КРНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ " жЕМЧУЖИНЫ оРЕНБУРЖЬЯ"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Юлдашева  Ильмира Хамитовна

МАТЕРИАЛ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ-ГЕОКЕШИНГА ПО ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЯМ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ. РЕКОМЕНДУЕТСЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhemchuzhiny_orenbuozhya.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное Дошкольное Образовательное Автономное Учреждение

 «Детский сад № 162» г. Оренбурга

Конспект

НОД

Тема: «Жемчужины Оренбуржья»

(  группа общеразвивающей направленности для детей 6-7 лет №8)

                                                      Подготовила:                                                                                 воспитатель высшей                                                                                     квалификационной категории                                                                               МДАОУ «Детский сад №162»

Юлдашева Ильмира Хамитовна.                                                                    

Оренбург – 2022

Тема: «Жемчужины Оренбуржья»

Цель:  познакомить детей с богатствами родного края.

Задачи:  

Воспитательные:

- воспитывать активность и свободу общения;

- воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости и патриотизма.

- воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками (умение договариваться, слаженно работать в коллективе);

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность и творчество;

- способствовать развитию логического мышления, связной речи;

- развивать воображение, эстетический вкус;

- развивать умение ориентироваться по карте-схеме, определять направление маршрута;

- развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных задач.

Образовательные:

- расширять знания детей об уникальных природных объектах Оренбургской области (Бузулукский бор, озеро Развал, о пуховом промысле и хлебном крае);

- научить детей самостоятельно при помощи игры «геокешинг» познавать много интересного о родном крае, познавать окружающий мир;

- поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности;

- закрепить знания детей, полученные ранее.

Расширять и активизировать словарный запас: жемчужина, бор,

Приемы руководства деятельностью детей в НОД:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование, коммуникативная игра.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: беседа, создание развивающей среды, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: показ слайдов, предметов из истории, комментирование, определение и  демонстрация способов изготовления.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: беседа, сопровождение рассказа с показом презентации, физкультурная- музыкальная пауза, музыкальное сопровождение, предложение по продолжению деятельности в данном направлении, чередование видов детской деятельности.
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности, взаимопомощь детей.                                  

Создание среды для организации и проведения НОД: проектор, музыкальный центр, карта Оренбургской области, образцы соли, материал для показа процесса изготовления пуховых платков, презентация, музыка,  .

Виды детской деятельности в НОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Двигательная.

Познавательно-исследовательская.

Продуктивная.

Музыкальная.

Восприятие художественной литературы и фольклора.

Ожидаемые результаты:

- развитие у воспитанников интереса к своей малой родине, к ее природным богатствам;

- умения детей действовать самостоятельно;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми  и сверстниками;

- воспитание нравственных качеств;

- умение воспитанников  решать интеллектуальные и личностные задачи;

- формирование универсальных предпосылок к  учебной деятельности;

- расширение  и активизация  словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии

  1. Ребенок задает вопрос.
  2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
  3. Проявляет самостоятельность.
  4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
  5. Сопереживает.
  6. Эмоционально реагирует.
  7. Соподчиняет мотивы.
  8. Проявляет волевое усилие.
  9. Аргументирует самооценку.

Интеграция образовательных областей:

Области

Интеграция  

Решаемые задачи

Познание

Рассматривание предметов, карты, проведение опыта с соленой водой.

.

Развивать интерес к истории родного к миру предметов и вещей.

Принимать  активное, заинтересованное участие в образовательном процессе.

Социализация

Практические действия.

Приучать решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту,  применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым так и им сами.

Развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью.

Коммуникация

Беседа об озере Развал, Бузулукском боре, процессе выращивания хлеба, производстве пуховых изделий с опорой на ранее полученные знания.

Коммуникативная игра.

Учить использовать вербальные и невербальные средства общения,

Владеть конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. (договаривается, обменивается предметами, распределяет действия при сотрудничестве);

Прививать умения  планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдать элементарные общепринятые нормы и правила поведения.

Музыка

Танец с пуховыми платками

Воспитывать эмоциональное реагирование на музыкальные произведения.

Проявлять эмоциональную отзывчивость в деятельности и общении со взрослыми  и сверстниками.

Художественное творчество

Рассматривание предметов, необходимых для производства, описание их.

Формировать у детей эстетический вкус.

Развивать у детей творческие способности, воображение и индивидуальное самовыражение.

Прививать чувства эмпатии, откликаться на эмоции воспитателя, реагировать на произведения, созданные руками русских мастеров.

Физическая культура

Физминутка

Соблюдать элементарные правила здорового образа жизни.

Совершенствовать мелкую моторику рук.

Безопасность

Воспитывать бережное отношение к результатам труда.

План НОД

1.Вводная часть:                                                          

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.  

