Консультация "Приемы и методы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Как научить ребенка одеваться и раздеваться"
консультация (младшая группа)

 Ахадова Севиндж
Данный материал в помощь педагогам ДОУ и родителям. Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание гигиенических навыков-опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.
Для того, чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастные особенности детей...
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odevanie_i_razd.detey_.docx27.47 КБ

Предварительный просмотр:


          Приемы и методы воспитания культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. Как научить ребенка одеваться и раздеваться.

Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.

Воспитание гигиенических навыков включает широкий круг задач,  и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей.

К методам формирования гигиенических навыков можно отнести:

  • Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур;
  • Пример взрослого;
  • Приучение, упражнение;
  • Создание воспитывающих ситуаций;
  • Поощрение помогает ребенку утвердится поверить в свои силы(особенно в освоение новых навыков);
  1. Показ и объяснение .

В младшей группе показ должен сопровождаться пояснением, причем необходимо четко делить новое действие на операции, выделяя сначала наиболее важное, а потом незначительное.

Объяснение нового действия дается очень подробно, затем постепенно сужается и сводится к напоминанию правила, которое может быть обращено ко всем или отдельным детям. Напоминание может быть косвенным (воспитатель заранее выражает желание в том, что дети правильно выполняют задание и вскользь напоминает требование) и прямые.

  1. Упражнение и контроль .

Упражнение: без него ни один навык не может быть сформирован, т.к. только в активной деятельности каждого ребенка создаются и закрепляются динамические стереотипы.

Контроль очень важен на начальной стадии формирования навыков. Следует проверять, как выполнены отдельные действия или задания в целом. Отсутствие контроля ведет к формированию у детей лишь отдельных навыков.

  1. Пример взрослых 

 Нужно постоянно помнить о том, что дети в этом

возрасте очень наблюдательны и склонны к подражанию поэтому воспитатель должен быть для них образцом. Пример может быть прямым («делай, как я!») и косвенным (воспитатель использует различные формы, которые вызывают интерес у детей, привлекают их внимание)

  1. Игровые приемы 

 Позволяют воспитателю, с одной стороны, скрыть

свою педагогическую позицию, а с другой – более активно воздействовать на малыша.

 Дидактические игры, упражнения, игровые ситуации, Навыки культуры еды и поведение за столом

  • Д/У «Расскажем Хрюше, как нужно правильно кушать»
  • Д/У «Поможем зверушкам накрыть стол к обеду»
  • «Как мама учила правильно Мишку кушать»
  • «как Мишка учился кушать вилкой»
  •  «Мишка пригласил в гости зайку и ежика»
  • «Угостим кукол чаем»
  •  «Мы готовим обед»
  •  «Накроем на стол»
  • «День рождение у куклы Маши»»
  • Навыки самообслуживания.

Одевание-раздевание

  • Д/и «оденем куклу на прогулку», «разденем куклу после прогулки».
  • «Сделаем из носочка гармошку»,
  •  «Покажем кукле, где лежат наши вещи»
  •          Д/у «Туфельки поссорились- подружились»,
  • Д/У «Уложим куклу спать»
  • Д/У «Поучим зверюшек застегивать пуговицы»
  • Д/У «Покажем как нужно складывать одежду перед сном»,
  • «Научим Мишку складывать свою одежду в раздевальном шкафчике»
  • «как петушок разбудил  утром детей»
  •  «Как мы помогли кукле собраться в гости к Мишке»
  • «Приведи куклу в порядок»
  • «Оденемся на прогулку»
  • «Такие разные носочки»
  • «Найди пару»
  • «Уложим куклу спать»
  •  Навыки мытья рук и умывание
  • Д/у «Как мы моим ладошки и отжимаем ручки»
  • Д/У «Научим Мишку правильно умываться»,
  •  «Покажем Мишке как вытирать руки и лицо полотенцем»
  •  «Вымой руки»
  • «Умывалочка»
  • «Сделаем лодочки»
  •  «Мыльные перчатки»
  •  «Водичка- водичка»

 Использование иллюстраций, художественного слова, фольклора,

книг,беседы.

