Тема: "Жемчужины Оренбуржья"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Иванова Светлана Михайловна

Познакомить детей с богатствами родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhemchuzhiny_orenburzhya.docx31.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Жемчужины Оренбуржья»

Цель:  познакомить детей с богатствами родного края.

Задачи:  

Воспитательные:

- воспитывать активность и свободу общения;

- воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости и патриотизма.

- воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками (умение договариваться, слаженно работать в коллективе);

Развивающие:

- развивать любознательность, наблюдательность и творчество;

- способствовать развитию логического мышления, связной речи;

- развивать воображение, эстетический вкус;

- развивать умение ориентироваться по карте-схеме, определять направление маршрута;

- развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных задач.

Образовательные:

- расширять знания детей об уникальных природных объектах Оренбургской области (Бузулукский бор, озеро Развал, о пуховом промысле);

- научить детей самостоятельно при помощи игры «геокешинг» познавать много интересного о родном крае, познавать окружающий мир;

- поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности;

- закрепить знания детей, полученные ранее.

Расширять и активизировать словарный запас: жемчужина, бор.

Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социализация.

Методические приемы:
Игровой
(сюрпризные моменты, путешествие в Соль – Илецк, Саракташ , Бузулукский бор)
Наглядный (демонстрационный и раздаточный материал)
Словесный (вспомнить, объяснить, указать)

Приемы руководства деятельностью детей в НОД: 

Создание среды для организации и проведения ОД: карта Оренбургской области, жемчужины, наглядный материал, музыкальное сопровождение, клубочки  пряжи( пуховой и жесткой), пуховые платки, грибочки, корзины, соль, лупа, стакан с водой, 2 сырых яйца.

Виды детской деятельности в ОД:

Игровая.

Коммуникативная.

Двигательная.

Познавательно-исследовательская

Музыкальная.

Перцепция литературы и фольклора.

Ход ОД

Вводная часть.                                                          

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

Добрый утро!

Приветствие гостей

Придумано кем-то просто и мудро

При встречи здороваться: «Доброе утро!»

Доброе утро солнцу и птицам

Доброе утро доверчивым лицам!

-Ребята, давайте подойдем к окну и посмотрим на улицу, какое у нас утро.

- Что вы видите за окном? ( Ответ детей)

- Как вы думаете, какое  сейчас время года?

- Назовите приметы зимы.

- Каждую зиму у нас на окнах происходят чудеса, появляются невероятной красоты узоры!

- Посмотрите, какое чудо на окне? Что это? ( Бусы)

- Из чего бусы? ( Из жемчужин).

-  Возможно  это волшебница – зима преподнесла нам  такой сюрприз.

- А разгадка сюрприза, возможно, кроется в снежинке.( На снежинку приклеить жемчужину)

- Ребята, здесь для нас записка.

Воспитатель: 

 «Здравствуйте, ребята! Мы надеемся, что вы знаете, что в нашем городе  есть краеведческий музей.

-  Ребята, а где мы живем? (г.Бугуруслан, Оренбургская область, Россия)

-  Кто из вас уже ходил с родителями в музей?

Ребята, а вы знаете, что есть места в Оренбургской области, которые называют ЖЕМЧУЖИНАМИ Оренбургской области.  Жемчужина – это богатство. Это очень красивые и дорогие для сердца места, это гордость нашей области.

А теперь мы к вам обращаемся с просьбой помочь музею проложить маршрут для гостей нашей  Оренбургской области и отметить на карте места, которыми славится Оренбуржье. Мы вас заранее благодарим. Помогут вам наши записки-подсказки».

Воспитатель:

Вы,  догадались, почему зимушка нам на окне составила узор из жемчужин?

- Воспитатель: Чтобы выполнить просьбу сотрудников музея,  что мы с вами можем сделать? (ответы детей). Предлагаю отправимся с вами в путешествие по жемчужинам Оренбургского края. Ну что, в путь! Где же нам найти первую подсказку? Мне кажется, нужно увидеть что-то необычное. Это и будет, наверное, подсказкой.

