Формирование трудолюбия - основа формирования личности
консультация (старшая группа)

Юшкова Наталья Евгеньевна

 

Юшкова Наталья Евгеньевна

                              воспитатель БДОУ города Омска                                                                                                

 «Детский сад № 339 общеразвивающего вида»

 

«…Воспитать любовь к труду невозможно, если ребёнок не почувствует красоты человеческих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалась на трудовом успехе»

                                                                              (В. А. Сухомлинский)

 

Формирование трудолюбия – основа формирования личности.

    Труд это основа жизни человека. Благодаря труду, человек выживал в трудных условиях, учил трудиться своих детей, воспитывал в них уважение к труду. До наших дней дошли такие пословицы, как «Без труду, не выловишь рыбку из пруда»,  «Делу время, потехе час» и т.д.  Поэтому, с детских лет нужно прививать в ребенке любовь к труду, воспитывать  уважение к труду близких, учить добиваться своих маленьких трудовых целей. Педагог дошкольного образования в своей деятельности руководствуется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  , в котором обозначено, что на этапе завершения дошкольного образования у ребенка должны быть сформированы установки положительного отношения к окружающему миру, в том числе и к разным видам труда. [1, стр. 42]

Труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

1. Самообслуживание - это трудовые действия ребенка, направленные  на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Осознанность своих действий и качество самообслуживания в каждом возрасте разные, поэтому при оценке педагогу это необходимо учитывать. Трудовые действия ребенка по самообслуживанию меняются на всех возрастных этапах. С каждым возрастом появляются новые и новые приобретаемые трудовые действия. Все действия постепенно складываются в определенную трудовую цепочку – пришел в детский сад, вытер обувь, снял обувь, поставил на место, прошел в раздевалку, поздоровался, открыл шкафчик, одежду аккуратно повесил, одел одежду, которую носит в группе, одел вторую обувь и т.д. Так же необходимо воспитывать в детях бережное отношений к вещам, не рвать одежду, не пачкать, складывать ее аккуратно, аккуратно мыть руки и т.д. Что касается старших дошкольников, то их содержание труда по самообслуживанию немного меняется – это может быть помощь педагогу в подготовке своего рабочего места, дежурства по группе, дежурство в уголке природы, быть ответственным за определенные вещи, игрушки. 

2. Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который должен усвоит ребенок дошкольного возраста. Под этим видом труда для дошкольника понимается – помощь в уборке помещения, помощь в мытье посуду, помощь в стирке и т.д. Данный вид труда иметь общественную и социальную направленность. Ребенок учится аккуратности, чистоте, порядку. Эти навыки можно использовать и в самообслуживании. Хозяйственно- бытовой труд у детей особо распространен в семье, т.к. там они с этим видом труда сталкиваются постоянно. 

3. Особым видом труда дошкольника является труд в природе. Большое удовольствие дети получают от работы на свежем воздухе, от работы в саду, на даче, огороде, приусадебном участке. Им интересно как растет дерево, как появляются ягоды, как цветут цветы. Их интересует все. Поэтому они с огромным удовольствием поливают цветы, садят семена в землю, разрыхляют и удобряют почву, ухаживают за животными . Труд в природе благотворно влияет на интеллектуальное, нравственное, физическое, эстетическое развитие ребенка. Дает ему много познаний, умений, навыков, закладывает основы экологического воспитания и образования.

4. Ручной и художественный труд – это труд, который направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Для ребенка данный вид труда очень важен как результат своей продуктивной деятельности. Реализовываясь в своих работах, поделках, рисунках и т.д., ребенок развивает творчество, фантазию, мелкую моторику, словарный запас и т.д. Так же он учится усидчивости, внимательности, терпению, настойчивости, умению доводить дело до конца, добиваться своей цели.  Все это необходимо прививать уже с младших групп  детского сада.

