План самообразования на 2021-2022 учебный год
методическая разработка (средняя группа)
Представляю план самообразования на тему «Развитие творческого воображения детей 5 - 6 лет посредством LEGO - коструктора"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lego_-_kopiya.docx | 429.72 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛЕГО это мир фантазий!
Мир идей, разнообразий.
Изучая схемы в нём,
Может получиться дом.
Или мы построим замок,
Где живёт большой дракон
Он принцессу сторожит
И огнём на всех рычит.
ЛЕГО руки развивает
И мечтать нам не мешает.
И скажу про ЛЕГО я
Это лучшая игра!
Пояснительная записка
В настоящее время ценятся такие качества человека как активность, творчество, способность к саморазвитию. Поэтому современное общество ставит перед дошкольной образовательной организацией важную задачу, которая предполагает развитие творческого потенциала детей, что предполагает совершенствование воспитательно - образовательного процесса.
Творческое воображение – это такой психический процесс, который является неотъемлемой частью любой формы творческой деятельности дошкольника. Развитие творческого воображения у дошкольников на протяжении долгого времени является актуальной темой. Данная проблема достаточна многогранна. Она включает в себя как непосредственное развитие творческого воображения, так и позволяет раскрыть особенности мышления и эмоционально-волевой сферы, развивать память, речь и мелкую моторику. Важным видом деятельности в детском саду, где педагог может развивать творческое воображение у детей, используя различные приемы и методы работы, является конструирование. Конструктивная деятельность, как особый вид психической деятельности, вносит значительный вклад в общий уровень психического развития детей дошкольного возраста, о чем свидетельствуют исследования Л.А. Парамоновой, Н.Н. Поддъякова, Э.А. Фарапоновой и др.
Lego-конструктор является значимым средством для развития творческого воображения дошкольника, охватывая при этом все образовательные области ФГОС ДО. Опыт, получаемый ребенком в ходе конструирования, способствует формированию умения учиться, добиваться результата, получать новые знания об окружающем мире, закладывает первые предпосылки учебной деятельности. Предложенные базовые наборы LEGO можно использовать в совместной, самостоятельной деятельности и в индивидуальной работе с детьми.
Актуальность
Детское конструирование относится к продуктивной деятельности, поскольку направлено на получение конкретного продукта, посредством создания конструкций и моделей из различного материала. Оно отвечает интересам и потребностям дошкольников, так как тесно связано с игровой деятельностью. Дети создают постройки и играют с ними, неоднократно перестраивая их походу игры.
Дети начинают заниматься LEGO конструкторами, как правило, со средней группы. Включение детей в систематическую конструкторскую деятельность на данном этапе можно считать одним из важных условий формирования способности воспринимать внешние свойства предметного мира (цвет, величина, форма, пространственные и размерные отношения). Детям средней группы для конструирования доступны следующие наборы конструктора:
- конструктор LEGO DUPLO;
- конструктор «Строитель»;
- конструктор LEGO CLASSIK;
- конструктор LEGO DAKTA.
В старшей группе перед детьми открываются широкие возможности для конструкторской деятельности. Этому способствует прочное освоение разнообразных технических способов конструирования. Дети строят не только на основе показа способа крепления деталей, но и на основе самостоятельного анализа готового образца, умеют удерживать замысел будущей постройки. Для работы уже можно использовать графические модели. У детей появляется самостоятельность при решении творческих задач, развивается гибкость мышления. В течение года возрастает свобода в выборе материала, сюжета, оригинального использования деталей, развивается речь.
Подготовительная к школе группа – завершающий этап в работе по развитию конструкторской деятельности. Занятия носят более сложный характер, в них включают элементы экспериментирования, детей ставят в условия свободного выбора стратегии работы, проверки выбранного ими способа решения творческой задачи и его исправления.
В работе по LEGO-конструированию необходимо применять принципы:
- принцип последовательности;
- принцип наглядности;
- принцип доступности;
- принцип учѐта индивидуальных особенностей,
- принцип интегрированного подхода.
Организация работы в разнообразных формах взаимодействия «педагог – ребенок», «ребенок – ребенок», предполагающая возможность накопления и использования собственного опыта.
Обучая Lego-конструированию стоит придерживаться следующего принципа организации образовательной деятельности:
Первый этап «Соединяй» – «Постановка задачи» (актуализация знания детей; постановка учебной проблемы; открытие нового знания).
Второй этап «Строй» – «Построй модель» (применение знаний; процесс творчества детей).
Третий этап «Рассуждай» – «Рефлексия и обмен опытом» (рефлексия).
Четвертый этап «Продолжай» – «Улучшение проекта» (обыгрывание детьми своих работ).
Но для более эффективного использования LEGO-конструированию специалисты, изучающие этот вопрос, рекомендуют воспитателям соблюдать условия развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста. Так, Е.В. Фешина выделяет три таких условия.
