Программа учителя - логопеда на 2022-2023 учебный год
рабочая программа
Программа учителя - логопеда на 2022-2023 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_logopeda2022_1.docx | 61.87 КБ |
Предварительный просмотр:
рабочая программа коррекционно образовательной деятельности учителя – логопеда в условиях логопедического пункта МБДОУ «ДСОВ «Сказка» 2021 - 2022 учебный год
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
АДМИНИСТРАЦИЯ ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
/МБДОУ «ДСОВ «Сказка»/
ПРИНЯТА
Решением педагогического совета
от ______ года протокол №6__
Рабочая программа
коррекционной образовательной деятельности
учителя-логопеда в условиях логопедического пункта
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад общеразвивающего вида «Сказка»
(МБДОУ «ДСОВ «Сказка»)
Срок реализации рабочей программы: 2022 - 2023 учебный год
Автор учитель - логопед:
Лысоконь Елена Сергеевна
Содержание рабочей программы учителя - логопеда
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ | ||
1.1 | Пояснительная записка | 3 |
1.2 | Актуальность программы | 4 |
1.3 | Научная обоснованность | 5 |
1.4 | Направленность программы | 5 |
1.5 | Характеристика речи детей, посещающих логопункт | 7 |
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | ||
2.1 | Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия | 8 |
2.2 | Модель организации коррекционно-образовательного процесса | 9 |
2.3 | Направления работы | 10 |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | ||
3.1 | Этапы коррекционно-логопедической деятельности | 11 |
3.2 | Перспективное планирование работы с детьми 6-7 лет с ФНР, ФФНР | 12 |
3.3 | Планирование индивидуальной работы | 12 |
3.4 | Годовой план организации учебно-методической на 2022-2023 учебный год | 15 |
3.5 | График работы, циклограмма учителя-логопеда | 17 |
3.6 | Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ | 18 |
3.7 | Программно-методическое обеспечение коррекционно- развивающей работы логопеда | 19 |
3.8 | Используемая литература | 21 |
КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ |
- Целевой раздел программы
- Пояснительная записка
В настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО) и требуют учета потребностей каждого ребенка и максимальной индивидуализации. Многие проблемы трудностей в обучении кроются в раннем и дошкольном возрасте, и очень часто могут быть обусловлены нарушением психофизического и речевого развития, низким уровнем сформированности познавательных интересов, незрелостью эмоционально-личностной сферы, неблагоприятным социальным окружением или сочетанием тех и других факторов.
Известно, что чем раньше начинается целенаправленная работа с ребёнком, тем более полными могут оказаться коррекция и компенсация дефекта, а также, возможно предупреждение вторичных нарушений развития. Современный этап развития системы ранней помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, в частности с нарушениями речи, в условиях дошкольного образовательного учреждения характеризуется повышением требований к организации и осуществлению коррекционно-образовательного процесса и направлено на социальную адаптацию и интеграцию детей в обществе. Все вышесказанное, вызывает необходимость разработки содержания Рабочей Программы коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда в условиях логопедического пункта дошкольной образовательной организации.
Рабочая Программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда Сейтбагимовой Г.К. рассчитана на 2021-2022 учебный год и предназначена для детей 5-6, 6-7 лет с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР-3ур), зачисленных решением ПМПкв логопедический пункт МБДОУ «ДСОВ «Сказка».
Данная Рабочая Программа является нормативно - управленческим документом дошкольного образовательного учреждения, характеризующим систему психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях воспитательно-образовательного процесса.
Нормативно-правовую основу для разработки Рабочей Программы коррекционно-развивающей образовательной деятельности учителя-логопеда составляют:
- Законом РФ «Об Образовании» от 29.12.2012 года №273-ФЗ в редакции от 01 марта 2020г;
- «Санитарно эпидемиологическими правилами и нормативами 2.4.1. 3049-13 от 15.05.2013г.;
- «Федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (приказ МО и науки РФ от 17.10.2013 года №1155);
- Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей. Авторы: Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина;
- Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Авторы: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Т.В. Туманова;
- Программа коррекционно - развивающей работы для детей с ОНР Н.В. Нищевой;
- Положение о логопедическом пункте ДОУ, а также разработки отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.
Таким образом, рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования, «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. В программе определены коррекционные задачи, основные направления работы, условия и средства формирования фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон и связной речи.
1.2 Актуальность программы.
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи.
Овладение правильным произношением речевых звуков является одним из очень важных звеньев в развитии речи ребенка. Заканчивается процесс становления звукопроизношения к 5-6-летнему возрасту, когда ребенок правильно может произносить все звуки (Парамонова Л.Г.). Однако благополучное формирование звукопроизносительной стороны речи происходит далеко не всегда. У многих детей дефекты звукопроизношения, возникнув и закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы и могут сохраниться на всю жизнь.
Недостатки устной речи могут являться причиной ошибок в письменной речи. У 16,7% будущих первоклассников имеются предпосылки к артикуляторно-акустической дисграфии(Парамонова, 2006). У детей с нечёткой артикуляцией необходимо проводить дифференциацию звуков родного языка.
