Патриотическое воспитание
рабочая программа (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ»
Гражданское воспитание включает :
- создание условий для воспитания у детей активной гражданской позиции, гражданской ответственности, основанной на традиционных культурных, духовных и нравственных ценностях российского общества;
- развитие культуры межнационального общения;
- формирование приверженности идеям интернационализма, дружбы, равенства, взаимопомощи народов;
- воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;
- развитие правовой и политической культуры детей, расширение конструктивного участия в принятии решений, затрагивающих их права и интересы, в том числе в различных формах самоорганизации, самоуправления, общественно значимой деятельности;
- развитие в детской среде ответственности, принципов коллективизма и социальной солидарности;
- формирование стабильной системы нравственных и смысловых установок личности, позволяющих противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, коррупции, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
- разработку и реализацию программ воспитания, способствующих правовой, социальной и культурной адаптации детей, в том числе детей из семей мигрантов.
Приобщение детей к культурному наследию предполагает:
- эффективное использование уникального российского культурного наследия, в том числе литературного, музыкального, художественного, театрального и кинематографического;
- создание равных для всех детей возможностей доступа к культурным ценностям;
- воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации;
- увеличение доступности детской литературы для семей, приобщение детей к классическим и современным высокохудожественным отечественным и мировым произведениям искусства и литературы;
- создание условий для доступности музейной и театральной культуры для детей;
- развитие музейной и театральной педагогики;
- поддержку мер по созданию и распространению произведений искусства и культуры, проведению культурных мероприятий, направленных на популяризацию российских культурных, нравственных и семейных ценностей;
- создание и поддержку производства художественных, документальных, научно-популярных, учебных и анимационных фильмов, направленных на нравственное, гражданско-патриотическое и общекультурное развитие детей;
- повышение роли библиотек, в том числе библиотек в системе образования, в приобщении к сокровищнице мировой и отечественной культуры, в том числе с использованием информационных технологий;
- создание условий для сохранения, поддержки и развития этнических культурных традиций и народного творчества.
Патриотическое воспитание. Перспективно-тематическое планирование.
|
Тема |
|
|
|
СЕНТЯБРЬ | 3-я неделя «Дружная семья» | Формировать представление о мире семьи. Обобщить эмоциональный опыт детей семейных взаимоотношений. | Ознакомление с художественной литературой и | Зеленова Н.Г. |
4-я неделя Беседа «На кого я похож» | Формировать интерес к своей семье. Желание узнать больше о своих родственниках. | Рассматривание фотоальбомов. Беседа о профессиях своих родных. Игра «Найди свою семью» | ||
ОКТЯБРЬ | 1-я неделя «Я и моё имя» | Закреплять знания детей об имени, отечестве, фамилии родственников. | Игра «Давайте познакомимся»
Составление | Кондрыкинская Л.А. |
2-я неделя «Мои друзья» | Воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым. Воспитание доброжелательных отношений между детьми. | Просмотр фрагментов мультфильма «Крокодил Гена». Сюжетно ролевая игра «Путешествие на теплоходе»
| Масалова Л.Л. «Я и мир» | |
3-я неделя Проект «Все профессии важны, все профессии нужны» | Уточнить и расширить знания детей о том, где и кем работают взрослые, воспитание чувства уважения к труду взрослых.
| Чтение произведения С..Михалкова «Все профессии важны все профессии нужны». Встреча с интересными людьми. Рисование «Кем я хочу стать» Лото «Профессии» Сюжетные игры. | Арапова-Пискарева Н.А. «Мой родной дом» | |
4-я неделя Осенняя ярмарка | Закрепление знаний детей о характерных для октября явлениях природы. Воспитывать бережное отношение к родной природе поселка. | Использование пословиц и поговорок об октябре. Исполнение детьми попевки «Восенушка-осень». | Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры | |
НОЯБРЬ | 1- я неделя «Золотая осень» | Развивать у детей интерес и любовь к родной природе, её красоте; | Занятие-беседа об осенних приметах, И.Соколов-Микитов «С какого дерева лист», | «Планирование занятий по экологии» |
2-я неделя Экскурсия-занятие красивым местам | Расширять представления детей об осенних изменениях в природе. Воспитывать интерес и желание бережно относиться к объектам экологической тропы. | Коллективные наблюдения за признаками осени. Сбор природного материала. | Хабарова Т.В. «Планирование занятий по экологии»; Т.И.Осокина «Игры и развлечения детей на воздухе» | |