- Первым является создание для дошкольников среды, формирующей знания о конструкторской деятельности, развивающей навыки конструирования и конструктивные способности. Такая пространственная среда необходима для более эффективного развития мышления в рамках LEGO-конструирования. Именно это является одним из основных требований ФГОС ДО, в котором эта среда определяется как «развивающая образовательная среда». Подобная среда для LEGO-конструирования включать в себя: предмет деятельности дошкольников; персональные LEGO - конструкторы; аналоги LEGO-конструкторов; дидактические материалы по LEGO-конструированию.
- Вторым, не менее важным, условием развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при LEGO- конструировании является его включение в различные виды деятельности:
В образовательной деятельности. В данном случае LEGO-конструкторы могут выступать в роли дополнительного материала − наглядного или практического.
В самостоятельной деятельности. При самостоятельной деятельности детей LEGO -конструкторы могут применяться в виде дидактической игры. При этом до начала конструирования воспитатель даёт детям задание, ставит перед ними задачи и цели.
В совместной деятельности со сверстниками или взрослыми. LEGO-конструирование как средство развития мышления дошкольников всегда должно проходить под руководством воспитателя, которое может быть как непосредственным, так и опосредованным. В основном, это касается образовательной деятельности. Но и в самостоятельной деятельности дошкольников необходимо присутствие воспитателя, который может предложить детям дидактические игры с использованием LEGO-конструкторов.
Широкое применение LEGO-конструкторы находят и в сюжетно-ролевых и театрализованных играх. Они могут выступать как заместители, что тоже способствует развитию мыслительных способностей дошкольников.
- Третьим условием развития интеллектуальных и конструктивных способностей детей дошкольного возраста при LEGO-конструировании является организация детской деятельности на условиях равенства и партнерства.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что LEGO- конструирование по праву можно назвать многофункциональным средством, которое позволяет воспитателю решить важнейшие задачи: обучить детей создавать что - то новое; развить у дошкольников конструктивные способности; научить детей применять и преобразовывать модели и схемы; привить детям навыки совместной работы со сверстниками и взрослыми; научить детей добиваться конечного результата; развить воображение и творческое мышление.
Цель: развитие творческого воображения детей посредством Lego-конструктора.
Задачи:
Обучающие:
- Формировать умение анализировать конструкцию объекта, её основные части, устанавливать функциональное назначение каждой из них, определять соответствие форм, размеров, местоположения этих частей тем условиям, в которых конструкция будет использоваться.
- Формировать конструктивные умения и навыки детей на основе ознакомления с основными способами конструирования из деталей конструктора LEGO.
Развивающие:
- Содействовать развитию конструктивных способностей детей; развивать образное мышление, моторику рук, последовательность в выполнении действий умение выразить свой замысел.
- Стимулировать интерес к экспериментированию и конструированию как содержательной поисково-познавательной деятельности.
Воспитательные:
- Формировать стремление к самостоятельному творческому поиску объектов для конструирования;
- Формировать желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца.
Планируемые результаты:
- Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.
- Сформируются конструктивные умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе.
Методы | Приёмы |
Наглядный | Рассматривание на занятиях готовых построек, демонстрация способов крепления, приемов подбора деталей по размеру, форме, цвету, способы удержания их в руке или на столе. |
Информационно- рецептивный | Обследование LEGO-деталей, которое предполагает подключение различных анализаторов (зрительных и тактильных) для знакомства с формой, определения пространственных соотношений между ними (на, под, слева, справа). Совместная деятельность педагога и ребёнка. |
Репродуктивный | Воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу) |
Практический | Использование детьми на практике полученных знаний и приемов работы. |
Словесный | Краткое описание и объяснение действий, сопровождение и демонстрация образцов, разных вариантов моделей. |
Проблемный | Постановка проблемы и поиск решения. Творческое использование готовых заданий (предметов), самостоятельное их преобразование. |
Игровой | Использование сюжета игр для организации детской деятельности, персонажей для обыгрывания сюжета. |
Частично- поисковый | Решение проблемных задач с помощью педагога. |
Перспективный план работы с детьми
Дата | Тема | Задачи | Материалы |
Сентябрь 2021г. | «Сказка про страну LEGO» | Активизировать внимание. Развивать познавательный интерес. | Наборы LEGO конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора |
«Путешествие по стране LEGO» | Продолжать знакомить детей с разнообразием конструкторов LEGO. Развивать познавательный интерес. | ||
Октябрь 2021г. | «Сказочная страна LEGO» | Формировать практические умения работы с конструктором. | Наборы LEGO конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора |
«Город LEGO» (знакомство с видами деталей, игры с деталями) | Дать детям знания о названиях деталей LEGO-конструктора и способы крепления, (кирпичик, пластина, горка, покатая горка, кронштейн, куполообразный кирпичик). Активизировать внимание, память | ||
Ноябрь 2021г. | «Волшебные узоры» (игры на составление из деталей различных симметричных узоров) | Учить составлять симметричные узоры. Развитие логического мышления, сенсомоторики. | Листы бумаги разного цвета и разной формы, Вырезанные геометрические фигуры. |
