Проект "Умелые ручки" с детьми второй группы раннего возраста
методическая разработка
Долгосрочный проект "Умелые ручки"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vo_vtoroy_gruppe_rannego_vozrasta_na_temu_palchiki_umelye_.docx | 976.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Звёздочка»
Проект по развитию речи детей раннего возраста с помощью пальчиковой гимнастики
«Пальчики умелые»
Выполнила: воспитатель
Петрова Наталья Сергеевна
2019-2020 гг.
Актуальность
Мелкая моторика – это скоординированные движения кистей рук и мелких мышц пальцев. Чтобы стимулировать развитие речи у ребенка, важно развивать мелкую моторику или движения пальцев рук. Это необходимо не только для выполнения каких-то повседневных действий, но и для стимуляции мозговой деятельности, и для развития интеллектуальных способностей. Учеными доказано, что уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Изучая деятельность мозга ребенка, психику детей вообще, ученые отмечают большое стимулирующее значение функции руки, и заключают, что речевое развитие происходит под влиянием кинестетических импульсов от кончиков пальцев.
Я выбрала работу по развитию мелкой моторики руки в связи с тем, что так же считаю эту тему наиболее актуальной для детей младшего дошкольного возраста. Эта работа направлен на развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей младшего возраста.
Цель:
развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности (рисование, лепка,), а также в повседневной работе c детьми.
Задачи:
развивать общую моторику рук; развивать мелкую моторику рук с помощью массажа, специальных упражнений и пальчиковых игр; стимулировать речевое, умственное и интеллектуальное развитие детей; формировать навыки предметной деятельности детей; формировать навыки самообслуживания
Для детей
Активизация речи детей, сенсорное развитие детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей.
Для родителей
Учитывать опыт, приобретенный детьми в детском саду. Создавать в семье благоприятные условия для активизации речи детей, использования пальчиковых игр в развитии мелкой моторики.
Возрастная группа:2-3 года.
Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
Сроки проекта: долгосрочный (сентябрь-февраль)
Ожидаемый результат:
- повышение уровня развития мелкой моторики воспитанников группы раннего возраста;
- формирование и становление речевых навыков у воспитанников;
- интеллектуальное и умственное развитие детей;
- пополнение предметно-развивающей среды;
- обогащение родительского опыта в воспитании детей;
- создание в семье благоприятных условий для развития мелкой
- моторики рук ребенка, учитывая опыт, приобретенный в детском саду
- Анализ внутренней среды
В детском саду и группе созданы все условия для развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста:
1. Методический кабинет
2. В группе подобран материал: картотека пальчиковых игр,” Пальчиковый театр”,дидактические игры” Шнуровки”,”Пазлы”,” Собери бусы”,” Волшебные пуговицы”,” мозаики, рамки-вкладыши, деревянные матрешки, пирамидки, трафареты, раскраски, конструкторы, материал по различным видам продуктивной деятельности( лепке, рисованию, методическая литература.
План реализации проекта:
Анализ и сбор информации из различных источников
Разработка перспективного и тематического планирования по проекту;
Картотека для родителей «Тренируем руки - развиваем речь»
Создать в семье благоприятные условия для развития речи ребёнка, учитывая опыт детей, приобретённый в детском саду;
Разработать основные направления работы с детьми в образовательной деятельности и в свободное время;
Мониторинг результатов.
Подготовительный этап
Изучение литературы по теме:
- Лазаренко О.И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»
- Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
- Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»
- Османова Г.А, Позднякова Л.А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года»
- Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»
- Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Основной этап
Реализация проекта в соответствие с планом.
Заключительный этап
Анализ проведенной работы
Пальчиковая гимнастика
Проводится как часть занятия, используется как физкультминутка на занятиях, в индивидуальной работе, на прогулке.
Работа с родителями с целью развития мелкой моторики рук детей раннего дошкольного возраста
Сентябрь | Консультация для родителей на тему «Влияние мелкой моторики на речь детей» | Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем дошкольном возрасте |
Октябрь | Консультация для родителей «Играем пальчиками» | Настраивать родителей на сотрудничество по развитию мелкой моторики рук детей в домашних условиях |
Ноябрь | Консультация «Рисуем на манке» | Учить родителей использовать манную крупу с целью развития мелкой моторики и речи ребенка |
Декабрь | Консультация «Развитие мелкой моторики у детей посредством формирования культурно-гигиенических навыков» | |
Январь | Родителям о нетрадиционных техниках рисования: «Волшебные пальчики» | Познакомить родителей с методикой нетрадиционных методах рисования |
Февраль | День открытых дверей. Присутствие родителей на НОД с использованием пальчиковой гимнастики | Учить родителей использовать пальчиковую гимнастику в различных видах деятельности детей |
Виды игр для развития мелкой моторики.