Определение цели.

2. Основная часть:

Знакомство с Соль- Илецком, озером Развал.

Знакомство с Бузулукским бором, его обитателями.

Физминутка « Белочки»

Знакомство  с Курманаевкой.

Знакомство с Саракташом, производством пуховых платков.

Исполнение танца с пуховыми платками.

3.Заключительная часть:

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

Длительность НОД -  30 мин.

5 мин

22 мин

3 мин.

Ход непосредственно образовательной деятельности

Части НОД  

Содержание

Области

1. Вводная часть.                                                           Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

В группе дети занимаются свободной игровой деятельностью. В это время раздается стук в окно, передают конверт.

В: Ребята, посмотрите нам передали письмо. Кто нам его передал? Прочитай, Миша.

( Миша читает «Ребятам 8 группы»)

В:  выходит, письмо нам. Давайте я вам его прочитаю.

 «Здравствуйте, ребята! Мы надеемся, что вы знаете, что в городе Оренбурге есть краеведческий музей, может кто-то из вас уже ходил с родителями в музей. Если вы еще не были в музее, надеемся, что вы обязательно сходите! Ведь вы творческие, любознательные ребята и готовитесь пойти в школу.

Ребята, а вы знаете, что есть места в Оренбургской области, которые называют ЖЕМЧУЖИНАМИ Оренбургской области. А что же такое жемчужина? Жемчужина – это богатство. Это очень красивые и дорогие для сердца места, это гордость нашей области.

А теперь мы к вам обращаемся с просьбой помочь музею проложить маршрут для гостей нашей Оренбургской области и отметить на карте места, которыми славится Оренбуржье. Мы вас заранее благодарим. Помогут вам наши записки-подсказки».

- Воспитатель: Чтобы выполнить просьбу сотрудников музея, мы сейчас отправимся с вами в путешествие по жемчужинам Оренбургского края. Ну что, в путь! Где же нам найти первую подсказку? Мне кажется, нужно увидеть что-то необычное. Это и будет, наверное, подсказкой.

Предложения ребят. Обратить внимание на стрелки .

( На стене в игровой и в коридоре стрелки-указатели)

(  переход в музыкальный зал)

Коммуникация

Познание

Социализация

2.Основная часть.

Знакомство с Соль-Илецком, как центром добычи соли, Бузулукским бором, его обитателями, как уникальным природным объектом, Курманаевским районом, как одним из центров выращивания хлеба, Саракташом, как центром пуховязания.

Выполнение физминутки « Белочки», дидактической игрой

« Подбери определения», исполнение танца с пуховыми платками.

- Ребята, что нам необходимо, чтобы не заблудиться и правильно попасть на место? (карта, которая висит на стене). А в каком городе мы живем?

Вот и начнем свое путешествие с Оренбурга. ( Найти город на карте, отметить маленьким флажком с изображением герба)

 В письме нам оставили подсказку, указывающую на то, куда нам нужно направляться. Читаем записку«Приглашаем вас туда, где можно плавать, как на море и при этом невозможно нырять, где выращивают  самую  большую ягоду». Ребята, как вы думаете, куда мы должны отправиться ? 

- Правильно, сейчас мы отправляемся в город Соль-Илецк. Отметим маршрут от Оренбурга к Соль-Илецку с помощью ниточки- стрелки на карте и маленького флажка.

Дети проходят к столу, где стоит карточка-указатель «Соль-Илецк» и флаг города. (встают вокруг стола полукругом).

- Мы прибыли в Соль-Илецк (слайд «вид города»). Когда я произнесла слово «Соль-Илецк», о чем вы сразу подумали? (о соли, о соленом озере, об арбузах).

Показ презентации.

- город Соль-Илецк возник на месте богатейшего месторождения соли (слайд озеро) очень чистой и качественной. Чуть более 100 лет назад, во время весеннего половодья, разлившаяся река Песчанка затопила открытый карьер, где добывали соль. Так возникло уникальное солёное озеро Развал, единственное в России. Концентрация соли в воде столь высока, что вода поддерживает наплаву тело, а рядом расположен соледобывающий комбинат. (слайд комбинат). Солёная вода, целебный воздух и лечебные грязи уже много лет исцеляют от многих болезней: лечат суставы, болезни кожи. Соль-Илецк является курортом, куда приезжают лечиться люди с многих городов России и Оренбуржья (остальные слайды – соляные шахты).

Дети подходят к столам, на столах соль крупного помола, мелкого помола, кусковая., стаканчик с водой, кувшинчик с соляным раствором.

- Посмотрите на соль.

-На что она похожа? (На снег). Как и снег соль состоит из кристаллов. Потрогайте.

-Какие кристаллы бывают? (мелкие и крупные)

-Давайте проверим, есть ли запах у соли?

