Рекомендации для педагогов: "Гаджеты в работе с детьми".
материал
Как использовать гаджеты в индивидуальной работе с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_gadzhety_v_rabote_s_detmi.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Рекомендации для педагогов ДОУ
Тема: «Как эффективно использовать гаджеты в работе с детьми»
Современные дошкольники легко и с удовольствием обращаются с гаджетами. Давайте узнаем как с помощью гаджетов реализовать индивидуальный подход в работе с воспитанниками и расширить рамки образовательного процесса.
Гаджет (англ. gadget – принадлежность) – техническое приспособление (в т. ч. с цифровыми технологиями), обладающее повышенной функциональностью, но ограниченными возможностями (специализация).
Дети знакомятся с гаджетами очень рано. В каждой семье есть электронные устройства: компьютер или ноутбук, планшет, телефон и т. д. Поэтому оградить ребенка от них невозможно. Задача родителей и педагогов в этой ситуации – создать такие условия, чтобы развивать детей и не навредить их здоровью.
Электронные устройства развивают, если наполняют детскую деятельность новым содержанием, а не заменяют ее. Поддерживать интерес дошкольника к электронным устройствам необходимо с помощью игр, приложений и функций, которые расширяют кругозор, помогают осваивать новые навыки. Кроме того, когда взрослый участвует в занятиях ребенка с гаджетом, проблема замены живого общения не возникает.
Педагоги активно внедряют информационные технологии на всех уровнях образования. В детском саду воспитатели и специалисты используют интерактивные доски и мультимедийные презентации. Игровые моменты, персонажи, графика, анимация, звук и видеоматериалы обогащают детскую деятельность, помогают воспитанникам усваивать новый материал.
Рациональное введение гаджетов в образовательный процесс позволяет повысить его качество. Согласно ФГОС ДО принцип индивидуализации является основополагающим. Поэтому в перспективе гаджеты могут стать одним из средств индивидуализации дошкольного образования.
Использовать гаджеты в совместной и самостоятельной детской деятельности можно по-разному. Прежде всего, предоставить детям возможность самостоятельно искать, изучать и сохранять личностно значимую информацию. В результате этой деятельности накапливаются познавательные материалы различной тематики, к которым дети, педагоги, родители неоднократно обращаются в дальнейшем. Все это создает вариативную образовательную информационную среду в ДОО.
Остановимся на доступных педагогам и дошкольникам электронных устройствах.
5 причин использовать гаджеты в работе с детьми:
1. Вы научите воспитанников использовать гаджеты правильно.
2. Сможете активизировать самостоятельную познавательно-исследовательскую деятельность детей.
3. Наглядно покажете коллегам и родителям, что гаджеты развивают детей, формируют новые навыки и умения.
4. Создадите условия для совместной деятельности детей и родителей в новом формате.
5. Дошкольники получат положительные эмоции, научатся самостоятельно находить нужную информацию с помощью разных электронных устройств.
Фотоаппарат для развития познавательной активности.
Фотоаппарат имеет большие возможности. С его помощью ребенок может:
- сохранять информацию из разных источников (со страниц книг, иллюстраций, изображений на мониторе компьютера и т. д.);
- фиксировать важные для него объекты окружающего мира, явления и события;
- проводить длительные наблюдения;
- фиксировать этапы познавательно-исследовательской деятельности.
Детское фотографирование – способ использования фотоаппарата в образовательной деятельности с воспитанниками старшего дошкольного возраста. Этот процесс положительно влияет на дошкольников:
- вызывает у них яркие эмоции;
- развивает познавательную активность;
- создает условия для рефлексии;
- формирует способность выделять личностно значимые объекты в окружающем пространстве;
- служит средством самоопределения в мире интересов.
Фотоаппарат позволяет визуализировать и сопоставлять этапы развития любого процесса: сезонные изменения, рост растений и т. д. Ребенок снимает интересующий объект с определенной периодичностью с одного и того же ракурса. По фотографиям длительного наблюдения он делает вывод о происходящих изменениях, выделяет характерные особенности исследуемого объекта.
