Тема: "Жемчужины Оренбуржья"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Познакомить детей с богатствами родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhemchuzhiny_orenburzhya.docx | 31.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Жемчужины Оренбуржья»
Цель: познакомить детей с богатствами родного края.
Задачи:
Воспитательные:
- воспитывать активность и свободу общения;
- воспитывать любовь к родному краю, чувство гордости и патриотизма.
- воспитывать умение взаимодействовать со сверстниками (умение договариваться, слаженно работать в коллективе);
Развивающие:
- развивать любознательность, наблюдательность и творчество;
- способствовать развитию логического мышления, связной речи;
- развивать воображение, эстетический вкус;
- развивать умение ориентироваться по карте-схеме, определять направление маршрута;
- развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных задач.
Образовательные:
- расширять знания детей об уникальных природных объектах Оренбургской области (Бузулукский бор, озеро Развал, о пуховом промысле);
- научить детей самостоятельно при помощи игры «геокешинг» познавать много интересного о родном крае, познавать окружающий мир;
- поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности;
- закрепить знания детей, полученные ранее.
Расширять и активизировать словарный запас: жемчужина, бор.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, социализация.
Методические приемы:
Игровой (сюрпризные моменты, путешествие в Соль – Илецк, Саракташ , Бузулукский бор)
Наглядный (демонстрационный и раздаточный материал)
Словесный (вспомнить, объяснить, указать)
Приемы руководства деятельностью детей в НОД:
Создание среды для организации и проведения ОД: карта Оренбургской области, жемчужины, наглядный материал, музыкальное сопровождение, клубочки пряжи( пуховой и жесткой), пуховые платки, грибочки, корзины, соль, лупа, стакан с водой, 2 сырых яйца.
Виды детской деятельности в ОД:
Игровая.
Коммуникативная.
Двигательная.
Познавательно-исследовательская
Музыкальная.
Перцепция литературы и фольклора.
Ход ОД
Вводная часть.
Создание проблемной ситуации.
Создание мотива для деятельности детей.
Определение цели.
Добрый утро!
Приветствие гостей
Придумано кем-то просто и мудро
При встречи здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам
Доброе утро доверчивым лицам!
-Ребята, давайте подойдем к окну и посмотрим на улицу, какое у нас утро.
- Что вы видите за окном? ( Ответ детей)
- Как вы думаете, какое сейчас время года?
- Назовите приметы зимы.
- Каждую зиму у нас на окнах происходят чудеса, появляются невероятной красоты узоры!
- Посмотрите, какое чудо на окне? Что это? ( Бусы)
- Из чего бусы? ( Из жемчужин).
- Возможно это волшебница – зима преподнесла нам такой сюрприз.
- А разгадка сюрприза, возможно, кроется в снежинке.( На снежинку приклеить жемчужину)
- Ребята, здесь для нас записка.
Воспитатель:
«Здравствуйте, ребята! Мы надеемся, что вы знаете, что в нашем городе есть краеведческий музей.
- Ребята, а где мы живем? (г.Бугуруслан, Оренбургская область, Россия)
- Кто из вас уже ходил с родителями в музей?
Ребята, а вы знаете, что есть места в Оренбургской области, которые называют ЖЕМЧУЖИНАМИ Оренбургской области. Жемчужина – это богатство. Это очень красивые и дорогие для сердца места, это гордость нашей области.
А теперь мы к вам обращаемся с просьбой помочь музею проложить маршрут для гостей нашей Оренбургской области и отметить на карте места, которыми славится Оренбуржье. Мы вас заранее благодарим. Помогут вам наши записки-подсказки».
Воспитатель:
Вы, догадались, почему зимушка нам на окне составила узор из жемчужин?
- Воспитатель: Чтобы выполнить просьбу сотрудников музея, что мы с вами можем сделать? (ответы детей). Предлагаю отправимся с вами в путешествие по жемчужинам Оренбургского края. Ну что, в путь! Где же нам найти первую подсказку? Мне кажется, нужно увидеть что-то необычное. Это и будет, наверное, подсказкой.
