Доклад по инновационной теме на 2021-2022г.
материал (старшая группа)
Выступление по теме ИПМ «Рифмовка признаков объекта для формирования описательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Каждый ребёнок по - своему талантлив и неповторим. У каждого есть свои способности, порой не видимые нами взрослыми. А то, каким вырастет ребёнок, в первую очередь зависит от взрослого и окружающей познавательной эстетической среды. Чтобы развитие маленького ребёнка проходило гармонично необходимо развивать его творческие способности, чтобы у ребёнка сложилось особое восприятие мира. Творчество - основа будущей успешной жизни. И тут на помощь приходят стихи. В них всё исполнено глубокого смысла, образности.
Любая игра, в которой нужно произносить стихи, намного интересней обычной. Ведь даже незнакомые слова, сложенные в рифму, запоминаются быстрее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dubovik_doklad_po_in.teme_.docx | 139.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые коллеги.
Предлагаю вашему вниманию свое выступление по теме ИПМ «Рифмовка признаков объекта для формирования описательной деятельности детей старшего дошкольного возраста».
Каждый ребёнок по - своему талантлив и неповторим. У каждого есть свои способности, порой не видимые нами взрослыми. А то, каким вырастет ребёнок, в первую очередь зависит от взрослого и окружающей познавательной эстетической среды. Чтобы развитие маленького ребёнка проходило гармонично необходимо развивать его творческие способности, чтобы у ребёнка сложилось особое восприятие мира. Творчество - основа будущей успешной жизни. И тут на помощь приходят стихи. В них всё исполнено глубокого смысла, образности.
Любая игра, в которой нужно произносить стихи, намного интересней обычной. Ведь даже незнакомые слова, сложенные в рифму, запоминаются быстрее. Ритм стихотворений способствует активизации различных аналитических систем, становлению умственных способностей. Рифмованные сочетания слов вызывают в воображении ребёнка яркие красочные образы, учат смело и быстро мыслить, находить верные образные выражения и расширяют кругозор малыша. Именно поэтому, чем раньше научить его мыслить рифмами, тем ярче и яснее он будет выражать своё мнение. Взрослый должен помочь малышу, поддержать его стремление.
Дети любят слушать потешки, небылицы, считалки, дразнилки и прочие стихотворные «шумихи»; дети четырех –пяти лет имеют естественную потребность в стихосложении «стихотворчестве», но в силу физиологических и психологических особенностей и малым словарным запасом они не умеют выявить связь между двумя рифмованными предметными картинками. И поэтому, часто придумывают несуществующие слова. Но мы считаем, способность к рифмовке может служить расширением словарного запаса слов, имеющих реальное значение. Для этого мною была проведена предварительная работа.
1.Составление картотеки игр по обучению детей рифмовке.
2.Проведение с детьми игр на договаривание последнего слова каждой строчки; договаривание слова, подбирая отгадки в рифму; подбор рифмы к звукосочетанию, к заданному слову; нескладушки; подбор картин с изображением предметов, названия которых рифмуются.
3.Подбор парных рифмованных картинок и создание двустиший об объектах.
4.Игра «Найди лишнее». Предложите ребёнку из четырёх слов, например, дом, сом, нож, гром найти лишнее. А когда ребенок ответит, спросите его, почему слово «нож» лишнее, чем оно отличается от других. Придумывать рифмы для детей - это такая же интересная игра, как и многие другие.
5.Игра «Речевая радуга».
Играя с детьми, я заметила, что многие дети хотят сами сочинить хотя бы четверостишье, но возможности у всех разные. Анализируя ИПМ прошлого года , возможности каждого ребенка я должна помочь ребятам, поддержать их стремление. Одни дети сами могут сочинить стишок, если им подобрать рифму. Другие - сами выберут тему для него, но будут затрудняться с подбором рифмы. Третьи - без проблем выберут тему и сами раскроют её при помощи рифмованных строчек. Необходимо поддержать ребёнка похвалой на начальном этапе, для поднятия его самооценки, уверенности в своих силах. Темой для стихотворения может быть всё, что окружает ребенка и привлекает его внимание: друзья, семья, а также объекты рукотворного и природного мира.
Например:
- Это мяч, рукотворного мира объект,
Нам подсказал это наш интеллект.
-Это гриб, природного мира объект,
В этом помог нам наш интеллект.
Этими словами будет начинаться каждое стихотворение детей.
Придумывая четверостишье, например, про друга, ребёнок анализирует его качества, учится наблюдать, а благодаря этому развивается его мышление. Воспитателю важно похвалить ребёнка за стишок, даже если он получился не совсем складный. Но ни в коем случае не стоит говорить ребенку, что стих плохой. Это может обидеть его, понизить самооценку. В таком случае у ребёнка пропадёт желание развивать своё творчество.
Для того чтобы детям удобнее было придумывать рифмованное описание объекта мы вспомнили работу проведенную в средней группе по сочинению рифмованных загадок. Мною был разработан алгоритм сочинения стихотворений ( рифмованное описание объекта):
О | П
Р | + | + | + |
Это гриб, природного мира объект (Объект).
В этом помог нам наш интеллект (Модель мира).
По цвету с коричневой шляпкой дружок.
По форме напомнить нам зонтик он смог. Признаки
Живет на поляне в траве и в лесу.
Домой я в корзинке его принесу. (Действия объекта или действия с ним (плюс в алгоритме)).
Признаки объекта могут меняться или добавляться (плюс в алгоритме).
В нашем случаи дети очень хорошо знают признаки объекта, что позволит им активно заниматься описательной деятельностью обетов применяя рифмование признаков.
Главным итогом и практическим результатом стали: деятельная активность, устойчивый интерес к стихотворчеству, речевая активность, пополнение словарного запаса, развитие фантазии и воображения. Произошло обогащение эмоционального опыта детей, вовлечение малоактивных детей в общую деятельность, развитие умений высказывать свои мысли и чувства.
В перспективе можно наметить планомерно и систематически проводить дальнейшую работу по приобщению детей к художественной литературе, развивать риторические умения и навыки, развивать потребности узнавать новое, обогащать активный словарь, развивать умения выражать свои переживания, формировать эмоциональное благополучие малоактивных детей. Я готова ответить на ваши вопросы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.
Хочу представить вашему вниманию тему моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки об...
Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.
laquo;Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией р...
Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.
Тема моего инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать и рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...
Доклад по инновационной теме на 2020-2021г.
Тема моего инновационного педагогического маршрута: «Развитие у детей умения использовать и рифмовать признаки объекта при составление загадок».Цель: Формирование у детей...
Доклад по инновационной теме на 2018-2019г.
Тема моей инновационной деятельности: «Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста через составление сравнительного описания, используя признаки объекта».Цель ИП: Формировани...
Доклад по инновационной теме на 2019-2020г.
Тема Инновационного плана «Формирование познавательного мышления у детей младшего дошкольного возраста через освоение способов наблюдения».Наблюдение – это то, с чег...
План работы по теме самообразования 2021-2022г.
План работы по теме самообразования на 2021-2022 учебный год....