Проблемы игры современных дошкольников.
статья (средняя группа) на тему

Князькова Наталья Юрьевна

«Игра-это особая форма жизни, выработанная или созданная обществом  для управления развитием детей»

Г.П.Щедровицкий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra.docx18.3 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы игры современных дошкольников.

«Игра-это особая форма жизни,

выработанная или созданная обществом

 для управления развитием детей»

Г.П.Щедровицкий

Игровая деятельность – ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, реализующая его потребность в социальной компетенции (мотивом игры является «быть как взрослый») и определяющая специфику социальной ситуации развития ребенка: освоение социальной позиции «Я и общество» через моделирование основный типов отношений между людьми (взрослый – ребенок, взрослый – взрослый, ребенок – ребенок, ребенок - взрослый) в игровой и воображаемой ситуации.

Как отмечают родители и воспитатели, за последние пять – шесть лет в играх детей произошли  определенные изменения. Наиболее явное изменение: воспитанники детских садов стали меньше играть, особенно в сюжетно – ролевые игры (и по количеству, и по продолжительности). Основная причина, как считают взрослые, - недостаток времени. И действительно, во многих садах большая часть времени отводиться различным занятиям. В результате у детей остается очень мало времени, которое они могут использовать на содержательную и свободную игру. Обычно она выглядит как возня, драки, толкотня. Поэтому воспитатели заполняют свободное время спокойными настольными играми – различной мозаикой, конструкторами.

Наиболее популярные игры с правилами. Ролевые игры, весьма однообразные и ограниченные в основном семейной тематикой, отстают почти в два раза. Практически отсутствуют игры на «профессиональные сюжеты», весьма популярные  10 – 20 лет назад. Между тем именно эти игры в наибольшей мере способствуют вхождению ребенка в мир взрослых – игровая роль в концентрированной форме воплощает его связь с обществом. Принимая роль (доктор, космонавт, генерал), он не просто называет себя именем соответствующего персонажа, но и действует как этот специалист, как бы отождествляет себя с ним, взрослым.

То, что дети игнорируют роли «профессиональные» и «социальные», может свидетельствовать о том, как мы сказали выше, что игра перестает быть способом освоения социальных отношений. По всей вероятности, это связано с тем, что дошкольники все более отдаляются от взрослых: не видят и не понимают профессиональной деятельности родителей. Зато сюжеты, заимствованные из телевизионных фильмов, говорят о том, что они лучше знакомы с жизнью и отношениями героев. Да, содержание игр отражает деятельность людей. Однако сюжеты оторваны от жизни, отношения между персонажами совсем иные, не те, что предполагала отечественная психологическая концепция детской игры.

Игра не возникает сама собой, она передается от одного поколения детей к другому – от старших к младшим. В настоящее время эта связь прервана (разновозрастные детские сообщества – в семье, во дворе, в квартире – исключение). Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть… В результате игра уходит из жизни ребенка, а вместе с ней уходит и само детство. Весьма печально… Тем более что факт этот негативно отражается на общем психическом и личностном развитии ребенка. Все мы знаем, что именно в игре наиболее интенсивно развиваются мышление, эмоции, общение, воображение, сознание. Преимущество игры перед  любой другой детской деятельностью в том, что ребенок добровольно, с удовольствием подчиняется определенным правилам (открытым или заданным). Это делает его поведение осмысленным и осознанным. Поэтому, оставаясь максимально свободной и привлекательной для ребенка деятельностью, игра становится школой произвольного поведения, в игре он учится добиваться цели (пусть пока игровой), преодолевать импульсивные желания.

Игра упорядочивает не только поведение ребенка, но и его внутреннюю жизнь, помогает понять себя, свое отношение к миру. Это практически единственная область, где он может проявить инициативу и творческую активность. И в то же время именно в игре ребенок учится контролировать и оценивать себя, понимать, что делает, и (наверное, это главное) учится действовать правильно. Именно самостоятельное регулирование действий превращает ребенка в сознательного субъекта жизни, делает его поведение осознанным и произвольным.

Сказанное, разумеется, вовсе не означает, что современные дети не овладевают правилами поведения – бытовыми, учебными, коммуникативными. Однако правила эти исходят извне, со стороны  взрослых, а ребенок вынужден принимать их и приспосабливаться к ним.

Наблюдения показывают, что современные дошкольники не умеют организовать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Дошкольный возраст – оптимальный период для формирования личности, поэтому не стоит питать иллюзии, что способности эти разовьются сами по себе в более зрелом возрасте.

Бедность и примитивность игры пагубно отражаются и на коммуникативном развитии детей – ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра (ее правила, сюжет, распределение ролей) – главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила. В противном случае не будет ни содержательного общения, ни совместной деятельности.

Родителей и воспитателей, как правило, мало волнуют эти проблемы. Главным показателем эффективности работы детского сада  и благополучия ребенка они считают степень его готовности к школе, т.е. умение считать, читать, писать и выполнять инструкции взрослого. Такая «готовность» не только не способствует, но и препятствует нормальному школьному обучению. Пресытившись принудительными учебными занятиями  в детском саду, ребенок или не хочет идти в школу, или теряет интерес к учебе уже в младших классах. Преимущества раннего обучения сказываются только в первые два – три месяца школьной жизни – «готовых» детей уже не надо учить ни чтению, ни счету. Но как только на  уроках следует проявить самостоятельность, способность решить задачу, подумать, такой ребенок пасует, ждет указаний взрослого. Надо ли говорить о том, какие печальные последствия ждут его в будущем?…

Надо понимать и помнить: заставляя  ребенка учиться, мы отнимаем у него игру, а значит, крадем мир детских переживаний, стремлений, отношений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы игры современных дошкольников.

Как отмечают родители и педагоги за последние 10-15 лет дети стали меньше играть. Особенно в сюжетно-ролевые игры, которые являются основной единицей развернутой формой игровой деятельности. Во что иг...

Проблемы социализации современных дошкольников

Социализация – это процесс усвоения человеком образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, позволяющих ему успешно функционировать в обществе....

Статья по теме: "Проблемы освоения современными дошкольниками сюжетно-ролевых игр."

Игра- деятельность ,которая доставляет удовольствие ребенку.Сюжетно- ролевая игра- ведущая деятельность дошкольного возраста.Современные дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей.Жизнь взро...

Статья "Проблемы социализации современных дошкольников"

Проблемы социализации современных дошкольников....

Статья "Проблемы социализации современных дошкольников"

Проблемы социализации современных дошкольников...

Консультация для родителей «Проблема игры современного ребёнка дошкольного возраста»

Консультация для родителей  «Проблема игры современного ребёнка дошкольного возраста»...

Конспект мастер-класса для воспитателей по проблеме «Игры для дошкольников по воспитанию культуры поведения на улице»

Цель:повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса по проблеме формирования навыков безопасного поведения детей на улицах. Задачи:достижение максимального взаимодейств...