Кроме того, научными исследованиями в области дефектологии доказано исключительно важное значение раннего распознавания речевого недоразвития и его более ранней коррекции, что позволяет предупреждать затруднения детей при обучении в школе (Т.А.Власова, 1972). Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста приводит к значительной их компенсации.
1.3 Научная обоснованность
Программа написана в соответствии с современными представлениями науки о механизмах формирования звукопроизношения у ребенка.
Теоретической основой программы являются положения о соотношении коррекции и развития, разработанные Л.С. Выготским, П.Я. Гальпериным, Б.Д.Элькониным.
В программе также нашли отражения идеи ряда учёных: Г. А. Волковой, Л.С. Волковой, В. А. Ковшикова, Р. И. Лалаевой, Л. Г. Парамоновой, О.ВПравдиной, Т. Б. Филичивой, Т.Б.Чиркиной, М. Ф. Фомичёвой, М. Е. Хватцева, по проблеме коррекции устной речи.
Базисным тезисом при разработке данной программы стала теория Н.А.Бернштейна об уровневом принципе формирования навыков. Согласно этой теории, любой навык на начальном этапе своего формирования под контролем сознания, но по мере совершенствования навыка отдельные операции автоматизируются и их регуляция осуществляется уже в более свернутом виде, вне контроля сознания. В завершение этого процесса под контролем сознания остается только конечный результат всей цепочки операции. Эта схема применима к навыкам правильного звукопроизношения.
Программа опирается на следующие принципы:
• системности;
• комплексности;
• деятельностный;
• онтогенетический;
• обходного пути;
• общедидактические (наглядности, доступности, индивидуального подхода, сознательности).
1.4 Направленность
Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической и лексико-грамматической системы языка, развития фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза у детей с нарушениями речи (ФНР, ФФНР, ОНР и др. речевыми патологиями), зачисленных на логопедический пункт ДОУ.
Задачи программы:
- Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических компонентов.
- Развитие речевого дыхания.
- Постановка звуков и ввод их в речь.
- Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа, синтеза, восприятия и представлений.
- Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием речевого дефекта.
- Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
- Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
- Профилактика нарушений письменной речи.
- Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления, пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего дошкольного возраста.
- Оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.
- Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье дошкольников, путём повышения адаптивных возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Адресат программы: дошкольники 5-7 лет, имеющие нарушения:
1) звукопроизношения;
2) фонематического слуха;
3) грамматического строя речи
4)слоговой структуры речи
1.5 Характеристика речи детей, посещающие логопункт
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФНР),
и ОНР 3 уровнем речевого развития
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
В речи ребёнка с ФФНР отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками. Определяющим признаком является пониженная способность
к анализу и синтезу.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи.
К ОНР 3 уровня отнесены дети с явлениями недоразвития лексико-грамматических и фонетико-фонематических компонентов языковой системы.
Для детей данного уровня типичным является несколько вялая артикуляция звуков, недостаточная выразительность речи и нечёткая дикция.
Незавершённость формирования звуко-слоговой структуры, смешение звуков, низкий уровень дифференцированного восприятия фонем являются важным показателем того, что процесс фонемообразования у детей не завершен.
Коррекционно-развивающая работа с ФФНР и ОНР 3 ур. строится с учетом особенностей психической деятельности детей. Таким образом, логопедическое воздействие органически связано с развитием у дошкольников внимания, памяти, умения управлять собой и другими психическими процессами.
Исходя из неоднородности состава детей на логопункте (с ФФНР и ОНР 3 ур.), обусловленной различной этиологией нарушения, важно в результате обследования дифференцированно оценить степень отставания в усвоении учебного материала, также следует учитывать программные требования данного возраста
Формы, способы, методы и средства реализации рабочей программы
Исходя из целей и задач Рабочей программы учителя-логопеда составлены следующие документы, регламентирующие работу на логопедическом пункте ДОУ на 2021 -2022 учебный год:
- Годовой план работы учителя-логопеда на 2021-2022 учебный год, в который входят планы работы с педагогами ДОУ, с родителями, с детьми;
- Перспективный план работы с детьми 5-6 и 6-7 лет ФФНР.ОНР-3 ур
- План индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению на логопедическом пункте ДОУ на 2021-2022 учебный год.
II. Содержательный раздел
2.1.Цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Установление причин речевых нарушений, квалификации их характера, степени выраженности, структуры речевого дефектапозволяют определить цель, задачи, содержание и формы логопедического воздействия.
Цель – развитие речи и коррекция ее недостатков, а также формирование умения пользоваться речью как средством коммуникации для дальнейшей успешной социализации и интеграции в среду сверстников.
Задачи:
- Обследование воспитанников МБДОУ и выявление среди них детей, нуждающихся в профилактической и коррекционной помощи в области развития речи.
- Изучение уровня речевого, познавательного, социально-личностного, физического развития и индивидуальных особенностей детей, нуждающихся в логопедической поддержке, определение основных направлений и содержание работы с каждым ребёнком.
