Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации
учебно-методический материал (младшая группа)
Система оценки индивидуального развития детей разработана с учетом содержания образовательных областей, видов детской деятельности, задач развития детей и в соответствии с целевыми ориентирами ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
monitoring_gr_no4.docx | 55.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностика педагогического процесса
в первой младшей группе (от 1,5 до 3 лет)
дошкольной образовательной организации
Предлагаемая диагностика разработана с целью оптимизации образовательного процесса в любом учреждении, работающим с группой детей с группой детей от 1,5 до 3 лет, вне зависимости от приоритетов разработанной программы обучения и воспитания и контингента детей. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке достижений ребенка по принципу: чем ниже балл, тем больше проблем в развитии ребенка или организации педагогического процесса в группе детей. Система мониторинга содержит 5 образовательных областей, соответствующих Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Физическое развитие», что позволяет комплексно оценить качество образовательной деятельности в группе и при необходимости индивидуализировать его для достижения достаточного уровня освоения каждым ребенком содержания образовательной программы учреждения.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком необходимыми навыками и умениями по образовательным областям:
- балл — ребенок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры оценки;
- балла — ребенок выполняет все параметры оценки с частичной помощью взрослого;
- балла — ребенок выполняет все параметры оценки самостоятельно.
Таблицы педагогической диагностики заполняются дважды в год.
В первой младшей группе с учётом адаптации детей к дошкольному учреждению таблицы заполняются в середине и в конце учебного года.
Этап 1. Напротив фамилии и имени каждого ребенка проставляются баллы в каждой ячейке указанного параметра, по которым затем считается итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение = все баллы сложить (по строке) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для написания характеристики на конкретного ребенка и проведения индивидуального учета промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Этап 2. Когда все дети прошли диагностику, тогда подсчитывается итоговый показатель по группе (среднее значение = все баллы сложить (по столбцу) и разделить на количество параметров, округлять до десятых долей). Этот показатель необходим для описания общегрупповых тенденций, а также для ведения учета общегрупповых промежуточных результатов освоения общеобразовательной программы.
Двухступенчатая система мониторинга позволяет оперативно находить неточности в построении педагогического процесса в группе и выделять детей с проблемами в развитии. Это позволяет своевременно разрабатывать для детей индивидуальные образовательные маршруты и оперативно осуществлять психолого-методическую поддержку педагогов. Нормативными вариантами развития можно считать средние значения по каждому ребенку или общегрупповому параметру развития больше 2,5. Эти же параметры в интервале средних значений от 1,5 до 2,4 можно считать показателями проблем в развитии ребенка социального и\или органического генеза, а также незначительные трудности организации педагогического процесса в группе. Средние значения менее 1,4 будут свидетельствовать о выраженном несоответствии развития ребенка возрасту, а также необходимости корректировки педагогического процесса в группе по данному параметру/данной образовательной области.
Наличие математической обработки результатов педагогической диагностики образовательного процесса оптимизирует хранение и сравнение результатов каждого ребенка и позволяет своевременно оптимизировать педагогический процесс в группе детей образовательной организации.
Рекомендации по описанию инструментария педагогической диагностики в первой младшей группе
Инструментарий педагогической диагностики представляет собой описание rex проблемных ситуаций, вопросов, поручений, ситуаций наблюдения, которые вы используете для определения уровня сформированности у ребенка того или иного параметра оценки. Следует отметить, что часто в период проведения педагогической диагностики данные ситуации, вопросы и поручения могут повторяться, с тем, чтобы уточнить качество оцениваемого параметра. Эго возможно, когда ребенок длительно отсутствовал в группе или когда имеются расхождения в оценке определенного параметра между педагогами, работающими с этой группой детей. Музыкальные и физкультурные руководители, педагоги дополнительного образования принимают участие в обсуждении достижений детей группы, но разрабатывают свои диагностические критерии в соответствии со своей должностной инструкцией и направленностью образовательной деятельности.