Предложения ребят. Обратить внимание  на  окне дорожка из  снежинок.

2.Основная часть.

- Ребята, куда нас привели  снежинки?  ( Мольберт, карта)

- Для чего нам во время путешествия нужна будет карта?

(Чтобы не заблудиться и правильно попасть на место.) (карта). Слайд 1.

- Как называется город в котором мы живем?

Вот и начнем свое путешествие с Бугуруслана. ( Найти город на карте, отметить маленьким флажком).

 На снежинке нам  оставили подсказку, указывающую на то, куда нам нужно направляться.

«Вам привет сегодня шлет Бузулукский весь народ», а в записке еще и фото – что вы видите на нем? (фото Бузулукского бора ). Что бы это значило? (лес в Бузулуке, Бузулукский бор)

 Слайд 2.

- Давайте отметим на карте указателем  наш дальнейший

путь. Отправляемся в город Бузулук.

- Что такое бор?

- Какие деревья растут в лесу?

Воспитатель:  Бузулукский бор – это значительный лесной массив преимущественно сосновый, резко выделяющийся, словно остров, среди степей. Тем, кто побывал тут, навсегда запомнятся огромные сосны, устремлённые в небо, земляничные и грибные  поляны, пляж у чистой, как слеза, прозрачной реки Боровки. Слайд 3.

Воспитатель:  В Бузулукском бору такой чистый воздух, давайте подышим чистым воздухом , как дышат  в нём живущие звери.

Дыхательная гимнастика  ( Слайд 4,5,6)

1.Превратимся в зайчиков! А зайцы такие трусишки. Постоянно смотрят нет ли лисы. (Картинка- заяц)
Посмотрели вправо. Вдохнули носом. Посмотрели влево. Выдохнули ртом.
Еще раз. Посмотрели вправо. Вдохнули. Посмотрели влево -выдохнули.
2.Теперь мы лисы. Мы напали на заячий след. Принюхиваемся. Вдыхаем и выдыхаем только носом.  (
Картинка – лиса)
3.Сейчас все превратились в сердитого волка!
Сделали глубокий вдох носом и зарычали: «р-р-р» (
Картинка – волк)

- Как прекрасен и удивителен животный мир Бузулукского бора.

- Ребята, кого можно еще  встретить в Бузулукском бору (лося, белочку, кабанов, сов) (Животные Бузулукского бора общая картинка). Слайд 7.

Продолжаем гулять по бузулукскому  бору.

Игра  «Мы идем в осенний бор»

Мы идем в осенний бор. ( Дети идут по кругу)

А в бору полно чудес!

Дождь вчера в лесу прошел –  (Встряхивают кистями)

Это очень хорошо. ( Хлопают в ладоши)

Будем мы грибы искать ( Приставляют ладонь ко лбу)

И в корзинку собирать.  (Приседают, собирают грибы)

Вот сидят маслята (Показывают рукой вправо)

На пеньке – опята. (Показывают рукой влево)

Ну, а ты, мухомор, (Грозят пальчиком).

Украшай осенний бор.

Воспитатель: Бузулукский бор богат грибами.

- Ребята, а какие бывают грибы?

- Ребята, а вы любите собирать грибы?

Работа по подгруппам. 

- Ребята, разделимся на 2 команды.

- 1 команда – Девочки.

- 2 команда – Мальчики.

- Девочки собирают съедобные грибы, а мальчики несъедобные.

(Поставить корзинки на стульчики, берем по  одному грибу)

Игра «Съедобный – несъедобный».(Музыка « Песенка про грибочки»))

Вывод:  Ребята, пригодится нам в жизни знание съедобных и несъедобных грибов.

Можно ли Бузулукский бор, назвать жемчужиной Оренбургской области (можно).

- Почему?

Давайте отметим его на карте жемчужиной (приклеиваем жемчужину).

А вот на этом грибочке   записка с подсказкой нашего следующего места путешествия.