3-я неделя «Животные и птицы нашего края» | Расширять представления детей о животном мире родного края, побуждать детей восхищаться красотой родной природы, формировать основы экологического мировоззрения | Беседы о животных родного края. Рассматривание открыток, иллюстраций с изображением животных, птиц, насекомых. Загадывание загадок. Дидактические игры. Совместно с родителями создание коллекции «Наши любимые животные» | ||
4-я неделя «Лес в жизни человека» | Дать представления о значении леса для человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном. | Экскурсия на выставку «Лес в жизни человека». | ||
ДЕКАБРЬ | 1-я неделя «История возникновения родного поселка» | Познакомить с историей возникновения поселка. Подвести детей к пониманию того, что все мы живём в одном поселке. | Экскурсия по поселку, Экскурсия в краеведческий музей п. Сосьва | |
2-я неделя «Зачем нужно село?» | Познакомить детей с особенностями жизни людей в селе, характером их занятий, формировать у детей интерес и любовь к своей малой родине. | Беседы о жизни людей в селе. Рассматривание иллюстраций. Чтение стихотворений и произведений о жизни в селе, красоте русской природы. Дидактические игры. Рисование «Мое село» | ||
3-я неделя «Мой поселок самый красивый» | Закрепить представление о поселке в котором мы живем. У каждого есть родной дом и поселок в котором он родился и живет. | Показ слайд шоу Чтение стихотворений Волчихина Рисование «Мой любимый уголок» Оформление альбома «Природа моего края». | ||
4-я неделя «Новый год у ворот» | Формировать первоначальные представления об обычаях и традициях разных народов, познакомить с новогодними традициями России и других стран, формировать гражданско – патриотическое чувство. Пополнять словарь названиями стран. | Рассказ о разных национальностей живущих в нашем поселке. Рассматривание иллюстраций с празднованием Нового года. Чтение стихотворений про Новый год, о зиме. Рисование «Новый год» Конкурс поделок на лучшую новогоднюю игрушку. (совместная деятельность с родителями) | ||
ЯНВАРЬ | 2-я неделя Развлечение «Рождест - | Знакомить детей с историей возникновения и Воспитывать желание дарить подарки своим близким. | Пение русских народных песен, частушек, колядок. Изготовление открытки | Гаврилова И.Г. |
3-я неделя «Как велика моя земля, как широки ее просторы» | Закрепить знания детей о названии страны, о ее природе. | Использование иллюстраций с изображением лесов, рек, морей, гор. | ||
4-я неделя «Наша Родина-Россия!» | Расширять знания детей | Рассматривание иллюстраций с изображением природы различных уголков нашей Родины. | Смирнова Т.В. | |
ФЕВРАЛЬ | 1-я неделя «Государственные | Закрепить и обобщить знания детей о государственных символах России | Использование макетов герба и флага России. | Зеленова Н.Г., |
2-я неделя «Герб города Жердевка» | Продолжить знакомить детей с историей родного поселка. | Использование фотографий поселка. | ||
3-я неделя «Защитники отечества» | Формировать чувство уважения к защитникам Отечества. Развивать патриотические чувства | Беседа «Что такое героизм?» | Зеленова Н.Г., | |
4-я неделя «Выдающие защитники Родины» | Познакомить детей с выдающимися людьми, прославившими Россию. | Рассказ воспитателя. | Антонов Ю.Е. | |
МАРТ | 1-я неделя
«Широкая Масленица» | Познакомить детей с русским народным фольклором: песнями и хороводами. | Беседа о значении Солнца в жизни славянских народов | Гаврилова И.Г. |
2-я неделя «Мама- первое слово» | Средствами эстетического воспитания формировать в сознании детей образ мамы как самого дорогого человека. Побуждать детей восхищаться красотой, добротой мамы, ценить ежедневную заботу мамы о своей семье. Воспитывать духовно-нравственные чувства. | Развлечение с мамами. Разучивание стихотворений, рисование портретов мамы, чтение произведений о маме. Дидактические игры. | ||
3-я неделя «Дорогая моя столица! Золотая моя Москва!» | Закрепить знание детей о Москве (символика, расположение на карте страны). | Просмотр видеофильма «Москва-столица России». | Смирнова Т.В. | |
4-я неделя «Хозяйкины помощники» | Познакомить детей с предметами обихода – коромыслом, ведрами, корытом, стиральной доской и пр. | Посещение детьми уголка «Русская изба». Исполнение русских народных песен | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | |
АПРЕЛЬ | 1-я неделя «Шутку шутить – людей насмешить» | Познакомить детей с потешным фольклором. | Составление детьми потешного рассказа. | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
2-я неделя «Праздник Весна красна цветами», посвященный Дню земли» | Повторение песен, закличек, пословиц о весне. | Использование пословиц и поговорок, загадок. | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | |
3-я неделя «Ордена и медали» | Познакомить детей с боевыми наградами, которыми награждали воинов во время Великой Отечественной войны. | Использование фотографий орденов и медалей. | ||
