Методические рекомендации на тему: "Формированию духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа)
Методические рекомендации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_matakaeva.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«ДС «Березка»
Представление опыта работы:
«Методические рекомендации по формированию духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
Подготовила
воспитатель
МБДОУ «ДС « Берёзка »
Матакаева М.Ю.
Новый Уренгой 2023
Процесс духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста вводит ребенка во взрослую жизнь, является фундаментом в становлении и проявлении социальной культуры.
Социализация – процесс усвоения определенных представлений, норм и культурных ценностей,позволяющих дошкольнику активно и компетентно участвовать в жизни общества.
Главная цель социализации – становление основ ценностного отношения к элементам социальной культуры.
Дошкольное образовательное учреждение, как социально – педагогическая система входит в состав социального института образования и, являясь его начальным этапом,рассматривает проблемы развития ребенка и решает вопросы ранней социализации детей. Люди, непосредственно окружающие ребенка в его жизни играют главную роль. Это родители ребенка,педагоги, сверстники. Среда детского сада, наполненная самыми разнообразными предметами,вещами,при правильной ее организации педагогами, способствует активизации социального познания детей, обеспечивает раскрытие индивидуальности и социализации ребенка.
Социализация включает в себя разнообразную детскую деятельность: игровую, коммуникативную, познавательную,исследовательскую, проектную, где происходят активное взаимодействие и совмещение разныхпредставлений, отношений, формируется поведение социальной и индивидуальной направленностиребенка, приобретается социально – индивидуальный опыт.
В этом году первая годовая задача нашего детского сада «Создание условий для поддержки позитивной социализации и индивидуализации дошкольников в процессе реализации ФГОС ДО».
Выбор этой задачи связано с изменением социально-политических и социально-экономических условий жизни, с нестабильностью в обществе.
В сложившейся ныне ситуации острейшего дефицита культуры общения, доброты и внимания друг к другу педагоги испытывают трудности в вопросах профилактики и коррекции таких негативных проявлений детей как грубость, эмоциональная глухота, враждебность и т.п.
В связи с этим проблема социально-личностного развития - развитие ребёнка во взаимодействии с окружающим его миром - становится особо актуальной на данном современном этапе.
Задачи по созданию условий для поддержки позитивной социализации у детей среднего дошкольного возраста в процессе реализации ФГОС ДО:
1. Создание благоприятной предметно-развивающей среды (для социального развития детей;)
2. Создание единой системы работы администрации, педагогических сотрудников, медицинского персонала ДОУ и родителей по социально-личностному развитию детей;
3. Совершенствование стиля общения педагога с детьми: придерживаться психологически-корректного стиля общения, добиваться уважения и доверия детей;
4. Создание условий для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей;
5. Формирование у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод (право иметь собственное мнение, выбирать друзей, игрушки, виды деятельности, иметь личные вещи, по собственному усмотрению использовать личное время)
Методы, используемые в работе:
- Беседы, игры, занятия, чтение художественной литературы, этюды, направленные на знакомство с различными эмоциями и чувствами, с «волшебными» средствами понимания;
- Игры, упражнения и тренинги, способствующие развитию эмоционально- личностной и поведенческой сфер (развитие коммуникативных навыков и улучшение взаимоотношений с окружающими, снятие страхов и повышение уверенности в себе, снижение агрессии и ослабление негативных эмоций)
-Занятия, игры и упражнения на развитие психических процессов, (памяти, внимания, восприятия, мышления, воображения);
Приемы арт- терапии (куклотерапия, изотерапия, сказкотерапия);
- Релаксационные психогимнастические упражнения (расслабление мышц лица, шеи, туловища, рук, ног и т.д.)
Создавая условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности, раскрываем творческий, нравственный, интеллектуальный потенциал детей, развиваем навыки межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Ознакомление детей с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребенка. Представление о профессиях позволяет ребенку проникнуть глубже в мир взрослых, понять и принять его. Каждый человек мечтает обрести в жизни любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Поэтому очень важно познакомить ребенка с профессиями и рассказать ему о тех качествах характера, которые требует та или иная специальность. А воспитывать эти качества лучше с детских лет.
Для того чтобы воспитать у детей уважительное отношение к труду, важно обогащать их представления о разных видах профессий взрослых, о роли труда в жизни людей, о результатах труда, о мотивах, которые движут людьми в процессе труда. Дети дошкольного возраста способны осознавать сущность деятельности взрослых. Такие знания обеспечивают понимание задач общества и каждого человека, помогают регулировать поступки детей, перестраивать их мотивы и отношение к собственному труду, труду взрослых, предметам, созданных людьми.
