Как привлечь детей к совместной деятельности?
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Мотивационная направленность деятельности детей. В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации: Первый тип — игровая мотивация; тип мотивации – помощь взрослому; тип мотивации «Научи меня»тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2statya.docx26.66 КБ

Предварительный просмотр:

Как привлечь детей к совместной деятельности?

Мотивационная направленность деятельности детей. Необходимы такие приёмы, которые обеспечат возникновение нужной мотивации у подавляющего большинства детей. В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

Первый тип — игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек. Создание этой мотивации строится по данной схеме:

  1. Вы рассказываете, что игрушке нужна помощь, и помочь могут им только дети.
  2. Вы спрашиваете детей, согласны ли они помочь игрушке.
  3. Вы предлагаете научить детей делать то, что требуется игрушке, тогда объяснение и показ заинтересуют детей.
  4. Эта же игрушка – подопечный оценивает работу ребёнка, обязательно хвалит ребёнка.
  5. По окончании работы желательно, чтобы дети поиграли со своими подопечными. При данной мотивации ребёнок выступает как помощник и защитник, и её уместно использовать для обучения различным практическим умениям.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне».

Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе. Создание мотивации строится по схеме: Вы сообщаете детям, что собираетесь мастерить что — либо и просите детей помочь вам. Интересуетесь, как они могут вам помочь. Каждому ребёнку даётся посильное задание. В конце подчеркиваете, что результат был достигнут путём совместных усилий, что к нему пришли все вместе.

Третий тип мотивации «Научи меня» — основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим. Создание этой мотивации осуществляется по данной схеме:

  1. Вы сообщаете детям, что собираетесь заняться какой — либо деятельностью и просите детей научить вас этому.
  2. Вы спрашиваете, согласны ли они помочь вам.
  3. Каждому ребёнку, даётся возможность научить вас какому – либо делу.
  4. По окончании игры каждому ребёнку даётся оценка его действий и обязательно следует похвалить его.

Четвёртый тип мотивации «создание предметов своими руками для себя» — основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими. Создание этой мотивации осуществляется по схеме:

  1. Вы показываете детям, какую – либо поделку, раскрываете его преимущества и спрашиваете, хотят ли они иметь такой же для себя или для своих родных.
  2. Далее показываете всем желающим, как изготовить этот предмет.
  3. Изготовленная поделка поступает распоряжение ребёнка. Гордость за дело своих рук – важнейшая основа созидательного отношения к труду. Если ребёнок, уже занят каким – либо интересующим делом, а значит, уже имеет необходимую мотивацию, можно познакомить его с новыми путями решения поставленных задач.

Использование игровых персонажей. На занятиях с детьми нельзя обойтись без игровых персонажей. Использование игровых персонажей и игровая мотивация взаимосвязаны. Игровые и сказочные персонажи могут «приходить в гости», «знакомиться», «давать задания», «рассказывать увлекательные истории», могут и оценивать результаты труда детей. Мотивируя детей, следует соблюдать следующие принципы:

  • нельзя навязывать ребёнку своё видение в решении проблемы (может быть у ребёнка будет свой путь решения проблемы)
  • обязательно спросить у ребёнка разрешения заняться с ним общим делом
  • обязательно хвалить действия ребёнка за полученный результат

действуя совместно с ребёнком, вы знакомите его со своими планами, способами их достижения.

Соблюдая эти правила, вы даёте детям новые знания, обучаете их определённым умениям, формируете необходимые навыки.

Таким образом, партнерские отношения взрослого и ребенка являются наиболее подходящей формой построения образовательной деятельности в дошкольном детстве.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (Приказ МОиН РФ от 17.10.2013г. № 1155) одним из необходимых условий реализации дошкольного образования является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений. Оптимальной формой организации сотрудничества является совместная партнерская деятельность взрослого и ребенка.

Взаимодействие взрослого и ребенка происходит преимущественно в двух социальных институтах – в семье и детском саду, и осуществляется несколькими способами:

– ребенок непосредственно включен в совместную деятельность со взрослыми;

– ребенок наблюдает за деятельностью взрослых;

– взрослый передает знания и образцы культуры в готовом виде, ребенок пассивно их воспринимает.

Одно из требований на сегодняшний день – построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Необходимо организовывать воспитательно-образовательные процесс в соответствии с новыми требованиями не через систему занятий, а через другие адекватные формы образовательной работы с детьми дошкольного возраста. Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Главное – это наличие равноправной позиции, взрослый и ребенок в процессе общения являются партнерами, общение носит нерегламентированный (свободный) характер. Реализация совместной деятельности может проходить в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной формах работы с воспитанниками.

Для того чтобы побудить детей к совместной деятельности, нужно создать определенные педагогические условия (общая цель, особая форма подачи задания, специально организованная структура его выполнения, правильно организованный воспитателем педагогический процесс). Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности и, прежде всего, в той, которая на каждом возрастном уровне является ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Игра создаёт зону ближайшего развития ребёнка. Это связано с тем, что в ней зарождаются новые, более прогрессивные виды деятельности и формируется умение действовать коллективно, творчески. В игровой деятельности зарождаются элементы учебной деятельности. Л.С. Выготский считал игру «девятым валом» в развитии ребёнка (в игре он становится на голову выше себя). Нет игры у дошкольника – нет интереса к учёбе у школьника. Но игра должна быть продумана, и ее нельзя пускать на самотек.

При организации совместной деятельности необходимы следующие условия:

Первое условие – пространство, разделяющее воспитателя и детей, должно быть оптимальным для установления контакта.

