - это первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя.

В реальной жизни ребенок развивается как представитель определенного пола. Поэтому задача полового воспитания в семье - помочь половой идентификации ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polovoe_vospitanie.docx32.9 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЛОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Консультация для родителей

В число природных особенностей человека, обусловленных социальными факторами, входят те, что определяются полом.

Половая принадлежность (осознание себя мальчиком или девочкой) - это первая категория, в которой ребенок начинает осознавать себя.

В реальной жизни ребенок развивается как представитель определенного пола. Поэтому задача полового воспитания в семье - помочь половой идентификации ребенка.

Главнейшая же цель полового воспитания - формирование у подрастающего поколения нравственных форм в области взаимоотношений полов во всех сферах деятельности.

В раннем возрасте начинает осуществляться половая идентификация, т. е. осознание ребенком своей принадлежности к тому или иному полу и овладение одной из двух моделей полового поведения, принятых в том социальном окружении, где ребенок растет. Уже в 3 года дети начинают понимать, что пол человека определяется анатомическими особенностями строения тела. Родителям следует знать, что ребенку необходима правдивая информация о строении тела мальчика и девочки, о сходствах и различиях между ними, о неизменности пола в процессе роста и взросления человека. Буквально с момента рождения ребенка родители ориентируют его на половую роль, учат мальчика быть мальчиком, а девочку девочкой, тем самым содействуя гармоническому развитию личности. Это выражается в одежде, в подборе игрушек, в играх, которые «внедряются» взрослыми. Очень рано ребенок начинает подражать родителю своего пола, который становится для малыша своего рода образцом, эталоном. В 3 года ребенок поглощен лишь внешними различиями между полами, теми, что «лежат» на поверхности: это разница в одежде мужчин и женщин, в манере их поведения. Поэтому так необходимо, чтобы перед глазами ребенка были обе модели поведения: женская (в лице мамы, бабушки) и мужская (в лице папы, дедушки). В возрасте 4-5 лет у детей усиливается интерес к гениталиям. Они рассматривают свои половые органы, трогают их, играют с ними. Некоторые родители квалифицируют такое поведение как детскую мастурбацию и впадают в панику. Естественно, что о мастурбации говорить еще рано, время ее появления относится к периоду полового созревания у подростков. А в дошкольномвозрасте дети играют всем, что попадает в поле их зрения: руками, ногами, ну и половым органом. Иногда от игры с гениталиями ребенок получает особое (сексуальное) удовольствие. Как вести себя родителям? Главное, не показывать досаду, гнев, тем более - отвращение. Но необходимо проверять нижнее белье ребенка, следить за состоянием его половых органов. А затем переключить малыша на что-то интересное. Сексуальное любопытство детей проявляется в играх с раздеванием, с осмотром половых органов друг друга«врач» ведет прием «больных» и предлагает показать интимные места. Подобные игры и занятия - результат естественного любопытства, любознательности, насытив которые дети не возвращаются к ним. Но интерес к ним можно «подогреть» неправильной реакцией родителей: наказанием, запрещением детям играть вместе, демонстрацией отвращения. Не подходят в таких ситуациях и запугивания. В дошкольном возрасте можно говорить только о прелюдии к половому воспитанию. Если не заложить у ребенка правильного отношения к проявлениям человеческой природы, к его физиологии, то спустя годы будет трудно найти нужную ноту в разговорах с подростком о целомудрии, о безопасном сексе, об ответственности сексуальных партнеров и многих других современных проблемах воспитания. С 5-6 лет процесс полоролевогоразвития усложняется, поскольку в качестве образов для подражания дети выбирают книжных, кино- и видеогероев. Серьезную ошибку допускают родители, когда воспитывают мальчика, как девочку, а девочку, как мальчика. Негативно скажется на развитии ребенка бесполое воспитание в семье, когда родители не предпринимают усилий для формирования его полноценной половой идентичности, ошибочно считая, что это придет само собой.

Одним из важнейших вопросов остается вопрос о том, как рассказать ребенку о сексе.