  • Навыки культуры еды и поведение за столом
  • Чтение потешки: «Ладушки, ладушки»,
  • «Умница, Катенька»
  • «Идет коза рогатая»
  •  «Пошел котик на торжок»
  • «Кисонька-мурысонька»
  • З  Александрова «Вкусная каша»
  • Чтение потешки «Уж я Танечке пирог испеку»
  • Е. Благинина «Аленушка
  • Чтение: С. Капутикян «Кто скорее допьет», «Маша обедает»
  • Навыки самообслуживания

                           Одевание-раздевание

  • Чтение: потешка «Наша Маша маленька»,
  • З. Александрова «Катя в яслях»
  • Чтение З.А Александрова «Мой Мишка»
  • Н. Павлова «Чьи башмачки
  • И .Муравейка «Я сама»,

Навыки мытья рук и умывание

  • Рассматривание картинок «Дети моют руки»
  • , «Мама моет дочку». Беседа по ним.
  • Рассматривание картинок «Девочка чумазая»,
  • «Девочка аккуратная»
  • Чтение потешки «Водичка, водичка…»
  • К. Чуковский «Мойдодыр»
  • Е. Благинина «Аленушка»
  • С. Капутикян «Хлюп-хлюп»
  • Г .Лагздынь «Лапки

5.  Индивидуальная работа

Индивидуальная работа с каждым ребенком, учет уровня его развития и темпов овладения культурно-гигиеническими навыками;

6. Предметно-пространственная развивающая среда

7. Работа с семьей

Следующее условие, необходимое для успешного гигиенического воспитания – единство требований со стороны взрослых. Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, помощником воспитателя и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.

Формы работы с родителями

  • Родительские собрания
  • Анкетирование
  • Индивидуальные консультации

Как одеваться и раздеваться ребенку.

          Алгоритм раздевания перед сном

1. Поставить стул на ковер.
2. Снять сандалии, поставить их рядом со стулом.
3. Снять носки, вывернуть их на правую сторону. Повесить носки на
   спинку стула.
4. Снять шорты , платье, юбку или брюки положить их на спинку стула,
   расправить.
5. Расстегнуть пуговицы на кофте, рубашке. Снять ее, повесить на спинку
   стула, расправить.
6. Проверить аккуратно ли лежат вещи.
7.  Надет сандалии.
8.  Пройти в спальную комнату.

Одеваться в обратном порядке.

                  Содержание в порядке одежды и обуви.

- Приучать детей самостоятельно одеваться, обуваться, воспитывать навыки самообслуживания.
- Формировать у детей умение доставать одежду из шкафчика и убирать ее на место после раздевания, аккуратно все складывать.
- Воспитывать умение спокойно вести себя в раздевальной комнате.
- Приучать детей следить за своим внешним видом, своевременно приводить себя в порядок, воспитывать опрятность, самостоятельность;
- Совершенствовать умение правильно размещать свои вещи в кабинки.

                 

            Переодевание нужно сделать
                    интересным.

   В домашних условиях переодевание можно и очень нужно сделать интересным. Тогда ребенок сам добровольно, без уговоров начнет примерит
все, что ему интересно. Тут родителям помогут старые вещи старших детей в семье. Разноцветные футболки, кофты, платья, брюки привлекают внимание.
  А если родители включать фантазию, то тогда переодевание может превратиться в настоящий праздник для малыша. Для
интересного переодевания нужны настоящие костюмы! Для создания домашнего парка костюмов вполне годятся старые мамины и папины вещи, куски тюля, вышедшее из употребления постельное белье, панамы, старые носки, колготы. Немного облагородив эти немудренные вещи, можно изготовить не только целый арсенал для тренировки моторики и мышечной
памяти, но и бесконечно разнообразить  детские домашние игры, ведь все малыши - и мальчики, и девочки - большие любители перевоплощений.
Ребенка даже не нужно будет заставлять переодеваться, он по собственной инициативе по нескольку раз в день станет одеваться и раздеваться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цикл мероприятий по формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему «Учимся одеваться и раздеваться»

Цикл мероприятий по  формирование культурно - гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста на тему: «Учимся одеваться и  раздеваться» включает в себя:1....

Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

В работе представлены методы  и приемы по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания  и детей младшего дошкольного возраста....

Авторская программа "Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста" (3–4 года) по ФГОС -воспитателя II младшей группы Мишиной Т.А.. ________________________________________

Пояснительная запискаКультурно-гигиенические навыки очень важная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви, она продиктована не тольк...

Конспект ОД по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста «Научим Хрюшу мыть руки»

Цель занятия: формировать культурно- гигиенические навыки детей во время мытья рук.Задачи:Образовательные: закреплять знания и умения детей в процессе мытья рук; в знании предметов туалета и их назнач...

Роль игровых методов и приемов в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию.Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки...

Конспект занятия по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста. «Научим куклу Олю умываться»

конспект игровой образовательной ситуации по формированию культурно-гигиенических навыков...