Мастер-класс «Обучение дошкольников программированию на основе применения набора «Робомышь» в детском саду
материал

Акимова Елена Степановна
Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной техникеПоэтому дошкольный возраст является фундаментом знаний для успешного обучения детей в школе. Ребенок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами и основами программирования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл robomysh.docx28.76 КБ
Файл mysh_ro563.pptx1.83 МБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Обучение дошкольников программированию на основе применения набора «Робомышь» в детском саду

2 слайд

Цель мастер-класса : Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер- класса в процессе активного педагогического общения по освоению образовательной робототехники. Ознакомление педагогов с инновационной деятельностью в ДОУ.

3 слайд

 Задачи:

Обучать участников мастер-класса навыкам применения робототехники в системе STEM-образования.

• Показать участникам мастер-класса технологии работы с детьми дошкольного возраста в области образовательной робототехники.

• Формировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в образовательной деятельности образовательной робототехники.

4 слайд

Ход мастер-класса.

Дорогие коллеги, рада приветствовать вас на нашей встрече. Начать я хотела бы с высказывания Стива Джобса:

«Каждый человек должен учиться программировать,

потому что это учит нас думать»

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. Технические достижения всё быстрее проникают во все сферы человеческой жизнедеятельности и вызывают интерес детей к современной технике. Поэтому дошкольный возраст является фундаментом знаний для успешного обучения детей в школе. Ребенок не может гармонично развиваться без овладения навыками работы с электронными средствами и основами программирования.

5 слайд

Основа программирования — алгоритмика. Алгоритмика — это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Алгоритм это набор действий, который нужно выполнить для достижения кокого-либо результата.

6 слайд

Первое знакомство детей дошкольного возраста с основами программирования у нас в детском саду происходит благодаря интерактивному набору «Робомышь». Данный набор входит в основу STEM-образования, которое активно набирает популярность.

(S-science (наука, T-technology (технология, Е-engineering (инженерия, М-mathematics (математика) – именно так расшифровывается эта аббревиатура.) Этим термином обычно обозначают подход к образовательному процессу, согласно которому основой приобретения знаний является простая и доступная визуализация научных явлений, которая позволяет легко охватить и получить знания на основе практики и глубокого понимания процессов.

Благодаря этому набору формируется основа алгоритмики и программирования — что служит основой образовательной роботехнике.

7 этап

На первых этапах педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая ребенку запрограммировать робота для достижения цели. На втором этапе — алгоритм просчитывается и выкладывается совместно взрослым и ребенком. И уже третьим этапом, после понимания детьми основы работы с «Робомышью», дети самостоятельно выкладывают и программируют робота.

8 этап

Существуют несколько формы организации занятий с набором «Робомышь»:

Программирование по образцу. Задания даются в форме – сделай как я. В основе лежит подражательная деятельность.

Программирование по модели. Это усложненная разновидность конструирования по образцу.

Программирование по схемам и чертежам. Развивается зрительное восприятие, наглядно-образное мышление.

Программирование по замыслу. Данная форма позволяет творчески и самостоятельно использовать полученные знания.

Программирование по теме. Идет создание лабиринтов по заданной теме, актуализация и закрепление знаний и умений.

9 слайд

Набор «Робомышь» легко интегрируется практически со всеми образовательными областями:

• Физическое развитие — построение маршрута прогулки, экскурсии, дороги домой.

• Познавательное развитие — навыки решения задач (умения самостоятельного исправления ошибок; логика; умение вычислять расстояние).

• Художественно-эстетическое развитие — пространственное воображение. – Социально-коммуникативное развитие — навыки обсуждения, коммуникативные навыки и навык работы в команде.

• Речевое развитие — используется во всех играх с набором.

10 слайд

Таким образом, практика применения интерактивного набора «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возраста способствовала формированию и развитию технической любознательности, мышлению, аналитического ума, формированию качеств личности. Дети учатся логически мыслить, понимать причинно-следственные связи, находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. И как итог — происходит овладение детьми знаниями основы программирования алгоритмов в познавательно-игровой форме. Алгоритмика и программирование выступают как эффективные средства развития предпосылок к учебной деятельности у детей в процессе обучения в ДОУ.

