Глоссарий
учебно-методический материал

Кулакова Надежда Андреевна

Тема самообразования: "Дидактическая игра как средство ознакомления детей с животным миром"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glossariy.docx24.91 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра

одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них – обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок.

Животный мир

  исторически сложившаяся совокупность животных всей Земли или ее произвольно выбранной части. Животный мир составляют сообщества диких животных, обитающих в естественных условиях на суше, в воде, почве и постоянно или временно населяющих определенную территорию или акваторию.

Игра

одно из важных средств познания окружающего мира. Это сложная, внутренне мотивированная, но в то же время легкая и радостная для ребенка деятельность.

Младший дошкольный возраст

период является для ребёнка важным и ответственным периодом из-за целого ряда новообразований, возникающих на фоне расширения кругозора и формирования основ мировоззрения маленького человека. Волнообразный характер развития навыков и умений продолжает сохраняться, однако, сформированные умения уже достаточно устойчиво закрепляются в сознании малыша.

Обучение

целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Познавательное развитие

развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира

Образование

единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Мышление

это высшая форма познавательной деятельности человека, социально обусловленный психический процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности, процесс поисков и открытия существенно нового.

Игровые действия

это действия свободные от операционно-технической стороны, это действие со значениями, они носят изобразительный характер.

Умственное развитие

это процесс формирования интеллектуальных сил и познавательных процессов человека, происходящий в результате всей суммы жизненных влияний и воздействий.

Амплификация

методика, в основе которой лежат игры и сказки, соответствующие развитию малыша. Они должны быть направлены на развитие личностных качеств, индивидуальности и умственных способностей.

Воспитанники

лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации.

Развивающая предметно-пространственная среда

часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Педагогическая задача

задание, формулируемое педагогом и направленное на формирование определенных позитивных свойств личности воспитанника или группы воспитанников. Подразделяются на собственно педагогические задачи и функционально-педагогические. Первые связаны с изменением личности воспитанника, переводом ее из одного состояния в другое, более высокое по уровню воспитанности, обученное™, развитости; вторые (функционально-педагогические) — связаны с выбором форм, методов и средств реализации первых, собственно педагогических задач.

Занятие

форма организации обучения, осуществляемая под руководством педагога в точно установленное время, с постоянным составом детей, в ходе которой решаются дидактические задачи, вытекающие из целей обучения.

Методы обучения

система последовательных, взаимосвязанных действий педагога и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей обучающихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения. Метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия субъектов обучения.

Мотивация

вся совокупность стойких мотивов, побуждений, определяющих содержание, направленность и характер деятельности личности, ее поведения.

Педагогика

(греч. paidagogiketeachne, букв. — «детоводческое» мастерство, от pais, род. падеж от paidos — дитя, ребенок, и ago — веду) — отрасль науки, раскрывающая сущность, закономерности образования, роль образовательных процессов в развитии личности, разрабатывающая практические пути и способы повышения их результативности.

Средства обучения

материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития

Средний дошкольный возраст

период развития ребенка, охватывающий временной промежуток от четырех до пяти лет, характеризующийся проявлением любознательности и активности в различных направлениях деятельности.

Формирование

специально организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом совокупности факторов.

Игры с правилами

особая группа игр, специально созданных народной или научной педагогикой для решения определенных задач обучения и воспитания детей. Это игры с готовым содержанием, с фиксированными правилами, являющимися непременным компонентом игры.

Игровые действия

одно из основных средств реализации сюжета игры.

Содержание игры

это то, что воспроизводится ребенком в качестве центрального и характерного момента деятельности и отношений между взрослыми в их бытовой, трудовой, общественной деятельности.

Обучающая задача

задача обучающего характера, характерная для дидактических игр, которой руководствуются взрослые, создавая ту или иную игру, но облекают ее в занимательную для детей форму.

Правила игры

это правила, которые ребенок создает сам для себя, для внутреннего самоограничения.

Мотив

игровое действие, которое возникает на основе потребностей в освоении предметного мира.

Воспитанники

лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации.

Игровая деятельность

естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым

Формирование

Процесс целенаправленного и организованного овладения социальными субъектами целостными, устойчивыми чертами и качествами

Образование

универсальный способ трансляции исторического опыта, дар одного поколения другому; это общий механизм социального наследования; механизм связывания людей и способа их жизни; передача и сохранение норм, ценностей общей жизни во времени

Воспитание

как социальное явление заключается в подготовке подрастающего поколения к жизни. Воспитание в педагогическом смысле — это специально созданные условия, содействующие развитию ребенка (Т. М. Бабунова)

Развитие

процесс количественных и качественных изменений, происходящих под влиянием различных факторов, в том числе и воспитания (Т. М. Бабунова)

Формирование

специально организованное управление всей жизнедеятельностью ребенка с учетом совокупности факторов. (Т. М. Бабунова)

Обучение

специально организованный процесс взаимодействия воспитателя с детьми, направленный на передачу информации, ее переработку и создание новой. Важным при этом является воспитание положительного отношения к процессу познания, формирования специальных умений и навыков работы с информацией, социально-нравственных привычек (Т. М. Бабунова)

Ознакомление

общедидактический метод обучения, применяемый учащимися в ходе изучения иноязычного материала. Ему соответствует метод показа, которым пользуется преподаватель в ходе урока.

Социализация

(от лат. "социум" — общественность) – процесс усвоения индивидом социально-культурного опыта — трудовых навыков, знаний, норм, ценностей, традиций, накапливаемых от поколения к поколению; процесс включения индивида в систему общественных отношений, формирования у него социальных качеств

Индивидуализация

(от лат. "неделимо") — процесс порождения и осознания индивидом собственного опыта, в котором он признает себя в качестве субъекта, свободно определяющего и реализующего собственные цели, добровольно возлагающего на себя ответственность за результаты как следствие своей целенаправленной деятельности

Качество дошкольного образования

 

определяется предоставлением возможности выбора для ребенка "индивидуального образовательного маршрута" на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми

Образованность

степень развитости способностей личности к самостоятельному решению проблем в разных сферах жизнедеятельности на основе использования культурного и исторического опыта (элементарная грамотность и компетентность)

Компетентность

комплексная характеристика личности, отражающая результат субъективированного (через себя) освоения знаний, умений, навыков, отношений, проявляющихся в готовности и способности принимать ответственные решения в социально-ориентированной деятельности (социальная, коммуникативная, информационная, деятельностная, здоровьесберегающая)

Портфолио ребенка

 

целенаправленный сбор информации о ребенке, которая комплексно отражает его усилия, успехи и достижения в разных сферах развития


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГЛОССАРИЙ

ГЛОССАРИЙ Образование   универсальный способ трансляции исторического опыта, дар одного поколения другому; это общий механизм социального наследования; механизм связывания людей и...

Глоссарий

Значение слов...

Глоссарий ФГОС

Глоссарий - основные понятия и категории ФГОС...

Глоссарий для педагогов.

Глоссарий для педагогов по ФГОС....

Глоссарий

Список литературы, который позволит познакомится с темой "литературное развитие детей дошкольного возраста"...

Глоссарий

Глоссарий по теме «Формирование основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста» с указанием авторов....