Ребенок  все, что  видит и слышит, запоминает мгновенно. На этом этапе очень важно взаимодействие педагога и родителей.  Действуя в одиночку, педагог не сможет заложить в ребенка основы трудолюбия. Для ребенка нужен наглядный пример, и если родители принимают  участие в этом, тогда достигается цель формирования трудолюбия в ребенке. Наблюдая за трудом взрослых, родителей, бабушек, дедушек – ребенок сам начинает принимать непосредственное участие в трудовом процессе.  Ему хочется самому подмести пол, вытереть пыль, прополоть траву, помыть посуду  и т.д. Взрослому необходимо набраться терпения, поощрять ребенка, дать ему свободу действий и  поправлять его, если ребенок что-то делает неправильно. ФГОС ДО ставит перед педагогами  цели,  сформировать у ребенка четкие представление о труде, о важности и необходимости труда в жизни, получение образования, которые необходимы для осуществления трудовой деятельности, умений навыков и т.д. Поэтому в общеобразовательную программу ДОУ мы включаем специальные тематические недели. Посвященные  профессиям, их видам и важности. Мы  читаем книги, просматриваем определенные фильмы и мультфильмы,  играем в сюжетно ролевые игры. Наглядный пример, внедрение НОД с целью формирования трудолюбия – все это способствует развитию положительного и познавательного отклика у ребенка к трудовой деятельности. [7]

Труд человека присутствует в каждой секунде его жизни. Мы встаем с постели, чистим зубы, умываемся, одеваемся, выходим на улицу и т.д. Вся наша жизнь состоит из труда. Формируя у маленьких детей любовь к труду, необходимо напоминать им о том, что они тоже трудятся, развивая у них только положительные эмоции. Необходимо помнить, что трудолюбие закладывается у дошкольника через игровую деятельность, через учение, через социально- бытовой труд, через творчество и т.д. Способность к труду  воспитывается с раннего детства. Ребенка в процесс труда необходимо вводить творчески, проявляя игровую инициативу, не забывая терпеливо ему показывать и объяснять каждое действие, хвалить его за любой результат. [2, стр. 83]

      При обучении детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда,  также санитарно-гигиенические требования к его организации. Формируя у детей дошкольного возраста трудовые навыки педагог тем самым формирует у них самостоятельность, желание сделать все самому, добиться положительного результата, гордиться своей работой.  Развивая в ребенке любовь к трудовой деятельности, решается такая задача, как умение работать в коллективе, в команде. Данные процесс проходит поэтапно, постепенно дети в процессе труда привыкают работать в группах, учатся слышать и слушать друг друга, помогают детям, которые не справляются. Формируется коллективная ответственность за общее дело, взаимопомощь, умение достичь цели благодаря общим усилиям. [4, стр. 139]

Таким образом, особенности развития трудовой деятельности в дошкольном возрасте следующие:

– формируется осознание необходимости выполнять элементарные трудовые и бытовые навыки, исходя из их личной и общественной значимости;

– происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;

– формируются и усложняются культурно-гигиенические навыки, ребенок начинает соблюдать их по собственной инициативе;

– складываются первые трудовые привычки.

Для достижения наилучших результатов в трудовой деятельности у детей, в  нашем дошкольном учреждении проводится  систематическая планомерная работа. Используются различные средства: проводится работа по овладению детьми базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях.

Всю работу по развитию у дошкольника трудовых качеств,  проводим  в тесном сотрудничестве  с родителями, беседуем о достижениях и проблемах детей, с учётом индивидуальных особенностях каждого ребёнка, рекомендуем  родителям придерживаться трудового  воспитания в семейной обстановке.