- Привитие детям навыков коммуникативного общения.
- Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционной работы с детьми в соответствии с планами индивидуальных и подгрупповых занятий.
- Формирование у педагогического коллектива МБДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание помощи в организации полноценной речевой среды.
- Координация деятельности педагогов и родителей в рамках речевого развития детей (побуждение родителей к сознательной деятельности по речевому развитию дошкольников в семье).
- Организация эффективного коррекционно-развивающего сопровождения детей с различными речевыми нарушениями.
Для достижения конечного результата коррекционно-образовательной деятельности – устранения недостатков в речевом развитии дошкольников, коррекционный процесс планируется в соответствии с основными этапами и задачами каждого этапа, что можно представить в виде следующей модели:
Содержание коррекционно-развивающей работы направлено на создание условий для устранения речевых дефектов, на предупреждение возможных последствий речевых недостатков.
Форма организации обучения – подгрупповая, подвижными микрогруппами и индивидуальная. В соответствии с ФГОС ДО основной формой работы с детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая деятельность. Рабочая программа учитывает это положение, но предполагает, что занятие остается одной из основных форм работы с детьми, имеющими нарушения речи при максимальном использовании игровых форм в рамках каждого занятия.
2.2.Модель организации коррекционно-образовательного процесса.
Этапы | Задачи этапа | Результат |
1 этап исходно- диагностический | 1. Сбор анамнестических данных посредством изучения медицинской и педагогической документации ребёнка. 2. Проведение процедуры психолого-педагогической и логопедической диагностики детей: исследование состояния речевых и неречевых функций ребёнка, уточнение структуры речевого дефекта, изучение личностных качеств детей, определение наличия и степени фиксации на речевом дефекте. | Определение структуры речевого дефекта каждого ребёнка, задач корр. работы. |
2 этап организационно- подготовительный | 1. Определение содержания деятельности по реализации задач коррекционно-образовательной деятельности, формирование подгрупп для занятий в соответствии с уровнем сформированных речевых и неречевых функций. 2. Конструирование индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования. 3. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом в соответствии с составленными планами работы. 4. Формирование информационной готовности педагогов МАДОУ и родителей к проведению эффективной коррекционно-педагогической работы с детьми. 5. Индивидуальное консультирование родителей – знакомство с данными логопедического исследования, структурой речевого дефекта, определение задач совместной помощи ребёнку в преодолении данного речевого нарушения, рекомендации по организации деятельности ребёнка вне детского сада. | календарно-тематического планирования подгрупп. занятий; планы индивидуальной работы; взаимодейст-виеспециали- стов ДОУ и родителей ребёнка с наруш. речи. |
3 этап коррекционно- развивающий | 1. Реализация задач, определённых в индивидуальных, подгрупповых коррекционных программах. 2. Согласование, уточнение и корректировка меры и характера коррекционно-педагогического влияния субъектов коррекционно-образовательного процесса. | Достижение определённого позитивного эффекта в устранении у детей отклонений в речевом развитии |
4 этап итогово- диагностический | 1. Проведение диагностической процедуры логопедического исследования состояния речевых и неречевых функций ребёнка – оценка динамики, качества и устойчивости результатов коррекционной работы с детьми (в индивидуальном плане). 2. Определение дальнейших образовательных (коррекционно-образовательных) перспектив детей, выпускников ДОУ – группы для детей с нарушениями речи. | Решение о прекращении логопедической работы с ребёнком, изменении её характера или продолжении логопедической работы. |
Следует отметить, что данное деление задач по этапам достаточно условно. Так, задача организационно-подготовительного этапа – определение индивидуальных маршрутов коррекции речевого нарушения реализуется на протяжении всего учебного процесса, вносятся коррективы с учётом наличия либо отсутствия динамики коррекции. Пополнение фонда логопедического кабинета учебно-методическими пособиями, наглядным дидактическим материалом осуществляется в течение всего учебного года.
2.3. Направления работы
Программа коррекционной работы на дошкольной ступени образования включает в себя взаимосвязанные направления. Данные направления отражают её основное содержание:
- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с нарушением речи, проведение их обследования и подготовку рекомендаций для родителей и педагогов по оказанию им помощи в условиях образовательного учреждения;
- коррекционно - развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию недостатков детей с нарушением речи в условиях дошкольного образовательного учреждения, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с нарушением речи и их семей по вопросам реализации, дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно – просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с нарушением речи, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.
Диагностическая работа
Работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей, структуры речевого нарушения, этапа коррекционной работы с каждым ребенком, а также его личных образовательных достижений. То есть коррекционно-развивающий процесс организуется на диагностической основе, что предполагает проведение мониторинга речевого развития детей, зачисленных на логопункт Доу (первичный, итоговый, при необходимости и промежуточный). Изучена методическая литература, содержащая существующие в логопедии диагностические методики и методические рекомендации:
- Трубникова Н.М. Структура и содержание речевой карты.
- Поваляева М.А. Справочник логопеда.
