Мероприятия по формированию основ здорового образа жизни дошкольников.
рабочая программа (старшая группа)
Меропрития по формированию основ здорового образа жизни дошкольников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Мероприятия по формированию: «Основ здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста». Тематическое планирование.
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
Физическое воспитание и формирование культуры здоровья включает:
- формирование у подрастающего поколения ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни;
- формирование в детской и семейной среде системы мотивации к активному и здоровому образу жизни, занятиям физической культурой и спортом, развитие культуры здорового питания;
- создание для детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, условий для регулярных занятий физической культурой и спортом, развивающего отдыха и оздоровления, в том числе на основе развития спортивной инфраструктуры и повышения эффективности ее использования;
- развитие культуры безопасной жизнедеятельности, профилактику вредных привычек;
- предоставление обучающимся образовательных организаций, а также детям, занимающимся в иных организациях, условий для физического совершенствования на основе регулярных занятий физкультурой и спортом в соответствии с индивидуальными способностями и склонностями детей;
- использование потенциала спортивной деятельности для профилактики асоциального поведения;
- содействие проведению массовых общественно-спортивных мероприятий и привлечение к участию в них детей.
Блок «Здоровье»
Месяц | Тема | Задачи | |
Сентябрь | Что такое здоровье? | - Формировать у детей первоначальные навыки охраны жизни и здоровья. - Дать сведения о значимости для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития. | |
Октябрь | О правильном питании | - Рассказать детям о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть вопрос о культуре питания, дать элементарные представления о сервировке стола. | |
Ноябрь | Чтобы нам не болеть | - Воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым, дать знания о витаминах, способствовать формированию основ здорового образа жизни. | |
Декабрь | Тело человека и личная гигиена | - Познакомить детей со строением тела человека, - Закрепить знания о месторасположении частей тела, лица, - Закрепить навыки культуры гигиены и ухода за своим лицом и телом, желание следить за собой. - Научить внимательно, бережно, с пониманием относиться к себе, воспитывать чувство гордости, что – ты Человек. | |
Январь | Спорт для здоровья | - Способствовать формированию основ здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом. - Познакомить с некоторыми видами спорта. | |
Блок «Безопасность» | |||
Месяц | Тема | Задачи | |
Февраль | Безопасное поведение в быту | - Формировать представление детей об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту. - Закрепить правила безопасного поведения в быту. | |
Март | Ребенок и другие люди | - Предостеречь детей от неприятностей, связанных с контактом с незнакомыми людьми, - Способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми людьми. - Научить детей правильно вести себя дома, когда они остаются одни, на улице, в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого, в ситуации, когда предлагают что-либо. | |
Апрель | Пожарная безопасность | - Формировать у детей представления о правилах пожарной безопасности, о правилах поведения во время пожара, - Показать предназначение огнеопасных предметов, систематизировать знания детей о бытовых причинах пожара. | |
Май | Ребенок на улицах поселка | - Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками, - Формировать представления о некоторых правилах дорожного движения, - Воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте. |
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ
Сентябрь
Тема: «Что такое здоровье»