-У соли есть вкус? Давайте проверим. (Растворяю соль в воде).

Дети с помощью палочек для размешивания чая пробуют воду на вкус. Обратить внимание на цвет.

-Для чего нам нужна соль? (Добавлять в пищу)

Воспитатель:  Ребята, вспомните еще одно интересное свойство соленой воды. ( выталкивает предметы)

Давайте проверим.

Воспитатель: У нас есть с собой соленая вода, а она обладает уникальным свойством, соленая вода выталкивает предметы на поверхность. Проверим это свойство с помощью вот этой игрушки.

( показать, что в пресной воде игрушка тонет, а в соленой нет)

- Ребята, теперь вы понимаете, почему  купаясь в соленом озере, можно легко удержаться на поверхности воды. Соль может творит чудеса!

- Ну что, ребята, можно ли Соль-Илецк назвать жемчужиной Оренбургской области (можно). Давайте отметим его на карте жемчужиной. А мешочек с солью мы возьмем с собой для нашего мини-музея в группе, и колечко нам в пути пригодится.

А вот и следующая подсказка«Вам привет сегодня шлет Бузулукский весь народ», а в записке еще и рисунок – что вы видите на нем? (фото Бузулукского бора ). Что бы это значило? (лес в Бузулуке, Бузулукский бор) 

- Давайте отметим на карте стрелочкой наш дальнейший

путь. Отправляемся в город Бузулук.

( подходят и садятся на стулья, которые стоят полукругом перед экраном, прикреплена флаг с гербом Бузулука, корзиночка с шишками)

А что такое бор? (Лес, в котором растут сосны, ели)

Воспитатель: Бузулукский бор – это значительный лесной массив (преимущественно сосновый, резко выделяющийся, словно остров, среди степей. Тем, кто побывал тут, навсегда запомнятся огромные сосны, устремлённые в небо, земляничные поляны и пляжи у чистой, как слеза, прозрачной реки Боровки. А еще, ребята, в Бузулукском бору растет знаменитая царица-сосна, которая заняла третье место в России среди самых знаменитых деревьев. Да-да! Был такой конкурс . высота этой сосны 36 м, диаметр ствола 140 см!

- Как хорошо в бору, какой чистый воздух, какие огромные сосны. Ведь недаром в сосновом бору расположено много санаториев и лечебниц.

Беличья зарядка

В лесной глуши на елке
Жили-были два бельчонка. (Потянуться.)
Жили дружно, не тужили
И с зарядкою дружили. (Прыжки на двух ногах.)
За уши лапками хватались
И вправо-влево наклонялись. (Наклоны в стороны.)
Дружно хлопали в ладошки (Хлопки в ладоши.)
И тянулись, словно кошки. (Круговые движения руками, потянуться.)
Ножками топали, (Ходьба на месте с притопом.)
Глазками хлопали, (Поморгать глазами.)
Головками крутили, (Повороты головы в стороны.)
Друг за другом вслед ходили. (Ходьба на месте)

- Как прекрасен и удивителен животный мир Бузулукского Бора.

- Ребята, кого можно встретить в Бузулукском бору (лося, белочку, кабанов, сов) (Животные Бузулукского бора общая картинка)

. Можно ли Бузулук назвать жемчужиной Оренбургской области (можно). Давайте отметим его на карте жемчужиной (приклеиваем жемчужину).

 А вот на этой шишке опять записка: «Всему голова его называют, на пол никогда не бросают. В печи подрос и окреп, Это наш любимый …» (хлеб)

- Далее наш путь лежит в Оренбургский край целинный. Он славится своими хлебами. Богатые хлебом районы находятся на Востоке нашей области. Отметим стрелочкой на карте один из хлебных районов  Курманаевский.

Подходим к столу с флагом Курманаевского района, встают полукругом.

Оренбуржье край целинный – он славится своими хлебами.  Посмотрите, какие виды хлеба выпускает только наш, Оренбургский хлебокомбинат. А вот знаменитый Оренбургский каравай - самый вкусный, ароматный. Есть замечательный обычай: дорогих гостей встречают хлебом и солью вот на таких красиво вышитых рушниках.

Ребенок ( В костюме)  читает стихотворение :

Вот он, хлебушек душистый,

С хрупкой корочкой витой.

Вот он, тёплый, золотистый,

Словно солнцем налитой.

В нем - здоровье, наша сила,

В нем - чудесное тепло,

Сколько рук его растило,

Охраняло, берегло.

( на тарелочках нарезанный кубиками хлеб пшеничный и ржаной)

- Ребята, угощайтесь хлебом и солью. Попробуйте на вкус душистый белый хлеб и ржаной и сравните их. Какой на вкус хлеб? А какие вы знаете пословицы и поговорки о хлебе?