Информировать ребенка в вопросах секса и полового размножения сегодня просто необходимо. Родитель должен информировать ребенка корректно и по возможности полно (с помощью тех же книг, схем, учебных фильмов, подбирать нужные слова и отсеивать избыточную информацию.

Какой бы трудный или шокирующий вопрос ни задал ребенок, никогда нельзя сердиться! Дети больше всего боятся гнева родителей.

Самый простой способ избежать при этом смущения и в то же время постепенно донести до ребенка все необходимые сведения – выдавать ему информацию маленькими порциями, выражаясь простыми честными словами, не углубляясь в дебри и не пускаясь в рассуждения.

Не следует мяться и краснеть, словно ребенок своим вопросом застал самих родителей за чем-то неприличным. Интерес ребенка - естественный, он воспринимает эту часть жизни безоценочно, а реакция взрослого окрашивает его в те или иные эмоциональные тона. Если малыш встретит негативную реакцию взрослых, то в дальнейшем будет относиться к проявлениям своей сексуальности так же - как к чему-то стыдному, плохому и грязному.

Замалчивать же эту тему, отговариваясь избитыми фразами типа«Это тебе еще рано», нельзя ни в коем случае. Потому что ребенок просто пойдет удовлетворять свое любопытство в другом месте и из других источников.

В 2-4 года ребенок обычно задает вопрос«откуда я взялся?». На это можно спокойно ответить: "Из маминого животика. Малышам там безопасно и тепло, и они вырастают у мамы под сердцем". Кроме того, ребенка стоит познакомить с конкретными названиями половых органов. На этом этапе малышу еще не нужно говорить, что у половых органов есть своя особая миссия – надо просто указать на различие полов и дать гениталиям названия.

В возрасте 4-6 лет ребенка очень интересуют физиологические различия между полами. Именно в этом возрасте дети чаще всего задают вопросы о сексе. Но вопросы эти еще размыты, неконкретны. Например, малыш может увидеть в фильме любовную сцену и спросить«Что они делают?» - на такой вопрос достаточно ответить«Они любят друг друга». Вероятнее всего, немного погодя возникнет тема «дети появляются, оттого что взрослые вот так вот любят друг друга». На такие вопросы стоит ответить просто, не вдаваясь в подробности, что от этого занятия у них появляются детки. У животных это занятие называется спаривание, у людей – любовь или секс. На этом этапе ребенок просто связывает такое вот совместное копошение с появлением потомства, ему еще неинтересно и неважно, как это происходит технически.

Важную роль в половом воспитании играет семья- отец и мать. Психологический климат в семье должен быть таким, чтобы уже с самого раннего возраста ребенок чувствовал, что хорошая семья - это основа жизненного благополучия для человека, та основа, где тебя правильнее поймут, а в случае необходимости - помогут.

Самый нужный и самый главный воспитатель - личный пример нравственности родителей.

Взаимоотношения родителей, которые каждый день видит ребенок, формируют у него представление о понятии женственности и мужественности.

Ни в коем случае нельзя забывать, что половое воспитание детей в семье является неотъемлемой частью нравственного воспитания. Оно должно помочь развивающейся личности освоить роли мальчика или девочки, юноши или девушки, а в дальнейшем - роли не только мужчины и женщины, но и мужа или жены, отца или матери в соответствии с общественно-моральными принципами.

Дошкольный возраст - это период, когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики и личности. Развитие ребенка с первых дней жизни - это развитие конкретного мальчика или девочки. Половое воспитание надо начинать c раннего возраста, когда ребенок начинает понимать окружающие его явления. Тогда понимание половых отношений останется у него на всю жизнь. Половое воспитание надо проводить постоянно, повседневно, наряду с другими сторонами воспитания, в комплексе с нравственным, трудовым, физическим, эстетическим воспитанием. Именно они дают растущему человеку представление о долге, красоте, развивают волю, способность управлять стремлениями и желаниями, в том числе и сексуальными, подчиняя их сознанию, нравственным принципам, нормам общественной морали. В самом половом воспитании важны такие факторы, как построение семейных взаимоотношений. Лишь здоровая эмоциональная семейная обстановка формирует у малыша нормальное отношение к вопросам пола и секса. Половое воспитание, это, прежде всего, формирование у ребенка правильного отношения к вопросам взаимоотношений полов. Конкретные же знания в этом вопросе дети будут приобретать по мере взросления.