Цель: Продолжать формировать у детей навыки охраны жизни и здоровья, значения для здоровья человека: режима дня, правильного питания, физического развития.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Помоги Незнайке сберечь здоровье» Беседа «Как сохранить здоровье», «Береги свое сердце» | Н.С. Голицына Ознакомление дошкольников с социальной действительностью, М., 2005, с.8 Г.К. Зайцев Уроки Айболита СПб, ,1995 В.А. Дрязгунова Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями С.Е. Шукшина Я и мое тело(с. 32,33) Г.К. Зайцев Уроки Мойдодыра. СПб, 1998,1999 Т.А. Шорыгина Беседы о здоровье. (методическое пособие) М.,2005 |
Ситуации | Что я знаю о своем здоровье Как правильно есть. Самые полезные продукты. Пора ужинать. | |
Общение | Зачем нужно питаться, дышать, двигаться, трудиться? Что нужно человеку для жизни? Как сделать свой сон полезным Из чего варят кашу, и как сделать кашу вкусной. | |
Художественная литература | К. Чуковский «Доктор Айболит» Пословицы. | |
Дидактические и развивающие игры | «Съедобное-несъедобное» «Полезная и вредная еда» «Подбери пару» | |
Творческие игры | С\р игры «Семья», «Больница с разными отделениями» | |
Развлечения | «Добрый доктор Айболит» |
Октябрь
Тема: «О правильном питании»
Задачи. Закреплять знания детей о пользе и вреде некоторых продуктов питания, рассмотреть
вопрос о культуре питания, продолжать формировать представления о столовом этикете.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Поговорим о еде» | Л.В.Артемова Окружающий мир в дидактических играх дошкольников (с.78) План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду по программе «Детство» СПб, 2006, с.97 Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ 2006г., с. 46,47,49 Журнал. Ребенок в детском саду. 2006, №6, 2007, 1, с.45 |
Ситуации | Помоги Федоре Что было бы, если пропали бы все столовые приборы и посуда Что я ем на завтрак, обед, полдник и ужин дома и в детском саду. Что полезно, а что нет? | |
Общение | Откуда хлеб на столе Хлеб всему голова Культура поведения за столом Как мы делали салат. Что мы любим кушать. Мои любимые овощи (фрукты). | |
Художественная литература | Н.Егоров «Огородный светофор» | |
Дидактические и развивающие игры | «Что лишнее?» (иллюстрации посуды, продукты питания) «Накрой куклам стол» «Вырастим яблоки» (14, 83) «Что делают из муки» | |
Творческие игры | С\р «Магазин» (кондитерский, хлебный, «Овощи – фрукты, «Осенняя ярмарка» «Дары природы» | |
Экскурсия | В магазин | |
Развлечения | «Осень в гости к нам пришла» «Осенняя сказка» | «Дошкольное воспитание» 1991, № 8, с 109;1998, №10, с.127 |
Ноябрь
Тема: «Тело человека и личная гигиена»
Задачи. Продолжать закреплять знания детей о строении человека и деятельности организма и отдельных органов,
о правилах ухода за ними. Научить внимательно, бережно, с пониманием относиться к себе.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Чтобы быть здоровым» «Как устроено наше тело» | Н.С. Голицына, М.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, М., 2007,с.36 Шукшина С.Е. Я и мое тело, М.,2004,с. 26 Голицына Н.С. Твои возможности, человек, с. 8 Н.Н. Авдеева и др. Безопасность СПб,2002, с.84 – 95 |
Ситуации | Что было бы, если б твой скелет убежал от тебя; Какую роль играет сердце в организме? На что похожа его работа? Какое наше тело: хрупкое или прочное? | |
Общение | Для чего человеку необходимо сердце? Что ты знаешь о строении своего тела? Чистота и здоровье. Моя кожа. Зачем мы дышим? Покажи, где находится головной мозг? | |
Художественная литература | К.Чуковский «Мойдодыр», А. Барто «Девочка-чумазая», «Я расту», З.Александрова «Купание», В.Катаев «Цветик – семицветик», Г.Х.Андерсен «Снежная королева», Загадки, потешки. | |
Дидактические и развивающие игры | «Опасно-неопасно» «Правила гигиены» «Таня простудилась» «Моя внешность» | |
Творческие игры | С\р «Поликлиника» | |
Экскурсия | В прачечную | |
Развлечения | «Быть здоровыми хотим» |
Декабрь
Тема: «Чтобы нам не болеть»
Задачи. Продолжать воспитывать у детей понимание ценности здоровья, потребность быть здоровым,
закрепить знания о витаминах, о тех профессиях, которые помогают нам сохранить здоровье.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Айболит в гостях у детей» | Н.С. Голицына, М.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей, с.60 План – программа образовательно-воспитательной работы в детском саду по программе «Детство», с.184 |