- Кирьянов Р.А. Комплексная диагностика и её использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5 – 6 лет. Материалы для специалиста образовательного учреждения.
- Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте.
- Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. Сборник методических рекомендаций.
- Иншакова О.Б. Альбом для логопеда.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Экспресс-обследование фонематического слуха и готовности к звуковому анализу у детей дошкольного возраста.
Коррекционно-развивающая работа
Содержание коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте ДОУ конкретизируется в соответствии с категориями воспитанников, имеющих речевые нарушения: ФФНР, ОНР 3ур
Эффективность коррекционно – развивающей работы определяется чёткой организацией детей в период их пребывания в детском саду, правильным распределением нагрузки в течение дня, координацией и преемственностью в работе всех субъектов коррекционного процесса: логопеда, родителя и воспитателя. Логопедическая работа осуществляется на индивидуальных, подгрупповых занятиях и микрогруппами. При комплектовании групп для занятий учитывается не только структура речевого нарушения, но и психоэмоциональный и коммуникативный статус ребенка, уровень его работоспособности. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
На коррекционно-развивающих занятиях с помощью специальных игр и упражнений, психогимнастических этюдов создаются условия для повышения работоспособности детей, преодоления психоэмоционального напряжения, стабилизации эмоционального фона, развития мотивации к участию в организованной взрослым деятельности и профилактике конфликтов между детьми.
Логопедическое воздействие осуществляется различными методами, среди которых условно выделяются наглядные, словесные и практические.
Наглядные методы направлены на обогащение содержательной стороны речи, словесные – на обучение пересказу, беседе, рассказу без опоры на наглядные материалы. Практические методы используются при формировании речевых навыков путем широкого применения специальных упражнений и игр.
В соответствии СанПин продолжительность подгрупповых занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут. Организация деятельности логопеда в течение года определяется задачами, поставленными рабочей программой. Логопедическое обследование проводится с 9 по 20 сентября. Логопедические подгрупповые и индивидуальные занятия проводятся с 23 сентября по расписанию, составленному учителем-логопедом. По договоренности с администрацией МБДОУ и воспитателями групп логопед может брать детей со всех занятий (кроме занятий по физическому воспитанию, изобразительной деятельности, музыкальному воспитанию). В отличие от специализированного ДОУ задача коррекции речевой деятельности в системе работы логопункта является дополнительной. Поэтому в расписании образовательной деятельности нет времени, специально отведенного для занятий с логопедом. Расписание занятий с логопедом составляется таким образом, чтобы не мешать усвоению общеобразовательной программы и предоставить возможность родителям при необходимости или желании участвовать в индивидуальных логопедических занятиях: часть логопедической работы вынесена во вторую половину дня.
Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, по 4-5 человек.
Продолжительность занятий с детьми: ФФНР – 1 год; ОНР 3 ур . – 1-2 года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедической работы отмечаются в речевой карте ребёнка.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 15-20 минут.
ФФНР – 2 раза в неделю;
ОНР 3 ур.р – 2-3 раза в неделю.
ОВЗ – 2-3 раза в неделю
Продолжительность коррекционно-развивающей работы во многом обусловлена индивидуальными особенностями детей.
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры. Таким образом, ребёнок подготавливается к усвоению содержания подгрупповых занятий.
Индивидуальная работа по коррекции и развитию речи строится по следующим основным направлениям:
- совершенствование мимической моторики.
- совершенствование статической и динамической организации движений (общая, мелкая и артикуляционная моторика).
- развитие артикуляционного и голосового аппарата;
- развитие просодической стороны речи;
- формирование звукопроизносительных навыков, фонематических процессов;
- уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи;
- формирование грамматической и синтаксической сторон речи;
- развитие диалогической и монологической речи.
Направление коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда на логопункте
Нарушения устной речи | Направления коррекционной работы |
Фонетическое недоразвитие речи | - коррекция звукопроизношения |
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи | - развитие фонематического восприятия; - совершенствование слоговой структуры слов; - коррекция звукопроизношения. |
Общее недоразвитие речи | - развитие фонематического восприятия; - совершенствование слоговой структуры слов; - коррекция звукопроизношения. -развитие связной речи. |
Здоровьесберегающие технологии
Наименование технологии | Цель использования | Частота применения |
Дыхательная гимнастика | Установить правильное дыхание и как подготовка к правильному звукопроизношению | На каждом занятии |
Артикуляционная гимнастика | Выработать точность, силу, темп, переключаемость движения | На каждом занятии |
Самомассаж | активизировать защитные свойства организма, устойчивость к заболеваниям. | На групповых занятиях |
Физминутки | Снятие мышечного и эмоционального напряжения | На групповых занятиях |
Гимнастика для мозга | Активизировать межполушарное взаимодействия | На групповых занятиях |
Пальчиковые игры | Стимуляция развития речи и повышение работоспособности коры головного мозга | На каждом занятии |
Су-джок | для развития мелкой моторики пальцев рук и общего укрепления организма | На групповых занятиях |
- Организационный раздел.