Загадка:

Носят женщины, старушки,

Носят малые девчушки –

К уголочку – уголок

Сложен красочный … (платок)

Как вы думаете, о каком платке идет речь? Каким платком славится Оренбуржье(пуховым платком)Показ платка детям.

- Вы знаете, где зародился промысел Оренбургского пухового платка?

Отправляемся мы в Саракташский район – на родину Оренбургского пухового промысла. Саракташ. Давайте отметим наш путь указателем  на карте. Слайд 8.

Подходят к столу Саракташского района.

- Совсем недалеко от Оренбурга находится Саракташский район. Здесь живут лучшие пуховницы, которые вяжут известные на весь мир пуховые платки и паутинки. (показ слайдов)

- Именно здесь, в Саракташе, зародился промысел, который по сей день является визитной карточкой Оренбургской области(показ платков и паутинок). Слайд 9.

Воспитатель: А ещё  оренбургский пуховый платок в 2018 году побывал в космосе вместе с командиром корабля «Союз МС-11», командиром экспедиции МКС 58/59 Олегом Дмитриевичем Кононенко. Платок находился в космосе 204 суток, сделав 3264 витка вокруг Земли, пролетев 139 066 763 километров. ( Слайд 10).

   А получаются такие изумительные изделия благодаря необыкновенным свойствам пуха знаменитых оренбургских коз. (Слайд 11). Предлагаю детям потрогать платок)

- Ребята, предлагаю вам побыть в роли оренбургских мастериц. Давайте им  поможем выбрать клубочки из которых можно связать пуховый платок.

- Платок какой? (Мягкий, легкий, теплый, пушистый).

- Все клубочки  перепутались и лежат в корзине.

Индивидуальная работа (Дети самостоятельно берут клубочки из корзины»

Самомассаж рук « Су-Джок».

- Клубочки  пуха выбрали?

- Положите их в маленькую корзину.

- Почему не все клубочки положили в маленькую корзинку?

- Почему выбрали именно эти клубочки? (Они мягкие, белые, пушистые)

- Клубки, которые не пригодились, уберите в большую корзину.

- Пряжу для пухового платка выбрали.

-Давайте придумаем новые узоры для пуховых  платков.

Коллективная работа.

- Подойдите к столу. Перед вами лежат счетные палочки.  Давайте из них выложим узоры. (Дети выкладывают узоры из счетных палочек)

- Ребята, какие необычные у вас получились узоры.  Оренбургским мастерицам они понравятся.
Слайд 12).

- Ребята, а кто– нибудь из вас знает стихотворение про оренбургский пуховый платок?

- Даша, прочитай нам стихотворение. Девочка набрасывае на плечи пуховый платок и читает стихотворение. (

Ах, платочек мой, платочек

Весь в узорах уголочек.

В зимний день, в студену пору

Оренбургский наш мороз

Расчудесные узоры

На платочек перенес.

Вывод:  Для чего нам нужен пуховый  платок?

 Ну что, ребята, можно ли Саракташ назвать жемчужиной Оренбургской области (можно).

- Почему?

Давайте отметим его на карте жемчужиной (приклеиваем жемчужину).

А вот на этом клубочке опять записка:

«Приглашаем вас туда, где можно плавать, как на море и при этом невозможно нырять, где выращивают  самую  большую ягоду». Ребята, как вы думаете, куда мы должны отправиться ? 

- Правильно, сейчас мы отправляемся в город Соль-Илецк. Отметим маршрут  к Соль-Илецку с помощью указателя  на карте и маленького флажка.

Дети проходят к столу, где стоит карточка-указатель «Соль-Илецк» и флаг города. (встают вокруг стола полукругом).

- Мы прибыли в Соль-Илецк (слайд «вид города»). Когда я произнесла слово «Соль-Илецк», о чем вы сразу подумали? (о соли, о соленом озере, об арбузах). Слайд 13.

