Теоретические основы особенностей адаптационной среды.
консультация (младшая группа)

Чёткая, профессионально слаженная работа педагогов, медиков и родителей - залог оптимального течения адаптации детей раннего возраста в детском саду. Обязательным фактором успешного течения адаптации детей и родителей к среде ДОУ являются профессионализм и компетентность педагогического коллектива.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx16.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема адаптации ребёнка раннего возраста достаточно широко представлена в психологических и педагогических исследованиях отечественных и зарубежных учёных: Н.И Аксариной, Р.В.Тонковой-Ямпольской, Н.Д.Ватутиной, А.А Солнцева, М.Руттера, А.И.Баркана, где вопрос адаптации рассматривается как один из важнейших аспектов развития личности на начальном этапе её становления. Эта проблема активно разрабатывается в психологических исследованиях, однако вопрос педагогического воздействия на положительный результат адаптации, проблема методов, средств, содержания и педагогических условий представлены недостаточно, а следовательно, затруднена их реализация в воспитательно-образовательном процессе. Тенденция, существующая в теоретических разработках авторов относительно предадаптационного периода и собственно адаптационного периодов детей раннего возраста к дошкольному учреждению, сводится к следующим основным положениям: Фазы адаптационного процесса:  Острая фаза, сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии и длится примерно 1 месяц. Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода: - легкая адаптация. Поведение ребёнка нормализуется в течении 10-15 дней. К двадцатому дню пребывания в саду у ребёнка стабилизируется сон и малыш начинает нормально есть. Настроение бодрое, есть заинтересованность, которая между тем не отменяет утреннего плача: "НЕ ХОЧУ В САД!" Отношения с близкими взрослыми не нарушаются, ребёнок, достаточно легко прощается с родителями, быстро отвлекается, его интересуют другие взрослые. Отношение к детям может быть как безразличным, так и заинтересованным. Интерес к происходящему восстанавливается в течении двух недель при участии взрослого. Речь затормаживается, но ребёнок может откликаться и выполнять указания взрослого. К концу первого месяца восстанавливается активная речь. Возникает не более одного лёгкого заболевания, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется. 6 - адаптация средней тяжести. Негативные изменения в поведении нормализуются в течении месяца. Нарушения в общем состоянии ребёнка выражены ярче. Сон нормализуется лишь через 20-40 дней. Аппетит восстанавливается примерно в эти же сроки. Настроение неустойчивое в течение месяца, плаксивость проявляется в течение всего дня. поведенческие реакции востанавливаются к концу первого месяца пребывания в детском саду. Отношение ребёнка к близким - эмоционально возбуждённое (плач, крик при расставании и встрече). Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речь либо не используется в качестве инструмента общения, либо речевая активность замедляется. В игре ребёнок не пользуется приобретёнными навыками, игра ситуативная. Отношение к взрослым и детям избирательное. Лёгкие заболевание - до двух раз, сроком не более 10 дней, без осложнений. Вес не изменяется или несколько снижается, могут наблюдаться такие проявления, как бледность, тени под глазами, пылающие щёчки, шелушение кожи, длится в течение полутора-двух недель. - тяжёлая адаптация. Тяжёлая адаптация длится от двух до шести месяцев. Ребёнок плохо засыпает (сон непродолжительный), вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами; аппетит снижается сильно и надолго, могут возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, нарушения стула, бесконтрольный стул. Настроение безучастное, ребёнок много плачет, поведенческие реакции нормализуются к концу второго месяца пребывания в саду. Отношение к близким взрослым - эмоциональновозбуждённое. Отношение к детям - отторжение или агрессия, ребёнок отказывается от участия в совместной деятельности. Речью в качестве инструмента общения не пользуется, или имеет место задержка речевого развития. Игра ситуативная, кратковременная. Могут наблюдаться такие проявления и состояния, как рвота, дрожание подбородка, пальчиков, неуправляемое поведение, стремление спрятаться от взрослых, истерические реакции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы взаимодействия музыки и живописи. Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами".

Основные положения, аспекты взаимодействия, теоретические основы программы "В гармонии с музами"....

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста 1.1 Психологические основы речи

Глава 1. Теоретические основы развития речи у детей старшего дошкольного возраста1.1 Психологические основы речи...

Теоретические основы и эмпирическое исследование "Особенности развития зрительной, слуховой и двигательной памяти в смешанной группе детского сада"

Память – одна из особенно привлекавших к себе внимание и наиболее изучавшихся и изучаемых проблем психологии, начиная с античных времён по настоящее время.В связи с введением федерального государствен...

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содержания и методов обучения, индивидуального подхода в обучени

Анатомо - физиологические особенности детей старшего дошкольного возраста. Знание анатомо - физиологических и психологических особенностей возраста является теоретической основой разработки содер...

Теоретические основы развития познавательных способностей дошкольников на основе применения электронных образовательных ресурсов.

Работа посвящена основам развития познавательных способностей дошкольника. За основу развития предложены использование электронных образовательных ресурсов в ходе организации развивающей образовательн...

Статья на тему:"Теоретические основы использования предметно-развивающей среды как средства обогащения представлений о себе у детей младшего дошкольного возраста."

В данной статье рассказывается о построении и принципах построения РППС для детей младшего дошкольного возраста....