Игра-презентация по гендерному воспитанию «В стране мальчиков и девочек»

Марина Петрова 
Игра-презентация по гендерному воспитанию «В стране мальчиков и девочек»

Игра – презентация по гендерному воспитанию рассчитана для детей дошкольного возраста.

Программа разработки: Power Point

Цель презентации: Формирование первичных гендерных представлений.

Задачи:

1. Формирование первичных гендерных представлений, умения видеть внешнее сходство и различие между мальчиками и девочками. Углубление представлений о круге увлечений, интересов детей в зависимости от пола.

2. Развивать классификационные умения на примере предметов одежды и предметах трудовой деятельности мужчин и женщин; умение различать индивидуальные особенности других детей. Развивать речь, воображение, фантазию, мышление.

3. Воспитывать интерес и уважительного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.

Рекомендации по использованию игры - презентации.

Игра - презентация «В стране мальчиков и девочек» выполнена в программе Power Point со звуком. Включает в себя фрагменты с использованием анимации, гиперссылки на изображения размещены в конце презентации, в презентации подобраны красочные фоны, картинки, предметы. Игра - презентация состоит из двенадцати слайдов, меняющихся с помощью щелчка. Каждый слайд презентации имеет задание, где дети в игровой форме узнают, кто такие мальчики и девочки, выбирая варианты ответов путем нажатия правой клавиши мыши.

Ход занятия:

Воспитатель: - Ребята, к нам пришла телеграмма с другой планеты.

Они пишут, что долго наблюдают, за нами-землянами, и никак не могут догадаться:

«Что любя мальчики и что любят девочки

И очень просят помочь им разобраться, и постараемся помочь в их просьбе.

Воспитатель: - Сначала, мы со всеми поздороваемся и немного поиграем.

Как вы думаете, а как поздоровались бы мальчики?

Дети:- руками, плечами.

Воспитатель: - Хорошо. а как поздоровались бы девочки?

Дети:--- поцелуйчиками, руками помахали,

Воспитатель: - Вот мы сейчас с вами поиграем в игру «Добрый день»

Проводиться игра дети приветствуют друг друга, мальчики по мужскидевочки по -женски.

Воспитатель: - Хорошо. Если вы знаете как здороваются мальчики и девочки, вы тогда должны знать - Что любят девочки? -Что любят мальчики»? .-да (ответы детей)

Воспитатель: - Мы постараемся побольше узнать и отправить эту информацию инопланетянам.

Воспитатель: - А сейчас поиграем игру (показывает 2слайд):

«Выбери, каким должен быть мальчик

(смелым, ленивым, спортивным, неуклюжим, храбрым, любознательным, сильным. жадным. преданным, трудолюбивым.)

Дети:-дети выбирают правильный ответ и объясняют, почему он так думает?

2 слайд: Нужно выполнить задание и ответить на вопрос:

«Выбери картинку«Каким должен быть мальчик

Предложено десять картинок, ребенок выбирает и нажимает на картинки. Если выбран неправильный ответ, то изображение качается со звуком стука, если нажимают на правильный ответ, то предмет передвигается, слышен звук «Аплодисменты».

Переход к следующему заданию осуществляется при помощи нажатие левой кнопки «мыши»

Воспитатель: - Верно. А вы знаете, какими должны быть девочки?

Воспитатель показывает 3 слайд, и дети нажимают на мышку и показывают нужную картинку, объясняя, почему он так думает?

(заботливая, трудолюбивая, ленивая, ласковая, нежная, трудолюбивая, капризная, завистливая. неряшливая)

3слайд: Нужно выполнить задание и ответить на вопрос:

«Выбери картинку«Какой должна быть девочка

Предложено десять картинок, нужно выбрать соответствующие картинки нажать на них. Если выбран неправильная картинка, то изображение качается со звуком стука, если нажимают на правильный ответ, слышен звук «Аплодисменты».