Мелкую моторику рук развивают:
- различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности;
- игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку (только под контролем взрослых);
- игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать,
- насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д.;
- рисование карандашом (пальчиками, кистью и т. д.);
- застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
- Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы малыша, развивают мышцы. Малыш, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПО ИГРАМ С КИНЕТИЧЕСКИМ ПЕСКОМ.
Сентябрь
«Ах, какой песочек!»
Цель: развитие тактильной чувствительности, речи, мелкой моторики, глазомера.
Оборудование: кинетический песок.
Ход: предложите ребенку закрыть глаза и почувствовать, как песок струится между пальчиков, подружитесь с ним. Спросите ребенка, какой песок — холодный, теплый, влажный, сухой?
Предложите сжать песок в кулачке, расплющить между ладонями, сделать пирожок.
Пусть ребенок закопает руки в песок, пошлепает по нему, оставляя следы ладоней, или потопает, оставляя следы ступней. Похлопайте по песку, оставив отпечатки ладоней — как ваших, так и ребенка. Спросите ребенка: «Чья ладошка больше?»
Пусть он дотронется до песка всей ладошкой — внутренней, затем — тыльной стороной. Предложите малышу дотронуться до песка поочередно пальцами одной, потом — второй руки, затем всеми пальцами одновременно — «пальчики здороваются».
Можно предложить ребенку наступить на песочек ногами.
Октябрь
«Ручки радуются песочку»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.
Оборудование: кинетический песок, мелкие игрушки.
Ход: перетирайте песок между пальцами, ладонями. Оставьте «необыкновенные следы». Продолжайте игру, придумывая, кто бы мог пройти по этому песочку. Можно включить в игру мелкие игрушки для обыгрывания сюжета.
Ноябрь
«Идут медвежата»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.
Оборудование: кинетический песок.
Ход: ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.
Декабрь
«Прыгают зайцы»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.
Оборудование: кинетический песок.
Ход: кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
Январь
«Волшебные отпечатки на песке»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.
Оборудование: кинетический песок.
Ход: оставьте отпечатки рук — своих и ребенка — на мокром песке, затем дорисуйте их или дополните камешками, чтобы получились веселые мордочки, рыбки, осьминожки, птички и т. п.
Февраль
«Бегут жучки-паучки»
Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения, мелкой моторики.
Оборудование: кинетический песок.
Ход: ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение насекомых, — «жучки бегут». Можно полностью погружать руки в песок, встречаясь там руками друг с другом, — «жучки здороваются».
Перспективный план по развитию мелкой моторики у детей раннего возраста
Создание картотеки пальчиковой гимнастики по лексическим темам
Сентябрь
Тема: «Осень»
«Осень, осень»; «Осенний букет»; «Листопад»; «Дождик»
Октябрь
Тема: «Овощи. Фрукты»
«Овощи»; «Засолка капусты»; «Сливы»; «Яблоки»
Ноябрь
Тема: «Одежда и обувь»
«Я перчатку надеваю»; «Это чья рубашка»; «Наша обувь»; «Ботинки»
Декабрь
Тема: «Зима. Новый год»
«Зима»; «На дворе у нас мороз»; «Новый год»; «На ёлке»
Январь
Тема: «Посуда»
«Помощники»; «Наш Антошка»
Февраль
Тема: «Моя семья»
«Моя семья»; «Как у нас семья большая»; «Радуются взрослые и дети»
Расти, коса, до пояса, Не вырони ни волоса Расти, косонька, до пят – Все волосоньки в ряд. Расти, коса, не путайся, -Маму, дочка, слушайся. Катя, Катя маленька, Катенька удаленька, Пройди по дороженьке, Топни, Катенька, ноженькой.
Как растаял месяц - золотые рожки Как у нашей Тани солнышко в окошке, Яркие у солнышка лучики горят, Русые у Танюшки косыньки весят. | Сидит белка на тележке, Продает орешки: Лисичке-сестричке, Воробью, синичке, Мишке толстопятому Заиньке усатому, Кому в платок, Кому в зобок, Кому в лапочку.
Как у нашего соседа Весела была беседа: Гуси - в гусли, Утки - в дудки, Овцы - в донцы, Тараканы - в барабаны.
Ваня, Ваня - простота Купил лошадь без хвоста Сел задом наперед И поехал в огород. | Стала Маша гостей созывать: И Иван приди, и Степан приди, И Сергей приди, и Матвей приди. А Никитушка - ну, пожалуйста! Стала Маша гостей угощать: И Ивану блин, и Степану блин, И Сергею блин, и Матвею блин, А Никитушке - мягкий пряничек.
|
Потешки
ПРИГОВОРКИ, ЗАКЛИЧКИ
Киска, киска, киска, брысь -На дорожку не садись: Наша деточка пойдет, Через киску упадет.