Предложения ребят. Обратить внимание на окне дорожка из снежинок.
2.Основная часть.
- Ребята, куда нас привели снежинки? ( Мольберт, карта)
- Для чего нам во время путешествия нужна будет карта?
(Чтобы не заблудиться и правильно попасть на место.) (карта). Слайд 1.
- Как называется город в котором мы живем?
Вот и начнем свое путешествие с Бугуруслана. ( Найти город на карте, отметить маленьким флажком).
На снежинке нам оставили подсказку, указывающую на то, куда нам нужно направляться.
«Вам привет сегодня шлет Бузулукский весь народ», а в записке еще и фото – что вы видите на нем? (фото Бузулукского бора ). Что бы это значило? (лес в Бузулуке, Бузулукский бор)
Слайд 2.
- Давайте отметим на карте указателем наш дальнейший
путь. Отправляемся в город Бузулук.
- Что такое бор?
- Какие деревья растут в лесу?
Воспитатель: Бузулукский бор – это значительный лесной массив преимущественно сосновый, резко выделяющийся, словно остров, среди степей. Тем, кто побывал тут, навсегда запомнятся огромные сосны, устремлённые в небо, земляничные и грибные поляны, пляж у чистой, как слеза, прозрачной реки Боровки. Слайд 3.
Воспитатель: В Бузулукском бору такой чистый воздух, давайте подышим чистым воздухом , как дышат в нём живущие звери.
Дыхательная гимнастика ( Слайд 4,5,6)
1.Превратимся в зайчиков! А зайцы такие трусишки. Постоянно смотрят нет ли лисы. (Картинка- заяц)
Посмотрели вправо. Вдохнули носом. Посмотрели влево. Выдохнули ртом.
Еще раз. Посмотрели вправо. Вдохнули. Посмотрели влево -выдохнули.
2.Теперь мы лисы. Мы напали на заячий след. Принюхиваемся. Вдыхаем и выдыхаем только носом. ( Картинка – лиса)
3.Сейчас все превратились в сердитого волка!
Сделали глубокий вдох носом и зарычали: «р-р-р» ( Картинка – волк)
- Как прекрасен и удивителен животный мир Бузулукского бора.
- Ребята, кого можно еще встретить в Бузулукском бору (лося, белочку, кабанов, сов) (Животные Бузулукского бора общая картинка). Слайд 7.
Продолжаем гулять по бузулукскому бору.
Игра «Мы идем в осенний бор»
Мы идем в осенний бор. ( Дети идут по кругу)
А в бору полно чудес!
Дождь вчера в лесу прошел – (Встряхивают кистями)
Это очень хорошо. ( Хлопают в ладоши)
Будем мы грибы искать ( Приставляют ладонь ко лбу)
И в корзинку собирать. (Приседают, собирают грибы)
Вот сидят маслята (Показывают рукой вправо)
На пеньке – опята. (Показывают рукой влево)
Ну, а ты, мухомор, (Грозят пальчиком).
Украшай осенний бор.
Воспитатель: Бузулукский бор богат грибами.
- Ребята, а какие бывают грибы?
- Ребята, а вы любите собирать грибы?
Работа по подгруппам.
- Ребята, разделимся на 2 команды.
- 1 команда – Девочки.
- 2 команда – Мальчики.
- Девочки собирают съедобные грибы, а мальчики несъедобные.
(Поставить корзинки на стульчики, берем по одному грибу)
Игра «Съедобный – несъедобный».(Музыка « Песенка про грибочки»))
Вывод: Ребята, пригодится нам в жизни знание съедобных и несъедобных грибов.
Можно ли Бузулукский бор, назвать жемчужиной Оренбургской области (можно).
- Почему?
Давайте отметим его на карте жемчужиной (приклеиваем жемчужину).
А вот на этом грибочке записка с подсказкой нашего следующего места путешествия.