3.1.Этапы коррекционно-логопедической деятельности
Первый этап: диагностика
Цель: постановка логопедического заключения, изучение уровня развития психических процессов, уровня речевого развития.
Учитель- логопед проводит обследование с 9 по 20 сентября и 15 по 25 мая.
Исследование неречевых психических функций;
Сбор анамнестических данных;
Обследование состояния звукопроизношения, речи в целом.
Второй этап: подготовительный
Цель: формирование артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению.
развитие органов артикуляции; стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, нормализация тонуса данных мышц
развитие слухового внимания и слухового контроля;
развитие звукового восприятия
Третий этап: постановка звука
Цель: постановка звука (изолировано).
коррекция дефектов произношения;
формирование полноценных фонетических представлений (на базе развития фонематического восприятия) и совершенствование звуковых обобщений в процессе упражнений в звуковом анализе и синтезе;
развитие психических функций;
развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Четвертый этап: автоматизация звука
Цель: закрепление звука в речи.
коррекция дефектов произношения;
развитие психических функций;
развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Пятый этап: дифференциация звуков
Цель: различать и четко произносить звуки схожие по звучанию.
коррекция дефектов произношения;
развитие психических функций;
активизация и расширение словарного запаса;
развитие мелкой моторики, органов артикуляции.
Количество часов, указанных в программе примерное, и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Форма проведения занятий – индивидуальная и подгрупповая (не более 6 человек).
3.2.Перспективное планирование работы с детьми страдающими
фонетико-фонематическим недоразвитием речи
Постановка произношения звуков | Введение поставленных звуков в речь | Речевой материал |
Диагностика речевых и неречевых функций ребенка | I этап Изучение психических функций. Сбор анамнестических сведений. Логопедическое заключение. | Диагностика по Иншаковой |
Формирование артикуляторной базы | II этап Формирование и развитие артикуляторной базы, развитие и совершенствование сенсомоторных функций, психологических предпосылок и коммуникабельности, готовности к обучению. | Артикуляционные упражнения. Упражнения и задания для развития психических процессов |
Постановка звуков | III этап Закрепление имеющегося уровня звукового анализа и синтеза. | Составляется из правильно произносимых звуков |
Продолжение постановки звука, отработка звука | IV этап Введение в речь первого поставленного звука; а) закрепление звука в устной речи: в слогах, в словах, фразах, в тексте; б) устный анализ и синтез слов. | Насыщается вновь поставленным звуком. Из упражнений исключаются звуки близкие к поставленному (например закрепляется л исключаются л', если ребенок не произносит р, р', то и они) |
Дифференциация звуков сходных по звучанию | V этап Дифференциация изученного и поставленных раннее звуков. | Насыщается дифференцируемыми звуками и закрепляемым звуком. Из упражнений исключаются близкие, еще не отработанные звуки. |
Далее все этапы будут повторяться для новых звуков, которые берутся для закрепления в зависимости от быстроты их постановки. При этом предусматривается постепенное усложнение форм звукового анализа. Речевой материал, на котором проводится закрепление поставленного звука и развитие звукового анализа, с введением новых звуков будет все больше и больше расширяться. В таком распределении учебного материала осуществляется, прежде всего, единство развития произношения и звукового анализа на основе чего преодолеваются и специфические отклонения в письме, связанные с недостатками фонетической стороны речи. |
3.3 План индивидуальной коррекционной работы
1. Подготовительный
Задача: тщательная и всесторонняя подготовка ребенка к длительной и кропотливой коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
в) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
г) укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж)
II. ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЗНОСИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически
в) формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
1). ПОСТАНОВКА ЗВУКОВв такой последовательности:
-свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
- шипящий Ш
- сонорЛ, ЛЬ
- шипящий Ж
- соноры Р, Р'
- шипящие Ч, Щ
Способ постановки:
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка», «Желобок», «Щеточка», «Футбол»,«Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Грибок», «Погреем руки»;
для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка», «Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа по постановке звуков проводится только индивидуально.
2). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОГАХ:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямыхслогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога и параллельно вырабатывать вибрацию.
3). АВТОМАТИЗАЦИЯ КАЖДОГО ИСПРАВЛЕННОГО ЗВУКА В СЛОВАХ: Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
4). АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ. Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихи с данным словом.
5).ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ:
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
6).АВТОМАТИЗАЦИЯ В СПОНТАННОЙ РЕЧИ (в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
Однако изменения вполне допустимы, если они продиктованы индивидуальными особенностями отдельных детей и способствуют успешному их продвижению. (Коноваленко, 1998)
III. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ и навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения
IV. СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ внимания, мышления на отработанном материале.
V.РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ на базе правильно произносимыхзвуков.
Лексическиеиграмматическиеупражнения.
Нормализация просодической стороны речи.Обучение рассказыванию.
Роль индивидуальных занятий особенно велика в работе с детьми, индивидуальные (поведенческие, характерологические) особенности которых мешают им установить продуктивные контакты со взрослым, а тем более со сверстниками. Тем не менее постепенный отход от индивидуальных занятий к занятиям в микрогруппах в течение учебного года позволяет оптимизировать временные затраты и перейти к формированию некоторых навыков совместной продуктивной и речевой деятельности детей.
Занятия в подвижных микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. В начале года, когда большее количество времени отводится на постановку звуков, как правило, объединяют детей, имеющих более или менее однородные дефекты произношения звуков. Позднее, когда акцент перемещается на закрепление поставленных звуков, возрастает возможность включать упражнения, направленные на расширение словаря и овладение грамматически правильной речью, целесообразно перегруппировывать детей с учетом всего объема речевой работы. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в подвижных микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.
Основная цель подгрупповых занятий – воспитание навыков коллективной работы. На этих занятиях дети должны научиться адекватно, оценивать качество речевых высказываний сверстников. Состав подгрупп является открытой системой, меняется по усмотрению логопеда в зависимости от динамики достижений дошкольников в коррекции произношения.
В итоге проведенной логопедической работы дети должны научиться:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- четко дифференцировать все изученные звуки;
- различать понятия «звук», «твердый звук», «мягкий звук», «глухой звук», «звонкий звук», «слог», «слово», «предложение» на практическом уровне;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- производить элементарный звуковой анализ и синтез;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, ставить вопросы к текстам и пересказывать их;
- выкладывать из букв разрезной азбуки и печатать слова различного слогового состава, предложения с применением всех усвоенных правил правописании
3.4. Годовой план организации учебно-методической
работы на 2022-2023 учебный год
Цель: Создание условий полноценного развития детей и успешной коррекции речи через организацию совместной деятельности всех субъектов коррекционно-педагогического пространства.
Задачи:
- Диагностика речевых нарушений.
- Создание благоприятных условий для развития речевой коммуникации.
- Сформировать и закрепить правильное, отчётливое произношение нарушенных звуков.
- Коррекционно-воспитательное воздействие на речь и личность детей в процессе логопедической деятельности.
- Совершенствование форм и методов логопедической работы, способствующих наиболее полному преодолению дефектов речи дошкольников.
- Профилактика нарушений речи.
- Комплексное развитие речи дошкольников, направленное на:
- формирование правильного звукопроизношения
- обогащение и развитие словаря
- развитие грамматического строя речи
- формирование связной речи детей
Мероприятия | Сроки проведения |
I. Организационная работа | |
Подготовка кабинета к новому учебному году. Приобретение и изготовление наглядности для оформления логопедического кабинета. | До 1 сентября |
Обследование речи детей с целью выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи. | 1 – 15 сентября; 15 – 31 мая |
Зачисление детей, нуждающихся в логопедической помощи, на индивидуальные логопедические занятия, комплектование в группы по 2 человека в зависимости от речевого дефекта. | С 1 по 15 сентября |
II. Работа с документацией | |
Составление списка детей, нуждающихся в логопедической помощи. | С 1 по 15 сентября |
Заполнение речевых карт детей, зачисленных на логопедические занятия. | С 1 по 15 сентября |
Изучение документации детей, принятых на логопедические занятия. | С 1 по 15 сентября |
Оформление документации логопеда на начало и конец учебного года. | С 1 по 15 сентября, с 15 по 31 мая |
Составление расписания логопедических занятий и согласование его с администрацией детского сада. | С 1 по 15 сентября |
Продолжение работы по накоплению специальных компьютерных программ для коррекции речи и психических процессов, а также систематизации методического материала в электронном виде. | В течение года |
Анализ коррекционной работы. | С 15 по 30 мая |
Заполнение медицинских карт выпускников детского сада, указание речевых диагнозов. | Март |
Выявление детей, нуждающихся в ПМПК | В течение года |
Составление годового отчета о проделанной работе. | К 30 мая |
III.Коррекционная работа. | |
1. Проведение фронтальных логопедических занятий согласно циклограмме рабочего времени. | С 15 сентября по 15 мая |
2. Проведение индивидуальных коррекционных занятий согласно циклограмме рабочего времени. | С 15 сентября по 15 мая |
IV. Научно-методическая работа. | |
1. Разработка индивидуальных маршрутов развития коррекционно-развивающих логопедических занятий с детьми, зачисленными на занятия. | В течение года |
2. Проведение консультаций для родителей: «Рекомендации по выполнению домашних заданий логопеда» (для родителей детей, посещающих логопедические занятия). «Подготовка к школе» (для родителей детей подготовительной группы). «Влияние эмоционального общения матери на развитие речи ребенка» (для родителей детей раннего возраста). «Словесные игры с детьми 4-5 лет» (для родителей детей среднего дошкольного возраста). Итоговое собрание по результатам логопедической работы за год (для родителей детей, посещающих логопедические занятия). | Октябрь Ноябрь Декабрь Март Май |