Божья коровка, Черная головка, Лети-лети за море Там тепленько, Здесь холодненько. Улитка, улитка! Покажи свои рога, Дам кусочек пирога, Пышки, ватрушки, Сдобные лепешки - высунь рожки! Божья коровка, Полети на небо, Полети на небо Принеси мне хлеба. Принеси мне ягод Полное лукошко! Сарафанчик новый И конфет немножко. | Птичка, птичка, Вот тебе водичка, Вот и тебе и крошки На моей ладошке.
Бабочка - коробочка, Полети на облачко, Там твои детки На березовой ветке. Бабочка - коробочка, Ветер или дождь? Полетишь - так ветер, Упадешь - так дождь!
Солнышко, солнышко, Полети на облачко! Там твои детки Кушают конфетки, Хлебом заедают, Медом запивают, Всем раздают, А тебе не дают. | Воробей, воробей, Не летай на песок, Не клюй песок, Не тупи носок. Пригодится носок На овсяный колосок.
Петя, Петя петушок, Золотой гребешок, Ты зачем так рано встал, «Ку-ка-ре-ку» прокричал? - А затем, - петух ответил, -Чтобы не проспал народ Солнца ясного восход! Кукушечка, кукушечка, Серая рябушечка, Покукуй в лесу: ку, ку -Сколько лет я проживу? Сорока-белобока, Научи меня летать, ни высоко, ни далеко, Чтобы солнышко видать |
Пальчиковые игры с детьми 2-3-х лет
Разминка Ты, утенок, не пищи! Можно использовать резиновые игрушки. Погладим котенка — Киса, кисонька, кисуля! — Позвала котенка Юля.
Моя семья Вот дедушка,
Встали пальчики Этот пальчик хочет спать,
На работу Большой палец встал один.
Комарик Не кусай, комарик злой!
| Наш малыш Этот пальчик — дедушка,
Шалун Наша Маша варила кашу.
Коготочки У кошкиной дочки
Жук Я веселый Майский жук.
| Качели Задрожали ветви елей. Упражнение выполнять вначале правой, затем левой рукой, а далее — двумя руками. От запястья кисти рук с прямыми сомкнутыми пальцами поднимать вверх, а затем, слегка согнув пальцы, мягко опускать вниз. Кисточка Мягкой кисточкой покрашу
Солнце светит очень ярко,
Оса Оса села на цветок.
Вертолет Быстро лопасти крути!
|
Заключение
«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев», - писал В. А. Сухомлинский. Это значит, чем больше ребёнок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый «источник» творческой мысли, который «питает мозг ребёнка.
О том, как важно уделять особое внимание развитию мелкой моторики ребёнка, педагоги и психологи говорят уже давно. Все они сходятся во мнениях, что развитию интеллекта и речи малыша, подготовке к обучению в школе, а также положительному воздействию на весь организм ребёнка в целом способствует ловкая и слаженная работа детских пальчиков.
Учитывая тот факт, что активные движения пальцев рук стимулируют развитие речи, целесообразно расширять объём пальчиковых игр и систематически использовать их в работе с детьми.
Список литературы
1. Лазаренко О.И. «Артикуляционно-пальчиковая гимнастика»
2. Нищева Н.В. «Картотеки подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики»
3. Овчинникова Т.С. «Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду»
4. Османова Г.А, Позднякова Л.А «Игры и упражнения для развития у детей общих речевых навыков. З -4 года»
5. Ткаченко Т.А. «Физкультминутки для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушениями речи»
6. Янушко Е.А. «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста»
Конспект занятия
на тему: «Неваляшки-яркие рубашки»
Подготовила:
Воспитатель:
Петрова Наталья Сергеевна
Цель:
закреплять навык рисования красками нетрадиционным способом примакивания пальцев к листу бумаги.
Задачи:
- вызвать интерес к новой игрушке;
- учить сравнивать составляющие неваляшки;
- закрепить название основных цветов: красный, синий, желтый, зеленый;
- развивать внимание;
- учить обмакивать палец в краску;
- рисовать плотно примакивая палец к силуэту неваляшки;
- вытирать палец салфеткой.
- проявлять активность в выполнении простейших танцевальных движений – песенку «Неваляшка».
Актуальность:
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных способов рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей. Поэтому необходимо вызывать у них интерес к нетрадиционным способам рисованию и желание действовать с ними. Это увлекательное занятие дарит ребёнку многогранные тактильные ощущения, развивает мелкую моторику и творческую свободу. Рисуя руками и пальчиками, ребёнок тренирует свою фантазию, учится мыслить, осваивает разницу цветов и форм.