Именно таким путём происходит процесс усвоения ребенком социальных ценностей, социальных требований и норм, принятых в обществе, происходит формирование нравственных основ личности. Это является одной из главных задач воспитания детей дошкольного возраста.
Наши задачи по знакомству детей с профессиями:
- ознакомить детей с профессиями, в соответствии с возрастными особенностями,
- сформировать интерес к труду и элементарные трудовые умения в некоторых областях трудовой деятельности.
- сформировать у ребёнка эмоциональное отношение к профессиональному миру.
При проведении учебной деятельности с воспитанниками стараемся использовать различные средства и формы работы, постоянно менять виды деятельности, тем самым повышая познавательную активность воспитанников. Используются следующие формы работы с воспитанниками:
• непосредственно-образовательная деятельность,
• трудовая деятельность и различные виды игр,
• решение проблемных задач и ситуаций,
• наблюдения и экскурсии,
• экспериментальная деятельность,
• театрализованная деятельность,
• развлечения,
• чтение художественной литературы и беседы,
• имитационные упражнения,
• изобразительная деятельность,
• обдумывание и проигрывания заданных ситуаций,
• разгадывание кроссвордов и загадок.
• творческое моделирование и проектирование,
• разработка и составление алгоритмов,
• просмотр слайд-шоу, фильмов о профессии.
У дошкольников основным видом деятельности является игра. Игра - исторический вид деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними.
Самое главное правило для взрослых: ребенку мало знать о профессии, в нее нужно поиграть!
В ходе игры дошкольники начинают отражать содержание деятельности представителей самых разных профессий (врача, строителя, водителя, парикмахера, педагога и т.д.)
Большое значение в ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с их профессиями проводится через наблюдения и заочные экскурсии. Наблюдение за работой взрослых положительно влияют на поведение воспитанников, их отношение к людям, к вещам. Конечно для детей лучше все увидеть наглядно, поэтому большую роль отводим целевым экскурсиям, в детском саду это сделать просто, проводим экскурсии в зимний сад, на прачку, в мед.кабинет, на кухню. Показываем, как осторожно поливают цветы, чтобы не залить пол; как ухаживают за черепахами, попугаями, моют клетки, аквариум, дети видят как работают люди на прачке, загружают огромные машины для стирки и сушки белья, повара готовят разные блюда, с удивлением смотрят на большие печи, кастрюли, медсестра показала где и как хранится медицинский инвентарь и т. д.
Эффективной формой работы с детьми является использование информационно – коммуникационных технологий – компьютерных программ с познавательными заданиями и проблемными ситуациями,(создали игру по профессиям), также изготовили лепбук - это результат взаимодействия с семьями наших воспитанников. При его изготовлении участвуют и родители с детьми, и педагоги. В закреплении темы это универсальное пособие. Пополнять его можно постоянно; календарь профессий, альбомы по данной теме. Дети в свободной деятельности с интересом рассматривают эти работы.
Результат: у детей формируется уважительное отношение к сотрудникам детского сада и результатам их труда; дети знают и называют большое количество профессий нашего города; пословиц, поговорок о труде, орудиях труда, могут составить описательный рассказ о профессии; дети в свободной деятельности больше стали играть в сюжетно-ролевые игры, с большей ответственностью выполняют трудовые поручения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)
18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...
Формирование духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста на современном этапе.
В наше время в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека, отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый, образованный творческий человек, способный к целе...
Консультация для воспитателей "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ"
Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....
Консультация для родителей. «Формирование духовных, нравственных чувств у детей дошкольного возраста через воспитание у них любви к матери». Средняя группа.
В рамках работы по самообразованию и проектной деятельности по теме: «Воспитание нравственных качеств детей среднего дошкольного возраста посредством любви к маме» была подготовлена ...
Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»
Консультация на тему: «Формирование духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возраста через игру»«Без игры нет, и не может быть полноценного развития. Игра – ...
МАСТЕР – КЛАСС НА ТЕМУ: ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИГРУ
Все начинается с детства: первые шаги, первые знания о мире. И оттого, как этот мир встретит маленького человека, возможно, зависит вся его дальнейшая судьба....
Методическое пособие "Формирования духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста в условиях семейного воспитания"
Цель данного пособия заключается в сформированности духовно-нравственных ценностей у дошкольников и реализации педагогических условий формирования духовно-нравственных качеств у детей дошкольного возр...