Теоретически-демонстрационная часть.

(Педагог демонстрирует STEM- набор «Робомышь»)

Каждый из нас знает, что основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, поэтому я вам предлагаю познакомиться с набором «Робомышь». Набор «Робомышь» состоит из:

-1 робомышь «Колби» (синего цвета)

-1 кусочек сыра

-16 пластмассовых плиток зеленого цвета для создания игрового поля

-22 перегородки для формирования лабиринта: они могут быть как синего цвета, так и фиолетового.

-30 карточек с направлениями движения

-10 карт-инструкций и изображением схем лабиринтов

-3 арки-туннеля.

С помощью данного набора дети учатся всем азам программирования : логике, последовательности действий, критическому и аналитическому мышлению, пространственным понятиям и расчёту расстояния. Но самое главное, что всё это происходит в игровой форме, вызывая неподдельный интерес детей, формируя позитивное отношение к программированию. Увлекаясь, дети активно развивают мышление, память, внимание, координацию движений и ориентацию в пространстве и на плоскости.

Особенностью интерактивного набора «Робомышь» является то, что использовать его можно с четырех-пятилетнего возраста, то есть со средней группы детского сада. В нашем ДОУ этот набор используется в качестве подготовки ребенка к обучению робототехнике и для изучения алгоритмики, рассчитанным уже на более старший возраст — шесть-семь лет.

Педагоги начинают занятия с набором со знакомства с «мышкой», рассматривают ее яркие кнопки управления: право, лево, вперед, назад и кнопка запуска программы в центре. Кнопка сброса введенной программы (желтая круглая) используется перед вводом новой последовательности шагов или если при вводе была допущена ошибка. И еще одна - красная кнопка, которой соответствует карточка с изображением молнии. Этот знак можно встретить на некоторых схемах с лабиринтами, но достаточно редко. К тому же, существует три возможных варианта, как поведет себя мышка после использования данной кнопки: помигает глазами, проедет вперед-назад или издаст забавный звук. Это подогревает детский интерес и делает занятие еще более увлекательным.

Отдельно остановлюсь на карточках направления движения. Производители сделали их двухсторонними и это очень помогает ребенку (особенно на начальном этапе) понять, как правильно выстроить путь для «Робомышки». С одной стороны, изображена стрелка, цвет и направление которой соответствует кнопкам на самой мышке, с другой - дополнительно присутствует сама «Робомышки». При работе со схемами-лабиринтами дети могут прикладывать ее и наглядно видеть, стрелку какого цвета необходимо выбрать для того, чтобы мышка добралась до нужного места.

С помощью этих кнопок задается программа, алгоритм движения мыши.

Комплект-набор «Робомышь» соответствует ФГОС ДО, он эстетичен, безопасен для ребенка, создает условия как для совместной деятельности взрослого и детей, так и самостоятельной игровой, продуктивной и познавательно-исследовательской деятельности детей.

Практическая часть

Уважаемые коллеги, приступим к игре.

Шаг 1. Собрать квадратное поле.

Шаг 2. Расселить все предметы в имитированные домики.

Шаг 3. Выстроить маршрут с использованием карточек-схем.

Шаг 4. Составить, нажатием кнопок управления на корпусе программу для мышонка. Достижение цели (награда сыр)

(педагоги обыгрывают и продумывают способы использования предложенной игры в образовательных областях.)

Рефлексия участников мастер-класса

«Профессиональное послевкусие»

Благодарю вас за сегодняшнюю нашу встречу. Возвращаясь из игры в реальность, конечно же все мы с вами прекрасно понимаем, что эта деятельность связанна с профессиональной деятельностью. В рамках нашего мстер-класса было наработано несколько интересных идей для возможной дальнейшей деятельности. Благодарю вас за сотрудничество.

Спасибо всем за участие в мастер-классе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Мастер класс-Обучение дошкольников программированию на основе применения набора «Робомышь» в детском саду. Подготовила : Акимова Елена Степановн а

Слайд 2

Цель: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер- класса в процессе активного педагогического общения по освоению образовательной робототехники . Ознакомление педагогов с инновационной деятельностью в ДОУ

Слайд 3

Задачи : Обучить участников мастер-класса навыкам применения образовательной робототехники в системе STEM-образования. Показать участникам мастер-класса технологии работы с детьми дошкольного возраста в области образовательной робототехники . Формировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в образовательной деятельности образовательной робототехники.