Дошкольник может зафиксировать процесс собственной познавательно-исследовательской деятельности. Сделанный фоторепортаж позволит проанализировать ход деятельности и оценить полученный результат. На основе этих материалов воспитатель совместно с детьми создает алгоритмы опытно-экспериментальной деятельности.
Детское фотографирование позволяет дошкольникам выразить себя, а педагогу – создать благоприятные условия для реализации личностного потенциала каждого воспитанника. Кроме того, анализ продуктов детского фотографирования помогает определить область интересов воспитанников.
Фотографии, которые делают дети, отличаются по трем параметрам: тематикой, дистанцией и способами фотографирования. Например, если ребенок интересуется растительным миром, то на большей части его фотографий обязательно присутствуют растения: комнатные цветы, трава, кустарники, деревья и все, что с ними связано (иллюстрации из энциклопедий, дневника наблюдений за рассадой, схемы роста и развития).
Важную информацию дает беседа по фотографиям:
- Что ты фотографировал?
- Почему сфотографировал именно это?
- Как у тебя получилась эта фотография?
- Чем отличается данная фотография от других?
Ответы детей отражают их внутреннее намерение сделать определенный кадр, что демонстрирует заинтересованность в той или иной области познания. Сопоставляя ответы ребенка и характер фоторепортажа, педагог определяет общую направленность его интереса.
Анализируя фотографии, сделанные детьми, педагог разделяет их по интересам:
- мир живой природы;
- мир неживой природы;
- рукотворный мир;
- социальный мир.
Количество объектов (предметов, явлений, видов деятельности) характеризует объем интересов в конкретной области. По определенным показателям педагог выделяет ведущий интерес дошкольника.
При просмотре фотографий педагог определяет дистанцию фотографирования для разных детей: от очень близкой до панорамной съемки. Характер фотографий отражает личностную дистанцию ребенка во взаимодействии с окружающими. Об углубленном интересе свидетельствуют сокращение дистанции, фокусировка на выбранном объекте.
Часть детей изучают фотоаппарат и экспериментируют с возможностями устройства. Об этом говорят фотографии с неясными изображениями. В ходе беседы педагог выясняет, что ребенок пытался фотографировать объекты в движении или делал фотографии различных поверхностей, пробуя микросъемку.
Таким образом, обобщение и обсуждение с воспитанником продуктов его деятельности дают возможность педагогу понять направленность и глубину его интересов и определить индивидуальную траекторию развития.
Диктофон для развития коммуникативных навыков.
Интересные занятия можно организовать с помощью диктофона. Наиболее эффективными они будут с детьми старшего дошкольного возраста, которые умеют планировать и осуществлять познавательно-исследовательскую деятельность.
Дошкольники могут пользоваться диктофоном без помощи взрослого: брать интервью, искать нужную информацию, фиксировать результаты наблюдений и опытов. Ребенок может выступать в роли интервьюера: задавать вопросы сверстникам, педагогу, родителям. В другой игровой ситуации он сам отвечает на вопросы. Такие задания формируют у детей умение выслушивать друг друга, давать четкие ответы, высказывать собственные суждения.
Занятия с диктофоном развивают произвольность поведения: дети подбирают слова, стараются точно формулировать мысль. Воспроизведение записи позволяет дошкольникам услышать себя со стороны, оценить качество речи, что формирует у них адекватную самооценку.
Дети могут исследовать звуковое окружение (как журчит вода, шумит листва, поют птицы и т. д.) и фиксировать с помощью диктофона результаты наблюдений или опытов. Возможность использовать аудиозаписи неоднократно позволяет им делиться опытом с окружающими, возвращаться к исследованию, углублять знания.
Веб-квест (в переводе с английского языка «Веб» (Wеb) – «сеть», «квест» (Quest) – «путешествие») – продолжительный, целенаправленный поиск, который связан с приключениями или игрой. Технологию веб-квеста разработал Берни Додж, профессор образовательных технологий Университета Сан-Диего (США).
Ноутбук, планшет для организации совместной деятельности.