Декабрь 2021г. | «Весёлые кирпичики» (игры на составление моделей с использованием 2-3 цветов) | Учить детей различным способом комбинирования деталей (цвет, форма). Развивать творческую инициативу. Воспитывать усидчивость. | Наборы LEGO конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора |
«Таинственный гость» (составление несложной модели под диктовку) | Формировать умения действовать в соответствии с инструкцией педагога. Активизировать внимание. Развивать познавательный интерес. | ||
Январь 2022г. | «Знакомство с профессией архитектора, инженера» | Формирование представлений о труде архитектора, инженера-конструктора. Развивать познавательный интерес к труду и продуктам труда данных профессий | Презентация «Кто построил дом» Наборы LEGO конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора |
«Цветные кубики» | Способствовать детскому экспериментированию с различными материалами. Формировать умение работать в паре. Воспитывать желание помогать друг другу. | ||
Февраль 2022г. | «Постройка ворот, арок» | Закреплять умение детей конструировать по схеме. Активизировать внимание, мышление. Воспитывать интерес детей к сооружению построек. | Наборы LEGO конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора Наборы LEGO конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора |
«Фигура мальчика, девочки» | Закреплять умение конструировать по образцу. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Активизировать внимание. Воспитывать целеустремлённость. | ||
Март 2022г. | «Конструирование на свободную тему» | Способствовать умению конструировать по собственному замыслу. Развивать познавательный интерес. Воспитывать усидчивость | Наборы LEGO конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора |
Апрель 2022г. | «Создание постройки любимого животного» | Учить детей конструировать по заданной теме. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Продолжать формировать умение работать в паре. Воспитывать целеустремлённость. | Наборы LEGO конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора |
«Конструирование заборчика, елочек» | Закреплять умение детей конструировать по схеме. Активизировать внимание, мышление. Воспитывать их интерес к сооружению построек. | ||
Май 2022г. | «Дом, в котором я живу» | Учить детей конструировать по заданной теме. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Воспитывать любовь к малой Родине. | Наборы LEGO конструкторов. Иллюстрации построек и моделей из конструктора |
Создание коллективной работы «Деревенский домик» | Учить детей заранее обдумывать характер будущей постройки, называть ее, определять особенности. Закреплять с детьми названия знакомых деталей. Учить отбирать материал в соответствии с типом постройки. Развивать творческую инициативу. Воспитывать навыки коллективной работы, поощрять дружеские взаимоотношения во время совместной работы. |
План работы с родителями:
- Создание LEGO конструирующей среды для детей осуществлялось совместно с их родителями.
- Беседы с родителями на тему «Как LEGO - конструирование влияет на развитие ребёнка»
- Консультации для родителей «Значение LEGO – конструирования в развитии детей в ДОУ»; «Lego-конструирование как средство развития речи детей дошкольного возраста»
- Памятка для родителей «Играем в LEGO дома», «Что такое LEGO конструирование?»
- Фотовыставка «Мы играем в LEGO»
- Родительское собрание «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников посредством LEGO-конструирования.
Используемая литература:
- Каталог образовательных наборов на базе конструкторов LEGO DACTA. М., 1996. – 40 с.
- Комарова, Л.Г. Строим из LEGO / Л.Г. Комарова. – М., 2001. – 88 с.
- Конструируем, играем и учимся. LEGO DACTA материалы в развивающем обучении дошкольников. М., 1996. - 45 с.
- Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО / Дошкольное воспитание.- 2009 - № 2 - С. 48-50.
- Лусс, Т.В. Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО / Т.В. Лусс. – М., Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.– 104 с.
- Методическая разработка к учебным пособиям LEGO DACTA для специальных школ. М., 1995. – 250 с.
- Михеева, О.В., Якушкин П.А. LEGO: среда, игрушка, инструмент / О.В. Михеева, П.А. Якушкин // Информатика и образование. – 1996. – № 6. – С. 54-56.
- Парамонова, Л.А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду / Л.А. Парамонова. – М. .: Академия, 2009 – 97 с.
- 15 Фешина Е.В. Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов. - М.: Сфера, 2011 – 243 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План самообразования на 2021-2022 год.
laquo;Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей»....
План самообразования на 2021-2022 уч. год.
Тема самообразования: «Популяризация шахматного образования с помощью интернет-ресурсов среди участников образовательного процесса». Цель: расширение и совершенствование компьютерных ...
План самообразования на 2021-2022 г.г. по теме "Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста"
План самообразованияВоспитателя Лукьяновой Елены Петровны на 2021 -2022 гг.Тема: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста».Цель: освоить технологию проектн...
План самообразования на 2021-2022 учебный год
Нетрадиционное рисование в старших группах...
План самообразования на 2021-2022 учебный год "Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования"
Развитие творческих способностей детей с использованием нетрадиционных техник рисования....
План самообразования на 2021 - 2022 учебный год
Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней!...
План самообразования на 2021-2022 учебный год
План самообразования на 2021-2022 учебный год...