Воспитатель: Всё верно, молодцы! Но мы попробуем ещё лучше узнать друг друга. Сейчас ребята прочтут стихи о девочках и мальчиках. Давайте внимательно их послушаем.

(Дети читают стихи)

Воспитатель: Молодцы! В стихах, я думаю, вы услышали, чем любят заниматься девочки и мальчики. А теперь мы будем отгадывать задание на слайде (показывает 4 слайд, Чем любят заниматься девочки?» Дети нажимают на мышку и показывают нужную картинку, объясняя почему он так думает? (прыгать на скакалке, укладывать куклу спать, кормить куклу, рисовать карандашами, танцевать, делать гимнастические упражнения, стряпать из теста, кокетничать, воображать, поливать цветы т. д.)

4слайд: Нужно выполнить задание и ответить на вопрос:

«Угадай, чем любят заниматься девочки

Нужно сказать, чем любят заниматься девочки, если затрудняется, то нужно нажать на картинку «мышкой» и послушать ответ.

Воспитатель: Молодцы!. А теперь мы будем отгадывать задание на слайде (показывает 5 слайд, «Чем любят заниматься мальчики (дети нажимают на мышку и показывают нужную картинку, объясняя почему он так думает) 9 ловить рыбу, играть в футбол, строить из песка, кататься на велосипеде, играть в военные игры, маршировать, стучать на барабане и т. д.)

5слайд: Нужно выполнить задание и ответить на вопрос:

«Угадай, чем любят заниматься мальчики

Нужно сказать, чем любят заниматься мальчики, а затем нажать на картинку «мышкой» и услышать ответ.

Воспитатель:- Молодцы! Все дети любят, чтобы им дарили подарки, давайте выберем правильно«Что нужно подарить девочке показывает 6слайд и дети мышкой выбирают предмет.

6слайд: Нужно выполнить задание и ответить на вопрос:

«Угадай, что должен дарить мальчик девочке

Предложено девять картинок, из них нужно выбрать соответствующие и нажать на картинки. Если выбран неправильный ответ, то изображение качается со звуком стука, если нажимают на правильный ответ, то слышен звук «Аплодисменты».

Воспитатель: Молодцы! Дети посмотрите, у нас есть фотография с девочкой и мальчиком и нужно ее отправить инопланетянам, но на фотографии художник все перепутал. Вам задание все исправить нужно. Показывает 7 слайд. Проводиться игра «Что напутал художник» дети исправляют ошибку при помощи нажатия мышкой на картинку.

7слайд: Нужно выполнить задание и ответить на вопрос:

«Что перепутал художник?

Нужно найти ошибки и сказать: Правильно ли художник распределил предметы мальчику и девочке. Затем с помощью мышки нужно нажать на предметы и отправить их кому они принадлежат. Если выбран правильный ответ, то предмет передвигается и слышен звук ««Аплодисменты».

Воспитатель: А теперь послушайте загадки:

Ношу на голове поля,

Но это вовсе не земля.

(Шляпа)

По дороге я шёл,

Две дороги нашёл,

По обеим пошёл.

(Штаны)

Широка да тонка,

Надувает бока,

Весь день на мне ездит.

Не слезая сидит,

А ночь придёт –

Свернётся и спит.

(Рубашка)

В тёплой пещере

Два лаза,

В оба войдёшь

И выйдешь сразу,

Ходы коротки,

Не для ноги.

(Футболка)

Домики для пальчиков

Девочек и мальчиков.

Ответ(Перчатки)

Воспитатель: А теперь если вы легко справились с загадками, то выполните следующие задание:

«Выбери одежду для мальчика»,а затем «Выбери одежду ля девочки? Готовы?

Д. - Да!