Ноутбук и планшет помогут найти необходимую информацию в голосовом режиме, организовать коллективный или индивидуальный просмотр видеоматериалов по интересующей теме, провести образовательный веб-квест.
Искать информацию в голосовом режиме позволяет команда «О’кей, Google», которая переводит приложение Google в режим управления голосом. Ребенку достаточно озвучить, что он хочет узнать. Приложение предоставляет ответ из сети Интернет в режиме реального времени. Дошкольники, которые не умеют набирать текст, быстро получают необходимую информацию и удовлетворяют собственные интересы.
Голосовой режим стимулирует правильное звукопроизношение, формирует у ребенка умение формулировать запрос и самостоятельно находить нужный ответ.
Образовательные веб-квесты – способ организации совместной деятельности детей и родителей. Это проблемное задание c элементами ролевой игры, для выполнения которого используются ресурсы сети Интернет. В ходе веб-квеста ребенок совместно с родителями ищет, анализирует и обобщает полученную информацию.
Чтобы разработать веб-квест, педагог создает отдельный сайт с помощью бесплатных конструкторов или презентацию в программе PowerPoint.
Обязательные элементы веб-квеста:
- мотивирующая информация;
- проблемное задание;
- роли и соответствующие маршруты;
- ссылки на интернет-ресурсы;
- результаты и способы их презентации.
Мотивирующая информация – обращение к участникам веб-квеста – размещается на центральной страничке (первом слайде). Она может сопровождаться мультфильмом, слайд-шоу, приветствием сказочных персонажей.
Проблемное задание подбирается в соответствии с возрастом воспитанников. Например, задание по теме «Птицы» для детей среднего возраста: «Есть птицы домашние, а есть дикие. О домашних заботится птичница, о диких – лесник. Решили они своих птиц накормить. Как вы думаете, кто быстрее накормит их?»
Роли, от лица которых дети выполняют проблемное задание, педагог подбирает также в соответствии с их возрастом. Например, для старшего дошкольного возраста – реалистичные роли (фотограф, ученый, турист); для младшего дошкольного возраста – игровые (утенок, цыпленок).
В соответствии с выбранными ролями дошкольники вместе с родителями ищут ответ на поставленный в проблемном задании вопрос. Каждый ребенок проходит по своему информационному маршруту, знакомится с новыми сайтами. При этом педагог должен обеспечить безопасность информационного пространства, использовать качественные интернет-ресурсы: реалистичные изображения, познавательные видеоролики, материалы, имеющие художественную и познавательную ценность.
Результаты прохождения веб-квеста педагог проектирует заранее. Это может быть распечатанная информация, которая заинтересовала ребенка, набор картинок, рисунок, поделки и т. д.
Таким образом, какой бы путь ни выбрал ребенок в процессе путешествия по сети Интернет, он найдет ответ на поставленный проблемный вопрос и значимую для него информацию.
С помощью технологии веб-квеста педагог создает условия для самовыражения каждого ребенка в познавательно-исследовательской деятельности. У детей появляется желание обменяться впечатлениями и новой интересной информацией друг с другом. Кроме того, это способ вовлечь родителей в образовательную деятельность для решения задач образовательной программы ДОО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ
Описан практический опыт по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ: требования к специалисту, организующему работу и требования к условиям проведения коррекционно-развивающей работ...
методические рекомендации для педогогов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ
методические рекомендации для педагогов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ...
Рекомендации педагогам: "Формы оздоровительно – развивающей работы с детьми дошкольного возраста"
Здоровье сберегающие образовательные технологии – системно организованная совокупность программ, приемов, методов организации образовательного процесса, не наносящего ущерба здоровью детей; качественн...
"Методические рекомендации по использованию загадок в работе с детьми дошкольного возраста.»
Методические рекомендации содержат основные правила, которые следует соблюдать используя загадки в работе с детьми дошкольного возраста; возможности использования загадок в различных видах деятельност...
Методические рекомендации к организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста
Методические рекомендации....
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо зн...
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми 6-7 лет
На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социальное содержание. Любовь к родине включает: заб...