4-я неделя «Этот День Победы» | Формировать чувство уважения к защитникам | Беседа о войне с просмотром фрагментов фильмов. | Антонов Ю.Е. | |
Итоговое НОД Викторина «Мы –Россияне» | Обобщить и систематизировать знания детей о России; формировать уважительное отношение к государственным символам; закрепить названия крупных российских городов и рек; народов, населяющих РФ; названия народных промыслов, имена знаменитых деятелей культуры и искусства, воспитывать любовь к Родине, гражданско-патриотические чувства. | атрибуты для проведения викторины, изображения гербов и флагов, бумага, маркеры, разрезные картинки, кроссворд, экран, проектор, магнитофон; сундучок | 1.Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е., Мы живем в России. 2.Запесочная Е.А. Мы живем в России. – М.: Дрофа, 2013. – 32 с.: - ил. – (Вокруг есть мир!) Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ 3.«Моя Родина - Россия». Комплект из 5 книг для занятий с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Методические рекомендации. Издательство «Школьная Пресса». – 2014 |
Подготовительная к школе группа
|
|
|
|
|
СЕНТЯБРЬ | 3-я неделя « Я и мое имя» | Познакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека. Подчеркнуть особенность, неповторимость каждого ребенка. | Чтение А.Линдгрен «Три повести о малыше и Карлсоне» (глава «Красивый, умный и в меру упитанный»). | |
4-я неделя «Мужчины и женщины в семье» | Дать детям представление о содержании социальных ролей мужчины и женщины. | Беседа с мальчиками о том, где и когда они могут поступать как настоящие мужчины. | ||
ОКТЯБРЬ | 1-я неделя « Моя семья, моя родословная» | Продолжать формировать представление о мире, семье; способствовать развитию доброжелательности, терпимости, взаимопомощи. | Сюжетно-ролевая игра «Моя семья». Беседа «Как мы весело проводим время дома с семьей». Чтение: Л. Успенский «Ты и твое имя». Дидактические игры: «Измени имя», «Назови ласково», «Образуй фамилию, имя, отчество». Сюжетно-ролевые игры «Семья». Продуктивная деятельность: «Мой дом», «Мои родные». | |
2-я неделя Итоговое занятие «Мой родной дом» | Прививать духовно-нравственные ценности. | Выставка семейных фотографий. | Н.А.Арапова-Пискарева | |
3-я неделя «Поселок наш родной» | Продолжать знакомить детей со своей малой родиной, улицами, | Игра-путешествие. | ||
4-я неделя «России малый уголок» | Формировать у детей умение ориентироваться по плану на территории детского сада. | Рассматривание репродукции картин русских художников-пейзажистов. | Кондракинская Л.А. | |
НОЯБРЬ | 1-я неделя «Отдых в родном поселке» | Познакомить детей со строительными сооружениями культуры и досуга, их назначением. | Использование фотографий с изображением зданий культуры и досуга. | Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. |
2-я неделя Путешествие по улицам родного поселка. | Закреплять знания детей о родном поселкек: название поселка, основные достопримечательности; продолжать развивать интерес к родному поселку. | Целевая прогулка по улице. Беседа « Золотая осень к нам пришла». Чтение стихотворений: С. Есенин « Береза», А. Пушкин « Унылая пора…». Дидактические игры и упражнения: « Я живу на улице…», « Мой адрес...». Сюжетно-ролевая игра « Путешествие по улице». | Экскурсии, наблюдения в выходной день в парках, беседы с детьми. Конкурс фото « Как наша семья проводит выходной день». | |
3-я неделя Итоговое занятие «Родной свой край люби и знай» | Поддерживать познавательный интерес к истории родного поселка, своей малой родине. | Рассматривание иллюстраций с видами родного поселка. | Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране». | |
4-я неделя Игра- путешествие | Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество. Создать в воображении детей образ Родины. | Беседа о берёзке - «Свято дерево, помоги» | Пугачёва Н.В, Есаулова Н.А. | |
ДЕКАБРЬ | 1-я неделя «Хлеб - всему голова» | Закреплять знания о выращивании и производстве хлеба. | Использование пословиц о хлебе, загадок. | Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. |
2-неделя «Как в старину к зиме готовились» | Познакомить детей со способом заготовки овощей и фруктов, грибов: можно сушить, солить, варить и т.д., хранением и размещением заготовок в избе. | Загадывание загадок об овощах. | Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. | |
3-я неделя «Зима – не лето, - в шубу одета» | Продолжать знакомить с характерными особенностями зимы. | Беседа о характерных особенностях зимы. Вырезание детьми снежинок из бумаги. | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | |
4-я неделя «Новогодние традиции» | Познакомить с новогодними традициями России. | Рисование на тему «Подарки на Новый год». | Зеленова Н.Г. | |
ЯНВАРЬ | 3-я неделя «Пришла коляда накануне Рождества» | Воспитывать интерес к традициям и обычаям русского народа. | Беседа о рождественских праздниках, святочных гаданиях. | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