Воспитатель: Правильно, город Соль-Илецк возник на месте богатейшего месторождения соли, очень чистой и качественной. Чуть более 100 лет назад, во время весеннего половодья, разлившаяся река Песчанка затопила открытый карьер, где добывали соль.
Так возникло уникальное солёное озеро Развал, единственное в России.
Солёная вода, целебный воздух и лечебные грязи исцеляют от многих болезней: лечат суставы, болезни кожи.
Слайд 14.

Дети подходят к столам, на столах соль крупного помола, мелкого помола, кусковая, стаканчик с водой, лупы.

- Посмотрите на соль.

-На что она похожа? (На снег). Как и снег соль состоит из кристаллов. Потрогайте.

-Какие кристаллы бывают по размеру? (Предлагаю детям взять лупу и рассмотреть кристаллы соли (мелкие и крупные)

-Давайте проверим, есть ли запах у соли?

-Растворяется ли соль в воде? Давайте проверим. (Растворяю соль в воде).

. Обратить внимание на цвет.

-Для чего нам нужна соль? (Добавлять в пищу)

- Ну что, ребята, можно ли Соль-Илецк назвать жемчужиной Оренбургской области (можно).

- Почему?

Давайте отметим его на карте жемчужиной.

Гимнастика для глаз. ( Ребенок)

Воспитатель: Подойдите к карте и посмотрите мы проложили маршрут на карте и отметили места, которыми славится наша Оренбургская область.

( Даша,  возьми указку и  проведи указкой по маршруту, а мы с  вами ребятами будем наблюдать за указкой  глазами)

( Ребенок ведет  указкой: Соль – Илецк ---Саракташ---Бузулукский бор---Бугуруслан)

3.Заключительная часть.

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов НОД.

 Ребята, наше путешествие подошло к концу.

Вам понравилось наше путешествие? Как вы думаете, вы справились с заданием?

- А что понравилось больше всего делать?

- Что показалось вам сложным?

- Кому об этом расскажите дома?

- Про какие  жемчужины Оренбургского края расскажите маме? Папе?

«Давайте соберем в этот волшебный мешочек богатства, которыми славится наша область, все самое интересное, что было на сегодняшнем занятии».

 - Как много ваших впечатлений и мешочек стал тяжёлый.

- Собранные нами богатства, карту с маршрутом  мы  передадим в наш краеведческий музей.

- Я вами довольна! Всем спасибо за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красная книга Оренбуржья

описание, среда обитания некоторых животных, растений, птиц, насекомых, занесенных в КРАСНУЮ КНИГУ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ...

Презентация Оренбуржье-просторы малой родины.

https://docs.google.com/presentation/d/1Cv911tZBpd144dL0gyeCnUA08nvLpHvGRc7sBn-VpdQ/edit?usp=sharing Цель данной работы рассказать и показать многогранность нашего  Оренбургского края....

Конспект ОД на тему: «Жемчужина нашего края – ЛОСС»

На территории Становлянского района, в северо–западной части Липецкой области, в условиях высокого места Среднерусской возвышенности, находится особая природоохранная организация – Мещерская лесостепн...

Занятие по предметному и социальному миру в подготовительной группе на тему: «Жемчужины Оренбуржья»

Цель: Развивать интегративные качества в процессе индивидуальной и коллективной деятельности. Программное содержание: продолжить обучать умению работы с картой области, развивать воображение, акт...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе «Оренбуржье моё» – «Музыка народов Оренбуржья»

Через музыкальное наследие народов Оренбуржья  дети знакомятся с музыкальными традициями казахского, татарского  и  башкирского  народов....

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе «Оренбуржье моё» – «Традиции татарских и башкирских народов Оренбуржья»

Наследие Оренбуржья расскрывает интерес к многонациональному многообразию  компонентов музыкальных инструментов у татарских и башкирских народов....

Занятие в старшей группе по познавательному развитию. Тема: Жемчужины Дальнего Востока. Японский журавль

Цель: познакомить детей с Красной книгой.;расширить представление детей о Красной книге, конкретизировать знания о том, как люди заботятся о животных и растениях, как охраняют природу (создают заповед...