мастер - класс "Игры с палочками Кюизенера"
презентация к уроку (средняя группа)

Ефимова Елена Георгиевна

Материал о том, как правильно играть с палочками Кюизенера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_mo.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

 Мастер – класс «Игра с палочками Кюизинера»

Цель: Повысить уровень компетентности педагогов путем овладения ими технологией применения «цветных чисел» при формировании математических представлений дошкольников.

Задачи:

  1. Пропагандировать среди педагогов знания об использовании палочек Кюизенера.
  2. Знакомить с основными приемами применения палочек Кюизенера.
  3. Способствовать освоению педагогами технологией применения палочек Кюизенера в разных возрастных группах.
  4. Развивать конструктивные педагогические способности.

1.Организационный момент

Уважаемые коллеги! «На своем мастер-классе я хочу познакомить вас с системой работы с цветными числами и продемонстрировать некоторые приемы применения палочек Кюизенера в работе с детьми, а также предоставлю вам возможность самостоятельно проиграть с этими пособиями. Для того чтобы скорректировать нашу работу ответьте на вопросы:

1.В вашей группе есть наборы палочек Кюизенера, пособия к ним?

2. Используете на занятиях?

3.Используете при организации самостоятельной деятельности?

4.Существует ли система работы с палочками?

5.Существуют ли сложности в использовании палочек?

А. С. Макаренко говорил: «Какой ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет». Учитывая возрастные особенности детей дошкольного возраста, мы должны помнить, что главная форма организации – игра, а основной метод развития – проблемно – поисковой. Существует множество разнообразных игр, которые обеспечивают интеллектуальное развитие детей. Одними из эффективных развивающих игр, являются «цветные палочки» Кюизенера, которые дают возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития мыслительные умения.

К сожалению, в дошкольных учреждениях это средство не находит заслуженного внимания. Как вы думаете почему? Какие ассоциации возникают, когда говорят – палочки Кюизенера?»

По кругу передается палочка и каждый участник высказывает свое мнение.

Слайд 2. (фото Джорджа Кюизенера)

Важнейшей задачей воспитания ребёнка – является развитие его ума, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое.

Одной из универсальных технологий развития у детей математических способностей является технология бельгийского математика, учителя начальной школы Джорджа Кюизенера (1891-1976), который разработал универсальный дидактический материал «Цветные числа» или палочки Кюизенера.

СЛАЙД 3. (фото палочек)

Палочки Кюизенера – это счетные палочки, которые еще называют «числа в цвете», цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками. Палочки Кюизенера, в основном, предназначаются для занятий с детьми от 1 года до 7 лет.

СЛАЙД 4. (фото схем выкладывания картин по образцу)

 С математической точки зрения палочки это множество. В этом множестве скрыты многочисленные математические ситуации. Основными особенностями данного дидактического материала являются абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Преимущественно палочки используются пред математической подготовкой, но находят своё применения и в другом – экспериментировании (в качестве объекта экспериментирования или средства измерения), в конструировании (в качестве материала для выкладывания плоских изображений или объёмных построек), в сюжетно – ролевых играх (в качестве предмета заместителя).

СЛАЙД 5. (фото как дети играют с палочками Кюизенера)

Особенностями этого средства является то, что

1. Числа в цвете позволяет развивать у дошкольников представления о числе на основе счета и измерения;

2. Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины.

П.К. обладают несколькими очень важными свойствами:

Универсальность –

1.Используются в разных возрастных группах.

2. Решают основные задачи математического развития, с помощью цветных палочек детей легко подвести к пониманию соотношений «больше-меньше», «меньше на..», «больше на..» «левее – правее», «выше- ниже» познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты.

3. Соответствуют особенностям математических представлений ребенка.

4. Игры и упражнения с палочками носят комплексный характер, т.е. позволяют решать сразу несколько задач.

Эффективность –

  1. При систематическом последовательном применении формируются математические представления, которыми ребенок может легко оперировать.
  2. Математические представления возникают как итог практической деятельности, что соответствует требованиям современного дошкольного образования.
  3. Палочки используются в индивидуально-коррекционной работе с отстающими детьми.

Автодидактизм - в играх дети самостоятельно могут знакомиться с особенностями «Цветных чисел».