Образовательные области:
- Развитие речи.
- Социально-коммуникативное развитие.
- Познавательное развитие.
- Художественно-эстетическое развитие.
- Физическое развитие.
Демонстрационный материал: игрушка неваляшка, краски, музыкальное сопровождение.
Для детей: заготовка неваляшки из цветного картона, влажные салфетки (на каждого ребенка).
Активный словарь: неваляшка, оранжевый, красный, маленькая, большая, круглая, кукла. Игрушка
Пассивный словарь: ванька-встанька, матрешка.
Ожидаемые результаты:
отвечают на простые вопросы при рассматривании неваляшки, проявляют активность при выполнении простейших танцевальных движений; принимают активное участие в продуктивной деятельности.
Предварительная работа:
Рассматривание неваляшек разного размера.
Уточнение понимания смысла слова «неваляшка – кукла, которая не валится, не валяется, не ложится».
Сравнение неваляшек с матрешкой.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель: Целый день стоят как свечки
Эти чудо - человечки.
Не желают куклы спать,
Не уложишь на кровать.
Покачаются немножко
И опять встают на ножки.
Подскажи - ка мне на ушко:
Как название игрушки?
Отгадать совсем не тяжко:
Это кукла неваляшка.
(показывает детям игрушку – неваляшку.)
Воспитатель: Посмотрите, к нам пришла в гости новая игрушка. Это удивительная кукла. Она не лежит – сразу встает. Она даже в кроватке стоит!
Воспитатель: Давайте с вами рассмотрим эту игрушку.
- Что есть у куколки? (Туловище, голова.)
- Какой формы туловище? (Круглое.)
- А голова какой формы? (Тоже круглая.)
- Какое туловище по величине? (Большое.)
- А голова какая по величине? (Маленькая.)
- Какого цвета наша неваляшка? (Красная.)
- А еще какого цвета бывают неваляшки? (Красная, оранжевая.)
Основная часть. Рисование неваляшек.
Воспитатель. К нам в гости пришли и другие неваляшки и хотят себе яркие рубашки.
Давайте украсим им эти рубашки, чтобы неваляшки были нарядными.
А сейчас мы сделаем гимнастику для пальчиков чтобы подготовить для рисования.
Физминутка
Игрушки
У Антошки есть игрушки:
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
Поочередно сгибают пальчики в кулачок, начиная с большого.
(Воспитатель раздает каждому ребенку силуэты неваляшек и предлагает украсить их разноцветными точками)
- Рисовать мы будем необычным способом. Смотрите, я складываю пальцы в кулачек, а один пальчик отгибаю и набираю на него краску. Одной рукой я придерживаю неваляшку, а пальчик с краской прикладываю к рубашке неваляшки. Потом вытираем пальчик салфеткой.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Посмотрите какие красивые у нас получились неваляшки.
Теперь давайте попрощаемся с куколками и скажем им: «До встречи!» А не хотите ли на прощанье станцевать для куколок?
Игра – песенка «Неваляшка»
Динь, динь, ди-ли-дон, что за странный перезвон,
Слышен он со всех сторон – ди-ли-дон, ди-ли-дон!
Мы милашки, куклы неваляшки,
Куклы неваляшки, яркие рубашки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Метод работы с детьми второй группы раннего возраста используя технологию проектирования""
На основании проведённой диагностики детей в начале года, увидела целесообразность применения технологии проектирования, так как на современном этапе федеральных государственных тре...
Календарный план работы с детьми второй группы раннего возраста на октябрь 2014 г. (от 1 года до 2 лет) ФГОС
При составлении плана использовались конспекты занятий и литература для раннего возраста. Список литературы на последней станице плана. Музыкальные занятия проводились по Карпухиной Н.А., физкул...
Познаватально-исследовательский проект с детьми второй группы раннего возраста "Осень золотая, мы тебя встречаем!"
В рамках пректа дети более подробно знакомятся с характерными признаками осени. Осуществляется разнообразная деятельность детей. Это организованная образовательная деятельность, прогулки, наблюдения, ...
Конспект игры-занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речи с детьми второй группы раннего возраста №3 на тему: "Прогулка в зимний лес"
Конспект игры-занятия по расширению ориентировки в окружающем и развитию речис детьми второй группы раннего возраста №3на тему: "Прогулка в зимний лес"...
конспект нод проектная деятельность с детьми второй группы раннего возраста,проект "осень"
Матерал включает в себя сезонные наблюдения в течении месяца работы за детьми раннего возраста...
физическое развитие с детьми второй группы раннего возраста
"Путешествие в лес на поезде"...
Рисуем пальчиками с детьми второй группы раннего возраста
Пальчиковое рисование является очень полезным для развития ребенка на ранних этапах жизни....