4-я неделя Литературная викторина по русским народным сказкам | Закрепить знания детей о русских народных сказках. | Использование открыток с изображениями различных эпизодов из русских народных сказок. | Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью». | |
ФЕВРАЛЬ | 1-я неделя «Сильны и могучи богатыри славной Руси» | Познакомить детей с понятием «былина», с героями былин – Ильёй | Рассказ о русских богатырях. | Антонов Ю.Е. «Наследники Великой Победы: сборник материалов по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников и младших школьников». |
2-я неделя «Защитникам Родины славу поем». | Формировать чувство уважения к Вооруженным силам России, к подвигу наших соотечественников по защите Родины. | Беседа: «Есть такая профессия - Родину защищать». Рассматривание иллюстраций наглядно – тематического пособия «Защитники Отечества». Чтение: Е. Благина «На заставе», «Шинель». Сюжетно-ролевые игры: «Мы - военные», «Разведчики». Продуктивная деятельность: «Военная техника (танки, пушки из спичечных коробков)», | ||
3-я неделя Спортивный праздник | Формировать патриотические чувства, воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины, | Рассматривание иллюстраций о родах войск. Чтение: | Зацепина М.В.
| |
4-я неделя «Мы -Россияне» | Продолжать знакомить детей с понятиями Родина, Отечество. | Чтение стихотворения о Родине Т. Коти «Моя первая книга о России». Рисование на тему «Моя Родина» | Зеленова Н.Г. | |
МАРТ | 1-я неделя «Памятники Москвы» | Познакомить детей с выдающимися людьми Отечества. | Использование иллюстраций с изображением памятников известным людям. | Смирнова Т.В., Филиппова Т.Ю. «Дошкольникам о Москве и родной стране» |
2-я неделя «Моя мама лучше всех» | Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к маме, стремление заботиться и помогать ей. | Рассматривание репродукции | Кондрыкинская Л.А. | |
3-я неделя
старинные, мастерами славные» |
|
|
| |
4-я неделя «Коса – девичья краса» | Расширять знания детей о народных традициях и обычаях, связанных с волосом.
| Оформление картинной галереи с репродукциями с картин русских художников. | Пугачева Н.В., Есаулова Н.А. | |
АПРЕЛЬ | 1-я неделя «История русского костюма» | Познакомить детей с историей русского национального костюма. | Беседа «Праздничная русская народная одежда». | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» |
2-я неделя «Наши космонавты» | Образовательные: углубить знания детей об истории появления и развития профессии космонавта, расширить знания дошкольников о первых космонавтах, формировать представления детей об особенностях работы и отдыха космонавтов в космическом корабле. | Беседа о космонавтах (с просмотром видеофильма). Пословицы и поговорки о космонавтах. Конструирование космического корабля. | Интернет ресурсы | |
3-я неделя «Дело мастер а боится» | Познакомить детей с основными занятиями русских людей. | Знакомство со сказкой «Семь Симеонов». | Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» | |
4-я неделя «Путешествие в деревню Дымково» | Закреплять знания детей об особенностях дымковской росписи. | Использование иллюстраций дымковских игрушек. | ||
| «Мы этой памяти верны» | Способствовать формированию у детей чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги. | Исполнение детьми танцев, песен. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Особенности патриотического воспитания дошкольника на современном этапе»
Воспитание детей в современном российском обществе в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь подрастающего поколения, принц...
«Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Патриотическое воспитание в детском саду.»
Подготовила воспитатель группы детей раннего возраста МДОУ №30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного возраст...
Консультация для воспитателей по патриотическому воспитанию «Этапы, формы и методы патриотического воспитания дошкольников»
В проекте "Национальной доктрины образования в Российской Федерации" подчеркивается, что "система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового демократического,...
Парциальная программа по нравственно – патриотическому воспитанию «Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно – патриотических чувств у дошкольников» Авторы – составители Заведующий МБДОУ д/с № 31 Бондарева О.В. Старший воспитатель Пи
Краеведение ─ одно из самых мощных средств воспитания детей дошкольного возраста. Оно воспитывает у детей сознательную любовь к родному краю как части великой Родины – России, связывает воспитание с ж...
Буклет по по патриотическому воспитанию "Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников средствами музыки"
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких начал. Сохранить хорошие качества в наших детях, заложить нравственные основы, учить их правилам общения и у...