Второе условие – выбор позиции «глаза на одном уровне». При организации групповых разговоров с детьми необходимо выбрать такое расположение детей, при котором все участники разговора могли бы видеть друг друга. В процессе игрового общения мы получаем от ребёнка «обратную связь» и сами даём её.

Партнёрство – это всегда мотивация без принуждения, когда дети по собственной инициативе участвуют в деле, которое предлагает взрослый. Педагог должен уметь заинтересовать ребёнка. В этом состоит его педагогическое мастерство. Например, педагог, включаясь с детьми в общее дело, говорит: «Я буду вырезать снежинки!» Далее он рассказывает, как он будет выполнять работу, какие у него возникают трудности. Из этого разговора, дети усваивают, что взрослый равноправный партнёр, друг, единомышленник. Место педагога не у доски, а среди детей.

Партнёрская деятельность на заключительном этапе организованной образовательной деятельности тоже имеет свои особенности. Каждый ребенок работает в своем темпе. Если он раньше закончил работу, то вправе отправиться играть, заняться самостоятельной деятельностью. Заранее педагог вместе с детьми разрабатывает правила поведения, чтобы не мешать другим детям. Задача педагога – позитивная социализация ребёнка. В рефлексии партнёрская деятельность заключается в уважении к человеческому достоинству дошкольников, формировании и поддержке их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. Например: «Ребята, вы довольны своим трудом?, «Понравилось ли вам быть в роли….?, «Как вы думаете, понравится ли родителям ваша работа?», «Помогли ли вы кому-то….?, «С какими трудностями вы столкнулись в работе?», «Что было сделать труднее всего? А что легче?» и т.д.

Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать — что получилось.

Таким образом, партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принимать решения, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно. А также вызывает стремление к достижению цели деятельности, благоприятствует эмоциональному комфорту. Партнерская позиция способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получиться неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.

На разных этапах партнерская позиция воспитателя проявляется особым образом.

Проявление партнерской позиции воспитателя на разных этапах деятельности

Этапы деятельности

Характеристика действий

1 этап

Целеполагание и мотивация детей на деятельность: воспитатель акцентирует внимание детей на фактах. Стимулируя детские высказывания, активизируя имеющийся опыт детей, педагог направляет обсуждение на постановку  проблемы. Рассматривается вариативность её решения. В результате совместного обсуждения выдвигается гипотеза, которую воспитатель предлагает детям подтвердить в процессе поисковой деятельности.

Воспитатель приглашает к деятельности – необязательной, непринужденной: «Давайте сегодня…, Кто хочет, устраивайтесь поудобнее…» (или: «Я буду…Кто хочет, присоединяйтесь…».

Наметив задачу для совместного выполнения, воспитатель, как равноправный участник, предлагает возможные способы ее реализации.

2 этап

Представляет  собой разработку совместного плана действий по достижению цели. Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель обсуждает с детьми возможные пути решения проблемы. Ответы детей можно фиксировать наглядно (лист ватмана, интерактивная доска), используя условные обозначения, понятные детям. Чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям, специалистам, проведение экспериментов, тематических экскурсий - все эти действия могут стать решением поставленного вопроса. Таким образом, составляется план совместных действий, интегрирующий готовый проект педагога и предложения детей. Умение проявить гибкость в планировании, способность подчинить свой план интересам и мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав некоторыми запланированными формами работы - является показателем высокого профессионального мастерства воспитателя, его готовности работать в проектном режиме. Индивид становится субъектом, когда начинает осознавать себя, свои цели, интересы, идеалы и на этой основе вырабатывает программы действий, занимает определенную позицию Главные задачи данного этапа - обучение детей планированию и формирование навыков взаимодействия.

 

3 этап

Практическая  часть в которой дети исследуют, экспериментируют, творят. Воспитатели на равных правах с ребенком участвуют в процессе достижения цели, осуществляя постоянный обмен информацией и действиями, являются соучастником деятельности ребенка, распределяя права, обязанности, ответственность. Функция педагога по отношению к детям заключается не трансляция информации, а организация исследовательской деятельности по её усвоению, решению выявленных проблем Па данном этапе осуществляется обучение ребёнка действиям контроля и самоконтроля.

4 этап

Партнёрской  деятельности является презентация. В зависимости от возраста детей и темы проекта презентация может проходить в различных формах: итоговые игры-занятия, тематические развлечения, игры - викторины, оформление фотовыставок, альбомов, мини-музеев, творческих газет и т. н.

 Когда педагог становится партнером ребенка, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются:

стиль поведения взрослого (от административно-регламентирующего к непринужденно - доверительному);

рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа (от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми);

отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы и т.п.

Значимым является утверждение В. А.Сухомлинского о том, что педагогическое взаимодействие направлено на развитие ребенка и не только. В самом педагогическом взаимодействии заложена необходимость и возможность саморазвития педагога. В итоге взаимодействие дает целостное развитие (саморазвитие) всех участвующих в нем субъектов.

Таким образом, сотрудничество взрослых и детей на фоне совместной деятельности, их содружество в реальных и живых контактах друг с другом - это та среда, где возникают качества развивающейся личности ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка № 1 «Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к совместной деятельности?»

Как лучше обратить внимание детей на себя и првлечь их к совместной деятельности...

Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к совместной деятельности?

laquo;Как лучше обратить внимание детей на себя и привлечь их к совместной деятельности?»...

Как привлечь детей к совместной деятельности с педагогом

Совместная деятельность взрослого и детей – основная модель организации образовательного процесса детей дошкольного возраста. Главное – это наличие равноправной позиции, взрослый и ребенок...