Ситуации | Угадай настроение (по модели) В нашем доме больной. Первая помощь при укусе и царапине. Определи и назови выражение глаз. | |
Общение | Как сделать самомассаж. Как улучшить свое настроение. Чтобы не болели уши и горло. Правила поведения в случае заболевания. Как уберечься от порезов и ушибов. | |
Художественная литература | Шкловский Е. «Как лечили мишку», «Осторожно – лекарство», «Как вести себя во время болезни» | |
Дидактические и развивающие игры | «Если кто-то заболел», «Кому что нужно?» | |
Творческие игры | С\р «Скорая помощь», «Аптека», «Стоматологическая поликлиника» | |
Развлечения | «День здоровья» |
Январь
Тема: «Спорт для здоровья»
Задачи. Продолжать воспитывать у детей осознанное отношение к необходимости закаляться, заниматься спортом.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Здоровье в порядке, спасибо зарядке» | Н.С. Голицына, М.М. Шумова Воспитание основ здорового образа жизни у малышей М., 2007,с.55 |
Ситуации | Что было бы, если бы человек не занимался зарядкой, физкультурой. Какие виды спорта вам нравятся? Каким видом спорта хотели бы заниматься? Чем полезен тот или иной вид спорта? | |
Общение | Кто спортом занимается. Я катаюсь на коньках, лыжах, велосипеде. Мой любимый вид спорта. Почему? Каким видом спорта можно заниматься летом, зимой? | |
Художественная литература | Загадки. З. Петрова Стихи. | |
Дидактические и развивающие игры | «Назови вид спорта». «Назови спорт по показу» | |
Творческие игры | Физкультурные занятия в детском саду. | |
Экскурсия | В музей | |
Развлечения | Игра на воздухе. |
Февраль
Тема: «Безопасное поведение в быту»
Задачи. Продолжать закреплять представления детей о правилах безопасного поведения в быту, об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «В мире опасных предметов» | Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников М.2001г., с.8, 13-15 Т.А.Шорыгина Беседы об основах безопасности с детьми 5-8лет Н.Н.Авдеева и др. Безопасность СПб, 2002, с. 54-60 |
Ситуации | Что будет, если встанешь на подоконник. Почему нельзя брать нож? Какие электроприборы вы знаете? Для чего они нужны и чем они опасны? Ножницы, катушки – это не игрушки. Какие предметы могут стать опасными? В каких случаях? | |
Общение | Я знаю, что можно, что нельзя. Безопасность в нашей группе. В мире опасных предметов Таблетки – не конфетки. Почему нельзя играть на кухне? | |
Художественная литература | Маршак С.Я. «Пожар», Загадки. Пословицы и поговорки. | |
Дидактические и развивающие игры | «Источники опасности», «Игра дело серьезное» «Нарисуй отгадку», «Если возник пожар» | |
Творческие игры | С\р «Семья», «Детский сад», «Больница» |
Март
Тема: «Ребенок и другие люди»
Задачи. Предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми. Научить детей правильно вести
себя дома, когда они остаются одни, в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Если чужой приходит в дом» | Белая К.Ю. и др. Как обеспечить безопасность дошкольников М.2001г., с.83, 88 Т.А.Шорыгина Беседы об основах безопасности с детьми 5-8лет |
Ситуации | Ты потерялся. Что будет, если откроешь дверь незнакомому человеку. Всегда ли приятная внешность означает и добрые намерения? | |
Общение | Ты одна дома: незнакомый человек просит открыть дверь. Незнакомый человек угощает тебя чем-то. Незнакомый человек приглашает тебя прокатиться на машине. Как позвонить в милицию? | |
Художественная литература | Р.н.с. «Кот, петух и лиса», «Волк и семеро козлят» А.Толстой «Буратино» К.Чуковский «Котауси и Мауси» С.Маршак «Сказка о глупом мышонке». | |
Дидактические и развивающие игры | «Похитители и находчивые ребята». «Куда убежать, если за тобой гонятся» | |
Творческие игры | «Семья», «Транспорт», «Магазин» | |
Развлечения | «Самый большой друг» |
Апрель
Тема: «Пожарная безопасность»
Задачи. Продолжать формировать у детей представления о правилах пожарной безопасности,
о правилах поведения во время пожара, показать предназначение огнеопасных предметов,