8слайд: Нужно выполнить задание и ответить на вопрос:

«Найди одежду для мальчика и для девочки

Предложено разные виды одежды, нужно выбрать и одеть на девочку и мальчикасоответствующую одежду и нажать на него. Если выбран неправильный ответ, то изображение исчезает со звуком стука, если нажимают на правильный ответ, то и слышен звук «Аплодисменты».

Воспитатель: А послушайте еще загадки?

Прячется от нас с тобой

Одна куколка в другой.

На косыночках горошки.

Что за куколки? (Матрешки)

Кирпичи возьмем цветные,

Сложим домики любые,

Даже цирк для публики.

Ведь у нас есть. (кубики)

Рвутся вверх они, играют,

С тонкой нитки улетают.

Это радость детворы —

Разноцветные. (шары)

В глубь трубы всмотрись: как в сказке,

Там в узор сложились краски.

Трубочка — не микроскоп.

А цветной. (калейдоскоп)

Хоть на ножке он одной,

Крутится как заводной.

Лишь устанет — на бочок.

Яркий, озорной. (волчок)

Когда апрель берет свое,

И ручейки бегут звеня,

Я прыгаю через нее,

А она – через меня.

Скакалка

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней?

(Машина)

Воспитатель: Молодцы! А теперь переберите игрушки правильно.

9слайд: Нужно выполнить задание и ответить на вопрос:

«Выбери игрушки»

Нужно выбрать и распределить игрушки, которыми играет девочка, а которыми играет мальчик.

Воспитатель: Молодцы! А теперь нам нужно подвигаться! Ребята, а теперь я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Предметы для девочек и мальчиков». Для этого построимся в две команды – девочки и мальчики. Бегут первые игроки к столу, мальчики выбирают предмет для девочек, а девочкивыбирают предмет для мальчиков, кладёте этот предмет в корзину и возвращаетесь в свою команду. Итак, продолжают следующие игроки, пока на столе не будет ни одного предмета.

Воспитатель: Молодцы! А теперь нам нужно выполнить последнее задание.

10слайд: Нужно выполнить задание и ответить на вопрос:

«Угадай, что кому»

Предложено несколько предметов, нужно выбрать предметы, которые пригодятся девочке, а которые мальчику и нажать на них. Если выбран неправильный ответ, то изображение исчезает со звуком, если нажимают на правильный ответ, то предмет передвигается вниз и слышен звук «Аплодисменты».

Воспитатель: Молодцы! А теперь нам нужно написать письмо инопланетянам и отправить по компьютеру на электронную почту

Итак, ребята. Чем мальчики отличаются от девочек? (девочки говорят о мальчикахмальчики – о девочках) Молодцы, ребята. Мы эту презентацию отправим нашим друзьям, пусть посмотрят и поиграют и им будет все понятно. Дети отправляют презентацию.

Прикреплённые файлы:

7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Половое воспитание мальчиков и девочек".

Консультация для родителей по гендерному воспитанию мальчиков и девочек....

ПАМЯТКА «Советы педагогам по взаимодействию с мальчиками и девочками с учетом гендерной принадлежности»

ПАМЯТКА«Советы педагогам по взаимодействию с мальчиками и девочкамис учетом гендерной принадлежности»...

Статья на тему: "Половое воспитание мальчиков и девочек".

Статья на тему: "Половое воспитание мальчиков и девочек"....

"Поддержка успешности в освоении гендерной принадлежности в стране мальчиков и девочек"

Занятие для средней группы. С помощью этого  занятия дети продолжают усваивать гендерную принадлежность. Для воспитателей, может быть, как занятие эксперимент, определяющий уровень успешности в о...

ПАМЯТКА «Советы педагогам по взаимодействию с мальчиками и девочками с учетом гендерной принадлежности»

ПАМЯТКА«Советы педагогам по взаимодействиюс мальчиками и девочкамис учетом гендерной принадлежности»...

Почему ребенок начинает плохо себя вести

Ребёнок, так же, как и взрослый тоже утомляется и устаёт. И от детского коллектива, и от требований которые предоставляются в дошколь-ном учреждении. Поэтому ребёнку необходимо обеспечить на некоторое...