Слайд 4

«Каждый человек должен учиться программировать, потому что- это учит нас думать» Стив Джобс

Слайд 5

Основа программирования — это алгоритмы. Алгоритмом называют набор действий, который нужно выполнить для достижения результата. вперед сыр вперед поворот вперед поворот вперед

Слайд 6

Первое знакомство детей дошкольного возраста с основами программирования у нас в детском саду происходит благодаря интерактивному набору «Робомышь».

Слайд 7

Три этапа работы с конструктором «Робомышь» На первых этапах педагог самостоятельно выкладывает алгоритм, предлагая ребенку запрограммировать робота для достижения цели. На втором этапе — алгоритм просчитывается и выкладывается совместно взрослым и ребенком. На третьем этапе, после напоминания детьми основы работы с « Робомышью », дети самостоятельно выкладывают и программируют робота.

Слайд 8

Формы организации занятий: Программирование по образцу Задания даются в форме – сделай как я. В основе лежит подражательная деятельность. Программирование по модели. Это усложненная разновидность конструирования по образцу. Программирование по схемам и чертежам . Развивается зрительное восприятие, наглядно-образное мышление. Программирование по замыслу. Данная форма позволяет творчески и самостоятельно использовать полученные знания. Программирование по теме. Идет создание лабиринтов по заданной теме, актуализация и закрепление знаний и умений. Сегодня мы с вами будем строить алгоритмы для нашей мыши.

Слайд 9

Образовательная область Область применения набора «Робомышь» я, в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО Социально-коммуникативное развитие навыки обсуждения, коммуникативные навыки и навык работы в команде Познавательное развитие навыки решения задач (умения самостоятельного исправления ошибок; логика; умение вычислять расстояние) Речевое развитие используется во всех играх с набором Художественно-эстетическое развитие пространственное воображение Физическое развитие построение маршрута прогулки, экскурсии, дороги домой. Набор «Робомышь» легко интегрируется со всеми образовательными областями:

Слайд 10

Применение интерактивного набора «Робомышь» в работе с детьми дошкольного возраста способствует: Формированию и развитию технической любознательности Дети учатся логически мыслить, понимать причинно-следственные связи находить множество решений одной задачи, планировать свои действия. И как итог — происходит овладение детьми знаний основы программирования алгоритмов в познавательно-игровой форме.

Слайд 11

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс с использованием проекта RWCT на тему: «Технология интегрированного занятия в детском саду»

Проблема интеграции дошкольного образования важна и современна. Интегрированное образование создает новые условия деятельности воспитателей и воспитанников и представляет собой действенную модель акти...

План-конспект мастер -класса для воспитателей ДОУ по теме : «Нетрадиционные техники рисования пейзажей в детском саду.»

План-конспект мастер -класса для воспитателей ДОУ по теме : «Нетрадиционные техники рисования пейзажей в детском саду.»...

Мастер-класс с презентацией на тему: «Мы моделируем мир. Лего-технологии в детском саду»

Данный мастер-класс был проведен на зональном этапе Республиканского конкурса "Воспитатель года Республики Татарстан - 2015"....

Мастер- класс для воспитателей Тема: ,,Изготовление головного убора для театрализации ,утренника в детском саду ,,Цветочная фантазия,,

Мастер - класс  для  воспитателей  детского  сада             «Основные этапы работы над образом»...

Мастер- класс по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада».

Мастер- класс  по теме «Формирование гендерной принадлежности детей дошкольного возраста в условиях детского сада». Цель: способствовать благоприятному протеканию процесса поло ролево...

Мастер-класс "Изготовление театральных кукол из бросового материала. Использование театрализованной деятельности в детском саду"

   Театрализованная деятельность является одним из самых популярных и увлекательных направлений в дошкольном воспитании. С точки зрения педагогической привлекательности можно го...

Мастер – класс для педагогов по нетрадиционной технике рисования «Освоение витражного искусства в детском саду»

Мастер – класс для педагоговпо нетрадиционной технике рисования«Освоение витражногоискусства в детском саду»...