Пословицы и поговорки о хлебе

Хлеб — всему голова.

Без хлеба сыт не будешь.

Гречневая каша — матушка наша, а хлебец ржаной — отец наш родной.

Не хлебом единым жив человек.

Хлеб — батюшко, вода — матушка.

Хлеб да вода — молодецкая еда.

Хлеб на стол, и стол — престол.

Хлеб наш насущный: хоть черный, да вкусный.

Хлебом люди не шутят.

Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь.

Без хлеба и медом сыт не будешь.

- Ребята, является ли хлеб богатством Оренбургского края (конечно, ведь хлеб – всему голова). Давайте отметим на карте хлебный Курманаевский район Оренбургской области жемчужинами (приклеиваем жемчужины). А для музея мы возьмем мешочек муки и хлебные колосья.

- А вот и записка с подсказкой нашего следующего места путешествия.

Загадка:

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку – уголок

Сложен красочный … (платок)

Подходят к столу с гербом Саракташского района.

- Как вы думаете, о каком платке идет речь? Каким платком славится Оренбуржье(пуховым платком)

Вы знаете, где зародился промысел Оренбургского пухового платка?

Отправляемся мы в Саракташский район – на родину Оренбургского пухового промысла. Саракташ. Давайте отметим наш путь стрелочкой на карте.

- Совсем недалеко от Оренбурга находится Саракташский район. Здесь живут лучшие пуховницы, которые вяжут известные на весь мир пуховые платки и паутинки. (показ слайдов)

- Именно здесь, в Саракташе, зародился промысел, который по сей день является визитной карточкой Оренбургской области(показ платков и паутинок)

ребенок

Ах, платочек мой, платочек

Весь в узорах уголочек.

В зимний день, в студену пору

Оренбургский наш мороз

Расчудесные узоры

На платочек перенес.

Дети:

- А мне мама говорила, что паутинку можно протянуть через обручальное кольцо.

Воспитатель:

- Хотите проверить? Где наше колечко? Вот оно нам и пригодилось. (Продеваем паутинку через кольцо).

- А получаются такие изумительные изделия благодаря необыкновенным свойствам пуха знаменитых оренбургских коз, и конечно же, благодаря золотым женским рукам оренбургских мастериц, которые вкладывают в каждый связанный платок частицу своей души.

Игра «Назови слова-признаки о пуховом платке». (Дети стоят в кругу. Дети передают клубочек по кругу, каждый держит свой кусочек ниточки и говорит теплые слова о платке – нежный, ажурный, волшебный, изящный, легкий и т. д.)

Ребенок

Саракташский район

Шлет глубокий поклон.

Затуманились зарницы,

Воют ветры-степняки.

Вяжут, вяжут пуховницы

Оренбургские платки.

Танец под песню « оренб.пуховый платок»

- Ну что, ребята, можно ли Саракташ назвать жемчужиной Оренбургской области (можно). Давайте отметим его на карте жемчужиной (приклеиваем жемчужину).

Познание

Коммуникация

Художественное творчество

Художественная литература

Труд

Безопасность

Музыка

3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

- Ребята, наше путешествие подошло к концу. Мы проложили маршрут на карте и отметили места, которыми славится наша Оренбургская область. Чем же  славится наша область?

Это конечно далеко не всё, чем славится наш Оренбургский край. Мы ещё не сказали о многочисленных природных и культурных памятниках, о знаменитых людях нашего края, о полезных ископаемых, газе и нефти. Но уже то, что вы узнали, даёт вам право гордиться тем, что вы родились на оренбургской земле.

Воспитатель берет поднос с богатствами Оренбургской области.

- Собранные нами богатства мы отнесем в группу , в наш мини-музей.

 Под песню « Мы с оренбургской земли» дети  выходят из зала.

Дети проходят в группу, к музею. Обращают внимание на сундучок. В сундучке угощение

Воспитатель раздает угощение.

Мне было очень приятно с вами общаться. Вы большие молодцы! Спасибо! До свидания!

Коммуникация

Социализация

Длительность НОД: 30 минут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Крнспект занятия по развитию речи ." Главный начальник на улице"

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Главный начальник на улице» Воспитатель: Контарева   Елена    Викторовна.Задачи: вырабатывать у детей стереотип без...

крнспект занятия по развитию речи "Расскажем мишке о зиме"

Цель: Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи....

Тема: "Жемчужины Оренбуржья"

Познакомить детей с богатствами родного края....

Жемчужины Оренбуржья

Познакомить с особенными местами Оренбуржья...

Занятие по предметному и социальному миру в подготовительной группе на тему: «Жемчужины Оренбуржья»

Цель: Развивать интегративные качества в процессе индивидуальной и коллективной деятельности. Программное содержание: продолжить обучать умению работы с картой области, развивать воображение, акт...