Педагогический всеобуч «Формирование у ребенка 3–4 лет представления о себе»
консультация

Гольбек Татьяна Александровна

Ребенок не только учится управлять своим телом, но и стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Это только первый шаг на длительном пути познания себя и мира, но он закладывает основу для дальнейшего развития личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_vseobuch.docx15.53 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический всеобуч

«Формирование у ребенка 3–4 лет представления о себе»

Ребенок с помощью взрослого знакомится с такими сферами действительности, как:

• представление о себе («я сам»);

• представление о других людях и об отношениях между ними («мир людей и человеческих отношений»);

• представление о рукотворном мире («предметная среда»);

• представление о нерукотворном мире («природа»).

Многие психологи полагают, что в возрасте 3–4 лет рождается личность человека. Именно к 3 годам у ребенка начинает формироваться представление о себе. Он начинает осознавать себя как представителя человеческого рода и одновременно уникальную, неповторимую личность. Ребенок не только учится управлять своим телом, но и стремится оценить свои возможности, понять чувства и эмоции. Это только первый шаг на длительном пути познания себя и мира, но он закладывает основу для дальнейшего развития личности.

Представление о себе в психологии называют самосознанием, т. е. это весь комплекс знаний человека о своем внешнем облике и внутреннем мире.

Развитие представлений о себе складывается из двух моментов: из представлений о себе как об уникальном, ценном индивиде и как о члене коллектива.

Для того чтобы ребенок ощущал себя неповторимой личностью, любимой и принимаемой другими людьми, взрослые должны направлять свои усилия на формирование более полных представлений ребенка о себе:

• о своем физическом облике – строении тела;

• об имени;

• о росте;

• о половой принадлежности, о различиях в поведении мальчиков и девочек.

Детям нужно прививать гигиенические навыки. У них следует развивать положительное отношение к себе, самоуважение, понимание своих переживаний и умение управлять ими.

Содержание работы с детьми 3–4 лет

  1. Ребенка очень интересует, как он устроен.

Большинство детей к 3 годам уже знают, где у них руки, ноги, пальцы, голова, лицо и другие части тела. Однако для малыша слова «красивый», «любимый» и «хороший» являются синонимами. Если ребенок считает себя красивым, значит, он уверен в том, что он хороший, нравится окружающим, и прежде всего близким. Объективное, критичное отношение к внешности ребенка очень вредно на данном этапе. К сожалению, часто можно слышать такие высказывания трехлеток: «Я плохой, мама сказала, что у меня шея короткая».

Приемы: упражнения перед зеркалом с добрыми папой и мамой; в игровой форме, глядя в зеркало, по очереди поднимать ручки, ножки, показать головку, пошевелить пальчиками, обращая внимание на то, какие они у него красивые, умелые, веселые, ловкие и т. д.; стихи с движениями «Шла коза по лесу…»; релаксация под медленную, успокаивающую музыку, гладить малыша и тихим голосом рассказывать ему, какой он молодец, ловкий, умелый, красивый.

2.Знакомство с лицом, его частями, выражением различных эмоций. Формирование положительного отношения к себе.

Приемы: «волшебное зеркало», автопортрет, работа с книгой – альбомом «Я сам» Р. Сефа, чтение сказки «Крошка енот и Тот, Кто сидит в пруду» М. Мурр.

3. Отнесение ребенком себя к мальчикам или девочкам и знание особенностей поведения своего пола.

4. Положительное отношение ребенка к своему имени.

5. Развитие представлений ребенка о себе как о члене коллектива начинается с приходом в детский сад (организуются праздники, дни рождения, именины группы, чаепития с родителями, подходящие торжества, из которых складываются свои традиции). Традиции, название группы, ее символическое обозначение способствуют сплочению детей и пониманию ими общности с другими.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности в средней группе ДОУ компенсирующего вида по формированию представлений о себе и окружающем мире на тему: «Ребенок и мир растений. Польза растений. Овощи».

Конспект НОД содержит педагогический замысел, коррекционно-развивающие задачи. Состоит из нескольких частей: вступительная часть, информационная часть, проблемная ситуация, стимулирование речемыслител...

Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе, других людях

формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, коли...

Педагогические средства формирования у дошкольников первичных представлений о себе и других людях

Приобщение ребенка к социальному миру, построение отношений с другими людьми, развитие всех видов деятельности начинается с формирования представлений о себе...

Педагогический проект Тема: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕБЕ И СВОЕМ ЗДОРОВЬЕ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Аттестационная работа на тему "Педагогическое проектирование как средство формирования представлений о сбе и своем здоровье у детей раннего возраста"...

Педагогический всеобуч "Развитие речи ребенка 3-4 лет"

Презентация для родителей об особенностях речи ребенка 3-4 лет...

Педагогический всеобуч "Развитие речи ребенка 3-4 лет"

Презентация о развитии речи ребенка 3-4 лет...