систематизировать знания детей о бытовых причинах пожара.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Если в доме случится пожар», «Знай и соблюдай» | Н.А. Арамина Ознакомление дошкольников с правилами пожарной безопасности, М,2007,с.20 Методическое пособие для воспитателей по обучению детей мерам пожарной безопасности для воспитателей ДОУ, 1998 Т.А.Шорыгина Беседы о правилах пожарной безопасности К.Ю. Белая и др. Как обеспечить безопасность дошкольника М.2001, с.14, О.А.Скоролупова Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в ДОУ ч.II, c. 18 |
Ситуации | Как позвонить в пожарную часть? Как быть, если начался пожар? Спички не тронь – в спичках огонь. Почему в лесу нельзя жечь костры Почему неисправные электроприборы могут стать причиной пожара? | |
Общение | Почему говорят: «В одном коробке сто пожаров»? Как поступить, если дым попадет в квартиру с лестничной клетки? Почему дети не должны играть на кухне? | |
Художественная литература | С.Маршак «Пожар», «Кошкин дом»; Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял»; Л.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; К.Чуковский «Путаница»; С.Михалков «Дядя Степа»; Е.Хоринская «Спичка-невеличка», Б.Житков «Дым» | |
Дидактические и развивающие игры | «Четвертый лишний»; «Если возник пожар», «Опасные соседи», «Кому, что нужно для работы», «Горит, не горит» | |
Творческие игры | С\р «Пожарная машина», «Больница» | |
Развлечения | «Огонь наш друг, огонь наш враг». |
Май
Тема: «Ребенок на улицах города»
Задачи. Познакомить детей с некоторыми дорожными знаками, продолжать закреплять и дополнять представления о некоторых правилах дорожного движения, воспитывать культуру поведения на улице и в транспорте.
Вид деятельности | Содержание | Методическая литература |
Занятия | «Безопасность на дорогах» | Голицына Н.С., Шумова И.М. Воспитание основ здорового образа жизни у малышей М.,2007 Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку, Извекова Н.А. и др. Занятия по правилам дорожного движения, М.,2008 Столяр А. «Давайте поиграем» М, 1991,с.13 Журнал. Ребенок в детском саду. 2007, №1, с.33 |
Ситуации | Всем ребятам надо знать, как по улице шагать. Если ты на улице потерялся Для чего нужны правила дорожного движения? Опасности зимней дороги. | |
Общение | Где нужно переходить улицу? Для чего нужен светофор? Зачем нужны дорожные знаки? Как вести себя в транспорте? | |
Художественная литература | Раскин А. «Как папа бросил мяч под автомобиль»; Михалков С. «Моя улица», «Дядя Степа – милиционер»; Клименко В. «Зайка – велосипедист», «Происшествия с игрушками»; Загадки. | |
Дидактические и развивающие игры | «Дорожные знаки», «Улица», «Поставь знак», «Правила движения», «О чем говорит светофор?», «Красный и зеленый», «Пройдись, не ошибись». | |
Творческие игры | С\р «Уличное движение», «Автобус», «Нам на улице не страшно». | |
Экскурсия | По улице поселка | |
Развлечения | Кукольный спектакль «Незнайка на улице поселка» Досуг «В стране дорожного движения» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников
Консультация для воспитателей на тему: Формирование здорового образа жизни дошкольников...
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в рамках работы над мини-проектом «Я и моё здоровье»
«То, что упущено в детстве,никогда не возместить в годы юностии тем более в зрелом возрасте»В.А. Сухомлинский. Здоровье – бесценный ресурс человеческой жизни. Оно дает возможность чувствовать себ...
перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника
перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника...
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но, пожалуй, наиболее значимым можно признать определение Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это не только отсут...
ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ ОТ 3 до 7 лет «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медики не в состоянии справитьс...
Конспект логопедического досугового мероприятия по формированию основ здорового образа жизни
Формирование у детей представлений о здоровом образе жизни....
Доклад на педагогическом совете "Формирование основ здорового образа жизни дошкольников как один из компонентов здоровье сберегающей технологии"
В докладе содержится материал о формах работы по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни...