"Игра современного дошкольника"
консультация
*Современный ребенок, какой он? Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась личность самого ребенка или закономерности его развития. Изменилась жизнь, потому что современные дети растут в совершенно другом информационном поле. Предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду. Дети впитывают информацию, которую современный мир предоставляет с избытком. Социальные изменения привели ко многим факторам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_sovremennogo_zhoshkolnika.docx | 17.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра современного дошкольника
*Современный ребенок, – какой он? Сегодня уже не вызывает сомнений тот факт, что современный ребенок не такой, каким был его сверстник несколько десятилетий назад. И не потому, что изменилась личность самого ребенка или закономерности его развития. Изменилась жизнь, потому что современные дети растут в совершенно другом информационном поле. Предметный и социальный мир, ожидания взрослых и детей, воспитательные модели в семье, педагогические требования в детском саду. Дети впитывают информацию, которую современный мир предоставляет с избытком. Социальные изменения привели ко многим факторам. Низкая концентрация внимания, долго не могут сосредоточиться, не слышат , или делают вид, что не слышат, очень подвижные, их трудно организовать, мыслят по-другому, выражают протест, вплоть до агрессии, если их заставляют что-то сделать, обладают большим объемом памяти, чем предыдущие поколения. *Причины отказа от игры. Если говорить о современных детях, прежде нужно сказать: дети в наши дни либо совсем не играют, либо играют слишком мало. Это связано с целым рядом причин. Во-первых, современное общество требует от детей ранних успехов и достижений. Не секрет, что к ребенку при поступлении в первый класс предъявляют достаточно высокие требования с точки зрения развитости его познавательных процессов, поэтому, организуя времяпровождения ребёнка , родители в первую очередь озадачены тем, как подготовить его к школе. Все стремятся научить детей! Как можно раньше – читать, писать, считать. Забывают о том, что ведущая деятельность ребенка – дошкольника – игровая! Именно через игру можно развивать, обучать, корректировать, воспитывать. Без этого важного «игрового» периода не бывает успешного обучения в школьном возрасте, а позже не происходит полноценной зрелой личности. Во-вторых, родители современных детей сами зачастую принадлежат к неиграющему поколению: их детство тоже прошло без игр, тоже было насыщено обучающими элементами. Именно поэтому родители не играют со своими детьми, они часто сами не умеют этого делать. Тем не менее, единственный язык, который легко дается детям, - это язык игры. В игре дети узнают мир и устанавливают систему взаимосвязей в обществе, развиваются, формируются как личность. Именно игра позволяет скорректировать возникающие возрастные проблемы и сложности. Нельзя не сказать и о том, насколько от наших игрушек отличаются игрушки, которые дети используют сейчас. Современные дети, как правило, играют в обучающие игры по правилам взрослых. Они часами просиживают у телевизоров, с трудом отрываются от компьютерных монстров, а потом выплескивают свою энергию и агрессивность в безопасное пространство. В-третьих, помимо мягких мишек и зайчиков, ребенок с огромным интересом разглядывает роботов, монстров, разнополых кукол, взрослых Барби и Кенов… Сюжеты для игр с такими игрушками отличаются от традиционных игр в дочки – матери с пупсами и кроватками! Родители, как правило, теряются в мире игрушек и идут на поводу у желаний ребенка или модных течений. Их много, поэтому, ребенку трудно не только выбрать, во что он будет играть, но и помечтать о том, что ему так понравилось. А игрушки покупаются, как сказал один папа, чемоданами и через месяц так же чемоданами выбрасываются. *Отсутствие дружеских связей. В обществе на сегодняшний день нарушены тесные дружеские связи между детьми, им почти негде стало общаться и играть без надзора родителей или воспитателей. Раньше эту функцию выполняли детские дворовые коллективы, клубы. Многие современные дети умеют делать то, с чем не справлялись их сверстники еще 10–20 лет назад. Но не потому, что психическое развитие стало другим или сами дети изменились, а вследствие того, что изменились требования взрослых к тому, каким должен быть идеальный ребенок. Если раньше таким считался отзывчивый, добрый и честный человечек, то теперь таким считается умный и независимый человек. Поэтому у современных детей начинает отставать развитие социальных эмоций, зато очень развиты интеллектуальные эмоции – удивление, радость от познания мира и самопознания и т. д. Самомнение растет. *Как развивается личность ребенка? Личностное развитие детей во все времена было неразрывно связано с героями, на которых они