Также ведется работа по развитию умения самостоятельно проявлять инициативу и активно участвовать в разных видах деятельности, самостоятельно использовать полученные знания, умения и навыки в разных условиях. Проводится организация предметно-развивающей среды и ее постоянное обновление. Проводятся мероприятия с педагогами, психологом, музыкальным  работником; театральные постановки, выставки художественных и творческих работ детей, организуются концерты и соревнования, совместные занятия с родителями.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асланова, З.М. Развитие трудолюбия у детей дошкольного возраста [Текст] / З.М. Асланова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 9. – С. 74-4;.
  2.  Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика - педагогика развити. [Текст] / Т.М. Бабунова – Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2014. – 251 с;
  3.  Васильева, М.А. Трудовое воспитание [Текст] / М.А. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. – С. 18;
  4. Вяповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Вяповаленко – М. : Гардарики, 2010. - 349 с;
  5. Киселева, Г.М. Трудовые поручения и их роль в воспитании положительного отношения к труду у детей дошкольного возраст [Текст] / Г.М. Киселева // Дошкольное воспитание. – 2014.- №11.- С. 112-119;
  6. Климон, Н. Л. Влияние семьи на формирование социальнобытовых навыков у дошкольников [Текст] // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина . 2010. №1. С.78-88;
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aksiologicheskie_chteniya.docx26.65 КБ

Предварительный просмотр:

Брунчукова Вероника Сергеевна

Юшкова Наталья Евгеньевна

воспитатели БДОУ города Омска                                                                                                

 «Детский сад № 339 общеразвивающего вида»

«…Воспитать любовь к труду невозможно, если ребёнок не почувствует красоты человеческих отношений. В трудовой деятельности народ видит важнейшее средство самовыражения, самоутверждения личности. Без труда человек становится пустым местом. Важная воспитательная задача в том, чтобы чувство личного достоинства, личной гордости каждого воспитанника основывалась на трудовом успехе»

                                                                              (В. А. Сухомлинский)

Формирование трудолюбия – основа формирования личности.

    Труд это основа жизни человека. Благодаря труду, человек выживал в трудных условиях, учил трудиться своих детей, воспитывал в них уважение к труду. До наших дней дошли такие пословицы, как «Без труду, не выловишь рыбку из пруда»,  «Делу время, потехе час» и т.д.  Поэтому, с детских лет нужно прививать в ребенке любовь к труду, воспитывать  уважение к труду близких, учить добиваться своих маленьких трудовых целей. Педагог дошкольного образования в своей деятельности руководствуется Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования  , в котором обозначено, что на этапе завершения дошкольного образования у ребенка должны быть сформированы установки положительного отношения к окружающему миру, в том числе и к разным видам труда. [1, стр. 42]

Труд детей дошкольного возраста делится на четыре вида:

1. Самообслуживание - это трудовые действия ребенка, направленные  на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Осознанность своих действий и качество самообслуживания в каждом возрасте разные, поэтому при оценке педагогу это необходимо учитывать. Трудовые действия ребенка по самообслуживанию меняются на всех возрастных этапах. С каждым возрастом появляются новые и новые приобретаемые трудовые действия. Все действия постепенно складываются в определенную трудовую цепочку – пришел в детский сад, вытер обувь, снял обувь, поставил на место, прошел в раздевалку, поздоровался, открыл шкафчик, одежду аккуратно повесил, одел одежду, которую носит в группе, одел вторую обувь и т.д. Так же необходимо воспитывать в детях бережное отношений к вещам, не рвать одежду, не пачкать, складывать ее аккуратно, аккуратно мыть руки и т.д. Что касается старших дошкольников, то их содержание труда по самообслуживанию немного меняется – это может быть помощь педагогу в подготовке своего рабочего места, дежурства по группе, дежурство в уголке природы, быть ответственным за определенные вещи, игрушки.  

2. Хозяйственно-бытовой труд - это второй вид труда, который должен усвоит ребенок дошкольного возраста. Под этим видом труда для дошкольника понимается – помощь в уборке помещения, помощь в мытье посуду, помощь в стирке и т.д. Данный вид труда иметь общественную и социальную направленность. Ребенок учится аккуратности, чистоте, порядку. Эти навыки можно использовать и в самообслуживании. Хозяйственно- бытовой труд у детей особо распространен в семье, т.к. там они с этим видом труда сталкиваются постоянно.  

