Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности
статья

Косьяненко Ирина Михайловна
Косьяненко И.М. воспитатель, педагог-психолог ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. Исходя из деятельностного подхода следует, что каждая образовательная область направлена на развитие определенной детской деятельности: • Физическое развитие» - двигательная деятельность; • «Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность; • «Познавательное развитие» -познавательно-исследовательская деятельность; • «Речевое развитие» - коммуникативная деятельность ; • «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность. Художественно-эстетическое развитие воспитанников является одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности».

Косьяненко И.М.

воспитатель, педагог-психолог

ФГОС дошкольного образования выделяет ряд принципов, которым должна соответствовать программа дошкольного образовательного учреждения. Одним из важнейших является принцип интеграции образовательных областей в соответствии с их спецификой и возможностями, что обеспечивает дошкольнику целостное восприятие окружающего мира. 

Исходя из деятельностного подхода следует, что каждая образовательная область направлена на развитие определенной детской деятельности:

  • Физическое развитие» - двигательная деятельность;
  • «Социально – коммуникативное развитие» - игровая деятельность;
  • «Познавательное развитие» -познавательно-исследовательская деятельность;
  • «Речевое развитие» - коммуникативная деятельность ;
  • «Художественно-эстетическое развитие» - продуктивная деятельность.

Художественно-эстетическое развитие воспитанников является одним из приоритетных направлений работы нашего детского сада.

Данная образовательная область предполагает развитие художественно-творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности, формирование интереса и предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства; развитие эстетического восприятия окружающего мира, восприятия художественного вкуса.  

Целью работы по художественно-эстетическому воспитанию является: формирование и развитие интереса детей к миру искусства посредством интеграции всех видов художественно-эстетической деятельности: музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, театрально- игровой; конструктивно-модельной.

Одним из важных условий реализации работы по художественно-эстетическому развитию в нашем детском саду является правильная организация развивающей среды, которая способствует:

  • эмоциональному развитию ребенка: возможности общаться без слов, выражать свои чувства, ощущению могущества, эмоциональной разрядке, удовлетворение от создания собственного продукта;
  • физическому развитию ребенка: развитию мелкой моторики, тактильного восприятия, остроты зрительного восприятия, общей моторики, приобретение опыта координации зрения и руки;
  • социальному развитию: стимулированию детей к принятию решений и решению проблем, развитию самостоятельности, сотрудничества, ответственности, воспитанию уважения к чужим идеям и продуктам творчества, приучению к порядку, последовательности и планированию;
  • интеллектуальному развитию: увеличению словарного запаса, помощь в усвоении причинно-следственных отношений, знакомству с линией, цветом, формой и текстурой, увеличению объема внимания;
  • развитию креативности: стимуляция мышления проблемными ситуациями открытого типа, формированию способности ценить культурное и художественное наследие.

Из этого следует, что работа по художественно-эстетическому воспитанию находится в состоянии связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей содержания дошкольного образования, обеспечивающее целостность образовательного процесса. с другими видами деятельности.

Интеграция – это сложный процесс, который требует научить детей рассматривать любые явления с разных точек зрения; развить умения детей применять знания из различных областей в решении конкретной творческой задачи; сформировать у дошкольников способность самостоятельно проводить творческие исследования; развивать у них желание активно выражать себя в каком-либо творчестве. Сущностью интегрированного подхода является соединение знаний из разных областей на равноправной основе, дополняя друг друга.

Интеграция позволяет объединить впечатления детей, обогащает их опыт и образное содержание любой художественной деятельности, способствует формированию ассоциативных связей, образных представлений, развитию мышления, воображения, что составляет основу творчества. Комплексное сочетание всех образовательных областей с продуктивными видами художественной деятельности детей делает педагогический процесс более плодотворным и интересным.

В нашем детском саду помимо реализации основной образовательной программы в данном направлении также ведется работа по дополнительным образовательным программам:

  • «Волшебная иголочка» - техника изонить;
  • «Чудесные превращения бумажного листа» - оригами;
  • «Солнечная палитра»-изодеятельность;
  • «Волшебные палочки» - палочки Кюизенера;
  • «Творческое конструирование» - конструкторы различных видов.

В результате такой работы у детей формируется целостная картина мира, дети реализуют свои творческие способности, развивается потенциал воспитанников. Повышается активность детей к познанию окружающей действительности, появляется потребность к осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Поэтому мы уделяем художественно-эстетическому развитию особое внимание, и, стараемся применять в различных видах образовательных областей, таких как – речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное и физическое развитие. На занятиях по познавательно-исследовательской деятельности мы с детьми часто экспериментируем с красками. Например, смешиваем краски и получаем новый цвет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Художественно-эстетическое развитие детей младшего возраста посредством интеграции различных видов деятельности»

По мнению В.А.Сухомлинского «художественно-эстетическое развитие — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту...

Семинар – практикум для педагогов Тема: «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности в условиях ФГОС ДО»

Художественно – эстетическое развитие тесно связано с различными разделами работы, включёнными в педагогическую систему дошкольного воспитания. В процессе деятельности по ознакомлению с окружающ...

Семинар для педагогов ДОУ"Художественно-эстетическое развитие детей посредством интеграции различных видов деятельности"

Цель: развитие фантазии, воображения, творческого мышления педагогов при работе с детьми по направлению «художественно-эстетическое развитие детей посредством интеграции различных видов деятельн...

Семинар-практикум для педагогов «Художественно-эстетическое развитие посредством интеграции различных видов деятельности»

Цель: обобщить и систематизировать знания педагогов по интеграциихудожественно – эстетического развитию в рамках ФГОС ДО...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством интеграции различных видов деятельности в условиях ФГОС ДО

Художественно-эстетическое развитие ребёнка — многогранное направление в системе современного дошкольного образования, рассматриваемое в единстве воспитания эстетического отношения к о...

Художественно-эстетическое развитие дошкольников посредством интеграции различных видов деятельности в условиях ФГОС ДО

Художественно-эстетическое развитие ребёнка — многогранное направление в системе современного дошкольного образования, рассматриваемое в единстве воспитания эстетического отношения к о...

Обобщение педагогического опыта работы «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности»

В 2019 году я начала работу в инновационном направлении над темой: «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста посредством интеграции различных видов деятельности» в об...