ровняются. Но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, добрых, заботливых, любящих, ценящих дружбу, неагрессивных персонажей, на которых выросли родители нынешних дошкольников, их бабушки и дедушки. Чаще всего героями для дошкольников становятся персонажи западных мультфильмов с особенными способностями, которые далеко не всегда являются носителями духовных ценностей. У современных детей резко снижена фантазия, творческая активность. Дети нацелены на получение быстрого и готового результата нажатием одной кнопки. Хотя современные дошкольники технически "подкованы", легко управляются с телевизором, электронными и компьютерными играми, но строят из конструктора так же, как их сверстники прошлых лет, ни в чем их не опережая. Поэтому менять необходимо все. Необходимо уделять внимание тем играм, которые раньше возникали стихийно. Помогать детям развивать сюжеты, которые им понятны. Учить ориентироваться в мире игрушек, сохраняя баланс между желаниями ребенка и пользой для него, знакомить детей с входящими в нашу жизнь техническими средствами коммуникации, обучения и развития (т.е. компьютерами). К сожалению, совсем исчезли групповые игры – «воздух» детской жизни старших поколений. Где казаки-разбойники, жмурки, лапта и прочие детские радости? Все они вместе со считалками, песенками и другими формами детского фольклора остаются в прошлом…… *Потери в развитии дошкольника. Сюжетным творческим играм уделяется немного времени, а их содержание часто не соответствуют особенностям субкультуры современного ребенка. Руководство играми дошкольников в детском саду несет на себе отпечаток излишнего дидактизма и осуществляется по аналогии с проведением учебных занятий, часто на устаревшем и неинтересном современным детям содержании в строго регламентированной предметно-игровой среде. Поэтому, игровая деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника. *Для чего нужна игра? Во-первых, это школа произвольного поведения. Попробуйте заставить ребенка стоять смирно – он не простоит и двух секунд. Но если это действие включить в игровой контекст, цель с успехом будем достигнута. Вспомните: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три. Замри!». Ведь замирают и стоят даже самые непоседливые мальчики и девочки, даже на одной ножке. Во-вторых, игра – школа морали в действии. Можно сколько угодно долго объяснять ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо», но лишь сказка и игра способны через эмоциональное сопереживание, через постановку себя на место другого научить действовать и поступать в соответствии с нравственными требованиями. Психологические исследования показали: если «недругов» включить в игровое взаимодействие, в котором они вынуждены работать сообща, взаимная неприязнь вскоре улетучится, и, наоборот – для друзей, оказавшимися игровыми соперниками, азарт и желание выиграть часто оказываются сильнее дружбы. С помощью игры обучение ребенка идет эффективнее, а воспитание приятнее. Игра – средство диагностики психического состояния ребенка, его личностного развития, но это и великолепный метод коррекции тех или иных дефектов, недостатков, отставания в развитии. Важно наблюдать за детской игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок не выражает интереса к играм, пассивен или играет стереотипно и примитивно для своего возраста – это серьезный сигнал для взрослого: такой ребенок требует особого внимания, это «особенный» ребенок может быть гений, а может неблагополучный!!! Играйте с детьми-«Игра – путь к познанию предметного и социального мира»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей по теме "Во что и как играют современные дошкольники"
В статье описывается, какие сюжеты являются наиболее популярными у дошкольников. Какое влияние на игру современных дошкольников оказывает теле- и видеопродукция. Как это ни парадоксально, но именно ...
"Педагогическое сопровождение сюжетно-ролевой игры современных дошкольников"
Консультация для педагогов ДОУ...
Проблемы игры современных дошкольников.
Как отмечают родители и педагоги за последние 10-15 лет дети стали меньше играть. Особенно в сюжетно-ролевые игры, которые являются основной единицей развернутой формой игровой деятельности. Во что иг...
Проблемы игры современных дошкольников.
«Игра-это особая форма жизни, выработанная или созданная обществом для управления развитием детей»Г.П.Щедровицкий...
Педагогическое сопровождение сюжетно - ролевой игры современных дошкольников
Игра- самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения дошкольника, которое признано ва...
Педагогическое сопровождение сюжетно - ролевой игры современных дошкольников.
Консультация предназначена в помощь воспитателям для сопровождения сюжетно - ролевых игр у современных дошкольников....
Психологические особенности структурных компонентов сюжетно-ролевой игры современных дошкольников.
Психологические особенности структурных компонентов сюжетно-ролевой игры современных дошкольников....