3. Особым видом труда дошкольника является труд в природе. Большое удовольствие дети получают от работы на свежем воздухе, от работы в саду, на даче, огороде, приусадебном участке. Им интересно как растет дерево, как появляются ягоды, как цветут цветы. Их интересует все. Поэтому они с огромным удовольствием поливают цветы, садят семена в землю, разрыхляют и удобряют почву, ухаживают за животными . Труд в природе благотворно влияет на интеллектуальное, нравственное, физическое, эстетическое развитие ребенка. Дает ему много познаний, умений, навыков, закладывает основы экологического воспитания и образования.

4. Ручной и художественный труд – это труд, который направлен на удовлетворение эстетических потребностей человека. Для ребенка данный вид труда очень важен как результат своей продуктивной деятельности. Реализовываясь в своих работах, поделках, рисунках и т.д., ребенок развивает творчество, фантазию, мелкую моторику, словарный запас и т.д. Так же он учится усидчивости, внимательности, терпению, настойчивости, умению доводить дело до конца, добиваться своей цели.  Все это необходимо прививать уже с младших групп  детского сада.

Ребенок  все, что  видит и слышит, запоминает мгновенно. На этом этапе очень важно взаимодействие педагога и родителей.  Действуя в одиночку, педагог не сможет заложить в ребенка основы трудолюбия. Для ребенка нужен наглядный пример, и если родители принимают  участие в этом, тогда достигается цель формирования трудолюбия в ребенке. Наблюдая за трудом взрослых, родителей, бабушек, дедушек – ребенок сам начинает принимать непосредственное участие в трудовом процессе.  Ему хочется самому подмести пол, вытереть пыль, прополоть траву, помыть посуду  и т.д. Взрослому необходимо набраться терпения, поощрять ребенка, дать ему свободу действий и  поправлять его, если ребенок что-то делает неправильно. ФГОС ДО ставит перед педагогами  цели,  сформировать у ребенка четкие представление о труде, о важности и необходимости труда в жизни, получение образования, которые необходимы для осуществления трудовой деятельности, умений навыков и т.д. Поэтому в общеобразовательную программу ДОУ мы включаем специальные тематические недели. Посвященные  профессиям, их видам и важности. Мы  читаем книги, просматриваем определенные фильмы и мультфильмы,  играем в сюжетно ролевые игры. Наглядный пример, внедрение НОД с целью формирования трудолюбия – все это способствует развитию положительного и познавательного отклика у ребенка к трудовой деятельности. [7]

Труд человека присутствует в каждой секунде его жизни. Мы встаем с постели, чистим зубы, умываемся, одеваемся, выходим на улицу и т.д. Вся наша жизнь состоит из труда. Формируя у маленьких детей любовь к труду, необходимо напоминать им о том, что они тоже трудятся, развивая у них только положительные эмоции. Необходимо помнить, что трудолюбие закладывается у дошкольника через игровую деятельность, через учение, через социально- бытовой труд, через творчество и т.д. Способность к труду  воспитывается с раннего детства. Ребенка в процесс труда необходимо вводить творчески, проявляя игровую инициативу, не забывая терпеливо ему показывать и объяснять каждое действие, хвалить его за любой результат. [2, стр. 83]

      При обучении детей трудовым умениям, воспитатель должен учитывать особенности их возраста, доступность предлагаемого содержания труда,  также санитарно-гигиенические требования к его организации. Формируя у детей дошкольного возраста трудовые навыки педагог тем самым формирует у них самостоятельность, желание сделать все самому, добиться положительного результата, гордиться своей работой.  Развивая в ребенке любовь к трудовой деятельности, решается такая задача, как умение работать в коллективе, в команде. Данные процесс проходит поэтапно, постепенно дети в процессе труда привыкают работать в группах, учатся слышать и слушать друг друга, помогают детям, которые не справляются. Формируется коллективная ответственность за общее дело, взаимопомощь, умение достичь цели благодаря общим усилиям. [4, стр. 139]

Таким образом, особенности развития трудовой деятельности в дошкольном возрасте следующие:

– формируется осознание необходимости выполнять элементарные трудовые и бытовые навыки, исходя из их личной и общественной значимости;

– происходит осознание нравственных норм, определяющих поведение в бытовой деятельности;

– формируются и усложняются культурно-гигиенические навыки, ребенок начинает соблюдать их по собственной инициативе;

– складываются первые трудовые привычки.