Важно отмстить, что каждый параметр педагогической оценки может быть диагностирован несколькими методами, с тем чтобы достичь определенной точности. Также одна проблемная ситуация может быть направлена на оценку нескольких параметров, в том числе из разных образовательных областей.
Основные диагностические методы педагога образовательной организации:
- наблюдение;
- проблемная (диагностическая) ситуация;
- беседа.
Формы проведения педагогической диагностики:
- индивидуальная;
- подгрупповая;
- групповая.
Обратите внимание, что диагностируемые параметры могут быть расширены/сокращены в соответствии с потребностями конкретного учреждения, поэтому описание инструментария педагогической диагностики в разных образовательных организациях будет различным. Это объясняется разным наполнением развивающей среды учреждений, разным контингентом воспитанников, разными приоритетными направлениями образовательной деятельности конкретной организации.
Примеры описания инструментария по образовательным областям
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
- Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками.
Методы: наблюдение в быту и в организованной деятельности.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: фиксировать па прогулке, в самостоятельной деятельности стиль поведения и общения ребенка.
- Эмоционально откликается на игру, самостоятельно выполняет игровые действия, следит за действиями героев кукольного театра. Понимает социальную оценку поступков сверстников или героев иллюстраций, литературных произведений.
Методы: наблюдение.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: фиксировать поведение ребёнка во время игры.
Материал: сказка «Теремок».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Почему звери расстроились? Кто поступил правильно? Кто поступил нечестно? Почему?»
- Разыгрывает самостоятельно и по просьбе взрослого отрывки из знакомых сказок.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: игрушки герои сказок по количеству детей.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Давайте расскажем сказку „Репка"».
Образовательная область «Познавательное развитие»
- Знает имена членов своей семьи, воспитателей.
Методы: беседа.
Форма проведения: индивидуальная.
Задание: «Скажи, пожалуйста, как тебя зовут? А как меня зовут? Как зовут папу/маму?»
- Умеет группировать предметы по цвету, размеру, форме.
Методы: проблемная ситуация.
Материал: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал одного цвета и разного размера, муляжи и картинки овощей, фруктов, кукольная посуда/ одежда/мебель.
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Найди все красное, все круглое, все большое»
Образовательная область «Речевое развитие»
1. Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: дидактическая игра «Какой звук».
Форма проведения: индивидуальная, подгрупповая.
Задание: «Повтори за мной — А, У,О, Э, Ы. Хлопни тогда, когда услышишь А».
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
1. Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение.
Материал: геометрические фигуры из бумаги разных цветов и фактур (круг, квадрат, треугольник), заготовка ваза.
Форма проведения: подгрупповая.
Задание: «Укрась вазу».
Образовательная область «Физическое развитие»
- Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого.
Методы: проблемная ситуация, наблюдение в быту и организованной деятельности.
Материал: зонтик.
Форма проведения: подгрупповая. групповая.
Задание: «Сейчас мы будем играть в игру „Солнышко и дождик“. Когда я скажу „солнышко», дети бегают. Когда скажу „дождик“, дети бегут под зонт.
Литература
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Приказ Министерства образования и науки № 1155 от 17 октября 2013 года (вступил в силу 01 января 2014 года).
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
- Каменская В. Г. Детская психология с элементами психофизиологии. — М., 2005.
- Ноткина Н. А. и др. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста. — СПб., 2003.
- Урушпаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. — М., 2001
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Воспитатели____Зиннатуллина Г.Р. , Аптрашева Н.В. Группа _№ 4 1- младшая_________________________
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Старается соблюдать правила поведения в общественных местах, в общении со взрослыми и сверстниками | В самостоятельной игре сопровождает речью свои действия. | Имитирует мимику, движения, интонацию героев литературных произведений | Может играть рядом, не мешать другим детям, подражать действиям сверстника. | Способен придерживаться игровых правил в дидактических играх | Следит за действиями героев кукольного театра. | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||
январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | ||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Образовательная область «Познавательное развитие»
Воспитатели______Зиннатуллина Г.Р. ,Аптрашева Н.В. Группа _№ 4 1- младшая_________________________
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Называет имена членов своей семьи и воспитателей | Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним | Различает и называет предметы ближайшего окружения, игрушки. | Знает и называет некоторые растения и животных, их детенышей, различает некоторые фрукты, овощи | Различает один и много предметов, различает большие и маленькие предметы, называет их размер | Знает основные цвета: красный синий, зеленый, желтый, черный, белый | Умеет группировать предметы но цвету, размеру, форме | Понимает смысл обозначения: вверху-внизу, впереди-сзади. Различает день-ночь, зима-лето | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||||
январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | ||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Образовательная область «Речевое развитие»
Воспитатели _________________ Зиннатуллина Г.Р., Аптрашева Н.В. Группа _№4 1- младшая_________________________
№ п/п | Ф.И.О. Ребенка | Рассматривает сюжетные картинки, способен кратко рассказать об увиденном | Отвечает на вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения | Использует все части речи, простые нераспространённые предложения и предложения с однородными членами | Четко произносит все гласные звуки, определяет заданный гласный звук из двух | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||
январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | ||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Воспитатели _Зиннатуллина Г.Р. Аптрашева Н.В.. Группа _№ 4 1- младшая_____
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Знает, называем и правильно использует детали строительного материала. | Знает, что карандашами, фломастерами, красками и кистью можно рисовать. Знает основные цвета | Создает изображения предметов из готовых фигур. Украшает заготовки из бумаги разной формы | Умеет раскатывать комок глины прямыми и круговыми движениями кистей рук | Слушает музыкальное произведение до конца. Узнает знакомые песни. Замечает изменения в звучании (тихо — громко) | Умеет выполнять танцевальные движения: кружиться, притопывать попеременно ногами, двигаться под музыку с предметами | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||
январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | ||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Образовательная область «Физическое развитие»
Воспитатели ___Зиннатуллина Г.Р., Аптрашева Н.В. Группа _№ 4 1- младшая_________________________
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Умеет самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности | Умеет самостоятельно есть. | Умеет ходить и бегать, сохраняя равновесие, в разных направлениях по указанию взрослого | Может прыгать на двух ногах на месте, с продвижением вперед | Умеет брать, держать, переносить, класть, бросать, катать мяч | Умеет ползать, подлезать под натянутую веревку, перелезать через бревно, лежащее на полу. | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | |||||||
январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | ||
Итоговый показатель по группе (среднее значение) |
Результаты педагогической диагностики за __________2021-2022_____ учебный год
Воспитатели ___Зиннатуллина Г.Р., Аптрашева Н.В. Группа _№ 4 1- младшая_________________________
№ п/п | Ф.И.О. ребенка | Уровень овладения необходимыми навыками и умениями по образовательным областям | |||||||||||
Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | Художественно- эстетическое развитие | Итоговый показатель по каждому ребенку (среднее значение) | ||||||||
январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | январь | май | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Метод проектов как форма организации целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации»
laquo;Метод проектов как форма организации целостного педагогического процесса в дошкольной образовательной организации»...
Статья на тему:"Особенности психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в дошкольной образовательной организации ГБОУ Прогимназии №675“Талант”в условиях реализации ФГОС ДО"
Важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье воспитанников, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды.И...
Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации
Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательного процесса. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке...
Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной огранизации
Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации...
Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации
Система мониторинга по пяти образовательным областям ДООДиагностические карты по возрастам...
Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации
Система мониторинга по пяти образовательным областям ДООДиагностические карты по возрастам...
Диагностика педагогического процесса в дошкольной образовательной организации
Предлагаемое пособие разработано с целью оптимизации образовательногопроцесса. Это достигается путем использования общепринятых критериев развития детей данного возраста и уровневым подходом к оценке ...