Загадка:
Носят женщины, старушки,
Носят малые девчушки –
К уголочку – уголок
Сложен красочный … (платок)
Как вы думаете, о каком платке идет речь? Каким платком славится Оренбуржье? (пуховым платком)Показ платка детям.
- Вы знаете, где зародился промысел Оренбургского пухового платка?
Отправляемся мы в Саракташский район – на родину Оренбургского пухового промысла. Саракташ. Давайте отметим наш путь указателем на карте. Слайд 8.
Подходят к столу Саракташского района.
- Совсем недалеко от Оренбурга находится Саракташский район. Здесь живут лучшие пуховницы, которые вяжут известные на весь мир пуховые платки и паутинки. (показ слайдов)
- Именно здесь, в Саракташе, зародился промысел, который по сей день является визитной карточкой Оренбургской области. (показ платков и паутинок). Слайд 9.
Воспитатель: А ещё оренбургский пуховый платок в 2018 году побывал в космосе вместе с командиром корабля «Союз МС-11», командиром экспедиции МКС 58/59 Олегом Дмитриевичем Кононенко. Платок находился в космосе 204 суток, сделав 3264 витка вокруг Земли, пролетев 139 066 763 километров. ( Слайд 10).
А получаются такие изумительные изделия благодаря необыкновенным свойствам пуха знаменитых оренбургских коз. (Слайд 11). Предлагаю детям потрогать платок)
- Ребята, предлагаю вам побыть в роли оренбургских мастериц. Давайте им поможем выбрать клубочки из которых можно связать пуховый платок.
- Платок какой? (Мягкий, легкий, теплый, пушистый).
- Все клубочки перепутались и лежат в корзине.
Индивидуальная работа (Дети самостоятельно берут клубочки из корзины»
Самомассаж рук « Су-Джок».
- Клубочки пуха выбрали?
- Положите их в маленькую корзину.
- Почему не все клубочки положили в маленькую корзинку?
- Почему выбрали именно эти клубочки? (Они мягкие, белые, пушистые)
- Клубки, которые не пригодились, уберите в большую корзину.
- Пряжу для пухового платка выбрали.
-Давайте придумаем новые узоры для пуховых платков.
Коллективная работа.
- Подойдите к столу. Перед вами лежат счетные палочки. Давайте из них выложим узоры. (Дети выкладывают узоры из счетных палочек)
- Ребята, какие необычные у вас получились узоры. Оренбургским мастерицам они понравятся.
Слайд 12).
- Ребята, а кто– нибудь из вас знает стихотворение про оренбургский пуховый платок?
- Даша, прочитай нам стихотворение. Девочка набрасывае на плечи пуховый платок и читает стихотворение. (
Ах, платочек мой, платочек
Весь в узорах уголочек.
В зимний день, в студену пору
Оренбургский наш мороз
Расчудесные узоры
На платочек перенес.
Вывод: Для чего нам нужен пуховый платок?
Ну что, ребята, можно ли Саракташ назвать жемчужиной Оренбургской области (можно).
- Почему?
Давайте отметим его на карте жемчужиной (приклеиваем жемчужину).
А вот на этом клубочке опять записка:
«Приглашаем вас туда, где можно плавать, как на море и при этом невозможно нырять, где выращивают самую большую ягоду». Ребята, как вы думаете, куда мы должны отправиться ?
- Правильно, сейчас мы отправляемся в город Соль-Илецк. Отметим маршрут к Соль-Илецку с помощью указателя на карте и маленького флажка.
Дети проходят к столу, где стоит карточка-указатель «Соль-Илецк» и флаг города. (встают вокруг стола полукругом).
- Мы прибыли в Соль-Илецк (слайд «вид города»). Когда я произнесла слово «Соль-Илецк», о чем вы сразу подумали? (о соли, о соленом озере, об арбузах). Слайд 13.
Воспитатель: Правильно, город Соль-Илецк возник на месте богатейшего месторождения соли, очень чистой и качественной. Чуть более 100 лет назад, во время весеннего половодья, разлившаяся река Песчанка затопила открытый карьер, где добывали соль.