Для достижения наилучших результатов в трудовой деятельности у детей, в  нашем дошкольном учреждении проводится  систематическая планомерная работа. Используются различные средства: проводится работа по овладению детьми базовыми умениями и навыками в разных играх и упражнениях.

Всю работу по развитию у дошкольника трудовых качеств,  проводим  в тесном сотрудничестве  с родителями, беседуем о достижениях и проблемах детей, с учётом индивидуальных особенностях каждого ребёнка, рекомендуем  родителям придерживаться трудового  воспитания в семейной обстановке.

Также ведется работа по развитию умения самостоятельно проявлять инициативу и активно участвовать в разных видах деятельности, самостоятельно использовать полученные знания, умения и навыки в разных условиях. Проводится организация предметно-развивающей среды и ее постоянное обновление. Проводятся мероприятия с педагогами, психологом, музыкальным  работником; театральные постановки, выставки художественных и творческих работ детей, организуются концерты и соревнования, совместные занятия с родителями.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Асланова, З.М. Развитие трудолюбия у детей дошкольного возраста [Текст] / З.М. Асланова // Дошкольное воспитание. - 2016. - № 9. – С. 74-4;.
  2.  Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика - педагогика развити. [Текст] / Т.М. Бабунова – Магнитогорск : Изд-во МаГУ, 2014. – 251 с;
  3.  Васильева, М.А. Трудовое воспитание [Текст] / М.А. Васильева // Дошкольное воспитание. - 2015. - №4. – С. 18;
  4. Вяповаленко, И.В. Возрастная психология [Текст] / И.В. Вяповаленко – М. : Гардарики, 2010. - 349 с;
  5. Киселева, Г.М. Трудовые поручения и их роль в воспитании положительного отношения к труду у детей дошкольного возраст [Текст] / Г.М. Киселева // Дошкольное воспитание. – 2014.- №11.- С. 112-119;
  6. Климон, Н. Л. Влияние семьи на формирование социальнобытовых навыков у дошкольников [Текст] // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина . 2010. №1. С.78-88;
  7. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155. [Электронный ресурс] URL: http://elib.bspu.by/handle/doc/3575 .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Физическое развитие и здоровье ребенка – основа формирования личности»

Ребенку дошкольного возраста жизненно необходимо активное физическое движение. Потребность в движении – одна из витальных потребностей: от движения дети получают удовольствие. Оно рассматривается как ...

Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации федеральных государственных требований

Особое значение для педагога приобретают профессиональная гибкость способность адаптироваться к социальным переменам, готовность к успешному решению профессиональных задач в новых условиях. Проф...

"Требования к личности воспитателя на основе формирования компетенций в условиях реализации ФГТ"

 В ряду важнейших требований к личности воспитателя ДОУ находится ее направленность (четкое разграничение понятий добро - зло, нравственно- безнравственно). Воспитатель должен знать о хара...

Консультация для родителей "Семейное воспитание как основной фактор формирования нравственной основы личности".

Важнейшая социальная функция семьи – воспитание и развитие детей, социализация подрастающего поколения. Воспитательный потенциал семьи включает в себя не только ее возможности в сфере духовно – практ...

“Экологическое образование дошкольников как основа формирования нравственно-этических отношений личности”.

laquo;Заставить полюбить природу нельзя,но помочь полюбить можно».Н.И. Сладков. Экологическое образование – это основа национальной безопасности нашей Родины. Это  работа ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ « Формирование и развитие элементарных математических представлений как основа формирования саморазвивающейся личности»

Формирование элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждени...

Формирование трудолюбия – основа формирования личности.

Брунчукова Вероника СергеевнаЮшкова Наталья Евгеньевнавоспитатели БДОУ города Омска...