3.Тематические консультации, семинары-практикумы для педагогов:
Мастер-класс «Развитие речи через применение инновационных технологий» | Декабрь |
Индивидуальные консультации для родителей. | В течение года |
Участие в семинарах-практикумах для педагогов. | В течение года |
Проведение открытых индивидуальных занятий для родителей. | В течение года |
Публикация опыта работы (методических наработок, конспектов занятий, рекомендаций) в печатных периодических изданиях, на образовательных сайтах, на сайте детского сада. | В течение года |
V. Взаимосвязь со специалистами ОУ. | |
1. Знакомство с диагностикой сенсорной и познавательной сфер детей с речевыми нарушениями, проводимой педагогом-психологом. | С 1 по 15 сентября |
2. Анализ результатов обследования всех специалистов детского сада на методическом совете и составление (коррекция) индивидуальных маршрутов развития детей. | Сентябрь, январь, май |
3. Ознакомление постоянных членов ПМПК детского сада с результатами логопедического обследования. | В течение года |
4. Ознакомление педагогов детского сада с направлениями коррекционной работы на текущий учебный год. | Сентябрь |
5. Ведение тетрадей взаимосвязи логопеда и воспитателей. | В течение года |
Индивидуальное консультирование педагогов. | В течение года |
Участие в заседании ПМПК. | В течение года, по плануДОУ |
Сотрудничество с педагогом-психологом. | В течение года |
Сотрудничество с медицинской сестрой | В течение года |
VI. Самообразование | |
Изучение новинок специальной литературы. | В течение года |
Работа по теме самообразования: ««Формирование речевой активности у детей с задержкой речевого развития посредством использования ИКТ»». | В течение года |
3.5. Циклограмма учителя-логопеда
МБДОУ «ДСОВ «Сказка» на 2021-2022 учебный год
Понедельник | 15.15-15.45 15.50-16.15 16.20-16.50 17.00-18.45 | Индивидуальная работа с детьми Кружок «Весёлый язычок» Подгрупповое занятие с детьми Индивидуальная работа с детьми |
Вторник | 8.00-9.00 9.00-9.30 9.35-10.00 10.05-10.30 10.35-11.45 | Индивидуальная работа с детьми Подгрупповое занятие с детьми Индивидуальная работа с детьми Индивидуальная работа с детьми Индивидуальная работа с детьми |
Среда | 15.15-15.45 15.50-16.15 16.20-16.50 17.00-18.45 | Индивидуальная работа с детьми Подгрупповое занятие с детьми Подгрупповое занятие с детьми Индивидуальная работа с детьми |
Четверг | 8.00-9.00 9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.45 | Индивидуальная работа с детьми Подгрупповое занятие с детьми Подгрупповое занятие с детьми Подгрупповое занятие с детьми Индивидуальная работа с детьми |
Пятница | 8.00-9.00 9.00-9.30 9.35-10.05 10.10-10.40 10.45-11.45 | Индивидуальная работа с детьми Подгрупповое занятие с детьми Подгрупповое занятие с детьми Подгрупповое занятие с детьми Индивидуальная работа с детьми |
График работы учителя-логопеда
МБДОУ «ДСОВ «Сказка»
на 2021-2022 учебный год
Дни недели | Павлова Г.Н. |
Понедельник Приём родителей | 15.00-19.00 18.30-19.00 |
Вторник Работа с родителями (по предв. записи) | 8.00-12.00 8.00-8.30 |
Среда | 15.00-19.00 |
Четверг Приём родителей | 8.00-12.00 8.00-8.30 |
Пятница | 8.00-12.00 |
3.6. Материально-техническое обеспечение работы учителя-логопеда ДОУ
Оснащение логопедического кабинета
- Настенное зеркало – 1шт;
- Стол для детей – 3 шт;
- Стулья детские – 5 шт;
- Стол для логопеда – 1 шт;
- Стул для взрослых – 2 шт;
- Магнитная доска - 1 шт;
- Дополнительное освещение у зеркала – 2шт;
- Шкафы для пособий – 2 шт;
- Палас – 1шт;
- Компьютер(ноутбук) -1 шт.;
- Телевизор– 1 шт;
12. Песочница-1 шт
- Коробки и папки для пособий;
3.7. Программно-методическое обеспечение коррекционно-развивающей работы логопеда
Логопедический кабинет полностью оснащен необходимым оборудованием, методическими материалами и средствами обучения. Учитель-логопед в течение всего учебного года имеет доступ к материалам логопедического портала «Мерсибо», на котором представлены 190 интерактивных игр по развитию всех сторон речи и мнестических процессов. Конструктор картинок данного портала позволяет изготавливать новые дидактические игры и пособия. В логопедическом кабинете имеются следующие материалы:
ПОСОБИЯ
Для проведения логопедического обследования:
- Обследование звукопроизношения;
- Обследование понимания речи;
- Обследование связной речи;
- Обследование грамматического строя речи;
- Обследование состояния словарного запаса;
- Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений;
- Обследование слоговой структуры слова;
- Счетный материал для обследования;
- Разрезные картинки для обследования на 2-4-6-8 частей;
- Картинки и тексты
Для формирования правильного звукопроизношения:
- Артикуляционные упражнения (карточки);
- Профили звуков;
- Материал для автоматизации звуков в словах, предложениях, текстах;
- Пособия для работы над речевым дыханием;
- Предметные картинки на все изучаемые звуки;
- Альбомы на автоматизацию и дифференциацию поставленных звуков;
- Тексты и картотеки на автоматизацию поставленных звуков.