СЛАЙД 6. (фото палочек с образцами)

Важнейшей задачей воспитания ребёнка – является развитие его ума, формирование таких мыслительных умений, которые позволяют легко осваивать новое.

Игровые задачи палочек:

  • Знакомство с понятием – цвет (различать цвет, классифицировать по цвету);
  • Знакомство с понятием – величина (упражнять в сравнении предметов по высоте, длине, ширине);
  • Знакомство с последовательностью чисел натурального ряда;
  • Освоение прямого и обратного счёта;
  • Знакомство с составом числа (из единиц и двух меньших чисел);
  • Помощь в овладении арифметическими действиями сложения и вычитания;
  • Развивать умение делить целое на части и измерять объекты;
  • Развивать пространственные представления (слева, справа, выше, ниже и т.д.);
  • Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию;
  • Развивать логическое мышление. Внимание, память;
  • Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

Что же представляют собой «цветные палочки»? Палочки Кюизенера – это цветные счетные палочки - призмы 10 разных цветов и длинной от 1 до 10 см. Палочки одной длины выполнены в одном цвете и обозначают определенное число. Чем длиннее палочка, тем большее значение числа она выражает.

Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятия числовой последовательности, состава числа, отношений «больше – меньше», «право – лево», «между», «длиннее», «выше» и др. Набор способствует развитию детского творчества, фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей.

СЛАЙД 7. (фото палочек по цвету)

Выбор цвета преследует цель облегчить использование комплекта.

Палочки 2, 4, 8 образуют "красную семью"; 3,6,9 "синюю семью".

"Семейство желтых" составляют 5 и 10

Подбор палочек в одно "семейство" (класс) происходит неслучайно, а связан с определенным соотношением их по величине.

Например, в "семейство красных" входят числа кратные двум,

"семейство синих" состоит из чисел, кратных трем;

числа, кратные пяти, обозначены оттенками желтого цвета.

Кубик белого цвета ("семейство белых") целое число, раз закладывается по длине любой палочки, а число 7 обозначено черным цветом, образуя отдельное "семейство".

В каждом из наборов действует правило: чем больше длина палочки, тем больше значение того числа, которое она выражает. Цвета, в которые окрашены палочки, зависят от числовых соотношений, определяемых простыми числами первого десятка натурального ряда чисел. Каждая палочка - это число, выраженное цветом и величиной.

СЛАЙД 8. (фото как дети играют с палочками)

Работу с палочками следует начинать с ознакомления детей с ними.

Нужно предложить детям поиграть ими, попытаться изложить различные

узоры. Постепенно дети могут перейти к созданию сюжетно-ролевой игры с

палочками и т.д. Возможно, в процессе этих игр дети самостоятельно

сделают некоторые открытия относительно свойств палочек: палочек много,

они разного цвета и размера, палочки одинакового цвета одинаковы по

длине, если сложить две полочки желтого цвета, получаем такую же длину,

как длина оранжевой палочки подобное.

 Постепенно в процессе выполнения заданий детей подводят к пониманию того, что у каждой из палочек есть «свое» постоянное и неизменное число. Вместе с заданиями на

Формирование представлений различных параметрах величины можно предлагать

детям задания на понимание сущности арифметических действий и на развитие логического мышления.

Практическая работа или давайте поиграем

А теперь давайте «попробуем» на практике ценность наших игр.

Сейчас мы рассмотрим какие игры и упражнения, в каком возрасте можно применять и некоторые упражнения проделаем вместе».

«В младшем возрасте на первом этапе палочки используются как игровой материал, в игре дети открывают характеристики материала: цвет, размер и некоторые отношения одинаковость длины, цвета. В процессе выполнения задания используется инструкция, в младшем возрасте расчлененная, также используется такой прием как словесный отчет, которому начинаем учить уже в младшей группе. Игровые элементы вводятся в форме игровой мотивации».

Предложить разделиться на пары и выполнить несколько упражнений.

1.Игра «Найди такую же».

Цель: Знакомство и закрепление знаний о цвете и длине.

Например, покажите палочку такого же цвета как у меня. Покажите палочку синего цвета и попросите найти такую же.

2. Игра «Строим дорожки»

Цель: Развивать умение группировать предметы по цвету и длине.

Например, постройте дорожку из палочек

красного цвета. Постройте дорожку из палочек

голубого цвета. Какая дорожка длиннее? Какая

короче? Постройте дорожку самостоятельно

любого цвета.