Так возникло уникальное солёное озеро Развал, единственное в России.
Солёная вода, целебный воздух и лечебные грязи исцеляют от многих болезней: лечат суставы, болезни кожи. Слайд 14.
Дети подходят к столам, на столах соль крупного помола, мелкого помола, кусковая, стаканчик с водой, лупы.
- Посмотрите на соль.
-На что она похожа? (На снег). Как и снег соль состоит из кристаллов. Потрогайте.
-Какие кристаллы бывают по размеру? (Предлагаю детям взять лупу и рассмотреть кристаллы соли (мелкие и крупные)
-Давайте проверим, есть ли запах у соли?
-Растворяется ли соль в воде? Давайте проверим. (Растворяю соль в воде).
. Обратить внимание на цвет.
-Для чего нам нужна соль? (Добавлять в пищу)
- Ну что, ребята, можно ли Соль-Илецк назвать жемчужиной Оренбургской области (можно).
- Почему?
Давайте отметим его на карте жемчужиной.
Гимнастика для глаз. ( Ребенок)
Воспитатель: Подойдите к карте и посмотрите мы проложили маршрут на карте и отметили места, которыми славится наша Оренбургская область.
( Даша, возьми указку и проведи указкой по маршруту, а мы с вами ребятами будем наблюдать за указкой глазами)
( Ребенок ведет указкой: Соль – Илецк ---Саракташ---Бузулукский бор---Бугуруслан)
3.Заключительная часть.
Оценка деятельности детей и самооценка.
Подведение итогов НОД.
Ребята, наше путешествие подошло к концу.
Вам понравилось наше путешествие? Как вы думаете, вы справились с заданием?
- А что понравилось больше всего делать?
- Что показалось вам сложным?
- Кому об этом расскажите дома?
- Про какие жемчужины Оренбургского края расскажите маме? Папе?
«Давайте соберем в этот волшебный мешочек богатства, которыми славится наша область, все самое интересное, что было на сегодняшнем занятии».
- Как много ваших впечатлений и мешочек стал тяжёлый.
- Собранные нами богатства, карту с маршрутом мы передадим в наш краеведческий музей.
- Я вами довольна! Всем спасибо за работу
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Красная книга Оренбуржья
описание, среда обитания некоторых животных, растений, птиц, насекомых, занесенных в КРАСНУЮ КНИГУ ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ...
Презентация Оренбуржье-просторы малой родины.
https://docs.google.com/presentation/d/1Cv911tZBpd144dL0gyeCnUA08nvLpHvGRc7sBn-VpdQ/edit?usp=sharing Цель данной работы рассказать и показать многогранность нашего Оренбургского края....
Конспект ОД на тему: «Жемчужина нашего края – ЛОСС»
На территории Становлянского района, в северо–западной части Липецкой области, в условиях высокого места Среднерусской возвышенности, находится особая природоохранная организация – Мещерская лесостепн...
Занятие по предметному и социальному миру в подготовительной группе на тему: «Жемчужины Оренбуржья»
Цель: Развивать интегративные качества в процессе индивидуальной и коллективной деятельности. Программное содержание: продолжить обучать умению работы с картой области, развивать воображение, акт...
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе «Оренбуржье моё» – «Музыка народов Оренбуржья»
Через музыкальное наследие народов Оренбуржья дети знакомятся с музыкальными традициями казахского, татарского и башкирского народов....
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по программе «Оренбуржье моё» – «Традиции татарских и башкирских народов Оренбуржья»
Наследие Оренбуржья расскрывает интерес к многонациональному многообразию компонентов музыкальных инструментов у татарских и башкирских народов....
Занятие в старшей группе по познавательному развитию. Тема: Жемчужины Дальнего Востока. Японский журавль
Цель: познакомить детей с Красной книгой.;расширить представление детей о Красной книге, конкретизировать знания о том, как люди заботятся о животных и растениях, как охраняют природу (создают заповед...