Для формирования фонематического восприятия, звукового анализа:
- Сигнальные кружки на дифференциацию звуков;
- Цветные фишки для звукобуквенного анализа;
- Предметные картинки на дифференциацию звуков;
- Тексты на дифференциацию звуков
Для обучения грамоте (чтению и письму):
- Магнитный алфавит;
- Бумажный алфавит;
- Схемы для анализа предложений;
- Наборы предметных картинок для деления слов на слоги;
- Логопедические буквари;
Для обогащения словарного запаса и формирования грамматического строя речи:
- Предметные картинки
- Ягоды;
- Головные уборы;
- Мебель;
- Птицы;
- Растения;
- Обувь;
- Продукты;
- Грибы;
- Одежда;
- Посуда;
- Игрушки;
- Насекомые;
- Профессии;
- Деревья;
- Животные и их детеныши;
- Инструменты;
- Времена года;
- Овощи
- Фрукты
- Предметные картинки на подбор антонимов;
- Предметные картинки на подбор синонимов;
- Многозначные слова;
- Предметные картинки «один-много»;
- Схемы предлогов;
- Деформированные тексты и др.
Для развития связной речи:
- Серии сюжетных картинок;
- Сюжетные картинки;
- Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов;
- Схемы и мнемотаблицы для составления описательных рассказов
ИГРУШКИ
- Набор овощей и фруктов – 1 шт;
- Мячи большие –3 шт;
- Крупяные мячики.
- Мягкие игрушки – в ассортименте (более 10 шт.)
- Мозаика – 1шт
- Домино-2 шт.
- Игрушки из киндер-сюрпризов.
- Деревянная мебель – 1 набор;.
- Посуда пластмассовая- 1 набор
- Шнуровки;
- Пазлы
- Игры- вкладки.
- Планшет «Логико-малыш» + карточки на разнообразную тематику
Литература
- Аганович З.Е //Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.- СПб.: «Детство-Пресс», 2001.
- Арефьева Л.Н.// Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет. – М.: Сфера, 2008
- Васильева С.В., Соколова Н.//Логопедические игры для дошкольников (с приложением). - М.: «Школьная пресса», 2001.
- Глинка Г.А. Буду говорить, читать, писать правильно. СПб: Питер, 1996.
- Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. М: Прос., 1985.
- Козырева Л.М. Звуковые разминки и упражнения для совершенствования техники чтения, Москва: Издатшкола 2000.
- Коноваленко В.В., КоноваленкоС.В.Индивидуально - подгрупповая работа с детьми по коррекции звукопроизношения. М.: 1998.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР. М.: 1998.
- Крупенчук О.И.// Научите меня говорить правильно. – С.-Пб.: Литера, 2001.
- Куликова Т.А. Мастерская букв, М.: 1997.
- Лопухина И. Логопедия – 550 занимательных упражнений для развития речи, М.: «Аквариум», 1996.
- Савельева Е.// 305 веселых загадок в стихах. – Новосибирск, 2008.
- Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994.
- Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном-пресс, 1999.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Корреционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009.
- Е.В. Кузнецова, Е.В. Тихонова //Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи: Конспекты занятий.-М.: ТЦ «Сфера», 1999.
- С.П Цуканова, Л.Л Бетц //учим ребёнка говорить и читать . Конспекты занятий по развитию Фонематической стороны речи и обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста-М.: Издательство ГНОМ и Д, 2006.
- Пожиленко Е, А // Волшебный мир звуков и слов (Пособие для логопедов). - М.: ВЛАДОС, 2001.
- 5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1999.
- Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008
Учитель – логопед Лысоконь Елена Сергеевна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учителя-логопеда на 2022-2023 учебный год
Планирование работы при оказании логопедической помощи...
Циклограмма учителя-логопеда на 2022-2023 учебный год
Циклограмма...
Годовой план учителя-логопеда на 2022-2023 учебный год
Цель: оказание квалифицированной помощи детям дошкольного возраста, имеющим нарушения устной речи Задачи:1. Диагностика и анализ уровня развития речевой деятельности детей группы компенсирующей н...
Рабочая программа учителя-логопеда на 2022 - 2023 учебный год
Целевой раздел программыПояснительная запискаВведениеФедеральный государственный образовательный стандарт раскрывает новые направления в организации речевого развития детей в структуре основной общеоб...
Рабочая программа учителя-логопеда на 2022-2023 год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучителя – логопеда по реализации Адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи 5-7 лет...
Рабочая программа учителя - логопеда на 2022 - 2023 учебный год
Настоящая программа носит коррекционно-развивающий характер. Она предназначена для обучения и воспитания детей 4-5 лет ОНР I - III уровня речевого развития, зачисленных на коррекционно – логопед...
Рабочая программа учителя-логопеда на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа учителя-логопеда на 2022-2023 учебный год...