3. Игра «Коврик для кошечки».

Цель: Закрепить знания о цвете и длине.

Например, Найдите палочки жёлтого цвета, положите их рядом, одну под другую. У нас получится маленький коврик для кошечки.

4. Игра «Поезд»

Цель: Закреплять умение различать цвета и соотношение длины.

Например: Палочки это вагоны. Возьмите полочки голубого, красного и жёлтого цветов и присоедините их друг к другу как вагончики.

  1. Игра «Измерение с помощью палочки-мерки».

Цель: Развивать умение измерять объекты. Познакомить с условными мерками.

СЛАЙД 9.

Постройте заборчик из 5 палочек, начиная с белой палочки. Назовите числа в прямом и обратном порядке.

Назовите все числа, стоящие после 2.

Назовите число, стоящее перед числом 5. Назовите число, которое стоит между числами 2 и 4.

СЛАЙД 10.

-Постройте небольшой поезд из цветных палочек. Поезд состоит из трех вагонов – палочек: желтой, розовой и голубой.

-Желтый вагончик стоит внутри, а розовый - не является первым.

-В какой последовательности стоят вагоны? Сколько мест в каждом вагончике?

СЛАЙД 11.

Построить две лесенки с пятью ступеньками, разница между ступеньками должна быть равна двум или соответствовать розовой палочке.

СЛАЙД 12.

Постройте красивый коврик из палочек. Ширина коврика 6 см (8 см). Каждый следующий ряд коврика нужно выстраивать, используя только 2 палочки. Старайтесь, чтобы коврик был разноцветным.

Палочки легко вписываются сейчас в систему пред математической подготовки детей к школе, как одна из современных технологий обучения.

Раннее интеллектуальное развитие – залог успеха в жизни. Ежедневно занимаясь с ребенком и развивая его, вы заложите прочный фундамент его школьных успехов. Ребенок будет намного быстрее схватывать материал, вследствие чего учеба окажется приятным и захватывающим процессом. Главное, о чем необходимо помнить: ни в коем случае не стоит перегружать его знаниями, учите – играя! Лишь в этом случае ваши усилия принесут ощутимый результат.

Для успешной работы с палочками Кюизенера необходимо выполнять некоторые заповеди:

поощрять все усилия ребёнка и само его стремление узнать новое;

избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;

Сравнивать результаты работы

ребёнка только с его же

собственными достижениями.

Рефлексия

«Наша встреча подошла к концу. Чтобы я смогла оценить свой труд предлагаю наладить обратную связь. Попробуйте ответить на эти вопросы.

Как изменились ваши первоначальные знания?

Что полезного было?

Что нового вы узнали?

Пригодится ли вам в работе?

Вам это было знакомо?

 Какое впечатление вы получили на мастер-классе?

 Будете ли использовать в работе? Что осталось непонятным? Что реально можно применить?»

Благодарю за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс " Использование палочек Кюизенера в работе с дошкольниками"

Палочки Кюизенера представляют собой разноцветные параллелепипеды, которые изготавливаются из дерева или пластика. Они могут быть длиной от 1 до 10 сантиметров. Их длина показывает значение чисел. Сам...

Палочки Кюизенера. Игры и упражнения для детей с ОВЗ младшего дошкольного возраста по развитию логико –математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера»

Сентябрь:Знакомство с палочками Кюизенера.Игровая деятельность «Волшебный сундучок» Цель: развивать познавательную деятельность, закреплять сенсорные навыки; развивать интерес к палоч...

Палочки Кюизенера. Методическая разработка по развитию логико – математических способностей с использованием дидактического материала «Палочки Кюизенера» для детей с ОВЗ 5-6 лет.

Сентябрь:Игровая деятельность по схеме №1 Цель: учить правильно, подбирать по длине палочки, развивать зрительный контроль, развивать умение правильно называть цвет и соответствующее число.Упражн...

Мастер- класс "Рисуем" палочками Кюизенера"

Ознакомительная презентация для педагогов, начинающих работу с палочками Кюизенера. В презентации краткие теоретическая  и практическая части....

Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» (младший дошкольный возраст)

Конспект занятия с цветными счетными палочками Кюизенера «Знакомство с палочками Кюизенера» (младший дошкольный возраст) Цель: Знакомство с палочками Кюизенера Задачи:1. Поз...