Центр сенсорного развития для детей от 1,5 до 3 лет
материал (младшая группа)

Бастрыкина Татьяна Алексеевна

Значение сенсорного развития в раннем  дошкольном возрасте является основной для интеллектуального развития ребенка, развития внимания, воображения, памяти, наблюдательности, влияет на расширение словарного запаса ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsentr_sensornogo_razvitiya_detey_ot1do3_let.docx24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Центр сенсорного развития для детей от 1,5 до 3 лет

Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т.п. Значение сенсорного развития в раннем дошкольном возрасте является основной для интеллектуального развития ребенка, развития внимания, воображения, памяти, наблюдательности, влияет на расширение словарного запаса ребенка.

Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т.е. насколько совершенно ребёнок слышит, видит , осязает окружающее.

Сенсорное развитие происходит в различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире.

Цель:

формирование сенсорных способностей у детей от1,5 до3 лет в процессе разнообразных видов деятельности.

Задачи:

- развивать у детей умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по признакам, замечать их форму, цвет;

-развивать познавательные процессы,мелкую моторику;

-формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;

-обогащать активный и пассивный словарь детей: учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;

-воспитывать у детей доброжелательное отношение друг к другу.

Среда сенсорного центра должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной, безопасной, здоровье сберегающей.

1. Способы, обеспечивающие насыщенность среды, соответствуют возрастным возможностям детей и содержанию рабочей программы:

-Наполнение и оснащение средствами, в том числе расходным игровым инвентарём.

2. Способы, обеспечивающие трансформируемость:

- Возможность изменения предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей ( например, выдвижные ящики, в которых размещён игровой материал, могут по индивидуальному желанию детей трансформироваться в столик).

3.Способы,  обеспечивающие полифункциональность:

-Наличие в центре полифункциональных предметов (крышки от бутылок, бутылочки, коробочки, прищепки,  в том числе бросовые и природные материалы, пригодные для использования в разных видах детской активности в качестве предметов заместителей в дидактических играх).

4. Способы, обеспечивающие вариативность:

-Наличие  разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей.

5.Способы, обеспечивающие доступность:

-Свободный доступ детей, в том числе к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающих все основные виды детской активности (открытые полки в шкафах);

-Исправность и сохранность материалов, оборудования.

6. Способы, обеспечивающие безопасность:

- Предполагают соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надежности и  безопасности их использования, особое внимание надо обратить на отсутствие мелких игрушек и деталей.

                         Содержание центра сенсорного развития детей

Дидактические игрушки: цилиндрики-вкладыши, рамки и вкладыши, пирамидки.

Цель: сопоставление и сравнение предметов по величине, цвету, форме, способствование навыкам ориентирования в пространстве, развитие памяти, внимания, начальных навыков счета.

Дидактические игры и игрушки со шнуровками, молниями, пуговицами, кнопками

«Осьминожка», «Краб», «Крокодил», шнуровки, застежки, молнии на панно, на туфельке, на игрушке.

Цель: формирование навыков самообслуживания и мелкой моторики кистей рук.

Игры с «Мозаикой» (различной величины и формы),  прищепками

Цель: способствование стимуляции сенсорно-моторного развития, развитие зрительного восприятия, мелкой моторики рук, закрепление цвета.


Игры с музыкальными инструментами, с куклами различных видов театра

Цель: способствование развитию слухового восприятия, речи, координации движений пальцев рук.

Развивающие игры: «Лото», «Пазлы», « Домино», « Матрёшки»

Цель: развитие зрительного восприятия, умения соотносить предметы по определенным признакам.

Игры с песком, водой, природным и бросовым материалом.

Цель: способствование развитию тактильных ощущений, мелкой моторики рук, развитие мыслительных операций.

Геометрические фигуры и плоские силуэты разных предметов (фланелеграф), игрушки для сравнения по длине, ширине (ленточки, полоски бумаги и др.) и объемные для сравнения по высоте (матрешки, елочки, башенки и др.) (по 2 предмета).

Наборы игрушек,  игры, позволяющие различать пространственные представления от наблюдателя: вперед (впереди), назад (сзади), вверх, вниз; различать правую и левую руки.


Наглядные пособия

- Наборное полотно с двумя полосками.

- Карточки с двумя полосками размером 21х8 см: карточка, на одной полоске, которой нарисованы различные предметы, расположенные в ряд, вторая полоска – для раскладывания предметов детьми; карточка с двумя свободными полосками.

- Панно для знакомства с цифрами.

- Карточки с различными предметами (от 1 до 5).

- Коробки-вкладыши с набором объемных геометрических фигур.

- Конструкторы «Лего», «Фантазия», «Огонек».

- Наборы разрезных картинок (плоскостные, на кубиках) из 4-6 частей.

- Мозаики (крупные, мелкие). Шаблоны, линейки, трафареты.

Таким образом, сенсорное развитие детей включает в себя несколько важных компонентов: зрительное восприятие, ощущение, мышление, память, осязательные составляющие. Все они в совокупности представляют собой единую систему, благодаря которой ребёнок продвигается в своём развитии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Модель центра сенсорного развития для детей 1-3 лет в детском саду»

laquo;Модель центра сенсорного развития для детей 1-3 лет в детском саду»...

Презентация "МОДЕЛЬ ЦЕНТРА СЕНСОРНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА"

Мы все прекрасно знаем, что чем большее число сенсорных систем задействовано в процессе воспитания и обучения ребенка, тем успешнее и эффективнее происходит его развитие. Как показывает практика, в на...

Оснащение центра сенсорного развития предметно-развивающей среды для детей от 1 года до 3 лет в дошкольной организации

Дидактический материал, предметы и игры для формирования сенсорных эталонов у детей и развития чувственных восприятий...

Оснащение центра сенсорного развития для детей от года до трёх лет.

Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. ...

Оснащение центра сенсорного развития для детей раннего возраста от1 года до 3 лет

Сенсорное развитие (сенсорика) – это процесс формирования определенных представлений о свойствах предметов: их размере, форме, цвете, положении в пространстве, вкусах, запахах и т.д....

«Оснащение центра сенсорного развития для детей от 1 года до 3 лет»

Сенсорное развитие - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. д. Значение...

Презентация "Оснащение центра сенсорного развития для детей от 1 года до 3 лет"

Презентация "Оснащение центра  сенсорного развития для детей от 1 года до 3 лет"...