План мероприятия патриотическое направление воспитания по экологии
методическая разработка (подготовительная группа)

Рогова Надежда Михайловна

Патриотическое воспитание 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_dlya_ploshchadki_po_vospitaniyu_itog.docx35.37 КБ

Предварительный просмотр:

МЕРОПРИЯТИЯ В ПЛАН

Педагог Рогова Надежда Михайловна

Патриотическое направление воспитания

Ценности Родина и природа лежат в основе патриотического направления воспитания. Патриотизм - это воспитание в ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к своей стране - России, своему краю, малой родине, своему народу и народу России в целом (гражданский патриотизм), ответственности, трудолюбия; ощущения принадлежности к своему народу.

Патриотическое направление воспитания строится на идее патриотизма как нравственного чувства, которое вырастает из культуры человеческого бытия, особенностей образа жизни и ее уклада, народных и семейных традиций.

Задачи патриотического воспитания:

воспитание любви к родной природе, природе своего края, России, понимания единства природы и людей и бережного ответственного отношения к природе.

направление воспитательной работы:        

  • формировании правильного и безопасного поведения в природе, осознанного отношения к растениям, животным, к последствиям хозяйственной деятельности человека.

Растительный мир

Приложение №1

Животный мир

Приложение №2

Безопасное поведение в природе

Приложение №3

Стихотворения

 Наташа Трубачева

Цветы кричат, когда их рвут,
Вы слышите иль нет?

А любитель охоты, собравшийся в лес
Против зверя и птиц с ружьём наперевес,

Н.Старшинов «Давайте сохраним»

Рассказы

Хитрый одуванчик

Н.И. Сладков

  • рассказ Н. Сладкова «Друг или враг».

Рассказ

КАК ВАНЯ В ЛЕСУ ЗАБЛУДИЛСЯ

Сказки

«Необычный день цветка колокольчика» Автор: Моисеева Н. В.

 Маша и Медведь

Экологическая сказка

Сказка о маленьком кедре. Экологическая сказка

Опыты и эксперименты

Опыты к занятиям по теме «Растения и среда»

«С водой и без воды»

Опыт «Всем на свете нужен теплый дом, даже животным “

Эксперименты с огнём

Познавательное научное видео

(ссылка)

http://rodnaya-tropinka.ru/tsvety-i-travy-v-kartinkah-zadaniyah-stihah-i-rasskazah-dlya-detej/ растения

https://multiteka.ru/uroki-zhivoj-prirody-tjotushki-sovy/ 

https://videouroki.net/blog/vidieourok-po-ekologhii-pravila-poviedieniia-v-prirodie.html 

Музыкальные произведения


Растительный мир. Приложение №1

Стихотворения Наташа Трубачева

Цветы кричат, когда их рвут,
Вы слышите иль нет?
Они кричат, они ревут
На целый белый свет.

Трава рыдает под косой
И нежный василёк
Как будто тих вскрикнул: «Ой!»
И синий взгляд поблёк.

Ольха рыдает, стонет ель,
Топор их погубил.
Сосна идёт, как на расстрел
Под треск электропил.

Очнитесь, люди, в них на миг
Себя самих узнав
Услышьте сосен громкий крик
И тихий шелест трав.

И над собой свершите суд
Утрат, сомнений, лет…
Цветы кричат, когда их рвут
Вы слышите иль нет!?…

Рассказы Хитрый одуванчик 

Н.И. Сладков

Говорят, хитрей лисицы и зверя нет. Зверя, может, и нет, а вот одуванчик хитрее лисы! На вид простак простаком. А на деле себе на уме. Страсть хитрый!

Холодно весной, голодно. Все цветы в земле сиднем сидят, ждут своего тёплого часа. А одуванчик уже зацвёл! Лучится как ясное солнышко. С осени он в корнях еду припас; всех обскакал. Спешат на его цветы насекомыши. Ему и ладно: пусть опыляют.

Завяжутся семена, одуванчик бутон закроет и, как колыбельку с близнецами, тихо опустит бутон вниз. Малышам ведь нужны покой и тепло: пусть набирают сил, лёжа спокойненько на земле в тёплой люльке.

А подрастут малыши, вырастут у них крылья-летучки — пора в путь-дорогу, на новые земли, в зелёные дали. Теперь им высота нужна, нужен простор и ветер. И одуванчик снова поднимает свой стебель, выпрямляет его как стрелу, выше всяких ветрениц, кошачьих лапок, мокриц и травок-купавок. Разлетайтесь и прорастайте!

Лисице что: у неё четыре ноги, острые зубы. И лисенят всего пяток. Попробовала бы она вырастить сотню детишек, когда вместо ног только корень, а вместо зубов — стебель да лист. Ни убежать, ни спрятаться, ни увернуться. Букашка и та грозит. Вот и хитрит одуванчик, не сходя с места. И ничего — процветает.

Сказки«Необычный день цветка колокольчика»

Автор: Моисеева Н. В.

Жил на свете цветок колокольчик. Он был всегда весёлый, радовался, когда солнышко пригревало его голубые колокольчики, когда дождь поливал его и купал в чистых капельках, когда лёгкий ветерок сдувал с него пылинки, когда прилетали бабочки и играли с ним.

Однажды, на полянку, где рос колокольчик, приехали отдыхать люди. Цветок подумал, как весело я проведу сегодняшний день, дети будут любоваться мной. Колокольчик был так горд, что он выглядит прекрасно, взглянув в капельку росы, оставшуюся на соседней травинке, как в зеркало.

Он был готов к общению с людьми, как вдруг, что-то тяжелое полетело в его сторону, едва не сломав тоненький стебелёк колокольчика. Что случилось, сказал он сам себе и увидел коробку от сока, лежащую около его стебля. Цветок не мог подумать, что люди могут так плохо вести себя на природе. Прежние посетители луга никогда не сорили, убирали за собой мусор в пакет и куда-то увозили, правда куда, он не знал. Колокольчику было не понятно поведение людей.

Загрустивший цветок подумал, неужели эти люди не видят моей красоты? Подул ветерок, колокольчик покачался, надеясь, что всё-таки его заметят и полюбуются его красотой. Но в этот момент в его сторону опять полетели пачки от чипсов и фантики от конфет. У колокольчика не оставалось никакой надежды, он загрустил и опустил свою голубую головку низко-низко, ему было тяжело дышать.

Как, вдруг, самая маленькая девочка заметила голубой цветочек посреди горы мусора, подошла к нему, убрала весь мусор и позвала всех посмотреть на чудо цветок.

"Как же мы его раньше не заметили?"- говорили все.На что девочка ответила: " Потому что вы его мусором завалили". Колокольчик, услышав такие слова, выпрямился, поднял головку и увидел, что полянка снова стала прежней, где не было никакого мусора. Он был благодарен маленькой девочке и в знак уважения кивнул ей своим колокольчиком.

Все радовались, а колокольчик больше всех, ведь он даже не мог представить, чтобы могло случиться с ним не окажись той самой девочки рядом.

Обсуждение ведётся на основе вопросов:

1. Понравилась ли сказка?

2. Что в сказке понравилось больше всего?

3. Правильно ли вели себя люди, бросая мусор на траву и цветы? Почему?

4. Правильно ли повела себя маленькая девочка? Почему?

5. Кто знает, куда люди уносят мусор в пакете?

6. Как вы ведёте себя на природе?

7. Что бы могло произойти с колокольчиком, если бы его не спасла маленькая девочка?

Опыты и эксперименты

Опыты к занятиям по теме «Растения и среда»

«С водой и без воды»

Создание условий для выделения факторов внешней среды, необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло).

Два одинаковых растения (бальзамин), вода, солнечный свет.

Педагог предполагает , что растения не могут жить без воды (растение завянет, листья высохнут, в листьях есть вода); что будет, если одно растение поливать, а другое нет (без полива растение засохнет, пожелтеет, листья и стебель потеряют упругость т.д.).

 Дети делают вывод, что растения без воды жить не могут

Познавательное научное видео(ссылка)

http://rodnaya-tropinka.ru/tsvety-i-travy-v-kartinkah-zadaniyah-stihah-i-rasskazah-dlya-detej/ растения

 

Музыкальные произведения


Животный мир. Приложение №2

Стихотворения А любитель охоты, собравшийся в лес
Против зверя и птиц с ружьём наперевес,
Должен знать то что есть, очень редкие виды,
Занесённые в толстую Красную книгу.
Их нельзя убивать, собирать и пугать.
А не то, может вид, вдруг исчезнувшим стать.

  • Рассказы рассказ Н. Сладкова «Друг или враг».
  • Вошел человек в лес. Тихо в лесу, пусто вокруг. И кажется человеку, что он наедине с собой.
  • Но со всех сторон невидимо следят за ним настороженные глаза: кто это пришел в лес — друг или враг?
  • «Ружья нет! — решает рябчик. — Но, может, он петли хочет поставить? Лучше не покажусь».
  • «На охотника не похож,— думает белка. — Да вон палка в руке. Кто его знает? Лучше затаюсь».
  • «Покажись ему, а он еще, по незнанию, меня, безногую ящерицу-веретеницу, за ядовитую змею примет! Убьет ни за что».
  • «Ну я-то с ногами, всем видно, что я просто ящерица. А вдруг ему захочется проверить, как ящерицы хвост отбрасывают? Отбросишь хвост, а потом отращивай целый год!»
  • «Пусть себе идет — я и глазом не моргну! Будто меня и нет.  то для людей так: раз нос крючком, раз когти на лапах — значит, ты вредный ястреб. Пристукнет за вредность, доказывай потом, что ты полезная сова. За людьми надо глядеть в оба!»
  • «Нужен глаз да глаз! Чуть зазеваешься — сейчас тебя палкой, камнем или ногой. А за что? А так, чтобы не прыгал или на глаза не попадался. Вот и не покажусь. И не квакну».
  • Идет человек удивляется, почему никого не видно? Идет и обижается: чего они меня боятся, чего от меня прячутся – ведь я им ничего плохого не делаю!
  • И верно не делает. Но и хорошего тоже. А откуда лесным жителям знать, что он друг? На лбу у него не написано. Лесные жители верят только делам. Плохие дела – значит, враг. Хорошие дела – друг. А чему же им еще верить? Не словам же… Вопросы по рассказу.
  • Воспитатель:
  • - По каким делам узнают друзей леса? (не шумит, не мусорит, не разжигает костры, не разоряет муравейники)
  • - А по каким делам узнают врагов леса? (разрушает грибницы, ломает деревья и ветки, разоряет гнёзда, шумит)

Сказки Маша и Медведь

Экологическая сказка

В одном царстве, в одном государстве, на краю небольшой деревеньки в избушке жили-были дед с бабой. И была у них внучка – непоседа по имени Маша. Очень любила Маша с подружками на улице гулять, играть в разные игры.

Недалеко от той деревни простирался большой лес. А жили в том лесу, как известно, три медведя: папа-медведь Михайло Потапыч, мама-медведь Марья Потаповна, и сыночек-медвежонок – Мишутка. Жили они в лесу очень хорошо, всего им хватало – и рыбы в реке было много, и ягод с кореньями хватало, и мед на зиму запасали. А какой воздух был в лесу чистый, вода в реке прозрачная, трава кругом зеленая! Одним словом, жили они в своей избушке и не тужили.

И люди любили в этот лес ходить за разной надобностью: кто грибы-ягоды да орехи собирать, кто дрова рубить, а кто прутья и кору для плетения заготавливать. Всех тот лес кормил и выручал. Но вот повадились Маша с подружками в лес ходить, пикники и прогулки устраивать. Веселятся, играют, редкие цветы и травы рвут, деревца молодые ломают, а после себя мусора оставят — как будто вся деревня приходила и топтала. Обертки, бумажки, пакеты из-под соков и напитков, бутылки от лимонада и много чего другого. Ничего после себя не убирали, думали, ничего страшного не случится.

И так грязно стало в том лесу! Уже и грибы-ягоды не растут, и цветы глаз не радуют, и животные стали из леса убегать. Удивлялись поначалу Михайло Потапыч с Марьей Потаповной, что же случилось, почему кругом так грязно? А потом увидели они, как в лесу отдыхают Маша с подругами, и поняли, откуда все беды лесные. Рассвирепел Михайло Потапыч! На семейном совете медведи придумали, как проучить Машу и ее подруг. Папа — медведь, мама-медведь и маленький Мишутка собрали весь мусор, а ночью пошли в деревню и разбросали его вокруг домов, и записку оставили, чтобы люди больше в лес не ходили, а то Михайло Потапыч их задерет.

Утром проснулись люди и глазам своим не верят! Кругом – грязь, мусор, земли не видать. А прочитав записку, люди опечалились, как же им теперь без даров леса прожить? И поняли тут Маша с подружками, что они натворили. Перед всеми извинились, весь мусор собрали. И пошли они в лес, просить прощения у медведей. Долго извинялись, обещали больше лесу не вредить, с природой дружить. Простили их медведи, научили, как правильно себя в лесу вести, вреда не наносить. И всем от той дружбы была только польза!

Опыты и эксперименты Опыт «Всем на свете нужен теплый дом, даже животным»
Цель: проверить, что помогает животным не замерзнуть зимой.
Содержание. А что еще помогает животным не замерзнуть зимой? Куда они могут спрятаться от холода? Что делают животные со своим жилищем перед зимой? А так ли это необходимо? Как доказать это?
У нас есть лед и две перчатки: одна холодная, другая - теплая.
(если дети не справятся – объяснить: представьте перчатки это – жилище.
Одно жилище (показать перчатку тонкую) какое? (Холодное). А другое (показать перчатку теплую?) (Теплое).
У всех ли животных есть жилище зимой? Что их спасает? А как они могут спастись в сильные морозы? (В норку, дупло, берлогу… Утепляют…) Надо надеть перчатки и потрогать лед. (Дети выполняют опыт и с помощью взрослого делают выводы)
Вывод. В легкой перчатке руке холодно, а в теплой лед не почувствуешь.
Жилища нет у зайца, лося, волка. Что их спасает зимой? (Теплая шубка и умение прятаться в снегу)

Познавательное научное видео

(ссылка) https://multiteka.ru/uroki-zhivoj-prirody-tjotushki-sovy/

Музыкальные произведения


Безопасное поведение в природе. Приложение №3

Стихотворения

Нам жить в одной семье,

Нам петь в одном кругу,

Идти в одном строю,

Лететь в одном полете…

Давайте сохраним

Ромашку на лугу,

Кувшинку на реке

И клюкву на болоте.

Коль суждено дышать

Нам воздухом одним

Давайте-ка мы все

Навек объединимся

Давайте наши души сохраним,

Тогда мы на Земле

И сами сохранимся!

Рассказы

КАК ВАНЯ В ЛЕСУ ЗАБЛУДИЛСЯ

Летом Ваня с бабушкой жили на даче. Однажды вот что с ним случилось. Бабушка был занята своими делами, а Ваня играл в песочнице.

Вдруг он услышал громкое «ку-ку, ку-ку!». Ване очень захотелось посмотреть на кукушку. И он решил отправиться в лес, который начинался сразу за их домом. Ваня шел по лесу и смотрел на деревья. Казалось, что кукушка где-то совсем близко. Но вот кукушка замолчала. Ваня осмотрелся и испугался. Он не знал, куда идти дальше.

Вокруг высокие деревья, а дома совсем не видно. Ваня заплакал и побежал куда глаза глядят.

На счастье, в лесу жила умная белочка.

«Остановись, Ваня! – закричала белочка. – Зачем ты пошел в лес один? А если заблудился, стой на месте и громко кричи «Ау!».

Ваня так и сделал. Его услышала бабушка. Она уже искала его: поняла, что с внуком случилась беда. Бабушка нашла Ваню, и они вернулись домой. Ваня обещал, что больше никогда не пойдет в лес без взрослых.

  • Что случилось с Ваней?
  • Кто ему помог?
  • Как помогла белочка Ване?

Сказки Сказка о маленьком кедре

Экологическая сказка

Я хочу рассказать Вам одну интересную сказку, которую услышала в лесу, собирая грибы.

Однажды в тайге разодрались две белки из-за шишки, и уронили её.

Когда шишка упала, из неё выпал орешек. Он провалился в мягкую и душистую хвою. Долго лежал там орешек и вот однажды он превратился в кедровый росточек. Он был гордый и думал, что он много узнал за то время, которое он пролежал в земле. Но старый папоротник, который рос рядом, объяснил ему, что он ещё совсем маленький. И показал на высокие кедры.

«Ты будешь таким же и проживешь еще триста лет»! – сказал папоротник ростку кедра. И кедр стал прислушиваться к папоротнику, учиться у него. Много интересного за лето узнал Кедренок. Перестал бояться зайца, который часто пробегал мимо. Радовался солнышку, которое проглядывало сквозь огромные лапы сосен и больших кедров.

Но однажды произошел страшный случай. Как то утром, Кедренок увидел, что все птицы и звери бегут мимо него. Они были чем то страшно напуганы. Кедренку казалось, что сейчас его обязательно затопчут, но он не знал, что самое страшное еще впереди. Вскоре появился белый удушливый дым. Папоротник объяснил Кедренку, что это лесной пожар, который убивает все на своем пути.

«Неужели я так и не вырасту большим кедром»? — подумал Кедренок.

И вот уже были близко красные языки огня, которые ползли по траве и деревьям, оставляя за собой только черные угольки. Уже повеяло жаром! Кедренок стал прощаться с папоротником, как вдруг услышал громкое жужжание и увидел в небе огромную птицу. Это был вертолет службы спасения. Из вертолета в тот же миг полилась вода.

«Мы спасены»! – обрадовался Кедренок. И правда, вода остановила огонь. Кедренок не пострадал, а у папоротника, подпалилась одна веточка.

Вечером Кедренок спросил у папоротника, «а откуда взялся этот страшный огонь»?

Папоротник объяснил ему, что эта беда случается из-за невнимательности людей, которые приходят в лес по грибы и по ягоды. Люди разжигают в лесу костер и оставляют угольки, которые потом разгораются от ветра.

«Как же так»? – удивился кедренок. «Ведь лес кормит их, угощает ягодами, грибами, а они губят его».

«Когда каждый человек задумается об этом, вот тогда может быть и не будет пожаров в наших лесах» – сказал старый и мудрый папоротник.

«А пока у нас одна надежда, что нас вовремя спасут».

И я, услышав эту сказку, очень захотела, чтоб все люди бережно относились к природе, которая угощает их своими дарами. И надеюсь, что главный персонаж моей сказки «Кедренок» вырастет большим кедром, и проживет триста, а может быть и больше лет!

Опыты и эксперименты

Эксперимент 1. Зажигаю свечи. Когда я зажгла свечи,что вы увидели (огонёк).Он яркий,красивый,так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете,можно ли к нему прикоснуться (Нет).Объясните,почему (можно обжечься).Если нечаянно уронить свечу на ковёр или на пол,может произойти (пожар). Да,действительно,огонь – стихия яркая. привлекательная,но в то же время и очень опасная.

Эксперимент 2. Если огонь становится опасным,как человек может с ним справиться (его можно потушить).Чего же боится огонь (воды,снега,песка,земли).Давайте проверим это.

В нашей лаборатории хранится материал,который можно использовать для тушения огня. Вы узнаёте его (Дети называют воду,землю,песок,снег).

Проведем опыт: на горящую свечу прольём немного воды. Что произошло и почему (огонь погас,потому что он боится воды).Тот же опыт проводится с землёй,песком,снегом.

Эксперимент 3. Называется «Огонь дышит».

Не удивляйтесь,он такой же живой,как и мы с вами. Чем дышит человек? (воздух,кислород).Накрываем горящую свечу пустой банкой. Пламя быстро погасло. Почему?Потому что в банке остался газ,непригодный для дыхания ни человека,ни огня. Так же как мы потушили свечу,накрыв её банкой,можно потушить загоревшееся на сковороде масло. Достаточно просто накрыть её крышкой. На этом наша работа в лаборатории окончена.

Познавательное научное видео

 https://videouroki.net/blog/vidieourok-po-ekologhii-pravila-poviedieniia-v-prirodie.html

(ссылка)

Музыкальные произведения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий проведения мероприятий патриотической направленности «Россия- родина моя»

Сценарий проведения мероприятий патриотической направленности...

Отчет о проведении мероприятий патриотической направленности в МБДОУ №49 «Аленушка»

Отчет о проведении мероприятий патриотической направленности в МБДОУ №49 «Аленушка»...

МЕРОПРИЯТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ 23 ФЕВРАЛЯ

МЕРОПРИЯТИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ  В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «НЕПОСЕДЫ»23 ФЕВРАЛЯ – ДЕНЬ ОСОБО ВАЖНЫЙ ВСЕМ ЗАЩИТНИКАМ: «УРА», ДРУЖНО ВМЕСТЕ СКАЖЕМ!...

Презентация мероприятия патриотической направленности в старшей группе.

Презентация мероприятия патриотической направленности в старшей группе "23 февраля"....

Календарный план воспитательной работы Патриотическое направление воспитания

Календарный план содержит перечень мероприятий по направлению патриотического воспитания на учебный год в рамках программы воспитания....

Тема: «Фестиваль авторских пособий. Игры под ключ. Патриотическое направление воспитания. Ценность – Родина и природа». Тема выступления: «Игра, как средство нравственно – патриотического воспитания дошкольников».

    Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания ...